ВЕДУЩАЯ:
Спасибо. Следующий выступающий Владимир
Лысенко, Владимир Николаевич Лысенко - "Назначение
губернаторов и политическая конкуренция в
регионах".
ВЛАДИМИР ЛЫСЕНКО, доктор
политических наук, президент Института
современной политики.
Уважаемые коллеги, я
думаю, что нам нужно определиться все-таки
с ключевым вопросом, а именно какой
политический режим сегодня существует в
России. Потому что мы говорим о частных
недостатках выборов, что-то хорошо, что-то
плохо, где-то мы впереди Европы, хотя я не
знаю таких достижений, а где мы позади. И,
очевидно, что последние годы в России
установился патерналистский режим. Можно
его называть “управляемой демократией”,
можно “неуправляемой”, но суть от
этого не меняется: честные выборы все
больше становятся исключением, чем
правилом.
Этот режим имеет четкие
признаки в сфере избирательного
законодательства, которые сродни другим
авторитарным режимам. В них проводятся
выборы, формально существует
избирательное законодательство, но в
реальной действительности оно не имеет
ничего общего с демократией. И не случайно
за последние пять лет демократическое
законодательство в России стремительно
сокращается, как шагреневая кожа. Передо
мной оратор как раз перечислял основные
признаки выхолащивания демократического
законодательства о выборах. Это и 7-процентный
барьер для прохождения в Госдуму
политических партий, и резкое усложнение
сбора подписей за кандидата или партию, и
ликвидация графы “против всех”. И,
наконец, сохранение положения, которого
нет нигде в мире: губернаторы возглавляют
на парламентских выборах списки партии
власти, помогают им пройти в Думу, а сами в
парламент не идут, обманывая избирателей.
Кстати, президентский
закон “О политических партиях”
ничуть не лучше избирательного. Чего
только стоит положение о 50 тысяч членов
партии, которые должны собирать российские
партии, которые существуют уже более 15 лет.
Как, к примеру, Республиканская партия
России, которую все эти годы я бессменно
возглавлял. Более того, последние новации
Минюста и налоговой службы обязали партии,
чтобы они обязательно анонсировали
спонсоров. В цивилизованных странах это
дело привычное, а у нас оппозиционным
партиям деньги бояться давать, зная нравы
Кремля. Нам бизнесмены говорят: "Ребята,
мы вам помогаем, но вы никому не говорите.
Если узнают, что мы помогаем оппозиционной
партии, - а я вот Республиканскую партию
представляю, - то у меня будут большие
неприятности".
Поэтому, когда год назад,
авторитетная международные организация
"Freedom House” перевела Россию из частично
свободных в несвободные страны, с этим было
трудно не согласиться. Россия сегодня по
уровню демократизма во второй сотне
государств, рядом с нашими бывшими
соседями по социалистическому лагерю и их
авторитарными лидерами - с Туркмен-баши, А.Лукашенко,
Р.Каримовым и другими диктаторскими
режимами.
Поэтому в этом отношении
не должно быть иллюзий, что мы вот такие же
почти, как Европа, нам чего-то чуть-чуть не
хватает. На самом деле, мы движемся
совершенно в обратную сторону, и в этом
отношении я думаю, что сегодня
действительно речь должна идти о серьезных
политических реформах, о возвращении к
демократии.
На днях в ЦИКе было
совещание, куда пригласили лидеров всех
партий, где обсуждалось “новое”
избирательное законодательство. И, все
лидеры партий, за исключением “Единой
России” и ЛДПР, заявили, что фактически
произошла контрреформа. Все, что делалось в
избирательном законодательстве - это не
движение вперед, а движение назад. И это
единое мнение всех - и правых, и левых
оппозиционных партий. Я, выступая на этом
совещании, сказал, что раньше я в ЦИК
приходил, как в храм демократии. Сегодня я,
прихожу туда как на поминки демократии.
Я многие годы, работая в
Министерстве региональной политики и в
Госдуме, занимался губернаторами, сейчас
заканчиваю книгу "Институт губернатора
в Российской Федерации". Хотел в
заключении остановиться на законе о
назначении губернаторов и проекте закона,
который, сейчас президент внес в
Государственную Думу о назначении №2.
Сегодня фактически год
со времени озвучивания идеи перехода от
избрания губернаторов, что присуще
демократическому федеративному
государству, к назначению. Вы знаете, что за
это время президент назначил примерно 35
губернаторов - где-то одна треть из тех,
которые сегодня руководят российскими
регионами. Из них фактически 5 сменили в
своих регионах старых губернаторов,
несколько, вы знаете, московских варягов. Я
рад, что Михаил Мень отказался от
губернаторства, так как у него нет
соответствующих ресурсов для успеха. Но Г.Босс
и В.Шанцев – сейчас проведут интересный
эксперимент: смогут ли наши московские
варяги не в тепличных условиях, а в
российской провинции показать свое
мастерство.
Остальные - это все те же,
кто и был. И С.Дарькин, с его
полукриминальным имиджем и К.Илюмжинов с
жесточайшим ханским режимом… И многие
из них, кстати, не собираются там сдавать
мандат, а ждут очень упорно 2007-2008 года,
надеясь, что если власть поменяется, то они,
в общем-то, смогут и дальше избираться,
потому что новый президент, который
победит в 2008 г. вполне возможно, и отменит
всю эту систему назначений и вернется к
выборам губернаторов. И если мы хотим
оставаться Федерацией, а Россия -
гигантская страна, многонациональная,
поликонфессиональная, я думаю, что она не
может просто существовать в другом
качестве. Поэтому рано или поздно, я думаю,
что к этой логической истине мы вернемся.
Болотную тишину
последних лет в стране пробудила
Ярославская областная дума. Это
единственный субъект Федерации, который
“поднял руку” на правоту Президента
всегда и везде. Ярославцы решили послать в
Конституционный суд России запрос о не
конституционности закона о назначении
губернаторов. Но, как вы знаете, в лучших
традициях прошлого была проведена
спецоперация из Кремля, и губернатору А.Лисицину
удалось добиться от депутатов отзыва
запроса из суда.
Вот сейчас как раз
подъехал республиканец Олег Виноградов,
который был непосредственным инициатором
и составителем этого документа. Я думаю, он
расскажет эти детективную историю, как они
принимали и как потом их заставляли
отказываться от своего слова. Но я думаю,
что кроме как в России, почти нигде это
невозможно. И большего позора, когда уже
документ уходит и его отзывают, и
заставляют депутатов свое мнение менять на
противоположное, трудно даже себе
представить.
Но одновременно, как вы
знаете, президент внес новый законопроект,
в котором предлагает, чтобы партии
поучаствовали как раз в этом процессе.
Причем, в Послании президента, там звучало
примерно так, что я предлагаю, чтобы партия,
побеждающая на парламентских выборах в
регионе, представляла своего лидера, либо
своего представителя, как руководителя
исполнительной власти субъекта Федерации.
Но когда законопроект
пришел в Думу, то оказалось, что там уже
совершенно другая концепция и совершенно
другой вариант. А именно - партия,
побеждающая в регионе на парламентских
выборах, представляет своего
представителя как одного из нескольких
кандидатов, остальных подыскивает полпред
в федеральном округе. А затем президент
назначает губернатором не того, чья партия
победила на выборах в регионе, кто получил
всенародную поддержку, а того кого захочет
глава государства.
У нас президент очень
любит ссылаться на опыт Германии, в том
числе и по данному механизму назначения. На
самом деле в ФРГ, как и в большинстве
парламентских республик Западной Европы,
все происходит с точностью до наоборот.
Партия, победившая на выборах в лантаг
какой-либо земли выдвигает лидера своей
партии на председателя правительства
данной земли. Депутаты в лантаге голосуют,
и если кандидатура получает поддержку
большинства депутатов, то она поступает на
утверждение президента Германии.
Последний, в отличие от России, номинальная
фигура, он только утверждает волю
избирателей и решение депутатов лантага.
Президент Германии утверждает тех, кто
победил на выборах.
У нас же ситуация
обратная. Мы знаем, что президент вносит
кандидатуру, а региональный парламент
может ее утвердить или не утвердить. Но
нигде пока парламент против воли
президента не проголосовал. И я уверен,
маловероятно, что это случится в принципе.
Кому хочется, как говорится, лишаться
своего парламентского мандата из-за того,
что будет избран в том или ином регионе не
тот губернатор. И в этой связи я бы
посоветовал, кстати, нашему руководству,
Шредера пригласить в Россию не советником
в "Газпром", а советником по
демократии, по развитию демократических
институтов в нашей стране. Уж тут точно
была бы реальная помощь.
В конце своего
выступления я хотел бы еще раз сказать, что
сегодня не понятно, чего В.Путин боится,
переходя к парламентской системе в
регионах. Во-первых, в 47 регионах "Единая
Россия" имеет большинство в
законодательных собраниях. В 14 регионах
она имеет две трети мест в законодательных
собраниях, и только в 5 регионах сегодня
большинство не принадлежит этой партии.
Кроме того, под давлением Кремля, за
последнее время 64 губернатора, почти две
трети, уже вступили в “партию власти”.
Поэтому эта постоянная
перестраховка, может быть объяснена только
желанием Кремля и всю власть сохранить в
своих руках и в демократию поиграть с не
сговорчивым Западом.
Фактически мы сегодня
видим фарс. И не случайно Георгий
Александрович Сатаров, который
присутствует здесь, написал, что реальная
ситуация такова, что заранее известно,
какая партия будет, в общем-то, находиться
во главе власти. Но президент дожимает,
чтобы никакой случайности не случилось,
ведь впереди 2008 год. Наследника нужно будет,
преемника проводить. А если не все будут
зависеть от Кремля, вдруг народ другого
изберет, а не того, кого надо.
И последнее, что я хотел
сказать. Вот коллега Борисов говорил о том,
что нас сейчас со всех сторон окружили
оранжевыми революциями и хотят внедрить их
в нашу страну. Друзья мои, я категорический
противник революций. Но если будет и дальше
избирательное законодательство
подстраиваться под одну партию и одного
лидера, если и дальше оппозиционные партии
будут вытесняться из политического
пространства, если и впредь все
электронные СМИ будут монополизированы
Кремлем, то фактически сам Кремль и сама
власть провоцируют приход в Россию
оранжевой революции. Спасибо.
|