Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru

Проект
N 116219-4

Внесен депутатами
Государственной Думы
В.А. Рыжковым, И.Н. Морозовым,
С.А. Насташевским, В.И. Черепковым



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГАРАНТИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Настоящий Федеральный закон, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц, обеспечения возможности их ознакомления с документами и материалами государственных органов, органов местного самоуправления, реализации принципа открытости при принятии решений указанными органами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает гарантии права граждан и юридических лиц на свободное получение информации о решениях государственных органов и органов местного самоуправления.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и порядок предоставления информации гражданам и юридическим лицам о решениях государственных органов и органов местного самоуправления. Его действие распространяется на федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностных лиц указанных органов. Настоящий Федеральный закон не применяется к органам, в отношении которых федеральными законами предусмотрен особый порядок регулирования предоставления ими информации.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства реализуют в Российской Федерации право на информацию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
3. Для целей настоящего Федерального закона под информацией понимаются все виды информации, создаваемой государственными органами, органами местного самоуправления, которая содержит сведения о принимаемых ими решениях в пределах их компетенции; нормативные правовые акты, издаваемые этими органами.

Статья 2. Правовая основа предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления

Правовую основу предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, принимаемые на основании и в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные принципы реализации права на информацию

Основными принципами реализации права на информацию о решениях государственных органов и органов местного самоуправления являются:
- открытость процедуры выработки, принятия и исполнения решений государственными органами, органами местного самоуправления;
- общедоступность информации, представляющей общественный интерес, открытость информации, затрагивающей личные интересы граждан;
- обеспечение безопасности личности, общества и государства;
- систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях государственными органами и органами местного самоуправления;
- законность поиска, получения и передачи информации;
- достоверность и полнота предоставляемой информации;
- защита права на получение информации;
- осуществление обществом контроля за принятием решений государственными органами, органами местного самоуправления.

Статья 4. Гарантии реализации права на получение информации

1. Право на получение информации может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения ставшую им известной при осуществлении своей деятельности информацию:
- если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан;
- если требуется пресечь сообщение недостоверной информации;
- если она имеет или может иметь общественно значимый характер.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в течение установленного законодательством срока хранить принимаемые ими акты, акты органов, правопреемниками которых они являются, акты, устанавливающие их правовой статус, и вести реестры правовых актов, издаваемых ими в процессе своей деятельности.
4. Реестр должен содержать наименование акта, дату его принятия (подписания), номер, сведения о его опубликовании или направлении тому, кого он касается. Государственный орган, орган местного самоуправления, ведущий реестр, может устанавливать и другие обязательные требования к этим документам.
5. Государственные органы и органы местного самоуправления создают в своем составе структурные подразделения или назначают ответственных лиц (в рамках действующего штатного расписания), на которых возлагаются обязанности по непосредственному обеспечению предоставления информации соответствующим органом заинтересованным лицам.

Статья 5. Ограничение доступа к информации

1. Не может быть ограничен доступ к информации, необходимой для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за получением этой информации, если она не отнесена федеральным законом к категории информации ограниченного доступа.
2. Информацией ограниченного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются сведения:
- составляющие государственную тайну;
- об оперативно-розыскной деятельности;
- о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
- конфиденциального характера;
- доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
3. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
4. Перечень информации ограниченного доступа, а также сведений конфиденциального характера устанавливается законодательством Российской Федерации.
5. Документы и материалы, содержащие сведения, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в части, не содержащей таких сведений.
6. Решение об отказе в предоставлении информации должно быть мотивировано. Отказ в предоставлении информации в любой из форм, установленных настоящим Федеральным законом, должен содержать указание причин отказа, ссылки на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, дату принятия решения, фамилию и должность принявшего решение лица, а также разъяснения о порядке обжалования решения об отказе. Не может быть отказано в ознакомлении с решением, на основании которого доступ к информации ограничивается.

Статья 6. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением информации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны бесплатно предоставлять перечни имеющихся у них информации и услуг, связанных с ее получением.
2. Информация, затрагивающая права и свободы обратившегося гражданина, предоставляется бесплатно.
3. За предоставление иной информации может взиматься плата, не превышающая расходы на изготовление копий запрашиваемых документов, а также почтовые расходы.
4. Орган, предоставивший информацию, содержащую неточные или неполные сведения, обязан по мотивированному письменному заявлению заинтересованного лица бесплатно внести необходимые исправления и дополнения.

Статья 7. Способы предоставления информации

1. Предоставление информации о решениях государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется путем:
а) обнародования информации о принимаемых решениях;
б) обеспечения доступа к заседаниям соответствующих органов;
в) обеспечения непосредственного доступа к фондам официальной информации;
г) предоставления документов и материалов на основании запроса.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе использовать для информирования о принимаемых решениях любые иные способы, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Глава II. ОБНАРОДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЯХ

Статья 8. Порядок обнародования информации о принимаемых решениях

1. Информация публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы, органы местного самоуправления могут предусмотреть иные способы обнародования информации.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления публикуют информацию в учрежденных ими средствах массовой информации, заключают договоры на опубликование нормативной и иной информации с редакциями иных средств массовой информации.
3. Информирование граждан государственными органами и органами местного самоуправления о принимаемых решениях осуществляется посредством обнародования:
информации о принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления решениях;
ежегодных докладов о результатах работы;
иных информационных материалов.

Статья 9. Обнародование информации о принимаемых решениях

1. Правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Порядок и сроки опубликования указанных актов определяются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления предоставляют для опубликования в средствах массовой информации официальную информацию:
о вступлении в должность или об отставке руководителей государственных органов и органов местного самоуправления;
о принятии соответствующего бюджета, установлении и изменении ставок и порядка уплаты налогов и сборов, коммунальных и иных платежей в порядке, установленном соответственно бюджетным и налоговым законодательством;
о принятии правовых актов по управлению имущественными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
о заключении международных соглашений;
о мерах, предпринимаемых для ликвидации чрезвычайных происшествий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Статья 10. Ежегодные доклады о результатах работы

1. В целях представления информации о результатах работы государственных органов и органов местного самоуправления руководители указанных органов обеспечивают подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности возглавляемых ими органов.
2. Требования к порядку составления, структуре и содержанию докладов определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Опубликование информационных материалов

Государственные органы и органы местного самоуправления ежегодно направляют в средства массовой информации сводные информационные материалы о структуре указанных органов и порядке их работы.

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА НА ЗАСЕДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 12. Открытость заседаний

1. Заседания государственных органов и органов местного самоуправления проводятся на принципах открытости, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных лиц. Государственные органы и органы местного самоуправления ежемесячно в порядке, предусмотренном главой II настоящего Федерального закона, представляют для всеобщего ознакомления план проведения заседаний с указанием повестки заседания, а также даты, времени и места его проведения.
3. О проведении заседания в закрытом режиме соответствующий орган большинством голосов присутствующих членов предварительно принимает специальное решение. Решение о проведении заседания в закрытом режиме должно быть доступно для ознакомления и подробно мотивировано со ссылками на конкретные нормы законодательства, явившиеся основанием для ограничения доступа общественности к заседанию.

Статья 13. Порядок предоставления доступа на заседания

1. Для организации посещения заседаний государственные органы и органы местного самоуправления ведут запись желающих присутствовать на соответствующем заседании. Запись информации о посетителе является основанием для доступа к заседанию.
2. Количество посетителей, присутствующих на заседании государственных органов, органов местного самоуправления, может быть ограничено по решению соответствующего органа в случае отсутствия возможности по их размещению.
3. Присутствующие на заседании посетители вправе делать записи. Регламентом соответствующего органа может быть предусмотрена необходимость получения предварительного разрешения на проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе дополнительно организовывать доступ на заседания посредством прямой трансляции сигнала на телеприемники, размещенные в иных помещениях, находящихся в здании соответствующего органа власти.
5. Порядок организации посещения заседаний государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается регламентом соответствующего органа.

Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ДОСТУПА
К ФОНДАМ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 14. Формы обеспечения непосредственного доступа к фондам официальной информации

Непосредственный доступ к документам и материалам государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается через:
- фонды официальной информации государственных органов и органов местного самоуправления;
- библиотечные и архивные фонды официальной информации;
- информационные ресурсы, функционирующие на основе технологий сети "Интернет".

Статья 15. Обеспечение доступа к фондам официальной информации государственных органов и органов местного самоуправления

1. Государственные органы и органы местного самоуправления формируют общедоступные фонды официальной информации - сформированные на основе официальных документов и материалов государственных органов, органов местного самоуправления собрания сведений, находящихся в соответствующем органе, библиотеке, архиве либо на сайте государственного органа, органа местного самоуправления в сети "Интернет".
2. Доступ к фондам официальной информации должен быть обеспечен путем непосредственного личного ознакомления с ними в месте расположения соответствующего органа.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны включать в фонды официальной информации и обеспечивать доступ к следующим документам и материалам:
а) правовым актам, принятым соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления;
б) ежегодным докладам государственных органов и органов местного самоуправления о результатах работы с прилагаемыми к ним документами и материалами;
в) протоколам заседаний соответствующего органа, а также проектам решений, принимаемых на заседаниях, документам и материалам, рассматриваемым на заседаниях.
4. Правовые акты, протоколы заседаний и иные документы и материалы включаются в фонд официальной информации и становятся доступными для ознакомления не позднее трех дней со дня их подписания либо подписания актов, в связи с которыми рассматриваются соответствующие документы и материалы.
5. Для обеспечения сохранности секретных и конфиденциальных сведений проводится предварительная экспертиза, устанавливающая документы и материалы либо их части, доступ к которым должен быть ограничен. Фамилия и должность эксперта указываются в документе или материале, подготовленном для ознакомления.
6. В отношении документов и материалов, подготовленных для ознакомления, принимаются меры сохранности.
7. Для работы с информационными материалами оборудуются специальные места с условиями, позволяющими делать выписки из документов и материалов. Граждане вправе снимать копии с документов и материалов, размещенных в фондах официальной информации.

Статья 16. Доступ к библиотечным и архивным фондам официальной информации

1. Архивы и библиотеки в Российской Федерации соблюдают принцип публичности и открытого доступа пользователей к их фондам в соответствии с законодательством об архивах и библиотеках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления направляют в библиотеки официальные доклады, информационные материалы, официальные справочные издания.
3. На основе получаемых документов и материалов в библиотеках формируются общедоступные фонды официальной информации.

Статья 17. Представление сведений посредством информационных ресурсов, функционирующих на основе технологий сети "Интернет"

1. Информация о решениях государственных органов должна быть размещена на сайте соответствующего органа в сети "Интернет" для открытого доступа. Органы местного самоуправления размещают информацию о принимаемых ими решениях при наличии технической возможности.
2. На сайтах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления для открытого доступа размещаются законопроекты и проекты нормативных правовых актов, результаты голосования на заседаниях (сессиях) соответствующего органа, за исключением тайного голосования.
3. Депутаты, члены законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления имеют право использовать сайт соответствующего органа для размещения в сети "Интернет" в открытом доступе информации, касающейся вопросов своей деятельности, в том числе результатов голосования.
4. На сайтах органов судебной власти для открытого доступа размещаются решения соответствующих судов.

Глава V. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
НА ОСНОВАНИИ ЗАПРОСА

Статья 18. Способы запроса информации

1. Запросы на получение информации могут быть адресованы государственным органам и органам местного самоуправления в форме:
а) личного устного обращения, обращения по справочному телефону соответствующего органа;
б) письменного запроса, доставляемого по почте или путем личной передачи;
в) текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи (электронная почта, факс).
2. По общему правилу ответ на запрос дается в той же форме, в которой был получен запрос.

Статья 19. Устное обращение о предоставлении информации

1. При личном устном обращении заинтересованного лица за получением информации или обращении по телефону соответствующая информация предоставляется в устной форме.
2. В случае если устный ответ на запрос не носит исчерпывающего характера, обратившемуся лицу разъяснятся порядок направления запросов в иных формах, а также другие способы получения информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
3. В устной форме государственными органами и органами местного самоуправления предоставляются краткие справки, устраняющие необходимость направлять письменные запросы на предоставление информации. Ответственные за предоставление информации лица не обязаны устно консультировать граждан по вопросам, составляющим предмет запроса.

Статья 20. Письменный запрос на предоставление информации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в соответствии с письменным запросом заинтересованных лиц предоставлять документы и материалы о решениях соответствующего органа.
2. В обязательном порядке в запросе указываются:
а) наименование органа и (или) фамилия должностного лица, являющегося получателем запроса;
б) фамилия, имя и отчество гражданина либо наименование и организационно-правовая форма юридического лица, запрашивающего информацию;
в) предмет запроса, сформулированный таким образом, который позволяет однозначно судить о том, какого рода информация должна быть предоставлена;
г) почтовый адрес заявителя.
3. Запрещается требовать включения в запрос иных данных, кроме перечисленных в пункте 2 настоящей статьи. Направляющее запрос лицо не обязано мотивировать причину своего запроса.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе разрабатывать формы типовых бланков запросов на предоставление информации.

Статья 21. Порядок рассмотрения и удовлетворения письменного запроса

1. Каждый запрос на предоставление информации, полученный государственным органом и органом местного самоуправления в письменной форме, регистрируется с указанием необходимых данных, отражающих основные этапы подготовки ответа на запрос.
2. Ответ на письменный запрос о предоставлении информации должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость повторного обращения заинтересованного лица по тому же предмету запроса. Исполнитель запроса не обязан при этом консультировать заинтересованное в предоставлении информации лицо о порядке применения требуемых документов и материалов.
3. В том случае, если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации.
4. Ответ на запрос должен содержать:
а) справку ответственного лица о выполнении запроса, включающую краткую формулировку предмета запроса, перечень предоставляемых документов и материалов, фамилию и должность исполнителя запроса, его контактные телефоны, дату отправки ответа на запрос;
б) тексты предоставляемых документов и материалов либо справки о них или части текстов документов и материалов, если такие справки или части содержат исчерпывающую для удовлетворения запроса информацию и их предоставление взамен текстов документов и материалов однозначно допустимо в соответствии с характером запроса.
5. В случае если государственные органы и органы местного самоуправления не располагают запрашиваемыми документами и материалами, разъяснение об этом дается лицу, запрашивающему информацию. При этом государственным органом, органом местного самоуправления до сведения заинтересованного лица может быть доведена информация о том, какой орган располагает запрашиваемой им информацией.

Статья 22. Сроки рассмотрения письменных запросов

1. Ответ на запрос о предоставлении информации должен быть дан не позднее чем через 30 дней. Если в течение указанного срока ответ на запрос не может быть подготовлен, это доводится до сведения лица, направившего запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать двухнедельного срока. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться сокращенные сроки исполнения запросов.
2. Исчисление срока для ответа на запрос начинается с момента получения запроса соответствующим органом и завершается в момент передачи им ответа на запрос в отделение почтовой связи.

Статья 23. Основания отказа в предоставлении информации по запросу

1. В предоставлении информации по запросу может быть отказано при наличии следующих оснований:
а) запрашиваемые сведения содержатся в документах или материалах либо в их частях, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к информации ограниченного доступа;
б) запрос составлен с нарушением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;
в) государственный орган, орган местного самоуправления не располагают соответствующими документами и материалами.
2. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.
3. Отказ в предоставлении информации должен содержать следующие сведения:
а) мотивировку с указанием конкретных ссылок на нормы законодательства, на основании которых отказано в предоставлении информации;
б) ссылку на норму законодательства, в соответствии с которой документ признан содержащим информацию ограниченного доступа;
в) информацию, предоставление которой требуется в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 21 настоящего Федерального закона;
г) указание способов и порядка обжалования отказа в предоставлении информации.

Статья 24. Запросы о предоставлении информации в форме текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи

1. Запросы, полученные в форме текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи, удовлетворяются посредством направления в соответствующей форме документов и материалов, если это позволяют технические возможности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления.
2. Если запрашиваемых документов не существует в электронном варианте, в ответе указывается порядок получения информации по запросу в иных формах и другими способами в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
3. По просьбе заинтересованного лица ответ на запрос, полученный по каналам телекоммуникационной связи, может быть направлен по почте.
4. Регистрация и подготовка ответов на запросы, получаемые по электронной почте или по факсу, осуществляются в порядке, предусмотренном для письменных запросов.

Глава VI. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Статья 25. Контроль за соблюдением законодательства о предоставлении информации

1. Контроль за соблюдением государственными органами и органами местного самоуправления законодательства, регулирующего порядок предоставления информации о принимаемых ими решениях, осуществляют органы и должностные лица, которым подчинены, подотчетны или подконтрольны указанные органы.
2. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соответствием порядка предоставления информации о решениях государственных органов и органов местного самоуправления требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

Статья 26. Обжалование решений и действий, нарушающих права на доступ к информации

1. Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредоставление в течение установленного срока, а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного настоящим Федеральным законом, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий в порядке подчиненности орган.
2. В случае если решение вышестоящего органа, организации или должностного лица не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена для рассмотрения в суд.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о предоставлении информации

Руководители и должностные лица государственных органов, должностные лица местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, нарушающие порядок предоставления информации о решениях государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе:
- препятствующие непосредственному доступу заинтересованных лиц к документам и материалам, заседаниям указанных органов;
- неправомерно отказывающие заинтересованным лицам в предоставлении информации;
- нарушающие сроки рассмотрения запросов о предоставлении информации и направления ответа;
- предоставляющие неполную или заведомо недостоверную информацию;
- виновные в разглашении секретной или конфиденциальной информации, которая находится в распоряжении соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления;
- допускающие возложение на заинтересованных лиц не предусмотренных законом обязанностей или ограничение возможности реализации их прав на получение информации;
- не принимающие мер к устранению причин и условий, повлекших нарушения прав и свобод человека и гражданина, юридического лица;
- не обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства о предоставлении информации;
- иным образом нарушающие порядок предоставления информации, установленный федеральным законом,
несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 6 месяцев с момента его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 17, который вступает в силу через два года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статья 29. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Правовые акты государственных органов и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 30. Переходные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются при рассмотрении запросов на получение информации, поступивших в государственные органы, органы местного самоуправления после вступления его в силу.

Президент
Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГАРАНТИЯХ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
 

Предлагаемый проект Федерального закона направлен на установление правовых, организационных и финансовых основ для реализации конституционного права граждан на получение информации любым законным способом.
Положения представленного законопроекта служат установлению информационной открытости в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступности для физических и юридических лиц информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан, систематическому информированию общественности о предполагаемых или принятых решениях, осуществлению контроля за деятельностью указанных органов и принимаемыми ими решениями.
Гарантией реализации права на информацию служит законодательное закрепление обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по хранению в течение установленных сроков принимаемых ими актов, созданию в своем составе структурных подразделений, назначению ответственных лиц, на которых возлагается непосредственное обеспечение предоставления информации заинтересованным лицам.
Помимо этого в проекте установлены финансовые гарантии обеспечения права на получение информации. Так, коммерческое распространение информации через государственные органы и органы местного самоуправления запрещается. Плата за предоставление информации государственными органами и органами местного самоуправления может взиматься только в размере, не превышающем расходы на изготовление копий запрашиваемых документов, а также почтовые расходы. В то же время информация, затрагивающая права и свободы личности обратившегося, предоставляется во всех случаях бесплатно.
Способами предоставления информации заинтересованным лицам могут быть: обнародование информации о принимаемых решениях, обеспечение доступа к заседаниям соответствующих органов, обеспечение непосредственного доступа к фондам официальной информации, а также предоставление документов и материалов на основании запроса.
В законопроекте регламентированы правила обнародования официальной информации, порядок предоставления доступа на заседания государственных органов и органов местного самоуправления, формы обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам соответствующих органов, в том числе с использованием информационных ресурсов сети "Интернет", а также процедура подготовки письменного запроса (включая передачу запроса по электронной почте и факсу) на получение информации, его рассмотрения и удовлетворения государственными органами и органами местного самоуправления.
Для приведения правовых актов государственных органов и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствие с нормами предлагаемого Федерального закона проектом установлен трехмесячный срок. При этом предусмотрено, что положения Федерального закона применяются при рассмотрении запросов на получение информации, поступивших в государственные органы, органы местного самоуправления после вступления его в силу.
Реализация положений проекта Федерального закона будет способствовать повышению открытости в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, общедоступности информации о принимаемых ими решениях, установлению действенных механизмов контроля за исполнением указанными органами своих полномочий, связанных с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, что в конечном итоге ускорит развитие гражданского общества в России, позволит воплотить на практике принципы народовластия, заложенные в Конституции Российской Федерации.
 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГАРАНТИЯХ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"

Принятие проекта Федерального закона "О гарантиях предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 4 указанного проекта обязанности по обеспечению предоставления информации соответствующим органом заинтересованным лицам возлагаются на структурные подразделения или ответственных лиц органа власти в рамках его действующего штатного расписания.



ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГАРАНТИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"

В связи с принятием Федерального закона "О гарантиях предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.

 

 

В начало

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru