Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 Финансовый ценз для гражданской инициативы


Журнал "Эксперт", № 22 (425) 
от 14 июня 2004


Александр Иванченко (доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ)

 

Конституционное право граждан непосредственно участвовать в управлении государством становится платным

Содержание внесенной президентом страны в Госдуму новой редакции закона "О референдуме Российской Федерации" и форма, в которой это было сделано, полностью соответствуют друг другу. К обсуждению проекта не были допущены ни политические партии, ни общественность, ни экспертное сообщество, ни СМИ, а послушная Дума немедленно приняла его в первом чтении. Да и суть документа сводится к тому, чтобы максимально затруднить обществу организацию референдума, то есть лишить это общество самой возможности прямо продиктовать исполнительной власти свою волю.

Проект заимствует целые блоки норм из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На мой взгляд, это концептуально недопустимо, так как федеральные выборы и референдум не только разные формы народовластия, но и требуют отдельного правового регулирования. Не случайно статья 84 Конституции РФ говорит о том, что президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Из этой нормы следует, что данный закон должен регулировать именно порядок назначения федерального референдума, определения его результата и обязательный характер его решения. Только эти вопросы требуют закрепления в конституционном законе, ведь они затрагивают основы народовластия, принципы разделения полномочий различных ветвей власти. Тут вполне уместен и вопрос о полномочиях парламента при назначении референдума.

Александр ИванченкоОднако вместо совершенствования этих механизмов проект закона оказался перегружен вопросами процедурного характера: составление списков избирателей, финансирование и формирование избирательных комиссий, нарезка участков, порядок голосования и порядок подсчета голосов. Все эти нормы не требуют конституционного регулирования, их действительно необходимо постоянно совершенствовать. Они могут и должны быть унифицированы и для выборов, и для референдумов. Но делать это надо в форме обычного федерального закона, возможно федерального Избирательного кодекса, но никак не в форме федерального конституционного закона. В противном случае усложненные технологии подавят саму суть выборных и референдумных процедур, сделают их абсолютно непонятными для граждан.

Ведомственная заинтересованность разработчиков законопроекта видна на примере статьи 3, которая опускает вопросы подготовки и проведения референдума на уровень нормативных актов Центральной избирательной комиссии РФ, принятых в пределах ее полномочий, устанавливаемых предлагаемым федеральным конституционным законом. Таким образом, ЦИК РФ становится тем государственным органом, о полномочиях которого Конституция РФ ничего не говорит, а предлагаемый проект придает Центризбиркому фактически конституционный статус. Речь идет по существу о конституциировании всей вертикали избирательных комиссий, выделении ее в самостоятельную ветвь власти, что отнюдь не предусмотрено Конституцией.

Огромное число бюрократических препонов на пути реализации инициативы проведения референдума гражданами и одновременное наделение федеральных органов власти правом льготного инициирования референдума показывает, что подготовленная законодательная инициатива направлена на существенное ограничение права граждан на участие в управлении государством, если вообще не на его запрет. Фактически проект закона переводит возможность использования гражданами права на инициирование референдума Российской Федерации в виртуальную плоскость, оставляя это право лишь за государственными органами. Таким образом, институт референдума перестает быть механизмом народовластия и становится декоративным атрибутом управляемой демократии. При этом подчеркнем, что граждане полностью лишаются права инициировать принятие на референдуме проектов законов.

Помимо ужесточения процедуры инициирования референдума в проекте вводятся ограничения на право граждан и партий участвовать в агитации. В действующем законе это право предоставлено любому гражданину Российской Федерации, общественному объединению, а согласно новому законопроекту не только гражданам, но и партиям необходимо будет создать агитационную группу, провести собрание, в котором примет участие не менее 500 человек, создать соответствующий финансовый фонд - и только после этого они могут принимать участие в агитации по вопросам референдума.

Особо следует сказать и о том, что процедура инициирования референдума требует от рядовых граждан, партий и общественных организаций аккумулирования значительных финансовых средств, создания специальных фондов. Механическое перенесение из федерального закона об основных гарантиях избирательных прав положений, согласно которым бремя расходов ложится непосредственно на граждан - инициаторов проведения референдума, попросту недопустимо. Вместо того чтобы стимулировать гражданскую инициативу, законопроект по существу вводит финансовые цензы. Так, постепенно для граждан, политических партий, общественных объединений конституционное право непосредственно участвовать в управлении государством становится платным. Это выглядит абсурдом, особенно на фоне того, что и власти, инициируя референдум, будут проводить его за счет налогоплательщиков, тех же граждан.

Платность демократии, а тем более двойной стандарт по отношению к гражданам и органам власти, нарушает конституционные принципы народовластия и равенство всех перед законом. Если развивать подобные новеллы в законодательстве, то вслед за референдумом может последовать и установление платы даже за право обращаться в органы государственной власти. Между тем Конституция РФ запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.

 

В начало

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru