Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
В РОССИИ

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

проект
(05.06.1992)

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ

О выборах в Верховный Совет Российской Федерации

Настоящий Закон регулирует вопросы проведения выборов в Верховный Совет Российской Федерации и действует, в части применения норм регулирующих избирательное право, совместно с Законом Российской Федерации “Об основах избирательного процесса”.

Статья 1. Назначение выборов народных депутатов Российской Федерации

Дата выборов народных депутатов Российской Федерации назначается Верховным Советом Российской Федерации не позднее чем за четыре месяца (шесть месяцев) до истечения срока полномочий народных депутатов Российской Федерации предыдущего созыва.

Статья 2. Ограничения пассивного избирательного права в отношении выборов народных депутатов Российской Федерации

Народным депутатом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста для избрания в Государственную Думу и 25-летнего возраста для избрания в Совет Федерации Верховного Совета Российской Федерации и обладающий активным избирательным правом в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах избирательного процесса”.

Для избрания народным депутатом Российской Федерации, помимо перечисленных выше, необходимо удовлетворять следующим условиям:

1. работать или проживать на территории соответствующей республики в составе Российской Федерации, края, области иных национально-государственных и административно-территориальных образований при выборах в Государственную Думу Верховного Совета Российской Федерации.

Право быть избранным не утрачивается, если лицо отсутствует в связи с выполнением выборной государственной должности;

2. работать или проживать на территории Российской Федерации при выборах в Совет Федерации Верховного Совета Российской Федерации;

3. сложить депутатские полномочия в любом другом представительном (или законодательном) органе на следующий день после объявления официальных итогов выборов в тот орган куда баллотировался данный гражданин;

4. не занимать должность в составе Правительства Российской Федерации, не быть руководителем ведомств Российской Федерации, Председателем или членом Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, или Конституционного Суда Российской Федерации, в течении по меньшей мере девяноста дней, предшествующих выборам;

5. не занимать должность Председателя Правительства или руководителя иного исполнительного органа, не быть должностным лицом и Председателем суда республики в составе Российской Федерации, края, области иных национально-государственных и административно-территориальных образований если на их территории находится округ по которому баллотируется данный кандидат, в течение по меньшей мере девяноста дней, предшествующих выборам;

6. не быть служителем религиозного культа.

Несоблюдение настоящих условий влечет за собой признание выборов, уполномоченным на то органом, недействительными.

Статья 3. О выборах народных депутатов Российской Федерации

Выборы народных депутатов Российской Федерации проводятся по одномандатным и многомандатным избирательным округам в случае открытия вакантных мест в Верховный Совет Российской Федерации или при объявлении всеобщих выборов в случаях предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Для проведения выборов в Государственную Думу Верховного Совета Российской Федерации образуются 450 избирательных округов. Для проведения выборов в Совет Федерации Верховного Совета Российской Федерации образуются избирательные округа в каждой республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе по норме два депутата от каждой республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, а также по одному депутату от каждого автономного округа.

Статья 4. Внеочередные выборы

Акты о назначении внеочередных выборов, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут ущемлять прав, которые настоящим Законом и Законом Российской Федерации “Об основах избирательного процесса” признаются за избирателями, и изменять правила и порядок, которые они устанавливают.

Статья 5. Об избирательной системе, применяемой при выборах народные депутатов Российской Федерации

При проведении выборов народных депутатов Российской Федерации применяется смешанная мажоритарная и пропорциональная система представительства в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации “Об основах избирательного процесса”.

Статья 6. О выдвижении кандидатов в народные депутаты и избирательные списков кандидатов

Выдвижение кандидатов в народные депутаты Российской Федерации и избирательных списков кандидатов производится субъектами избирательного права в соответствии с Законом “Об основах избирательного процесса”.

Для регистрации кандидата необходима поддержка выдвигаемой кандидатуры не менее чем одной десятой процента избирателей (но не более 2000), проживающих на территории избирательного округа и обладающих активным избирательным правом в соответствии с избирательным законодательством. Для регистрации общефедеральных избирательных списков кандидатов (политических партий, общественно-политических объединений (массовых движений) необходима регистрация кандидатов в соответствующих избирательных округах по меньшей мере в 45 округах по выборам в Государственную Думу Верховного Совета Российской Федерации или в 20 округах по выборам в Совет Федерации Верховного Совета Российской Федерации. В этом случае избирательный список кандидатов (политических партий, общественно-политических объединений (массовых движений) считается зарегистрированным.

Статья 7. Отмена решения о выдвижении кандидата в народные депутаты Российской Федерации. Снятие кандидатом своей кандидатуры

Субъекты избирательного права, выдвинувшие кандидата в народные депутаты Российской Федерации, имеют право в любое время, но не позднее чем за _ дней до дня голосования отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время, но не позднее чем за __ до дня голосования может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии кандидатом своей кандидатуры окружная избирательная комиссия доводит до сведения населения избирательного округа.

Статья 8. Порядок выдвижения кандидатов в народные депутаты Российской Федерации вместо выбывших

В случае выбытия кандидатов в народные депутаты Российской Федерации после окончания срока регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном округе не остается других кандидатов, и отсутствии хотя бы одного общефедерального избирательного списка кандидатов окружная избирательная комиссия обращается к субъектам избирательного права с предложением выдвинуть новых кандидатов в депутаты. При выбытии кандидатов в депутаты менее чем за месяц до выборов и отсутствии общефедеральных избирательных списков кандидатов выборы депутата от соответствующего избирательного округа проводятся в двухмесячный срок после общих выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты вместо выбывших производится в порядке, установленном избирательным законодательством.

Статья 9. Регистрация кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Лица, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, а также лица, являющиеся депутатами в другом Совете народных депутатов, при выдвижении их кандидатами, а депутаты в своих заявлениях, указывают о намерении освободить занимаемые должности в случае избрания их депутатами или досрочно прекратить свои депутатские полномочия в другом Совете, либо сообщают о снятии своих кандидатур.

О регистрации кандидатов в депутаты избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов в депутаты в пятидневный срок представляется в ЦИК Российской Федерации.

Окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты, выдвинутых с соблюдением требований настоящего Закона, а также избирательные списки кандидатов. Отказ в регистрации может быть обжалован в пятидневный срок в ЦИК Российской Федерации.

Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном территориальном, национально-территориальном избирательном округе или входить в один избирательный список кандидатов.

Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одном избирательном округе, не может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей кандидатуры в избирательном округе, где он был зарегистрирован первоначально.

Кандидат в депутаты не может состоять в ЦИК Российской Федерации, а также в любой избирательных комиссиях. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.

Окружная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в депутаты и избирательных списков кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), партийности, места работы и жительства каждого кандидата в депутаты.

Статья 10. Государственное финансирование избирательной кампании и по итогам выборов

Финансирование избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Российской Федерации осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации в соответствии со статьями 54, 55 Закона Российской Федерации “Об основах избирательного процесса”, при этом Верховный Совет Российской Федерации актом о назначении выборов устанавливает величину финансирования на проведение предвыборной кампании для кандидата в народные депутаты Российской Федерации и общую сумму финансирования выборной кампании получаемую из федерального бюджета.

Этим же актом Верховный Совет Российской Федерации устанавливает общие принципы определения квот финансирования политических партий, общественно-политических объединений (массовых движений) и их предвыборных коалиций по итогам проведения избирательной кампании и пропорционально полученным ими голосам избирателей. При этом финансированию подлежат политические партии, общественно-политические объединения (массовые движения), а также их избирательные коалиции избирательные списки кандидатов которых на выборах получили не менее 2% голосов избирателей и имеют хотя бы одного депутата в Верховном Совете Российской Федерации. Эти суммы выделяются из федерального бюджета. Верховный Совет Российской Федерации нового созыва может пересмотреть размер квот исходя из возможностей федерального бюджета, но не более чем на 10%.

Из государственных средств, выделяемых на проведение выборов, финансируются следующие виды предвыборных расходов:

1. расходы на печатание и распространение предвыборных программ и биографических данных кандидатов;

2. расходы на оплату теле- и радиодебатов между всеми кандидатами в соответствующем избирательном округе, а также их заключительных теле- и радиообращений к избирателям накануне выборов;

3. расходы на оплату аренды помещения, используемого кандидатом в качестве штаб-квартиры, а также средств связи.

Иные предвыборные расходы кандидаты оплачивают за счет негосударственных средств.

Статья 11. Финансирования избирательной кампании физическими лицами

Граждане Российской Федерации имеют право оказывать материальную поддержку любому кандидату в народные депутаты Российской Федерации, а также любому общественному объединению, участвующему в избирательной кампании в соответствии с избирательным законодательством. Граждане Российской Федерации имеют право передавать в избирательный фонд кандидата до 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд общественно-политического объединения (коалиции общественно-политических объединений) – до 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Все взносы в избирательные фонды от физических лиц, независимо от их размеров, регистрируются этими фондами с указанием адреса, фамилии и инициалов этих физических лиц. Взносы, превышающие установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, пересылаются в избирательные фонды кандидатов и общественно-политических объединений в виде чеков на специальные счета, закрепленные за этими фондами и подотчетные избирательным комиссиям, которые имеют право периодические ревизии этих счетов.

Избирательные фонды кандидатов и общественно-политических объединений не имеют права принимать взносы от физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Статья 12. Финансирование избирательной кампании политическими партиями, общественно-политическими объединениями (массовыми движениями)

Каждое зарегистрированное в Российской Федерации общественно-политическое объединение имеет право оказывать материальную поддержку своим кандидатам на выборах в Верховный Совет Российской Федерации и вносить из своих средств взносы в предвыборные фонды этих кандидатов. Взносы общественно-политических объединений в избирательные фонды кандидатов регистрируются в порядке, указанном в статье 11 настоящего Закона.

Общественно-политическое объединение не имеет права передавать в избирательный фонд денежных средств, не учтенных в финансовых отчетах общественно-политического объединения о его предвыборных расходах.

Общественно-политическое объединение не имеет права принимать в свой избирательный фонд взносы от иностранных юридических лиц, а также взносы от физических и юридических лиц, превышающие 10-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Политические партии, общественно-политические объединения (массовые движения), зарегистрированные в установленном порядке, имеют право оказывать на выборах материальную поддержку кандидатам в народные депутаты Российской Федерации и общественно-политическим объединениям, участвующим в избирательной кампании. Размеры их взносов в избирательные фонды кандидатов и общественно-политических объединений не должны превышать 20-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. По завершении избирательной кампании руководящие органы общественно-политических объединений (массовых движений) предоставляют в установленном законом порядке финансовый отчет в ЦИК Российской Федерации о своих предвыборных расходах.

Статья 13. Финансирование избирательной кампании иными юридическими лицами

Иные юридические лица (частные предприятия, а также фонды) имеют право оказывать материальную поддержку на выборах кандидатам в народные депутаты Российской Федерации и общественно-политическим объединениям, участвующим в избирательной кампании. Размеры их взносов в избирательные фонды и порядок отчетности об этих предвыборных расходах соответствуют нормам, предусмотренным статьей 12 настоящего Закона для общественно-политических объединений (массовых движений).

Руководители предприятий и общественных объединений не имеют права принуждать своих сотрудников и членов к оказанию материальной поддержки на выборах любому кандидату или общественному объединению.

Не имеют права оказывать материальную поддержку на выборах кандидатам или общественно-политическим объединениям государственные учреждения или религиозные объединения всех уровней в качестве юридических лиц. Сотрудники государственных учреждений и служители культа имеют указанное право наряду со всеми гражданами Российской Федерации.

Статья 14. Финансирование избирательной кампании самими кандидатами

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации и члены его семьи имеют право внести собственные средства в его избирательный фонд. Общие размеры взносов кандидата и его семьи в его избирательный фонд не должны превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Взносы, поступившие в избирательный фонд кандидата от него самого и членов его семьи, подлежат регистрации и отчетности на общих основаниях со всеми другими взносами в этот фонд.

Статья 15. Предвыборная программа кандидата в народные депутаты Российской Федерации

Политические партии, общественно-политические объединения (массовые движения), выдвинувшие избирательные списки кандидатов, кандидаты в народные депутаты Российской Федерации выступают с программой своей будущей деятельности. Программа кандидата в депутаты, избирательного списка кандидатов не должна содержать положений, направленных к насильственному изменению конституционных основ государственного и общественного строя Российской Федерации, пропаганды войны, призывов к разжиганию расовой, межнациональной и религиозной розни, нарушению прав и свобод человека.

Статья 16. Доверенные лица кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации может иметь до десяти доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Кандидат в депутаты несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до выборов заменять их.

Доверенное лицо не может состоять ни в одной из избирательных комиссий округа.

Доверенные лица кандидата в депутаты после их регистрации на время проведения предвыборных собраний по просьбе кандидата в народные депутаты могут освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Статья 17. Освобождение кандидата в народные депутаты от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации после регистрации на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, митингах, по телевидению и радио освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Статья 18. Право кандидата в народные депутаты на бесплатный проезд

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживающий за пределами избирательного округа, пользуется таким же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.

Статья 19. Неприкосновенность кандидата в народные депутаты Российской Федерации

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия ЦИК Российской Федерации.

Статья 20. Регистрация избранных народных депутатов Российской Федерации

Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного народным депутатом Российской Федерации. В соответствии с требованиями статьи 2 настоящего Закона кандидат, избранный народным депутатом Российской Федерации, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности народного депутата Российской Федерации.

ЦИК Российской Федерации на основании протоколов о результатах выборов народных депутатов Российской Федерации после официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию народного депутата Российской Федерации и выдает лицу, избранному народным депутатом, соответствующее удостоверение об избрании.

Полномочия народного депутата Российской Федерации начинаются с момента его регистрации ЦИК Российской Федерации.

Статья 21. Удостоверение и нагрудный знак народного депутата Российской Федерации

Удостоверение народного депутата Российской Федерации и нагрудный знак “Народный депутат Российской Федерации” выдается в порядке определенном Регламентом палаты Верховного Совета Российской Федерации.

В случае признания судом полномочий народного депутата недействительными, досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося народным депутатом Российской Федерации, удостоверение и нагрудный знак народного депутата Российской Федерации подлежат возвращению в секретариат той палаты Верховного Совета Российской Федерации, членом которой депутат являлся.

Статья 22. Проведение выборов народных депутатов Российской Федерации вместо выбывших

В случае признания полномочий отдельных народных депутатов Российской Федерации недействительными, а также в случае досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются ЦИК Российской Федерации не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований избирательного законодательства. При этом окружная избирательная комиссия образуется за 50 дней, участковые – за месяц до выборов, регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за месяц до выборов.

В случае выбытия народного депутата Российской Федерации менее чем за год до истечения срока полномочий народных депутатов Российской Федерации выборы нового народного депутата Российской Федерации вместо выбывшего не проводятся.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

“__” ______ 1992 года

№ __

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru