Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 ЗАБЫТЫЕ ГРАЖДАНЕ


Газета "Время МН"
от 13 апреля 2002 г.


Александ Иванченко,
председатель совета директоров
Независимого института выборов

Если говорить о выборах последних лет, то по форме это вроде бы выборы, но по существу – уже далеко не свободная и не состязательная процедура.

Похоже, мы вновь возвращаемся к той советской кампанейщине, от которой пытались уйти, – когда право людей на выбор подменяется одобрением согласованных “наверху” кандидатур. Об этом говорит практика снятия наиболее сильных кандидатов и доведения до финиша чуть ли не в одиночку тех, кого поддерживает исполнительная власть. Власть пытается воспроизводиться самостоятельно, ей не нужны избиратели. Но такая власть не легитимна.
Отсюда же растут корни предложений об отказе от проведения выборов вообще, о назначении губернаторов ввиду пассивности избирателей. Подобные предложения противоречат основам конституционного строя. Кроме того, это прямое вмешательство в компетенцию субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно определяют систему органов власти, принимают законы о выборах своих губернаторов и законодательных собраний. Если уж на то пошло, субъекты вправе оговорить в своих законах временные процедуры исполнения обязанностей отстраненного губернатора. Но в любом случае право выбора все равно остается за избирателями. Единственный вариант, когда назначение возможно, – это назначение исполняющего обязанности губернатора на укрупняемый субъект Федерации. И то такое назначение может быть произведено лишь на короткий срок путем принятия специального федерального закона по согласованию с субъектами Федерации.
Что касается предложений о совмещении парламентских и президентских выборов, то это еще одно лукавство: под благовидным предлогом экономии бюджетных средств предполагается решение узкопартийных задач. Основной смысл, который кроется за идеей совмещения выборов, – вовлечь президента в строительство очередной “партии власти” и обеспечить ей большинство в будущей Государственной думе. Нелишне напомнить, что президентские выборы – это выборы главы государства, который возглавляет исполнительную ветвь власти, а выборы парламента – это избрание представительной ветви власти. Эти ветви власти разделены. Смешивать кампании по их избранию – значит, следовать в русле ограничения народовластия, заложенного в Конституции России. Единственным источником власти в Российской Федерации является народ, и именно он должен контролировать деятельность органов власти. Но о контроле, об избирателях сейчас говорить не модно.
Исполнительная власть живет в виртуальном мире рейтинга президента. Опасность этой политической пирамиды ничуть не меньше, чем финансовой. Если президент не предпримет убедительных шагов по вовлечению граждан в управление страной, налаживанию общественного контроля за супербюрократизированным аппаратом, недоверие к власти будет нарастать. Пока же вопросы государственного устройства, местного самоуправления решаются кулуарно, бюрократически – без широкого обсуждения, без совета с гражданами.
По действующей Конституции мы имеем республиканскую форму правления. В республике государство и гражданин – равноправные партнеры. Поэтому российский гражданин должен быть включен в процесс выработки важнейших государственных решений. Это не только выборы, но и референдумы, обсуждения, наказы избирателей, возможность отзыва, отстранения зарвавшихся чиновников. Все это нужно регулировать законом. Реальными выборы станут лишь тогда, когда их главным действующим лицом будет гражданин, а не бюрократ. Необходимо освободить выборы от множества процедурных нагромождений, сделать их привлекательными и понятными людям.
Ждать подготовки таких процедур от чиновников не приходится. Мы в инициативном порядке выступаем с двумя конкретными законодательными инициативами. Прежде всего, это проект закона “О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации”. Его цель – обеспечить право граждан направлять в органы власти, а также в созданные для реализации социальной политики государства организации заявления, предложения, жалобы, петиции, а также получать ответ по существу этих обращений, требовать принятия по ним необходимых мер. Законопроект предлагает систему юридических гарантий обязательности принятия подаваемых гражданами обращений, их рассмотрения теми органами и должностными лицами, от которых зависит реализация соответствующих прав граждан, вынесения по обращениям обоснованных решений и их исполнения. Конечно, данный закон не должен распространяться на обращения граждан, в отношении которых федеральным законодательством установлен особый порядок рассмотрения, например, судебный. Проект особо выделяет петиции – коллективные обращения по наиболее важным, затрагивающим права граждан вопросам, которые подаются в органы государственной власти и органы местного самоуправления и содержат требования принятия определенных правовых решений.
Нужны и иные, более конкретные правовые формы участия граждан в принятии важнейших государственных решений. Как раз одну из таких форм предлагает другой законопроект, также разработанный неправительственными организациями, – “Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения”. Он призван установить механизм участия различных общественных структур в обсуждении принципиальных вопросов.
Например, должна ли сохраняться в законодательстве такая мера уголовного наказания, как смертная казнь? Следует ли предоставлять иностранным гражданам право иметь в собственности сельскохозяйственные угодья? Может ли трудовое законодательство разрешать работодателю по согласованию с работником увеличивать продолжительность рабочего дня до 14 часов? Может ли закон допускать возможность ввоза на территорию России отработанных ядерных отходов в тех случаях, когда это экономически выгодно?
Обсуждение возможно как при разработке законопроекта – на этой стадии оно поможет выяснить актуальность вопроса, оценить необходимость его решения на законодательном уровне, выявить отношение общества к предлагаемым решениям, так и на иных стадиях рассмотрения федерального закона – после его принятия в первом чтении и до его подписания президентом.
Законопроект подробно регламентирует процедуру общественного обсуждения. Все поступающие предложения должны регистрироваться, нужно непрерывно вести учет и систематизацию предложений. По каждому предложению должно быть принято решение. В ходе обсуждения следует гарантировать доведение до населения содержания и смысла обсуждаемого вопроса, текста предлагаемого законодательного решения, а также иной информации, необходимой гражданам для осознанного выражения ими своего мнения.
Устанавливаются и особые формы проведения общественного обсуждения (общественная экспертиза и опрос общественного мнения), определяются условия их использования. Предполагается введение ответственности за несоблюдение порядка и условий проведения обсуждения, нарушение прав граждан на участие в общественном обсуждении. Хочу подчеркнуть, что данный законопроект, как и предыдущий, предусматривает развитие его положений в законах субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, выработку аналогичных механизмов для иных этажей публичной власти.
Мы рассчитываем, что изменения, которые сейчас происходят в стенах Госдумы, направленные на укрепление руководства комитетов, позволят парламентариям обратиться к нашим законодательным инициативам.

 

В начало

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru