Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Международная конференция
"Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов"

Стенограмма заседаний

День первый, 12 октября 2005 г., Москва, гостиница "Националь"

АЛЕКСАНДР ИВАНЧЕНКО: Я хочу предоставить слово Олегу Игоревичу Виноградову, тому самому депутату из Ярославля, которого нам уже представляли, и было бы неудобно не дать слово. Человек специально приехал для этого сообщения.

ОЛЕГ ВИНОГРАДОВ, Председатель постоянной комиссии по законодательству, вопросам государственной власти и МСУ Государственной думы Ярославской области.

Уважаемые коллеги, дамы и господа. Диагноз, который на сегодняшней конференции всеми экспертами практически единодушно был поставлен нашей избирательной системе, вы знаете, он сколь очевиден, столь и невероятен. Все эксперты сошлись в том, что формально юридически избирательное законодательство России соответствует всем международным стандартам. И одновременно с этим практически все демократические институты у нас отсутствуют.

Может быть, единственным исключением из вот этой вот стройной системы избирательного законодательства формально юридически является пресловутый так называемый закон о назначении губернаторов. И Государственная дума Ярославской области провела в этом смысле тест на демократию. Это было названо Ярославским мятежом. Это не белогвардейский мятеж, который был в Ярославле в 18-м году, это всего-навсего решение Государственной думы Ярославской области направить запрос в Конституционный суд о проверке президентского закона о назначении губернаторов.

Как потом, неделю спустя, все средства массовой информации отрапортовали, мятеж был успешно подавлен. И десантом из Москвы от партии "Единая Россия", и указаниями из администрации Президента усилиями губернатора запрос был отозван через неделю, все депутаты были построены, и решение, большинством голосов опять же, было принято в противоположную сторону. Таким образом, сколько бы Президент на международной арене ни рассуждал о достоинствах российской демократии, на деле мы видим, тест показывает принципиально иной результат.

Я не буду говорить о конституционности или неконституционности этого закона, любому юристу и в России и за рубежом очевидно, что он антиконституционен. И коллега из Ставропольского края прекрасно об этом рассказал. Я хотел сказать о двух следствиях из этого закона, достаточно негативно иллюстрирующих это избирательное законодательство. Первое следствие. Половина Совета Федерации у нас назначается губернатором. И возникает вопрос, член Совета Федерации, назначенный назначенным губернатором, какова его легитимность? У нас появился такой термин - третичная легитимность. Если у губернатора, избранного народом, первичная легитимность, у назначенного губернатора - вторичная легитимность, у члена Совета Федерации - третичная легитимность, или как сегодня сказали за обедом, легитимность третьей свежести, что достаточно серьезно показывает характер и принципы этих членов Совета Федерации. Но ведь Совет Федерации - это Верхняя палата парламента, то есть половина представительного органа власти Верхней палаты парламента кого представляет? Ответ очевиден: она представляет Президента Российской Федерации. И каким принципам демократии это соответствует?

Второй парадокс. Последняя инициатива Президента, которую он внес буквально на днях, о том, что кандидата в губернаторы будет предлагать президенту партия, победившая в субъекте Федерации на выборах. Закон очень любопытный, я его прочитал. Но опять же он имеет в себе очень серьезную неприглядность. Победившая партия предлагает президенту кандидата, он его обратно возвращает в субъект Федерации, и парламент субъекта Федерации кандидата утверждает. Практически прекрасная форма, когда победившая партия в парламенте выбирает своего главу субъекта Федерации. Только зачем в этой системе президент? Он - пятое колесо в этой телеге. Эти два примера иллюстрируют, как мне кажется, весь непрофессионализм нынешней команды администрации Президента, которая выстроила административную вертикаль, но благодаря неспособности справиться с теми задачами в области государственного управления, которые перед ней стоят, те реформы, которые проводятся в последние два года, ведут к ее саморазрушению. И мне очень понравилось выступление Сатарова, я пришел к такому же выводу, что провал реформ, которые мы видим - монетизация, теперь реформа местного самоуправления - они будут валиться и дальше. Потому что в стране создана система, которая себя не видит, мы не видим, кем мы управляем. То есть мы породили систему, которая себя взорвет.

И вы знаете, это меня где-то наводит на оптимистическую мысль, что на ближайших выборах 2007 года по новому избирательному закону, который эта же администрация Президента предложила, наш парламент будет формироваться только по партийным спискам. И очевидно, что "Единая Россия", которая ответственна за все провальные реформы, не наберет даже 30 процентов в партийных списках. То есть главный феномен был в том, что президент имел карманный парламент, где две трети у "Единой России", вот этот мощнейший инструмент, который позволил президенту принимать такие законы. И вот этого инструмента, я считаю, в 2008 году у его преемника уже не будет. Более того, его преемник, видимо, будет менее популярен, чем он, по крайней мере, в 2008 году. И мне кажется, что эта система сама себя дискредитирует и, не имея такого мощного инструмента, как карманный парламент, не сможет выжить в нашей стране. Спасибо. В этом я считаю мой оптимизм.

продолжение

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru