Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100 Rambler's Top100  

НАРОДНЫЙ ВЫЗОВ АВТОРИТАРИЗМУ


Газета "Россия"
от 15 апреля 2002 г.


Александ Иванченко,
председатель совета директоров
Независимого института выборов

Экватор пребывания Владимира Путина в должности президента России дает повод для размышлений о сути, темпах и качестве преобразований российского государства и общества. Первое, о чем нужно говорить, – о серьезной потере темпов проведения демократических реформ. С приходом нового – молодого, энергичного – президента у россиян появилась надежда на осуществление комплекса экономических, социальных и политических преобразований. Однако сегодня вместо эффективной работы чиновники обсуждают проблемы изменения Конституции, увеличения срока президентских полномочий или, того лучше, отдаления или приближения даты выборов депутатов Государственной Думы. Положение дел таково, что наступивший год должен стать годом серьезных политических решений.

Есть два основных пути. Первый – это возврат к административно-командной модели управления страной. Для этого у нас есть все: и опыт, и кадры, и инерция силового мышления. Но это путь в прошлое, а точнее – в никуда.
Другой путь связан с выработкой новой концепции государственного развития, в основе которого лежат усиление ответственности власти перед гражданами, стимулирование активного участия населения в формировании властных структур и постоянный контроль граждан, общества за их деятельностью. Если угодно, это – разработка новой модели российской демократии, основными субъектами которой являются граждане, а структуры власти полностью подотчетны населению. Демократия гражданского политического участия – это наш вызов коммунистической или корпоративной демократии, которая отторгает граждан от политики.

Закон о партиях для функционеров
Власть должна честно сказать своим гражданам, что вот уже десять лет мы живем по мировым законам не только экономического, но и политического развития. Если олигархи пришли в политику, то государство должно выполнять преимущественно социальные, правоохранительные функции. У нас же во взаимоотношениях бизнеса и власти полная неразбериха. Наиболее четко она видна на примере средств массовой информации. История с шестым каналом телевидения, на самом деле - государственное лоббирование интересов олигархов и полное игнорирование интересов граждан.
Опыт других стран показывает, что развитие капитализма объективно ведет к олигархии. Не миновала сия участь и Россию. У нас это не контролируемая народом, а авторитарно управляемая демократия. Здесь нужно всерьез задуматься, как бы этот симбиоз ужа и ежа не превратился в колючую проволоку. Как уже говорил политолог Виталий Третьяков, “одна из разновидностей корпоративного государства носит неприятное название “фашизм”.
Нам в России еще только предстоит разработка законодательства о противодействии экстремистским, террористическим, военизированным организациям. К сожалению, только что принятый закон о политических партиях не решает эти вопросы. Он вылился в чисто бюрократическую акцию по перерегистрации партийных структур. Он не вызвал, да и не мог вызвать интереса рядовых граждан к участию в политической жизни страны. Его разработчиков заботило строительство вертикали партийной власти и сохранение партийных привилегий, хотя у президента России была возможность поддержать альтернативный законопроект, который был подготовлен рядом неправительственных организаций и внесен в Госдуму от имени ряда депутатов Думы.
Принципиальное отличие этого законопроекта от президентского состоит в том, что граждане через политические объединения должны способствовать осуществлению народом своего суверенитета как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. По президентскому же закону основными субъектами политической жизни становятся партийные и государственные функционеры. Данный закон выгоден одной оппозиционной партии (КПРФ) и еще одной – правящей партии. На обочину политической жизни вытесняется значительная часть общества, которая, с одной стороны, не идентифицирует себя с социальными низами и не ищет поддержки у левых партий, а с другой – не участвовала и не участвует в процессах олигархической приватизации. Эта наиболее образованная и деятельная часть общества (основа будущего среднего класса) в настоящее время не имеет своих представителей в парламенте и ждет появления новых политических сил, способных выразить и защитить их интересы.
Закон о партиях фактически санкционировал совмещение партийных и государственных должностей. С его принятием власть отгородила от себя значительное число потенциально активных граждан, желающих участвовать в реальной политике, а не в очередной кампании по вступлению в “партию власти”.

Почитайте Конституцию, господа
Федеральному, региональному и местному чиновничеству нужно, в первую очередь, повышать не зарплату, а правовую квалификацию. И начинать надо с заучивания Конституции, в особенности ее статьи, в соответствии с которой “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Только в одной этой статье содержатся четыре основополагающих принципа государственного устройства. Последний по счету, но не по значимости характеризует форму правления российского государства – Россия является республикой. А это означает партнерские, равные отношения гражданина нашей страны с любым должностным лицом государства.
Однако Конституция, устанавливая обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц соблюдать Основной закон и другие законы, к сожалению, не предусматривает никаких мер ответственности для тех, кто не желает считаться с этой обязанностью. Известно, что любое правовое предписание не будет эффективным при отсутствии санкций за его нарушение. Подтверждение этому мы наблюдаем в последние годы. Стало обыденным явлением принятие региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления заведомо незаконных решений, сознательное нежелание должностных лиц отменять изданные ими незаконные акты, нарушающие права и свободы граждан России.

Кроме вертикали, нужна и горизонталь
Но яростное сопротивление чиновничества – вовсе не главная опасность. Главная опасность состоит в возможной потере президентом той связи с народом, которая пока еще есть. Малейший разрыв этой связи будет означать политический дефолт Путина. Думается, это понимает и сам президент, который стремится говорить со страной напрямую, отвечая в режиме телемоста за все промахи и нестыковки бюрократической вертикали власти. Путин ищет новые точки опоры и они есть – это горизонталь новых гражданских структур, прямой, непосредственной демократии, механизмы действенного участия граждан в осуществлении власти, контроле за деятельностью чиновничества.
Сейчас главное - сосредоточиться на решительной дебюрократизации избирательных процедур, освобождении выборов от разного рода посредников, стоящих между кандидатами и избирателями, ограничить произвол избиркомов и судов по снятию кандидатов за несущественные нарушения. Главное, что нужно добиваться от выборов, – реальной представительности избираемых органов власти, то есть их легитимности. Иначе выборы теряют смысл. Легитимность достигается, прежде всего, точным учетом избирателей, наличием обязательного порога явки и одно- или двухтуровой системой голосования. Все эти факторы учитываются одновременно.
В федеральном законодательстве отсутствует порог явки для региональных и муниципальных выборов, а ряд субъектов и не думает его устанавливать. При обсуждении новой редакции Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и вовсе звучат призывы полностью отменить явку либо снизить ее до 15–20%. Это означало бы юридическую делегитимизацию власти. Полагаем, что федеральный законодатель должен зафиксировать минимальные уровни участия избирателей: для федеральных выборов – не менее 50%, для региональных – не менее 40% и для муниципальных – не менее 30%, и одновременно снять множество запретов на свободное проведение агитации граждан за их участие в выборах.
Дело доходит до абсурда, когда средствам массовой информации, избирательным комиссиям, другим государственным органам и даже гражданам закон запрещает приглашать избирателей на выборы. Кстати, эти запреты были установлены по требованию парламентских партий, которым на выборах нужны только свои сторонники.
Что касается процедуры выборов в органы власти разных уровней, например в Госдуму, то, полагаем, что президент России мог бы предложить провести предстоящие выборы депутатов Госдумы по одномандатным избирательным округам с целью установления реальной степени поддержки столичных партий российскими избирателями. Такое хождение партий в народ послужило бы хорошей встряской для партийных и государственных функционеров и позволило бы президенту точнее определиться со своей программой на второй президентский срок.

Обратная связь
Конечно, с помощью одних только выборов нам все равно не удастся создать полноценную демократическую модель общества. Граждане должны обладать возможностью не только выбирать власть, но и контролировать выполнение обещаний, данных партией, кандидатом на выборах. Здесь можно только приветствовать возрождение и закрепление в законодательстве практики наказов избирателей, регулярных встреч депутатов с избирателями, гласного обсуждения программ партий, кандидатов и других форм постоянного взаимодействия власти и граждан.
Отсутствие столь необходимой обратной связи между государством и обществом не позволяет сегодня эффективно решать приоритетную конституционную задачу обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В своей повседневной жизни россияне постоянно сталкиваются с не предусмотренными законодательством ограничениями своих прав и свобод либо с невозможностью их реализации. При этом федеральная, региональная или местная власть часто оказывается глухой по отношению к тем, от чьего имени она действует, не проявляет даже малейшего стремления выявить отношение рядовых граждан к сложившемуся в той или иной сфере положению дел и принять необходимые меры. Поэтому поставленный на серьезную правовую основу учет общественного мнения по проблемам, затрагивающим интересы граждан и их коллективов, а также правильно налаженный механизм рассмотрения поступающих от граждан петиций, предложений и жалоб могли бы служить важнейшим индикатором эффективности власти, качества принимаемых ее органами и должностными лицами решений.
Первым шагом в этом направлении должна стать разработка законодательной базы, обеспечивающей реализацию закрепленных в Конституции России принципов народовластия, создающей реальные механизмы участия граждан в управлении делами государства, непосредственного осуществления ими местного самоуправления, а также гарантирующей исполнение государством своей обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В 2001 г. Независимый институт выборов подготовил и опубликовал инициативные проекты федеральных законов “Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения” и “О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации”. Поступающие на законопроекты отзывы подтверждают правильность общей постановки вопроса о развитии правовых инструментов народовластия, показывают неподдельный интерес к нашим инициативам со стороны ряда государственных и общественных структур. Хотелось бы надеяться, что наши предложения будут востребованы законодателем, использованы при принятии конкретных правовых документов.
Мы готовы и впредь к сотрудничеству со всеми властными структурами, добиваясь главной цели – замены старой, препятствующей творческому началу бюрократической организации власти на подлинно демократическую систему гражданского участия в решении всех дел, связанных с реформированием общественного строя.

В начало

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru