Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
В РОССИИ

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

4.2. Закрытые и открытые списки

Идея открытых (свободных) списков довольно привлекательна. Избирателю предоставляется возможность выбирать, не только какие партии будут представлены в парламенте, но и какие лица будут избраны от той партии, которую он поддерживает. Именно это достоинство обуславливает широкое распространение системы открытых списков в странах с развитой демократией.

Однако необходимо иметь в виду, что и система открытых списков не свободна от недостатков. Прежде всего она осложняет подсчет голосов. Этому обстоятельству можно было бы и не придавать значения, справедливо полагая, что выбор избирательной системы призван обеспечивать права граждан, а не удобство избирательных комиссий. Но усложнение подсчета голосов влечет за собой и усложнение контроля за этой операцией1, а соответственно снижение доверия общества к полученным результатам2.

Кроме того, система открытых списков к межпартийной конкуренции добавляет внутрипартийную. На первый взгляд это хорошо, поскольку в идеале должно способствовать развитию внутрипартийной демократии и препятствовать усилению власти партийного руководства и партийного аппарата. Но реальная ситуация далеко не столь однозначна.

Есть основания опасаться, что внутрипартийная конкуренция, стимулируемая этой системой, может оказаться не столько благом, сколько бедой. В мировой практике известны случаи, когда открытые списки использовались конкурентами для “обезглавливания” списка.

Многое в данном случае зависит от конкретных условий. Если избиратель хорошо знает кандидатов, он имеет возможность делать осознанный выбор. В противном случае выбор избирателя основывается преимущественно на информации, полученной в ходе избирательной кампании. И в этих условиях система открытых списков может не ослаблять, а, наоборот, усиливать влияние партийного аппарата.

Не секрет, что руководство агитационной кампанией и финансовые ресурсы в большей степени, чем распределение мест в списке, находятся в руках партийного руководства и партийного аппарата. Поэтому переход к открытым спискам может позволить партийным функционерам “корректировать” решения, принятые на съезде партии, и проталкивать вперед не слишком популярных в партии лиц, т.е. может привести к результатам, противоположным задуманным. Для того, чтобы предотвратить такой вариант развития событий, необходимо еще более жестко, чем сейчас, регулировать правила проведения агитационной кампании – и избирательная кампания грозит стать настолько зарегулированной, что перестанет выполнять свою основную функцию.

При введении открытых списков необходимо решить несколько принципиальных вопросов. Важнейший вопрос – методика распределения мандатов внутри списка (подробнее об этом см. 4.3.3). Но главное, определяющее значение имеет решение вопроса, как может голосовать избиратель.

Как отмечалось в разделе 1.1, известны четыре наиболее распространенных способа голосования: категорическое (один голос), одобрительное (несколько голосов, как крайний случай – неограниченное число голосов), преференциальное (ранжирование кандидатов в порядке предпочтения) и кумулятивное (избиратель может отдать нескольким кандидатам один или несколько голосов – по своему предпочтению). Все эти способы используются в разных странах для голосования за кандидатов в системе открытых списков.

Наиболее простым является вариант категорического голосования. Именно такой вариант был рекомендован Центризбиркомом, и именно он был взят на вооружение всеми регионами, которые ввели открытые списки. Однако в данном случае простота решения приводит к выхолащиванию самой сути системы открытых списков. Категорическое голосование вполне уместно в одномандатных округах, где приходится выбирать представителей разных партий. Но почему избиратель может выразить предпочтение только одному представителю той партии, которой он симпатизирует? Ведь если он симпатизирует данной партии, значит, наверняка ему нравится не один кандидат из данного списка. Оказывая предпочтение только одному кандидату, он тем самым может навредить (т.е. помешать избранию) другому кандидату, которого, он, может быть, поставил бы на второе место при преференциальном голосовании.

При одобрительном голосовании есть другая опасность. Пострадать могут наиболее яркие кандидаты, и такой вариант зачастую приводит к “обезглавливанию” списка. По этой причине в Италии в 1993 г. перешли от одобрительного к категорическому голосованию.

В наибольшей степени интересы избирателей могут быть обеспечены при преференциальном голосовании. Однако при такой модели подсчет особенно сложен.

Еще одна тонкость: способ, каким избиратель осуществляет голосование. Один вариант – перечислить в избирательном бюллетене всех кандидатов и около каждого поместить прямоугольник, куда избиратель может поставить галочку или крестик (такой порядок установлен в законах Магаданской, Смоленской и Тверской областей). Этот вариант более удобен для избирателя и более надежен. Однако он легко осуществим, когда в выборах участвует немного партий и в их списках немного кандидатов. Иначе мы рискуем получить огромный бюллетень, в котором невозможно будет разобраться3.

Центризбирком рекомендовал другой вариант, и этот вариант был взят на вооружение в большинстве регионов, которые ввели открытые списки. В избирательном бюллетене после строки “Против всех списков кандидатов” размещается еще одна строка – “Из отмеченного списка кандидатов голосую за кандидата №” с расположенным справа от нее пустым прямоугольником. В этот прямоугольник избиратель может вписать номер кандидата из списка4. При этом в большинстве обсуждаемых регионов под наименованием избирательного объединения или блока решено указывать фамилии, имена и отчества только первых трех кандидатов из списка. Поэтому, чтобы избиратель знал, какой номер соответствует какому кандидату, в каждой кабине для тайного голосования должны находиться списки кандидатов.

Однако при любых обстоятельствах при применении данного способа голосования вероятность ошибки избирателя довольно велика5, и это существенно снижает достоинства данной системы.


1 По сути, для обеспечения контроля необходимо предоставить право назначать наблюдателей каждому кандидату, включенному в список.

2 Высказываются даже опасения, что система открытых списков будет целенаправленно использоваться для “фильтрации” кандидатов в оппозиционных партиях путем фальсификаций (см., например: Кынев А. Открытый обман // Полит. журн. 2004. № 20 (23). С. 30–31).

3 В ряде стран применяется иной способ голосования (в России этот же способ использовался на выборах в Учредительное Собрание в 1917 г.). Каждому списку соответствует свой бюллетень, в котором размещаются кандидаты из этого списка. Избиратель опускает в урну только бюллетень той партии, за которую голосует, и в нем он может отметить отдельных кандидатов.

4 Если избиратель не впишет номер или впишет несуществующий номер, бюллетень будет считаться действительным, но не будет учитываться при распределении мандатов внутри списка.

5 О том, к чему на практике приводит данный способ голосования, см. 5.5.5.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru