Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Почему в России нет открытой политики


“Независимая” 25 июля 2002 года

Александр Иванченко
председатель Совета директоров
Независимого института выборов

 Состоялись крупные по нынешним временам кадровые назначения: Эллы Памфиловой – председателем президентской комиссии по правам человека и Абдул-Хакима Султыгова – специальным представителем Президента по обеспечению прав и свобод человека в Чечне. Очевидно, что эти назначения призваны продемонстрировать внимание Кремля к проблеме защиты прав человека в России. Смогут ли новые фигуры изменить ситуацию в этой области? Ведь на этом поприще функционирует институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Можно лишь пожелать новым назначенцам, возглавившим органы, не имеющие серьезных полномочий, гражданской смелости в работе с нашим государством, которое никак не поймет, для чего ему граждане, а тем более их права и свободы.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разграничить государственные и общественные функции, понять, что государство – это исполнитель воли граждан, народа, общества, а не наоборот. Сегодняшние реалии таковы, что мы не знаем, какую государственность строим, что понимаем под гражданским обществом. В результате работа по укреплению вертикали власти вырождается в бюрократическую кампанию. Граждане объективно не могут принимать участие в этой работе, у них нет каналов обратной связи с органами власти. Президент компенсирует отсутствие постоянных контактов воспоминаниями о своей жизни в коммунальной квартире. Нелишне вспомнить, что прежние руководители к связям с народом подходили более основательно. При Сталине де юре существовал институт всенародных обсуждений важных вопросов государственной жизни, а при Брежневе был принят указ о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
Даже в те времена по “каналам связи” можно было обратиться в Советы, парткомы, комитеты народного контроля и быть уверенным, что на свое обращение ты получишь хотя бы отписку. Сегодня же в стране фактически отсутствуют институализированные каналы связи граждан и власти. Чиновники не удостаивают “челобитные” своим вниманием, так как не несут никакой установленной законом ответственности за работу с общественностью, гражданами. Такие чиновники вполне обоснованно принимают государство за самих себя, а вовсе не за организацию власти народа. Основная причина сложившегося положения дел – в отсутствии в России публичной политики, то есть политики открытой, подконтрольной гражданам. Чиновник служит не народу, а каждый своему начальнику; Президент строит вертикаль власти, подчиненную себе, но никак не гражданам.
Исполнительная власть живет лишь благодаря рейтингу Президента, который интуитивно чувствует дыхание страны. Но это равновесие в любой момент может быть нарушено. Нужны убедительные шаги со стороны государства, свидетельствующие о налаживании его отношений с гражданским обществом и, прежде всего, путем вовлечения людей в выработку государственных решений, создания системы общественного контроля за государственным аппаратом.
После Гражданского форума во взаимоотношениях власти и общества практически ничего не изменилось. Причем связь разрывается не только на уровне чиновничьего аппарата. Структуры, которые взяли на себя функции координации деятельности неправительственных и общественных организаций, не смогли организационно оформиться и не получили государственной поддержки.
Об этом говорит наш собственный опыт. От имени нескольких неправительственных организаций мы предлагали Гражданскому форуму и Президенту РФ конкретные законодательные инициативы, направленные на формирование действенных каналов обратной связи между обществом и властью, – проекты федеральных законов о гарантиях права граждан Российской Федерации на обращения и петиции и об общественном обсуждении проектов федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения. Первый законопроект призван обеспечить конституционное право граждан направлять в органы власти обращения и петиции, получать ответ по существу этих обращений, требовать принятия по ним необходимых мер, второй – установить механизм участия граждан, различных общественных структур в обсуждении законодательных инициатив, важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Эти законы бесспорно нужны государству, гражданам. Однако эти инициативы не дошли ни до главы государства, ни до организаторов Гражданского форума.
Полагаем, что в продвижении гражданских инициатив может помочь только объединение, кооперация различных неправительственных структур снизу. Именно такую цель поставил перед собой Общественный совет содействия гражданскому и государственному обустройству России, инициаторами создания которого выступили ряд некоммерческих организаций, общественных объединений и фондов.
Общественный совет призван содействовать развитию России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, реализации закрепленных в Конституции РФ принципов, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти. Стратегическим направлением своей деятельности Совет считает создание правовых гарантий публичности, открытости в отношениях власти, должностных лиц и граждан России.
На заседании Общественного совета состоялась презентация инициативного проекта федерального закона “О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления”. Именно об этом законе говорил Президент в своем Послании Федеральному собранию. Услышала ли бюрократия своего Президента? Если да, то мы готовы к конструктивной работе по доработке проекта. Иного не дано. Только путем сотрудничества и профессионального взаимодействия мы можем сделать политику публичной, а государство открытым и оптимистичным.

В начало

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru