Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
В РОССИИ

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Приложение 3

Пример нормативного регулирования “персонализированной” смешанной избирательной системы в законодательстве субъекта Российской Федерации

3.1. Примерное положение Устава области 

3.2. Примерные положения областного закона “О выборах депутатов областной Думы” 

3.3. Пример применения “персонализированной” смешанной избирательной системы

В настоящем приложении предлагается примерное нормативное регулирование отдельных положений Устава (Конституции) субъекта Российской Федерации и закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при применении “персонализированной” смешанной избирательной системы, подобной системе, используемой в Германии на выборах в бундестаг и лантаги1.

Помимо использования указанной избирательной системы, в модельных статьях предлагается 4%-ный заградительный барьер и реализуется положение, согласно которому списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов, должны получить в совокупности не менее 75% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если все списки, преодолевшие 4%-ный барьер, получают менее 75% голосов, барьер становится “плавающим”, но не может опускаться ниже 2%. Если же все списки, получившие более 2%, в сумме не набирают 75%, тогда требование 75%-ного уровня представительности не действует, но сохраняется 50%-ный уровень, указанный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

Для простоты изложения субъект Федерации именуется областью, его законодательный (представительный) орган государственной власти – областной Думой, номинальное число депутатов в областной Думе предполагается четное. Статьи текста Устава области и областного закона не нумеруются.

П-3.1. Примерное положение Устава области

Статья. Областная Дума

1. Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

2. Областная Дума является однопалатным органом и состоит из __ депутатов (установленное число депутатов), избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на _ лет.

3. Порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается областным законом в соответствии с федеральным законодательством.

4. В случаях, предусмотренных областным законом, число депутатов Областной Думы увеличивается.

П-3.2. Примерные положения областного закона “О выборах депутатов областной Думы”

Статья. Численный состав областной Думы

1. В соответствии с Уставом области установленное число депутатов областной Думы составляет __ депутатов.

2. Половина от установленного числа депутатов областной Думы избирается по одномандатным избирательным округам по единой норме представительства.

3. Половина от установленного числа депутатов областной Думы избирается по единому областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, число депутатов, избранных по единому областному избирательному округу, и общее число избранных депутатов областной Думы увеличиваются.

Статья. Определение результатов выборов депутата областной Думы по одномандатному избирательному округу

1. На основании первых экземпляров протоколов № 1 об итогах голосования, полученных из территориальных избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов депутата областной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов по одномандатному избирательному округу составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов окружная избирательная комиссия принимает решение о результатах выборов.

2. Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;

б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

3. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

4. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по соответствующему одномандатному избирательному округу недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по данному одномандатному избирательному округу;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем одномандатном избирательном округе;

в) по решению суда.

5. Если выборы по одномандатному избирательному округу не были признаны несостоявшимися и результаты выборов не были признаны недействительными, окружная избирательная комиссия определяет избранного депутата. Избранным депутатом областной Думы по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. При равном числе голосов, полученных кандидатами в депутаты областной Думы по одномандатному избирательному округу, избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

6. Если кандидат, признанный избранным, был выдвинут избирательным объединением, в решении окружной избирательной комиссии о результатах выборов указывается, что он был выдвинут соответствующим избирательным объединением. Если кандидат, признанный избранным, был выдвинут в порядке самовыдвижения, в решении окружной избирательной комиссии о результатах выборов указывается, что он был выдвинут в порядке самовыдвижения.

7. Окружная избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом по одномандатному избирательному округу, после чего он обязан в пятидневный срок представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом, не выполнит указанное требование, окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным. О принятом решении окружная избирательная комиссия незамедлительно информирует областную избирательную комиссию.

Статья. Определение результатов выборов депутатов областной Думы по единому областному избирательному округу

1. На основании первых экземпляров протоколов № 2 об итогах голосования, полученных из окружных избирательных комиссий, областная избирательная комиссия определяет результаты выборов депутатов областной Думы по единому областному избирательному округу. Члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов по единому областному округу составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов областная избирательная комиссия принимает решение о результатах выборов.

2. Выборы признаются областной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;

б) менее чем два областных списка кандидатов получили согласно частям 6–8 настоящей статьи право принять участие в распределении депутатских мандатов;

в) за областные списки кандидатов, получившие согласно частям 6–8 настоящей статьи право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу.

3. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

4. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по единому областному избирательному округу недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по единому областному избирательному округу;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в едином областном избирательном округе;

в) по решению суда.

5. Если выборы по единому областному избирательному округу не были признаны несостоявшимися и результаты выборов не были признаны недействительными, областная избирательная комиссия принимает решение о распределении депутатских мандатов между областными списками кандидатов.

6. К распределению мандатов депутатов областной Думы по единому областному избирательному округу допускаются выдвинутые избирательными объединениями областные списки кандидатов, каждый из которых получил 4 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, если указанных списков не менее чем два, а за все указанные списки было подано в совокупности 75 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу. В этом случае иные областные списки кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов по единому областному избирательному округу не допускаются.

7. Если за областные списки кандидатов, каждый из которых получил 4 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, было подано в совокупности менее 75 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные областные списки кандидатов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей областные списки кандидатов, получившие менее 4, но более 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не станет равно или превысит в совокупности 75 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу.

Если за областные списки кандидатов, каждый из которых получил более 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, было подано в совокупности менее 75, но более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются все областные списки кандидатов, получившие более 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу.

8. Если за один областной список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, а остальные областные списки кандидатов получили менее 4 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также областной список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу, среди областных списков кандидатов, получивших менее 4, но более 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу.

9. Областная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому областному избирательному округу за областные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с частями 6–8 настоящей статьи. Эта сумма голосов делится на число мандатов, подлежащих распределению в едином областном избирательном округе, которое равно половине от установленного числа депутатов областной Думы плюс число кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, допущенными к участию в распределении мандатов, которые были избраны депутатами областной Думы по одномандатным избирательным округам. Полученный результат есть избирательное частное.

10. Затем число голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые причитаются соответствующему областному списку кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

11. Если после действий, произведенных в соответствии с частью 10 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем городским спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с частью 10 настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому городскому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей, а в случае равенства голосов, мандат распределяется с помощью жеребьевки.

12. После этого число депутатских мандатов, причитающихся каждому областному списку в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи, сравнивается с числом кандидатов, выдвинутых соответствующим избирательным объединением, которые были избраны депутатами областной Думы по одномандатным избирательным округам.

13. Если число депутатских мандатов, причитающихся областному списку в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи, больше числа кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, которые были избраны депутатами областной Думы по одномандатным избирательным округам, разность между указанными числами составляет число депутатских мандатов, которые надлежит передать кандидатам, включенным в данный областной список кандидатов.

14. Если число депутатских мандатов, причитающихся областному списку в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи, равно числу кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, которые были избраны депутатами областной Думы по одномандатным избирательным округам, передача депутатских мандатов кандидатам, включенным в данный областной список кандидатов, не производится.

15. Если число депутатских мандатов, причитающихся областному списку в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи, меньше числа кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, которые были избраны депутатами областной Думы по одномандатным избирательным округам, передача депутатских мандатов кандидатам, включенным в данный областной список кандидатов, не производится. При этом общее число депутатов областной Думы избираемого созыва увеличивается на разность между указанными числами.

16. Если областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании частей 6–8 настоящей статьи, в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи не получает ни одного депутатского мандата и ни один из кандидатов, выдвинутых соответствующим избирательным объединением, не был избран по одномандатному избирательному округу, указанный список кандидатов получает один мандат. При этом общее число депутатов областной Думы избираемого созыва увеличивается на единицу.

17. Перед определением кандидатов, избранных депутатами областной Думы по единому областному избирательному округу, из каждого областного списка кандидатов, получающего депутатские мандаты в соответствии с частью 13 настоящей статьи, исключаются кандидаты, избранные депутатами областной Думы по одномандатным избирательным округам.

18. Депутатские мандаты, получаемые областным списком кандидатов в соответствии с частью 13 настоящей статьи, распределяются между зарегистрированными кандидатами из областного списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка в областной избирательной комиссии и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов.

19. Областная избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом по единому областному избирательному округу, после чего он обязан в пятидневный срок представить в областную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается следующему по очередности кандидату из того же списка.

20. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов областной Думы.

П-3.3. Пример применения “персонализированной” смешанной избирательной системы

В качестве примера приводим применение приведенных выше модельных положений, используя данные об итогах голосования на выборах депутатов Тульской областной Думы 3 октября 2004 г.2

На этих выборах более 4% голосов получили 7 списков, однако в совокупности эти списки набрали лишь 73,95% голосов. Поэтому к распределению мандатов должен быть допущен еще один список, получивший 3,65% голосов, и, таким образом, суммарный процент голосов, полученный списками, допущенными к распределению мандатов, становится равным 77,60%.

Данные об итогах голосования и результаты расчетов приведены в табл. П-16 и П-17. Число голосов избирателей, полученных списками, допущенными к распределению мандатов, равно 331 224. Установленное число депутатов областной Думы – 48. По одномандатным округам объединения и блоки, списки которых допущены к распределению мандатов, получили 10 мандатов3. Таким образом, распределению в едином областном избирательном округе подлежат 34 мандата. Избирательное частное равно 331 224 : 34 = 9741,88.

Таблица П-16

Расчет числа мандатов, причитающихся спискам, допущенным к распределению мандатов

Избирательное объединение или избирательный блок

Число голосов

Частное1

Число мандатов, причитающихся списку

первичное

вторичное

суммарное

“Единая Россия”

95 217

9,77

9

1

10

Блок “Засечный рубеж – Партия “Родина”

55 302

5,68

5

1

6

КПРФ

46 271

4,75

4

1

5

Блок “За Тульский край”

43 791

4,50

4

0

4

Союз Правых Сил

26 594

2,73

2

1

3

Российская партия пенсионеров

26 258

2,70

2

1

3

Блок “Глас народа – За Родину!”

22 211

2,28

2

0

2

Блок “Союз за социальную справедливость и развитие”

15 580

1,60

1

0

1

1 Частное от деления числа голосов, поданных за список, на избирательное частное. Для экономии места расчетные числа приводятся с точностью до сотых, но расчеты велись с большей точностью.

Таблица П-17

Результаты распределения мандатов

Избирательное объединение или избирательный блок

Число мандатов

Доля

общее

по одномандатным округам

по единому округу

голосов

мандатов

“Единая Россия”

10

4

6

22,3%

20,8%

Блок “Засечный рубеж – Партия “Родина”

6

3

3

13,0%

12,5%

КПРФ

5

1

4

10,8%

10,4%

Блок “За Тульский край”

4

0

4

10,3%

8,3%

Союз Правых Сил

3

0

3

6,2%

6,3%

Российская партия пенсионеров

3

0

3

6,2%

6,3%

Блок “Глас народа – За Родину!”

2

1

1

5,2%

4,2%

Блок “Союз за социальную справедливость и развитие”

1

1

0

3,6%

2,1%

 


1 См.: Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. М., 2004. С. 294–352.

2 Пример условный, поскольку очевидно, что при использовании “персонализированной” смешанной избирательной системы итоги голосования были бы другими.

3 Еще 12 мандатов досталось независимым кандидатам, и 2 мандата остались незамещенными.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru