13. Выводы
С точки зрения ряда формальных
критериев, таких как активность избирателей или доля голосов, полученных
партиями, которые были допущены к распределению мандатов, выборы
депутатов Государственной Думы пятого созыва были самыми успешными из
всех пяти кампаний по выборам российского парламента. Однако при анализе
кампании с точки зрения фундаментальных критериев выявляется множество
проблемных моментов.
В первую очередь следует оценить
прошедшие выборы с точки зрения их соответствия демократическим
принципам, закрепленным в Конституции РФ и международных стандартах.
Можно отметить, что давно провозглашенным принципам всеобщего равного и
прямого избирательного права данные выборы в основном удовлетворяют.
Выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва в достаточной
степени отвечали принципу всеобщего избирательного права, прямого
избирательного права, а также принципу равного избирательного права в
отношении активного избирательного права граждан.
В то же время соблюдение принципа
равного избирательного права в отношении пассивного избирательного права
остается спорным, поскольку граждане были лишены права на
самовыдвижение, а механизмы выдвижения списков кандидатов политическими
партиями не обеспечивают гарантии прав граждан, не являющихся членами
политических партий. К этому добавляется усложнение процесса регистрации
политических партий, которое не позволило значительному числу
политически активных граждан реализовать их право на объединение в
политические партии. Дополнительным фактором является лишение пассивного
избирательного права около миллиона граждан Российской Федерации,
проживающих за рубежом.
Но современные демократические
стандарты помимо всеобщего равного и прямого избирательного права
включают еще ряд очень важных принципов, таких как обязательность и
периодичность выборов, их открытость, особое место занимают принципы
свободных, честных и справедливых выборов. Критерии соответствия этим
принципам еще нуждаются в серьезной доработке на международном уровне,
тем не менее, основные подходы к ним уже намечены, и это позволяет
использовать данные принципы в практической работе.
Прошедшие выборы полностью
соответствовали принципу периодичности. В отношении принципа открытости
и гласности выборов деятельность ЦИК РФ следует считать вполне
удовлетворительной, однако действия некоторых избирательных комиссий на
местах, не позволивших наблюдателям и/или представителям СМИ
контролировать процесс голосования и подсчета голосов, а также не
выдавших им вовремя заверенные копии итоговых протоколов, несколько
снизили общий уровень открытости избирательного процесса.
Наблюдались серьезные отступления от
принципа свободных выборов, которые выразились в принуждении части
избирателей к участию в выборах, а также в имевших место в отдельных
случаях попытках контроля за волеизъявлением избирателей.
В наименьшей степени были
реализованы принципы справедливых выборов, которые, в соответствии с
Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и
свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств,
предусматривают: равный доступ всех участников избирательного процесса к
СМИ и иным ресурсам, обеспечивающим донесение их программ до
избирателей; честность при голосовании и подсчете голосов; организацию
избирательного процесса беспристрастными избирательными органами и
эффективную судебную защиту избирательных прав. Все эти принципы были в
той или иной степени нарушены.
Одним из наиболее серьезных
недостатков российских выборов, в полной мере проявившимся в ходе
прошедшей кампании, является участие органов исполнительной власти на
стороне одной из конкурирующих партий. Это, в частности, проявляется в
технологии «паровозов», которая получает все больший размах:
руководители исполнительных органов включаются в списки «партии власти»,
используют весь свой ресурс для ее поддержки, а затем отказываются от
получения причитающихся им мандатов.
В отдельных регионах выборы
оказываются уже практически лишенными конкурентного характера: как и в
недавнем прошлом, они демонстрируют почти 100%-ную поддержку одной
партии при явке, также близкой к 100%. Таким образом, в этих регионах
оказывается нарушенным и принцип многопартийности.
Выборы депутатов Государственной
Думы пятого созыва продемонстрировали многие недостатки российского
законодательства и правоприменительной практики. Поэтому актуальным
является вопрос о пересмотре избирательного законодательства, практики
работы избирательных комиссий, правоохранительных органов и судов.
Как и в предыдущих кампаниях,
выявились нестыковки между двумя федеральными законами – «рамочным» и
специальным. По-видимому, единственный путь избежать их в дальнейшем –
это кодификация федерального избирательного законодательства. Полагаем,
что вопрос о кодификации не только назрел, но и перезрел, и в новый цикл
федеральных выборов мы должны войти уже с Избирательным кодексом.
В ходе кодификации следует
подвергнуть тщательному анализу многие нормы действующего
законодательства и, по-видимому, отказаться от тех нововведений
последних лет, которые себя не оправдали. Одним из таких нововведений
является отмена независимого общественного наблюдения, которая привела к
нарушению баланса между национальным и международным контролем.
Полагаем, что нужно не только восстановить право общественных
объединений вести наблюдение на выборах, но и укрепить статус такого
наблюдения, в том числе предоставлять общественным наблюдателям права,
сходные с правами международных наблюдателей.
Серьезную проблему представляют
ужесточение требований к доле «брака» в подписных листах и завышенные
требования к числу региональных групп в партийных списках. Спорными
нормами остаются завышенный заградительный барьер, высокий размер
избирательного залога, а также требование о возмещении аутсайдерами
стоимости «бесплатного» эфира и «бесплатной» печатной площади.
Необходимо восстановить ряд норм,
направленных на воспрепятствование использованию технологии «паровозов».
К таким мерам относятся обязанность всех должностных лиц, выдвинутых
кандидатами, уходить в отпуск (исключением может быть лишь Президент РФ,
который в силу положений Конституции РФ является по сути незаменимым) и
санкции за отказ избранного кандидата от получения депутатского мандата.
Одним из ключевых остается вопрос о
независимости избирательных комиссий. В условиях, когда главы регионов
назначаются по представлению Президента РФ, явным анахронизмом остается
положение о назначении ими половины составов избирательных комиссий
субъектов РФ. Полагаем, что необходимо полностью исключить участие
исполнительных органов власти в формировании избирательных комиссий.
Преференции, которые получают в
соответствии с законодательством парламентские партии, уже привели к
маргинализации всех остальных партий, и это грозит консервацией
сложившейся к настоящему времени весьма несовершенной партийной системы.
В результате реальная конкурентность выборов существенно снижается.
По-видимому, в настоящий момент необходимо отказаться от большинства или
даже всех подобных преференций.
Недостаточно урегулирован в
законодательстве вопрос об обеспечении равенства прав участников
избирательного процесса в ходе информирования избирателей средствами
массовой информации. Однако этот вопрос не может быть полностью решен
только законодательными мерами. Необходимы и механизмы саморегуляции
внутри журналистского сообщества, включая общепризнанную методику оценки
информационных материалов и независимый орган по разрешению
информационных споров в ходе избирательной кампании.
Недоработаны нормы, призванные
обеспечить информирование избирателей о кандидатах и политических
партиях. Отсутствуют четкие механизмы исключения двойного голосования.
Требуют определенной корректировки и положения, регулирующие процедуры
подсчета голосов и подведения итогов голосования.
Стоит также отметить проблемы,
связанные с совмещением федеральных и региональных выборов, которое из
исключения стало правилом после введения «единых избирательных дней». На
региональных выборах, прошедших одновременно с думскими 2 декабря 2007
г., степень конкурентности оказалась значительно снижена по сравнению с
предыдущими кампаниями. По-видимому, такое совмещение не оправдано,
поскольку оно снижает уровень региональных парламентов.
Что касается правоприменительной
практики, то по-прежнему неудовлетворительно организован учет
избирателей, и это оставляет большие возможности для злоупотреблений.
Отсутствует четкость во взаимодействии избирательных комиссий с
правоохранительными органами, что иногда приводит к произволу со стороны
последних и серьезно нарушает права граждан и политических партий. На
низком уровне остается судебная защита избирательных прав граждан.
Крайне слабо проводится работа по привлечению должностных лиц к
ответственности за нарушение избирательного законодательства. Все эти
недостатки снижают демократичность российских выборов подчас не в
меньшей степени, чем дефекты избирательного законодательства.
|