Состоялись
крупные по нынешним временам кадровые
назначения: Эллы Памфиловой –
председателем президентской комиссии по
правам человека и Абдул-Хакима Султыгова
– специальным представителем
Президента по обеспечению прав и свобод
человека в Чечне. Очевидно, что эти
назначения призваны продемонстрировать
внимание Кремля к проблеме защиты прав
человека в России. Смогут ли новые фигуры
изменить ситуацию в этой области? Ведь на
этом поприще функционирует институт
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации. Можно лишь пожелать
новым назначенцам, возглавившим органы, не
имеющие серьезных полномочий, гражданской
смелости в работе с нашим государством,
которое никак не поймет, для чего ему
граждане, а тем более их права и свободы.
Для того чтобы ответить на этот вопрос,
нужно разграничить государственные и
общественные функции, понять, что
государство – это исполнитель воли
граждан, народа, общества, а не наоборот.
Сегодняшние реалии таковы, что мы не знаем,
какую государственность строим, что
понимаем под гражданским обществом. В
результате работа по укреплению вертикали
власти вырождается в бюрократическую
кампанию. Граждане объективно не могут
принимать участие в этой работе, у них нет
каналов обратной связи с органами власти.
Президент компенсирует отсутствие
постоянных контактов воспоминаниями о
своей жизни в коммунальной квартире.
Нелишне вспомнить, что прежние
руководители к связям с народом подходили
более основательно. При Сталине де юре
существовал институт всенародных
обсуждений важных вопросов
государственной жизни, а при Брежневе был
принят указ о порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан.
Даже в те времена по “каналам связи”
можно было обратиться в Советы, парткомы,
комитеты народного контроля и быть
уверенным, что на свое обращение ты
получишь хотя бы отписку. Сегодня же в
стране фактически отсутствуют
институализированные каналы связи
граждан и власти. Чиновники не удостаивают
“челобитные” своим вниманием, так
как не несут никакой установленной
законом ответственности за работу с
общественностью, гражданами. Такие
чиновники вполне обоснованно принимают
государство за самих себя, а вовсе не за
организацию власти народа. Основная
причина сложившегося положения дел – в
отсутствии в России публичной политики, то
есть политики открытой, подконтрольной
гражданам. Чиновник служит не народу, а
каждый своему начальнику; Президент
строит вертикаль власти, подчиненную себе,
но никак не гражданам.
Исполнительная власть живет лишь
благодаря рейтингу Президента, который
интуитивно чувствует дыхание страны. Но
это равновесие в любой момент может быть
нарушено. Нужны убедительные шаги со
стороны государства, свидетельствующие о
налаживании его отношений с гражданским
обществом и, прежде всего, путем
вовлечения людей в выработку
государственных решений, создания системы
общественного контроля за
государственным аппаратом.
После Гражданского форума во
взаимоотношениях власти и общества
практически ничего не изменилось. Причем
связь разрывается не только на уровне
чиновничьего аппарата. Структуры, которые
взяли на себя функции координации
деятельности неправительственных и
общественных организаций, не смогли
организационно оформиться и не получили
государственной поддержки.
Об этом говорит наш собственный опыт. От
имени нескольких неправительственных
организаций мы предлагали Гражданскому
форуму и Президенту РФ конкретные
законодательные инициативы, направленные
на формирование действенных каналов
обратной связи между обществом и властью,
– проекты федеральных законов о
гарантиях права граждан Российской
Федерации на обращения и петиции и об
общественном обсуждении проектов
федеральных законов и вопросов, требующих
законодательного решения. Первый
законопроект призван обеспечить
конституционное право граждан направлять
в органы власти обращения и петиции,
получать ответ по существу этих обращений,
требовать принятия по ним необходимых мер,
второй – установить механизм участия
граждан, различных общественных структур
в обсуждении законодательных инициатив,
важнейших вопросов государственной и
общественной жизни. Эти законы бесспорно
нужны государству, гражданам. Однако эти
инициативы не дошли ни до главы
государства, ни до организаторов
Гражданского форума.
Полагаем, что в продвижении гражданских
инициатив может помочь только объединение,
кооперация различных неправительственных
структур снизу. Именно такую цель поставил
перед собой Общественный совет содействия
гражданскому и государственному
обустройству России, инициаторами
создания которого выступили ряд
некоммерческих организаций, общественных
объединений и фондов.
Общественный совет призван содействовать
развитию России как демократического
федеративного правового государства с
республиканской формой правления,
реализации закрепленных в Конституции РФ
принципов, в соответствии с которыми права
и свободы человека и гражданина
признаются непосредственно действующими,
определяющими смысл, содержание и
применение законов, деятельность органов
власти. Стратегическим направлением своей
деятельности Совет считает создание
правовых гарантий публичности, открытости
в отношениях власти, должностных лиц и
граждан России.
На заседании Общественного совета
состоялась презентация инициативного
проекта федерального закона “О
гарантиях предоставления информации о
деятельности и решениях государственных
органов, органов местного самоуправления”.
Именно об этом законе говорил Президент в
своем Послании Федеральному собранию.
Услышала ли бюрократия своего Президента?
Если да, то мы готовы к конструктивной
работе по доработке проекта. Иного не дано.
Только путем сотрудничества и
профессионального взаимодействия мы
можем сделать политику публичной, а
государство открытым и оптимистичным.
|