Главная страницаОб ИнститутеВсе о выборахПартии и выборыМестное самоуправлениеДискуссионный клубЖурнал "Выборы. Законодательство и технологии"Наши партнерыФонд "Либеральная миссия"Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИAport RankerRambler's Top100  Rambler's Top100  

  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Бюллетень № 5

март 2008

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
 

4. Избирательные комиссии

4.1. Система избирательных комиссий

4.2. Состав избирательных комиссий и степень их независимости

4.3. Обучение членов избирательных комиссий

4.4. Степень открытости избирательных комиссий

4.1. Система избирательных комиссий

В Российской Федерации сложилась стабильная и разумно выстроенная система избирательных комиссий. Согласно закону, подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ);

2) избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСФ);

3) территориальные избирательные комиссии (ТИК);

4) участковые избирательные комиссии» (УИК).

Следует отметить, что процитированная норма закона четко устанавливает соподчинение комиссий, т.е. определяет, какие комиссии являются вышестоящими, а какие нижестоящими по отношению друг к другу. Это важное обстоятельство, которое позволяет избежать недоразумений при рассмотрении спорных вопросов, связанных с соподчиненностью комиссий.

В выборах депутатов Государственной Думы не участвуют избирательные комиссии муниципальных образований и окружные избирательные комиссии. Необходимость последних отпала при переходе на полностью пропорциональную избирательную систему. Что же касается избирательных комиссий муниципальных образований, то часть из них исполняла полномочия территориальных комиссий, возложенные на них избирательными комиссиями субъектов РФ. Таких комиссий муниципальных образований по всей стране насчитывалось 132.

Комиссией, организующей выборы депутатов Государственной Думы, является ЦИК РФ. Помимо нее, организацию и проведение выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва обеспечивали 86 ИКСФ, 2750 ТИК и 96 142 УИК.

Количество ИКСФ на одну превышает количество имевшихся на день голосования субъектов РФ за счет того, что в Камчатском крае продолжали исполнять свои полномочия избирательные комиссии Камчатской области и Корякского АО.

ЦИК РФ действует на постоянной основе. Комиссия формируется на четырехлетний срок из 5 членов, назначаемых Президентом РФ, 5 членов, назначаемых Государственной Думой, и 5 членов, назначаемых Советом Федерации. Очередной состав ЦИК РФ сформирован в феврале–марте 2007 г. и приступил к работе 27 марта 2007 г.

Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе с четырехлетним сроком полномочий. Половина состава избирательной комиссии субъекта РФ назначается главой региона, половина – законодательным органом субъекта РФ, при этом данные органы и должностные лица обязаны назначить в комиссии двух членов по представлению ЦИК РФ, а также по одному представителю от партий, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе и региональном парламенте. Председатель избирательной комиссии субъекта РФ утверждается комиссией по предложению ЦИК РФ.

Сроки формирования комиссий в каждом субъекте РФ свои, при этом в большинстве регионов (65) новые составы комиссий были сформированы в 2007 г. Серьезный конфликт имел место только при формировании Избирательной комиссии Ставропольского края, где решения губернатора и Государственной Думы края о формировании комиссии были отменены судами, после чего комиссия была сформирована двумя постановлениями ЦИК РФ от 19 июля 2007 г., которые также были опротестованы. Окончательно состав комиссии был сформирован новым постановлением ЦИК РФ от 10 августа 2007 г.

Территориальные избирательные комиссии, образованные в районах и городах России, также действуют на постоянной основе с четырехлетним сроком полномочий. Указанные ТИК формируются избирательными комиссиями субъектов РФ, эти же комиссии назначают председателей ТИК.

Новые составы большинства ТИК были сформированы в конце 2006 г. Кроме того, для проведения кампании по выборам депутатов Государственной Думы ЦИК РФ сформировала еще две ТИК по руководству УИК, сформированных на зарубежных избирательных участках – одну для участков, сформированных на территории г. Байконур (Республика Казахстан), другую – для всех остальных зарубежных участков.

Участковые избирательные комиссии формируются решениями соответствующих ТИК менее чем за месяц до дня голосования. Председатели УИК также назначаются решением ТИК.

4.2. Состав избирательных комиссий и степень их независимости

Сложившийся порядок формирования избирательных комиссий в условиях тесной связи исполнительной власти с партией «Единая Россия» не способствует образованию избирательных комиссий, независимых от исполнительной власти и нейтральных по отношению к участникам избирательного процесса.

Как уже отмечалось, пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ, и Президент РФ при назначении членов комиссии не связан никакими ограничениями. Из пяти членов ЦИК РФ, назначенных Государственной Думой, три являются представителями партии «Единая Россия». Таким образом, после того как Президент РФ возглавил федеральный список кандидатов партии «Единая Россия», большинство (8 из 15) членов ЦИК РФ оказались связаны с этой партией.

В большинстве субъектов РФ глава региона (губернатор, президент и т.п.) является членом «Единой России» и/или возглавлял региональную группу в федеральном списке кандидатов этой партии, и в региональном парламенте также доминирует «Единая Россия». При этом количество других партий, представители которых обязательно должны быть включены в состав избирательной комиссии субъекта РФ, в большинстве регионов не превышает 4 (при обычной численности комиссии в 14 членов). Таким образом, созданы условия, позволяющие обеспечивать преобладание в избирательных комиссиях субъектов РФ представителей «Единой России» и исполнительной власти.

В сформированные в 2007 г. 65 избирательных комиссий субъектов РФ назначены 65 членов, представленных ЛДПР, 64 – представленных «Единой Россией», 63 члена, представленных КПРФ (всего 22% от общего числа назначенных). Не считая указанные партии, в 44-х регионах в составы ИКСФ назначен 71 член комиссии, представленный партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта РФ (8% от общего числа назначенных). Легко видеть, что партийное представительство в ИКСФ значительно ниже 50%.

Среди руководителей избирательных комиссий субъектов РФ существенную долю составляют члены и/или представители «Единой России», а также бывшие сотрудники региональных администраций и правоохранительных органов.

При формировании новых составов избирательных комиссий в них не был включен ряд опытных и авторитетных председателей (Калининградская, Кемеровская, Тверская области). В то же время сохранили свои посты председатели комиссий в регионах, где выборы сопровождались многочисленными скандалами (Республика Дагестан, Московская область, Свердловская область, Москва).

Формирование ТИК осуществлялось, в основном, в конце 2006 г. По данным ЦИК РФ в этот период было сформировано около 2300 ТИК, в которые было назначено более 21 тыс. членов. Интересно распределение назначенных членов ТИК по субъектам выдвижения (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Доля различных субъектов выдвижения кандидатур среди членов территориальных избирательных комиссий и их председателей

Субъект выдвижения

Доля среди

членов ТИК

председателей ТИК

Партии, представленные в Государственной Думе, в т.ч.

30,6%

 

 «Единая Россия»

10,8%

22,4%

 КПРФ

10,3%

2,40%

 ЛДПР

9,5%

1,50%

Другие партии*

9,9%

0,5%

Иные общественные объединения

14,8%

7,80%

Представительные органы местного самоуправления

6,9%

20,8%

Собрания избирателей по месту жительства, работы, учебы

27,1%

20,1%

ТИК предыдущего состава

9,8%

21,6%

ИКСФ

0,9%

2,9%

* Данные по строке «Другие партии» вычислены как дополняющие суммарную долю до 100%.

Председатели ТИК, как известно, назначаются избирательными комиссиями субъектов Федерации. В табл. 4.1 указано также распределение председателей ТИК по субъектам их назначения в качестве членов ТИК. Стоит отметить, что представители партии «Единая Россия» намного чаще, чем представители других партий, становились председателями ТИК. Следует также учитывать, что среди председателей ТИК, которые выдвинуты другими субъектами выдвижения, достаточно много членов этой партии.

В составы 95 784 УИК (без учета зарубежных) назначено 809 728 членов с решающим голосом[1]. Таким образом, среднее количество членов одной УИК на прошедших выборах равно 8,5.

Лишь 38% членов УИК с правом решающего голоса были назначены по представлению политических партий, из них 11% – по представлению «Единой России», а 27% – по представлению всех остальных партий (в т.ч. 8% – КПРФ и 6% – ЛДПР). Доля УИК, где была представлена «Единая Россия», составила 91%, КПРФ – 70% и ЛДПР – 54%.

Сведения о составе корпуса председателей УИК являются отрывочными. Однако зафиксированы случаи, когда среди председателей УИК, назначенных одним ТИК, доминировали представители партии «Единая Россия». Так, в Порецком районе Чувашской Республики выдвиженцы «Единой России» были назначены председателями 28 из 29 УИК. Информация о преобладании среди председателей УИК представителей «Единой России» поступала в ЦИК РФ также из г. Борисоглебска Воронежской области.

4.3. Обучение членов избирательных комиссий

ЦИК РФ уделяет много внимания методической помощи нижестоящим избирательным комиссиям и обучению их членов. Так, в Российском центре обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при ЦИК РФ постоянно проводится обучение председателей, заместителей председателя и секретарей избирательных комиссий субъектов РФ, а также работников аппаратов этих комиссий. Организовано и обучение руководителей иных избирательных комиссий.

ЦИК РФ и РЦОИТ подготовили подробное пособие для членов УИК – «Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии», содержащий разъяснения вопросов организации и обеспечения деятельности УИК и проблемных ситуаций, которые могли возникнуть при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы. Блокнот был издан тиражом 250 тыс. экз. и рекомендован ЦИК РФ для использования в практической работе УИК.

Тем не менее, на местах обучение руководителей и членов УИК нередко проводилось силами не ТИК, а сотрудников исполнительных органов власти, которые зачастую давали рекомендации, противоречащие закону и нормативным актам ЦИК РФ.

4.4. Степень открытости избирательных комиссий

Одним из наиболее наглядных показателей степени открытости избирательных комиссий верхнего уровня (ЦИК РФ и избирательных комиссий субъектов РФ) является информативность их интернет–сайтов. Это связано, во-первых, с тем, что сайты позволяют размещать практически неограниченный объем информации с минимальной затратой ресурсов. Во-вторых, именно сайты для таких комиссий в наибольшей степени позволяют информировать целевую аудиторию.

Использование глобальной сети Интернет в нашей стране становится все шире, и среди пользователей сети значительную долю составляют политические активные граждане. Через Интернет эти граждане имеют возможность получать информацию о кандидатах, о координатах избирательных комиссий, могут знакомиться с законодательством, регулирующим проведение выборов, а также узнавать о результатах выборах. Вся эта информация оказывается более доступной и зачастую более подробной, чем опубликованная в печатных изданиях. Посредством сети Интернет наблюдатели могут проконтролировать соответствие официальных итогов голосования на своих участках выданным им копиям протоколов. Поэтому размещение избиркомами в сети Интернет текущей информации о выборах приобретает чрезвычайно важное значение с точки зрения прозрачности избирательных процедур.

С этой точки зрения можно дать в целом позитивную оценку деятельности ЦИК РФ, создавшей в 2003 г. интернет–портал, на котором размещен не только сайт ЦИК РФ, но и сайты всех избирательных комиссий субъектов РФ. Собственный сайт ЦИК РФ содержит значительный объем информации о выборах депутатов Государственной Думы, и эта информация достаточно оперативно обновлялась в ходе кампании.

Так, на сайте размещаются все постановления ЦИК РФ, чаще всего на следующий день после их принятия (а иногда и быстрее). Сайт также содержит нормативные правовые акты, имеющие отношение к выборам; информацию о СМИ, уведомивших о готовности предоставлять эфирное время или печатную площадь для предвыборной агитации, и полиграфических организациях, уведомивших о готовности предоставлять услуги по изготовлению печатных агитационных материалов; графики распределения бесплатного и платного эфирного времени на государственных теле- и радиоканалах; финансовые отчеты политических партий, а также сведения о поступлении и расходовании их средств и т.п. Важнейшей функцией интернет–портала является оперативное размещение информации об итогах голосования в объеме данных протоколов всех избирательных комиссий, вплоть до участковых (подробнее об этом в разделе 11.7).

К недостаткам сайта ЦИК РФ можно отнести некоторое неудобство в поиске информации (например, на федеральные списки кандидатов, как на наиболее важную информацию, стоило бы дать ссылку на титульной странице), а также отсутствие текстов судебных решений, связанных с текущей избирательной кампанией (в т.ч. судебных решений об исключении кандидатов из списков).

Что касается сайтов избирательных комиссий субъектов РФ, то они содержат некоторую обязательную часть, определяемую ЦИК РФ, а в остальном содержащаяся на них информация определяется самой региональной комиссией. Здесь в наибольшей степени проявляется самостоятельность избирательной комиссии субъекта РФ, степень ее открытости, а также интеллектуальный уровень ее руководства, членов и сотрудников аппарата. Отметим, что ряд избирательных комиссий субъектов РФ имел свои сайты и до 2003 г., и часть из них эти сайты сохранила и продолжает обновлять.

Сейчас уже можно отметить, что значительная часть избирательных комиссий субъектов РФ стала более ответственно подходить к обновлению информационного оснащения своих сайтов, данные об избирательных кампаниях отражаются ими оперативно и в достаточном объеме. Между тем, остались и такие комиссии, которые очень скудно отражают отдельные аспекты избирательной кампании или же практически не обновляют свою информацию, а лишь запоздало заполняют соответствующие результативные графы раздела «Выборы и референдумы».

Характеризуя и оценивая сайты, мы руководствовались несколькими критериями. Во-первых, очень важна оперативность размещения информационного материала. Ведь если информация, к примеру, об адресах и границах участковых комиссиях размещается уже после дня выборов, то «грош цена» такому информированию. Своевременное размещение актуальной информации – один из основных критериев оценки выполнения.

При оценке самих сайтов комиссий важное значение приобретает доступность размещения информации, удобство ее расположения и поиска. Редкий избиратель будет просматривать и загружать на свой компьютер десятки непоименованных и недатированных постановлений избирательной комиссии, стремясь найти нужное решение. Важно, чтобы при работе на сайте даже самый слабо разбирающийся в перипетиях избирательного процесса и в компьютерных технологиях избиратель смог легко и просто ознакомиться с нужной ему информацией. Важна и форма размещения информации – никто не будет ждать долгой загрузки сложного графического файла.

И третье – сам объем размещенной информации. На парламентских выборах информирование избирателей на сайтах должно идти по нескольким направлениям. Во-первых, там должны быть размещены нормативные избирательные документы, федеральные и региональные выборные законы, принятые комиссией решения и постановления, решения (в том числе и судебные) по избирательным жалобам, обращениям граждан. Во-вторых, статистические и иные данные, используемые в избирательном процессе (общее число избирателей в разбивке по муниципальным образованиям и иные данные, архивные данные о предыдущих выборах в регионе и т.п.). В-третьих, информация об участниках избирательного процесса, их координатах (избирательных комиссиях различного уровня и их членах, политических партиях и выдвинутых кандидатах). В четвертых, на сайте желательно иметь своевременно обновляемую новостную ленту, отражающую текущие события в избирательном процессе. И, наконец, для любого уровня выборов по каждому избирательному действию и этапу должна быть развернутая информация в отдельных разделах (выдвижение списков, регистрация кандидатов, агитация, голосование, итоги и т.д.). Мы проанализировали весь массив сайтов избирательных комиссий субъектов, оценивая их с точки зрения выполнения вышеуказанных требований. Попробуем более подробно охарактеризовать те сайты, которые хотя бы в минимальной степени отвечают данным критериям.

Положительно может оценить сайт Избирательной комиссии Республики Коми (http://www.komi.izbirkom.ru). Информация легко доступна для поиска, наименования разделов соответствуют их содержимому. На основной страницы размещаются основные новости и события, касающиеся выборов в регионе и самой избирательной комиссии. Помимо трех традиционных разделов («Избирательные комиссии», «Выборы и референдумы», «Нормативная база») также размещена актуальная информация по текущим выборам каждого уровня. Так, в разделе по думским выборам размещены данные по жеребьевкам эфира и печатных площадей в СМИ, перечни региональных СМИ, ссылки на нормативную базу, перечень избирательных участков, данные о кандидатах в региональных группах федеральных партийных списков. В разделе «Нормативная база», оперативно помещаются постановления республиканского избиркома. Этим данный сайт положительно отличается от многих других сайтов избирательных комиссий, где их постановления размещаются, зачастую, в абсолютно неожиданных местах, а раздел «Нормативная база» содержит устаревшую, не обновляемую годами информацию. Сведения о численности избирателей вынесены в отдельный раздел, доступный с основной страницы. Данные об итогах выборов в Республике Коми и о явке избирателей содержатся не только в обязательном разделе «Выборы и референдумы», но и в более удобной форме в подразделе по думским выборам; имеется сравнительная таблица. Как минус следует отметить полное отсутствие сведений о жалобах и нарушениях в ходе избирательного процесса в регионе, решений по жалобам избирателей.

На сайте Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл (http://www.mari-el.izbirkom.ru) большинство этих данных также размещены (за исключением графиков эфира и печатных площадей в СМИ), постановления обновляются, но при этом поиск затруднен: приходится пролистывать значительное число постановлений, чтобы добраться до нужных данных. С другой стороны, на сайте размещена информация об обращениях граждан на «Горячую линию» избирательной комиссии в связи с проведением парламентских выборов. Раскрываются суть обращений избирателей, указано на конкретные нарушения, допущенные в ходе избирательного процесса, но, к сожалению, нет данных о реагировании комиссии на данные сигналы населения.

Оптимально размещена информация на сайте Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики (http://www.chuvash.izbirkom.ru). На главной странице имеется отдельный подраздел «Выборы в Государственную Думу», а в отдельных удобных для обозрения окнах открываются различные тематические материалы: по СМИ (перечни), по зарегистрированным кандидатам, по партиям, по предварительным итогам, финансовая информация партий и кандидатов, нормативная база текущих выборов, избирательные комиссии, их местоположение и состав, новостная лента. Второй сайт (http://www.gov.cap.ru/main.asp?govid=40) дополняет основной сайт. Здесь содержится база всех постановлений комиссии с электронным поиском нужного документа. На главной странице размещена новостная лента, оперативно отражающая текущие события избирательного процесса в стране и в регионе. Однако нет данных по графикам эфира и печатных площадей, графикам встреч представителей партий с избирателями.

Избирательная комиссия Алтайского края построила свой сайт (http://www.altai_terr.izbirkom.ru) аналогичным способом. Имеется специальный раздел «Выборы в Государственную Думу», содержащий информацию по думским выборам. Здесь представлена в отдельных подразделах актуальная информация по политическим партиям, имеющим право участвовать в парламентских выборах, перечни СМИ и результаты жеребьевок в СМИ, списки зарегистрированных кандидатов, содержится и информация по расположению и границам избирательных участков региона. Между тем, так и не были размещены данные о разграничении частей территорий края, которым могли, согласно постановлению ЦИК РФ, соответствовать региональные группы кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы.

А вот на сайте Избирательной комиссии Красноярского края (http://iksrf.kgs.ru) поиск информации чрезвычайно затруднен. Данные о парламентских выборах разбросаны по различным разделам. Самый содержательный раздел на данном сайте – это «Новости». Здесь есть все: и перечни электронных и печатных СМИ, и списки УИК, и отдельные постановления и много иной полезной информации. Но чтобы найти нужную информацию, приходится просматривать множество несистематизированных данных. С главной страницы сайта можно выйти на раздел «Архив решений комиссии», в котором размещаются отдельные постановления комиссии (без дат), а по последним решениям в этом разделе содержатся только повестки дня заседаний. И только выходя в отдельный подраздел «Избирательная комиссия» можно было обнаружить выборочные последние решения избиркома. Перечни зарегистрированных кандидатов нами не были найдены на сайте, но не исключено, что они там есть, скрытые массой несистематизированной информации.

Сжато, но в удовлетворительном объеме размещена информации по парламентским выборам на сайте Избирательной комиссии Приморского края (http://www.primorsky.ru/prim/izbirkom). Здесь действуют по принципу: лучше немного, но зато самое главное. Небольшой список включает в себя и ссылку на нормативную базу регулируемого уровня выборов, и перечни региональных электронных и печатных СМИ, размещены результаты жеребьевки в СМИ, список политических партий, имеющих право участвовать в общегосударственных выборах, списки зарегистрированных кандидатов с акцентом на региональную группу, соответствующую Приморскому краю, сведения о координатах и границах ТИК и УИК и их членах, сведения о движении денежных средств избирательных фондов региональных отделений политических партий, сведения о сроках заверения и регистрации федеральных списков кандидатов, информация о границах и перечне частей территорий региона, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов. Большой плюс сайта в том, что информация размещается практически в тот же день, когда соответствующее событие происходит.

Избирательная комиссия Ставропольского края также оперативно размещает актуальную информацию и решения на своем сайте (http://iksk.stavkray.ru). Все вышеперечисленные сведения легко обнаруживаются. Имеется база данных постановлений, позволяющая по ряду позиций осуществить поиск нужного решения комиссии. Недостатком сайта является форма размещения основных документов. Невозможен предварительный просмотр открываемого документа, в результате приходится скачивать на компьютер массу документов, которые, возможно, и не потребуются.

Официальный сайт Избирательной комиссии Воронежской области (http://www.voronezh.izbirkom.ru) достаточно информативен. Здесь присутствует архив решений избирательной комиссии. Размещены списки кандидатов политических партий, участвующих в выборах, перечни региональных СМИ, перечни организаций, уведомивших о возможности предоставления эфира или печатных площадей или рекламных услуг за плату. Не было обнаружено данных по финансовой составляющей выборов и по результатам жеребьевок эфира печатных площадей. Второй сайт комиссии (http://www.ikvo.vrn.ru) в значительной степени пересекается с официальным сайтом, но содержит меньше актуальной информации.

Избирательная комиссия Ивановской области своевременно и в надлежащем объеме информировала избирателей об особенностях парламентских выборов на своем сайте (http://www.ivanovo.izbirkom.ru). Система размещения информации на сайте оптимальна и позволяет обнаружить необходимые данные в долю секунды. Информация размещается в отдельных окнах и не требует предварительного копирования на компьютер. Для текущих выборов на сайте выделяется раздел, в котором размещены основные документы, касающиеся кампании. Так, в разделе «Выборы депутатов ГД РФ» размещены информационные ознакомительные материалы для СМИ и иных, участвующих в агитации организаций, есть перечень региональных СМИ, предоставляющих эфирную площадь и печатные площади «бесплатно», и перечень организаций, уведомивших избирком о желании участвовать в агитации (предоставлять печатную площадь, изготавливать агитационные материалы и т.д.) за плату. Избиратели в этом разделе могут ознакомиться с перечнем избирательных участков, их границами и координатами, со списками зарегистрированных кандидатов (федеральная часть и региональная часть, соответствующая Ивановской области), с финансовой информацией о деятельности в ходе кампании региональных отделений партий (сведениями о расходовании денежных средств, финансовыми отчетами). В новостной ленте комиссия информирует о своей текущей деятельности и событиях, размещаются сообщения о жалобах в комиссию и реагировании на них избиркома. К минусам сайта можно отнести отсутствие данных о результатах жеребьевок в СМИ эфирного времени и печатных площадей.

Значительный объем информации о выборах размещен на сайте Избирательной комиссии Иркутской области (http://www.irkutsk.izbirkom.ru). По думским выборам информация систематизирована в четырех подразделах раздела «Выборы в Государственную Думу»: 1) информация для избирателей (это информация о поступлении и расходовании средств избирательных фондов партий, о региональных СМИ, предоставляющих эфир и площади бесплатно и за плату; 2) постановления ЦИК РФ, касающиеся текущих парламентских выборов; 3) постановления Избирательной комиссии Иркутской области, касающиеся парламентских выборов; 4) перечни зарегистрированных кандидатов. Помимо этого, на сайте имеется также отдельный раздел «Постановления комиссии», где в удобной для обозрения и поиска форме оперативно размещаются в хронологическом порядке большинство решений комиссии. Помещены тексты судебных решений, касающихся выборов различных уровней (что встречается чрезвычайно редко). Имеются координаты территориальных избирательных комиссий, но не удалось найти информации об участковых избирательных комиссиях. Большим достоинством сайта является подробная разнообразная новостная лента о событиях в сфере выборов в стране и в регионе. Кроме того, сформирован тематический архив постановлений комиссии о формировании территориальных избиркомов. На сайте размещены также постановления о реагировании избиркома на жалобы со стороны избирателей и кандидатов[2].

