Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

А.В.Иванченко

Антиобщественная правка избирательного законодательства


В ближайшее время Дума рассмотрит пакет поправок, предусматривающих проведение парламентских выборов в первое воскресенье декабря и отстранение от участия в них массовых общественных объединений. С этой целью предлагается внести поправки в только что принятые федеральные законы об основных гарантиях избирательных прав, о выборах депутатов Государственной Думы и о политических партиях.
Согласно действующему законодательству в выборах депутатов Государственной Думы могут участвовать политические партии и общественные организации. Политические партии могут участвовать в выборах как самостоятельно, так и в составе избирательных блоков. При этом в блок может входить не более трех субъектов. Устанавливая столь жесткое количественное ограничение блокообразующих структур, парламентарии стремились максимально затруднить появление на выборах сильных политических союзов, в том числе из представителей массовых общественных организаций. С этой целью предусматривалось, что в блок могут входить одна или две политические партии и, соответственно два или одно общественное объединение. Для подготовки партий к очередным выборам закон устанавливал двухгодичный переходный период (до 14 июля 2003 года), в рамках которого партии и общественные объединения должны были закончить все организационные и правовые подготовительные мероприятия. По замыслу инициаторов принятия закона о политических партиях их число на федеральном уровне должно было резко сократиться (региональные партии данным законом запрещены вовсе), а общественно-политические объединения в то время не считались сколь-нибудь серьезными конкурентами.
Жизнь внесла в эти планы свои существенные коррективы. Число политических партий, прошедших все формальные процедуры регистрации и готовых принять участие в выборах, уже к маю достигло 41 и есть все основания предполагать, что их число превысит отметку 50. Число общественных объединений будет не меньшим. Но самое главное, произошло серьезное смещение акцентов в политических предпочтениях избирателей. Как показывают опросы общественного мнения, деятельность представленных в парламенте политических партий, носящая откровенно приспособленческий, конъюнктурный характер, все более разочаровывает избирателей. На этом фоне заметно окрепли позиции общественных неполитических структур, не запятнавших себя соглашательской политикой с властью и олигархами.
Поэтому новые инициативы центристских фракций направлены исключительно на ослабление своих потенциальных соперников, а вовсе не на синхронизацию партийного и избирательного законодательства и развитие российской политической системы в целом. Ведь у нас в стране уже давно действует супер льготное для политических партий избирательное законодательство, согласно которому до выборов не допускаются профсоюзы, религиозные и благотворительные организации, объединения, созданные по национальному, этническому, расовому и конфессиональному признаку, наконец, международные объединения.
Теперь, как полагают авторы законопроектов, общероссийские общественные объединения вообще не должны участвовать в думских выборах. И хотя столь радикальный запрет предлагается ввести с 1 января 2004 года, внимательное прочтение предлагаемых поправок позволяет сделать вывод о том, что наиболее крупным общественным объединениям уже сегодня практически перекрывается возможность участвовать в выборах. Это в первую очередь коснется общественных объединений, созданных для реализации профессиональных, научных, любительских интересов. Поэтому общественные объединения ученых, аграриев, экологов, автомобилистов и т.п. должны будут пересматривать свои планы о возможном участии в выборах.
Нельзя исключить вероятность и того, что в ходе обсуждения поправок в Думе им будет придана обратная сила, и они в полном объеме будут распространены уже на ближайшие выборы.
Формальное отстранение от выборов общественных объединений - не более чем предвыборная тактика центристских фракций. Ведь подобный запрет легко преодолевается тем, что в партийные списки могут включаться и вовсе беспартийные граждане, и граждане, являющиеся членами массовых общественных организаций и движений. Налицо стремление центристских фракций повысить чисто коммерческую привлекательность своих партийных списков, а заодно и подчинить себе массовые общественные объединения. Думается, что такая задача для очередной партии власти окажется непосильной. Сегодня очевидно, что ряд массовых общероссийских общественных объединений сможет принять участие в предстоящих выборах и сформулировать вполне самостоятельные цели.
Можно предположить, что с принятием новых запретов на участие общественных объединений в предстоящих выборах, нас ждет череда судебных скандалов. Так как поправки не дают ответа на многие вопросы, связанные с возможностью участия в предстоящих выборах политических общественных объединений, не преобразовавшихся в партии и теряющих свой политический статус после 14 июля 2003 года. К примеру, можно предположить, что сохранение в их уставах старых формулировок "об участии в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан┘", а также иных положений, присущих политическим объединениям и отмененных в марте прошлого года с внесением изменений и дополнений в закон об общественных объединениях, послужат формальным предлогом для их отстранения от участия в блоках. Очевидно, что вовсе не получат места в списке объединений, допущенных к выборам и те, которые не прошли до 1 января 2003 года перерегистрацию в качестве юридических лиц.
Тем не менее, уже имеющийся набор общественных объединений, равно как и политических партий, которые будут допущены к участию в выборах, способен создать принципиально новую расстановку сил в будущей Государственной Думе.

Газета "Время MN" 06.06.03, стр.3

В начало

107066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru