В ближайшее время Дума рассмотрит пакет поправок,
предусматривающих проведение парламентских выборов
в первое воскресенье декабря и отстранение от участия
в них массовых общественных объединений. С этой
целью предлагается внести поправки в только что
принятые федеральные законы об основных гарантиях
избирательных прав, о выборах депутатов Государственной
Думы и о политических партиях.
Согласно действующему законодательству в выборах
депутатов Государственной Думы могут участвовать
политические партии и общественные организации.
Политические партии могут участвовать в выборах
как самостоятельно, так и в составе избирательных
блоков. При этом в блок может входить не более трех
субъектов. Устанавливая столь жесткое количественное
ограничение блокообразующих структур, парламентарии
стремились максимально затруднить появление на выборах
сильных политических союзов, в том числе из представителей
массовых общественных организаций. С этой целью
предусматривалось, что в блок могут входить одна
или две политические партии и, соответственно два
или одно общественное объединение. Для подготовки
партий к очередным выборам закон устанавливал двухгодичный
переходный период (до 14 июля 2003 года), в рамках
которого партии и общественные объединения должны
были закончить все организационные и правовые подготовительные
мероприятия. По замыслу инициаторов принятия закона
о политических партиях их число на федеральном уровне
должно было резко сократиться (региональные партии
данным законом запрещены вовсе), а общественно-политические
объединения в то время не считались сколь-нибудь
серьезными конкурентами.
Жизнь внесла в эти планы свои существенные коррективы.
Число политических партий, прошедших все формальные
процедуры регистрации и готовых принять участие
в выборах, уже к маю достигло 41 и есть все основания
предполагать, что их число превысит отметку 50.
Число общественных объединений будет не меньшим.
Но самое главное, произошло серьезное смещение акцентов
в политических предпочтениях избирателей. Как показывают
опросы общественного мнения, деятельность представленных
в парламенте политических партий, носящая откровенно
приспособленческий, конъюнктурный характер, все
более разочаровывает избирателей. На этом фоне заметно
окрепли позиции общественных неполитических структур,
не запятнавших себя соглашательской политикой с
властью и олигархами.
Поэтому новые инициативы центристских фракций направлены
исключительно на ослабление своих потенциальных
соперников, а вовсе не на синхронизацию партийного
и избирательного законодательства и развитие российской
политической системы в целом. Ведь у нас в стране
уже давно действует супер льготное для политических
партий избирательное законодательство, согласно
которому до выборов не допускаются профсоюзы, религиозные
и благотворительные организации, объединения, созданные
по национальному, этническому, расовому и конфессиональному
признаку, наконец, международные объединения.
Теперь, как полагают авторы законопроектов, общероссийские
общественные объединения вообще не должны участвовать
в думских выборах. И хотя столь радикальный запрет
предлагается ввести с 1 января 2004 года, внимательное
прочтение предлагаемых поправок позволяет сделать
вывод о том, что наиболее крупным общественным объединениям
уже сегодня практически перекрывается возможность
участвовать в выборах. Это в первую очередь коснется
общественных объединений, созданных для реализации
профессиональных, научных, любительских интересов.
Поэтому общественные объединения ученых, аграриев,
экологов, автомобилистов и т.п. должны будут пересматривать
свои планы о возможном участии в выборах.
Нельзя исключить вероятность и того, что в ходе
обсуждения поправок в Думе им будет придана обратная
сила, и они в полном объеме будут распространены
уже на ближайшие выборы.
Формальное отстранение от выборов общественных объединений
- не более чем предвыборная тактика центристских
фракций. Ведь подобный запрет легко преодолевается
тем, что в партийные списки могут включаться и вовсе
беспартийные граждане, и граждане, являющиеся членами
массовых общественных организаций и движений. Налицо
стремление центристских фракций повысить чисто коммерческую
привлекательность своих партийных списков, а заодно
и подчинить себе массовые общественные объединения.
Думается, что такая задача для очередной партии
власти окажется непосильной. Сегодня очевидно, что
ряд массовых общероссийских общественных объединений
сможет принять участие в предстоящих выборах и сформулировать
вполне самостоятельные цели.
Можно предположить, что с принятием новых запретов
на участие общественных объединений в предстоящих
выборах, нас ждет череда судебных скандалов. Так
как поправки не дают ответа на многие вопросы, связанные
с возможностью участия в предстоящих выборах политических
общественных объединений, не преобразовавшихся в
партии и теряющих свой политический статус после
14 июля 2003 года. К примеру, можно предположить,
что сохранение в их уставах старых формулировок
"об участии в политической жизни общества посредством
влияния на формирование политической воли граждан┘",
а также иных положений, присущих политическим объединениям
и отмененных в марте прошлого года с внесением изменений
и дополнений в закон об общественных объединениях,
послужат формальным предлогом для их отстранения
от участия в блоках. Очевидно, что вовсе не получат
места в списке объединений, допущенных к выборам
и те, которые не прошли до 1 января 2003 года перерегистрацию
в качестве юридических лиц.
Тем не менее, уже имеющийся набор общественных объединений,
равно как и политических партий, которые будут допущены
к участию в выборах, способен создать принципиально
новую расстановку сил в будущей Государственной
Думе.
Газета "Время MN" 06.06.03,
стр.3
В начало
|