Несколько бессистемно размещена информация на сайте Избирательной комиссии Кемеровской области (http://www.kemerovo.izbirkom.ru). Это как раз тот случай, когда полезной информации предоставили много, но при ее размещении мало задумывались о ее оптимальном поиске. Так, постановления избирательной комиссии размещены без дат и не в хронологическом порядке, без поисковой системы, указаны лишь их названия (не полностью). Пользователю остается лишь загружать каждое подряд постановление. Кроме того, отдельные постановления перемешаны с основными тематическими разделами (СМИ, избирательные участки, информация, интервью). Содержимое разделов не всегда соответствует их содержанию. Так, в разделе «Избирательные участки» находится постановление о переносе времени голосования. Позитивно, что в этой «общей каше» информации все-таки обнаруживается масса актуальных данных (это и результаты жеребьевки, и итоги голосования, информация о распределении открепительных удостоверений, о численности избирателей, о региональных средствах массовой информации).

Избирательная комиссия Кировской области, напротив, при необширном объеме информации оптимально подобрала формат размещения данных на своем сайте (http://www.kirov.izbirkom.ru). В специальном разделе по думским выборам расположены основные сведения о кампании.

Следует положительно оценить и сайт Избирательной комиссии Курганской области (http://www.kurgan.izbirkom.ru). Информирование избирателей о текущих кампаниях на сайте обширно, а поиск информации построен оптимально. Все основные сведения (численность избирателей, постановления комиссии, результаты жеребьевки, перечни региональных СМИ и даже ссылки на предвыборные программы и сайты общероссийских партий) можно получить в разделе по думским выборам. Кроме того, оптимально построена и новостная лента, периодически размещаются разъяснительные материалы для избирателей (чем отличаются прежние и нынешние парламентские выборы, как выглядит открепительное удостоверение и как им можно воспользоваться, каким образом избиратель или СМИ могут реализовать свои установленные права и т.п.). Есть нормативная база с законодательными актами, размещаются постановления ЦИК РФ, касающиеся исключения кандидатов из региональных частей списка.

Неплохой сайт у Избирательной комиссии Новгородской области (http://www.novgorod.izbirkom.ru). Все основные сведения размещены в разделе по думским выборам. Решения комиссии размещаются своевременно и в полном объеме.

Большинство необходимых сведений содержится на двух сайтах Избирательной комиссии Ростовской области (http://www.rostov.izbirkom.ru и http://www.ikro.ru). Имеются даже ссылки на сайты территориальных избирательных комиссий региона. Но большим недостатком следует считать отсутствие информации о текущей численности избирателей (либо ее размещение в таком разделе, где ее обнаружение затруднительно), а также перечня и координат избирательных участков.

У Избирательной комиссии Свердловской области также два сайта. Основной объем информации размещается на втором, дополнительном сайте (http://www.ikso.org). Большое достоинство сайта в оперативности размещения информации (постановления появляются на следующий день после их принятия). Формат размещения и поиска данных также оптимален: в отдельных разделах суммированы основные данные по разным уровням выборов. На сайте обнаружены сборники судебных решений в сфере избирательного права за 2006 г. Однако не размещены данные по финансовой составляющей выборов и результаты жеребьевок в СМИ.

В завершение перечислим те регионы, избирательные комиссии которых либо фактически уклоняются от выполнения своей обязанностей по информированию на сайтах избирателей, либо выполняют ее некачественно (несвоевременно или чрезвычайно скудно): республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Калужская, Курская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Ульяновская, Читинская, Ярославская области, Агинский Бурятский, Ненецкий и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа.

продолжение


[1] Полученные в ЦИК РФ данные могут быть не совсем точными в силу естественных в такой ситуации ошибок. Поэтому представленное число следует рассматривать лишь как близкое к реальному.

[2] Одним из постановлений облизбиркома была освобождена должности председатель Чунской территориальной избирательной комиссии за невыдачу кандидату заверенного протокола о результатах муниципальных выборов.

 

 

 

 

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru