1.3. Избирательные системы,
применявшиеся на выборах в Российской
Федерации
Мажоритарная система
абсолютного большинства была основной
системой выборов в РСФСР в 1989–1991 гг. После
1991 г. эта система применялась в нашей
стране на выборах Президента Российской
Федерации, на выборах высших должностных
лиц (руководителей исполнительных органов
государственной власти) в большинстве
субъектов Федерации, а также в некоторых
субъектах Федерации на выборах глав
муниципальных образований и на выборах
депутатов представительных органов
государственной власти субъекта Федерации.
Мажоритарная система
относительного большинства с 1993 г.
использовалась на выборах половины
состава Государственной Думы, на выборах
депутатов представительных органов
государственной власти субъекта Федерации
и местного самоуправления, а также глав
местного самоуправления в большинстве
субъектов Федерации. В некоторых субъектах
Федерации эта система до 2002 г. была
задействована также на выборах высших
должностных лиц (руководителей
исполнительных органов государственной
власти) субъекта Федерации.
До принятия в 2002 г.
нового Федерального закона “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации” в некоторых субъектах
Федерации на выборах высших должностных
лиц (руководителей исполнительных органов
государственной власти) субъекта
Федерации использовались разновидности
мажоритарной системы, не относящиеся,
строго говоря, ни к системе абсолютного, ни
к системе относительного большинства. К
таким разновидностям относятся:
- система, требующая для избрания
получения относительного большинства, но
не менее 25% от числа граждан, внесенных в
списки избирателей;
- система, требующая для избрания
получения относительного большинства, но
не менее 25% от числа избирателей,
принявших участие в голосовании;
- система, требующая для избрания
получения более половины голосов от
общего числа голосов избирателей,
отданных за всех кандидатов.
Последняя система
применяется и в настоящее время на выборах
должностных лиц местного самоуправления в
Ленинградской области. Недавно
Конституционный Суд признал ее не
противоречащей Конституции Российской
Федерации1.
Многомандатные округа
использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в
местные Советы нижнего уровня, а с 1993 г. –
на выборах депутатов представительных
органов государственной власти субъекта
Федерации и органов местного
самоуправления во многих субъектах
Федерации. Кроме того, двухмандатные
округа использовались на выборах
депутатов Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации в 1993 г.
Число распределяемых в
многомандатных округах мандатов до 1997 г.
федеральным законом не регулировалось.
Чаще всего округа на выборах
законодательных органов государственной
власти субъектов Федерации были двух- и
трехмандатные, реже четырехмандатные. В
Краснодарском крае на выборах 1994 г.
образовывались 7- и 8-мандатные округа.
Выборы Парламента Ингушетии в 1994 г.
проходили по единому 27-мандатному округу.
На выборах в
представительные органы местного
самоуправления в 1995–1998 гг. 31% мандатов
замещался в многомандатных округах. При
этом округа с числом мандатов менее 6
составляли 41%, от 6 до 11 – 52%, от 11 до 16 – 6%2.
Начиная с 1997 г.
федеральное законодательство
устанавливает предельное число мандатов,
распределяемых в многомандатном
избирательном округе – 53.
До 2000 г. в ряде регионов
образовывались округа с разным
количеством распределяемых мандатов, в том
числе практиковалось сочетание
одномандатных и многомандатных округов.
В 1990 г. в случае выборов
по многомандатным округам число голосов у
избирателя ограничивалось лишь числом
баллотировавшихся кандидатов. В период
1993–2000 годов число голосов у избирателя
соответствовало числу замещаемых в округе
мандатов (“блоковая” система
неограниченного вотума). Так, на выборах в
Парламент Республики Ингушетия в 1994 г.
каждый избиратель имел 27 голосов. На
выборах, где образовывались округа с
разным числом мандатов, избиратели в
разных округах наделялись разным числом
голосов.
После выборов депутатов
Законодательного Собрания Оренбургской
области 1998 г., где разные избиратели имели
один, два, три или четыре голоса, областной
закон был оспорен в Конституционном Суде
Российской Федерации. Конституционный Суд
23 марта 2000 г. принял постановление, в
котором признал практику наделения разных
избирателей неодинаковым числом голосов
неконституционной4. В
соответствии с этим решением и принятым
впоследствии новым федеральным законом5
число голосов у избирателей должно быть
одинаковым, даже если образуются округа с
разным числом мандатов. После этого в
некоторых субъектах Федерации при выборах
по многомандатным округам начали
применяться система ограниченного вотума
и ее предельный случай – система
единственного непередаваемого голоса6.
В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском,
Корякском, Ненецком автономных округах,
Еврейской автономной области и Республике
Северная Осетия – Алания часть депутатов
избиралась по единому многомандатному
округу, включающему всю территорию
субъекта Федерации.
Пропорциональная
система с закрытыми списками используется
с 1993 г. на выборах половины состава
Государственной Думы. До 2003 г. эта система
использовалась также в 9 регионах на
выборах части состава представительного
органа государственной власти субъекта
Федерации, а в Красноярском крае – на
выборах представительных органов местного
самоуправления в ряде муниципальных
образований.
Начиная с декабря 2003 г.
пропорциональная система используется
повсеместно на выборах представительного
органа государственной власти субъекта
Федерации и по ней избирается не менее 50%
депутатов регионального законодательного
органа или одной из его палат. При этом
большинство субъектов Федерации также
предпочло систему закрытых списков.
В небольшом числе
регионов решено использовать систему
открытых списков. Выборы по этой системе
уже прошли в Республике Калмыкия, в
Корякском и Ямало-Ненецком автономных
округах.
Подробнее о выборах по
пропорциональной системе пойдет речь в
следующих главах.
Избирательные системы,
основанные на преференциальном
голосовании, до сих пор в России не
применялись.
1 См.:
Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 17-П
по делу о проверке конституционности
абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона
Ленинградской области “О выборах
депутатов представительных органов местного
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления в Ленинградской области”
в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова
и С.В. Пашигорова // Собрание
законодательства РФ. 2004. № 49. Ст. 4948.
2 См.:
Формирование органов местного
самоуправления в Российской Федерации.
1995–1998. Электоральная статистика. М., 1999. С.
30, 39.
3 Федеральный
закон от 12 июня 2002 г. предусматривает
исключение для избирательных округов,
образованных в пределах одного
избирательного участка.
4 См.:
Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 4-П
по делу о проверке конституционности части
второй статьи 3 Закона Оренбургской
области от 18 сентября 1997 г. “О выборах
депутатов Законодательного Собрания
Оренбургской области” в связи с жалобой
граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова
и Л.Г. Маховой // Собрание
законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1429.
5 См.:
Федеральный закон “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”
// Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст.
2253.
6 Такая
система применялась, например, в 2001 г. на
выборах депутатов Законодательного
Собрания Тверской области и Мурманской
областной Думы, в 2003 г. – на выборах
депутатов Народного Собрания Республики
Дагестан и Народного Собрания Республики
Ингушетия.
|