Опасность
превращения избирательных кампаний в
борьбу PR – технологий, где штабы
кандидатов стремятся уничтожить
конкурентов еще до дня голосования,
заставляет законодателя искать
адекватные формы правового регулирования.
Именно к числу таких новаций относится
только что вступивший в силу Федеральный
закон “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”.
В том, что этот закон уже давно утратил
свой рамочный статус и стал федеральным
законом, напрямую регулирующим все уровни
и виды выборов, специалисты говорили
неоднократно, т.к. видели в этом прямое
вмешательство в компетенцию субъектов
Федерации. Однако сейчас в законе об
основных гарантиях избирательных прав
граждан гораздо опаснее другая крайность:
закон ограничивает в угоду
зарегистрированным кандидатам действие
таких основополагающих конституционных
прав и свобод, как свобода слова, свобода
массовой информации, и профессиональную
деятельность журналистов.
Это достигается весьма экстравагантными
приемами. В законе появилась специальная
глава “Гарантии прав граждан на
получение и распространение информации о
выборах и референдумах”, и теперь по
меньшей мере на весь период избирательной
кампании (а это минимум 6 месяцев) все
печатные и электронные СМИ фактически
должны жить по закону о гарантиях
избирательных прав граждан. Между тем,
данный закон если и имеет более высокую
юридическую силу, то только в отношении
других законов о выборах. В отношении всех
прочих федеральных законов он не занимает
какого-либо особого места и не может
претендовать на преимущественное
регулирование, например, статуса СМИ,
который уже определен Конституцией и
законом о СМИ.
Сегодняшние же реалии таковы, что закон о
гарантиях избирательных прав откровенно
вторгся в сферу информационных отношений.
Это в первую очередь ударит по интересам
СМИ, граждан, общественных объединений, но
в наибольшей степени от этого пострадают
журналисты. Они теперь вправе
информировать население, но без
собственных комментариев. Если следовать
буквальному смыслу закона, аналитика и
прогнозы оказываются под запретом с
момента объявления избирательной
кампании и до дня опубликования отчёта о
расходовании средств, выделенных на
выборы. По нашему мнению, подобные
ограничения не только не вписываются в
законодательную логику, но и в логику
цивилизованного политического процесса.
Именно в период выборов государство и СМИ
должны создать для граждан и различных
общественных ассоциаций режим
наибольшего благоприятствования с тем,
чтобы они могли высказаться, донести свою
точку зрения как до кандидатов, так и до
широкой общественности. Даже в советский
период у граждан и СМИ были гораздо более
широкие возможности по освещению
избирательной кампании.
Сейчас общество еще больше заинтересовано
в активизации политических дискуссий,
организуемых как с участием, так и без
участия в них кандидатов, политических
партий, общественных организаций. Это
вполне естественно и даже необходимо для
развития конструктивного взаимодействия
власти и общества. Государство, СМИ должны
максимально способствовать развитию
гражданских инициатив, а не отторгать их.
Запретительство в избирательном
законодательстве, в публичном праве
должно быть сведено к минимуму, если не
исключено вообще.
Однако и сегодня в обновленном
избирательном законодательстве не решен
главный вопрос: как отличить агитацию
политической направленности, которая
может осуществляться как в период между
выборами, так и во время избирательных
кампаний, от предвыборной агитации. По
нашему мнению, законодателю всего лишь
требовалось дать точное и предельно узкое
определение предвыборной агитации. Вместо
этого он не только дал обширный перечень
действий, подпадающих под предвыборную
агитацию, но и оставил его открытым для
правоприменителя. Более того, в этот
перечень включена вся косвенная агитация.
Ситуация сложилась просто абсурдная.
Еще в 1999 году эксперты указывали на
недопустимость подобной практики (тогда
она была закреплена в ведомственной
инструкции). Сегодня же в области
регулирования предвыборной агитации мы
откатываемся на откровенно
запретительные, а то и цензорские позиции.
Примером иных подходов, используемых в
мире, является трактовка, содержащаяся в
решении Верховного суда США по делу Бакли
против Валео. В соответствии с этим
решением не могут быть запрещены
политические выступления (включая и
политическую рекламу), в которых
упоминаются кандидаты в контексте
высказывания точек зрения на определенную
тему. Только те выступления и другие
агитационные акции подпадают под
предвыборную агитацию, посредством
которых четко формулируется призыв к
избранию кандидата или его поражению,
причем в идентификации данного кандидата
не должно быть сомнений. Суд дал перечень
формулировок, которые свидетельствуют о
том, что выступление является не
тематическим, а непосредственно
направлено на избрание определенного
кандидата: “голосовать за”, “избирать”,
“поддержать”, “отдать свои голоса
за”, “Смита в Конгресс”, “голосовать
против”, “добиваться поражения”,
“отвергать”.
Еще более разрушительные последствия для
конструктивного взаимодействия СМИ и
органов, уполномоченных проводить выборы,
может стать инициатива по введению в
законодательство норм,
приостанавливающих деятельность средств
массовой информации за неоднократные
нарушения закона. Наложение этой
инициативы на перечень “составов”
агитации, уже закрепленных в законе об
основных гарантиях избирательных прав
граждан, будет означать полное поражение в
правах СМИ не только в ходе выборов, но и в
межвыборный период.
|