Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Международная конференция
"Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов"

Стенограмма заседаний

День первый, 12 октября 2005 г., Москва, гостиница "Националь"

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий выступающий Владимир Лысенко, Владимир Николаевич Лысенко - "Назначение губернаторов и политическая конкуренция в регионах".

ВЛАДИМИР ЛЫСЕНКО, доктор политических наук, президент Института современной политики.

Уважаемые коллеги, я думаю, что нам нужно определиться все-таки с ключевым вопросом, а именно какой политический режим сегодня существует в России. Потому что мы говорим о частных недостатках выборов, что-то хорошо, что-то плохо, где-то мы впереди Европы, хотя я не знаю таких достижений, а где мы позади. И, очевидно, что последние годы в России установился патерналистский режим. Можно его называть “управляемой демократией”, можно “неуправляемой”, но суть от этого не меняется: честные выборы все больше становятся исключением, чем правилом.

Этот режим имеет четкие признаки в сфере избирательного законодательства, которые сродни другим авторитарным режимам. В них проводятся выборы, формально существует избирательное законодательство, но в реальной действительности оно не имеет ничего общего с демократией. И не случайно за последние пять лет демократическое законодательство в России стремительно сокращается, как шагреневая кожа. Передо мной оратор как раз перечислял основные признаки выхолащивания демократического законодательства о выборах. Это и 7-процентный барьер для прохождения в Госдуму политических партий, и резкое усложнение сбора подписей за кандидата или партию, и ликвидация графы “против всех”. И, наконец, сохранение положения, которого нет нигде в мире: губернаторы возглавляют на парламентских выборах списки партии власти, помогают им пройти в Думу, а сами в парламент не идут, обманывая избирателей.

Кстати, президентский закон “О политических партиях” ничуть не лучше избирательного. Чего только стоит положение о 50 тысяч членов партии, которые должны собирать российские партии, которые существуют уже более 15 лет. Как, к примеру, Республиканская партия России, которую все эти годы я бессменно возглавлял. Более того, последние новации Минюста и налоговой службы обязали партии, чтобы они обязательно анонсировали спонсоров. В цивилизованных странах это дело привычное, а у нас оппозиционным партиям деньги бояться давать, зная нравы Кремля. Нам бизнесмены говорят: "Ребята, мы вам помогаем, но вы никому не говорите. Если узнают, что мы помогаем оппозиционной партии, - а я вот Республиканскую партию представляю, - то у меня будут большие неприятности".

Поэтому, когда год назад, авторитетная международные организация "Freedom House” перевела Россию из частично свободных в несвободные страны, с этим было трудно не согласиться. Россия сегодня по уровню демократизма во второй сотне государств, рядом с нашими бывшими соседями по социалистическому лагерю и их авторитарными лидерами - с Туркмен-баши, А.Лукашенко, Р.Каримовым и другими диктаторскими режимами.

Поэтому в этом отношении не должно быть иллюзий, что мы вот такие же почти, как Европа, нам чего-то чуть-чуть не хватает. На самом деле, мы движемся совершенно в обратную сторону, и в этом отношении я думаю, что сегодня действительно речь должна идти о серьезных политических реформах, о возвращении к демократии.

На днях в ЦИКе было совещание, куда пригласили лидеров всех партий, где обсуждалось “новое” избирательное законодательство. И, все лидеры партий, за исключением “Единой России” и ЛДПР, заявили, что фактически произошла контрреформа. Все, что делалось в избирательном законодательстве - это не движение вперед, а движение назад. И это единое мнение всех - и правых, и левых оппозиционных партий. Я, выступая на этом совещании, сказал, что раньше я в ЦИК приходил, как в храм демократии. Сегодня я, прихожу туда как на поминки демократии.

Я многие годы, работая в Министерстве региональной политики и в Госдуме, занимался губернаторами, сейчас заканчиваю книгу "Институт губернатора в Российской Федерации". Хотел в заключении остановиться на законе о назначении губернаторов и проекте закона, который, сейчас президент внес в Государственную Думу о назначении №2.

Сегодня фактически год со времени озвучивания идеи перехода от избрания губернаторов, что присуще демократическому федеративному государству, к назначению. Вы знаете, что за это время президент назначил примерно 35 губернаторов - где-то одна треть из тех, которые сегодня руководят российскими регионами. Из них фактически 5 сменили в своих регионах старых губернаторов, несколько, вы знаете, московских варягов. Я рад, что Михаил Мень отказался от губернаторства, так как у него нет соответствующих ресурсов для успеха. Но Г.Босс и В.Шанцев – сейчас проведут интересный эксперимент: смогут ли наши московские варяги не в тепличных условиях, а в российской провинции показать свое мастерство.

Остальные - это все те же, кто и был. И С.Дарькин, с его полукриминальным имиджем и К.Илюмжинов с жесточайшим ханским режимом… И многие из них, кстати, не собираются там сдавать мандат, а ждут очень упорно 2007-2008 года, надеясь, что если власть поменяется, то они, в общем-то, смогут и дальше избираться, потому что новый президент, который победит в 2008 г. вполне возможно, и отменит всю эту систему назначений и вернется к выборам губернаторов. И если мы хотим оставаться Федерацией, а Россия - гигантская страна, многонациональная, поликонфессиональная, я думаю, что она не может просто существовать в другом качестве. Поэтому рано или поздно, я думаю, что к этой логической истине мы вернемся.

Болотную тишину последних лет в стране пробудила Ярославская областная дума. Это единственный субъект Федерации, который “поднял руку” на правоту Президента всегда и везде. Ярославцы решили послать в Конституционный суд России запрос о не конституционности закона о назначении губернаторов. Но, как вы знаете, в лучших традициях прошлого была проведена спецоперация из Кремля, и губернатору А.Лисицину удалось добиться от депутатов отзыва запроса из суда.

Вот сейчас как раз подъехал республиканец Олег Виноградов, который был непосредственным инициатором и составителем этого документа. Я думаю, он расскажет эти детективную историю, как они принимали и как потом их заставляли отказываться от своего слова. Но я думаю, что кроме как в России, почти нигде это невозможно. И большего позора, когда уже документ уходит и его отзывают, и заставляют депутатов свое мнение менять на противоположное, трудно даже себе представить.

Но одновременно, как вы знаете, президент внес новый законопроект, в котором предлагает, чтобы партии поучаствовали как раз в этом процессе. Причем, в Послании президента, там звучало примерно так, что я предлагаю, чтобы партия, побеждающая на парламентских выборах в регионе, представляла своего лидера, либо своего представителя, как руководителя исполнительной власти субъекта Федерации.

Но когда законопроект пришел в Думу, то оказалось, что там уже совершенно другая концепция и совершенно другой вариант. А именно - партия, побеждающая в регионе на парламентских выборах, представляет своего представителя как одного из нескольких кандидатов, остальных подыскивает полпред в федеральном округе. А затем президент назначает губернатором не того, чья партия победила на выборах в регионе, кто получил всенародную поддержку, а того кого захочет глава государства.

У нас президент очень любит ссылаться на опыт Германии, в том числе и по данному механизму назначения. На самом деле в ФРГ, как и в большинстве парламентских республик Западной Европы, все происходит с точностью до наоборот. Партия, победившая на выборах в лантаг какой-либо земли выдвигает лидера своей партии на председателя правительства данной земли. Депутаты в лантаге голосуют, и если кандидатура получает поддержку большинства депутатов, то она поступает на утверждение президента Германии. Последний, в отличие от России, номинальная фигура, он только утверждает волю избирателей и решение депутатов лантага. Президент Германии утверждает тех, кто победил на выборах.

У нас же ситуация обратная. Мы знаем, что президент вносит кандидатуру, а региональный парламент может ее утвердить или не утвердить. Но нигде пока парламент против воли президента не проголосовал. И я уверен, маловероятно, что это случится в принципе. Кому хочется, как говорится, лишаться своего парламентского мандата из-за того, что будет избран в том или ином регионе не тот губернатор. И в этой связи я бы посоветовал, кстати, нашему руководству, Шредера пригласить в Россию не советником в "Газпром", а советником по демократии, по развитию демократических институтов в нашей стране. Уж тут точно была бы реальная помощь.

В конце своего выступления я хотел бы еще раз сказать, что сегодня не понятно, чего В.Путин боится, переходя к парламентской системе в регионах. Во-первых, в 47 регионах "Единая Россия" имеет большинство в законодательных собраниях. В 14 регионах она имеет две трети мест в законодательных собраниях, и только в 5 регионах сегодня большинство не принадлежит этой партии. Кроме того, под давлением Кремля, за последнее время 64 губернатора, почти две трети, уже вступили в “партию власти”.

Поэтому эта постоянная перестраховка, может быть объяснена только желанием Кремля и всю власть сохранить в своих руках и в демократию поиграть с не сговорчивым Западом.

Фактически мы сегодня видим фарс. И не случайно Георгий Александрович Сатаров, который присутствует здесь, написал, что реальная ситуация такова, что заранее известно, какая партия будет, в общем-то, находиться во главе власти. Но президент дожимает, чтобы никакой случайности не случилось, ведь впереди 2008 год. Наследника нужно будет, преемника проводить. А если не все будут зависеть от Кремля, вдруг народ другого изберет, а не того, кого надо.

И последнее, что я хотел сказать. Вот коллега Борисов говорил о том, что нас сейчас со всех сторон окружили оранжевыми революциями и хотят внедрить их в нашу страну. Друзья мои, я категорический противник революций. Но если будет и дальше избирательное законодательство подстраиваться под одну партию и одного лидера, если и дальше оппозиционные партии будут вытесняться из политического пространства, если и впредь все электронные СМИ будут монополизированы Кремлем, то фактически сам Кремль и сама власть провоцируют приход в Россию оранжевой революции. Спасибо.

продолжение

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru