О времени, которое
требуется участковым избирательным
комиссиям для подсчета голосов по закону
Андрей Бузин,
председатель Межрегионального
объединения избирателей
Одной из причин, по которой на
этих выборах (14 марта 2004 года) я стал
членом участковой избирательной
комиссии, было желание понять, насколько
реальны требования пунктов 14 и 18 статьи 68
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации". Дело в том, что эти пункты
устанавливают довольно трудоемкую
процедуру подсчета голосов в участковых
избирательных комиссиях: сортировку с
оглашением каждого бюллетеня и подсчет
бюллетеней путем их перекладывания. Эти
пункты закона НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ В
ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ УЧАСТКОВЫХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ. Другие процедуры,
такие как подсчет по спискам избирателей
или составление выписки из реестра
заявок на голосование вне помещения,
также являются довольно трудоемкими и
выполняются не очень тщательно или не в
полной мере.
Совмещение выборов осложняет
подсчеты, причем сложность увеличивается
быстрее чем пропорционально количеству
выборов. На этот раз моей комиссии
пришлось считать всего два типа
бюллетеней, а ведь бывает и по пять!
К сожалению, участковые
комиссии, а точнее их руководители, в
большинстве своем недостаточно
тщательно подходят к подсчету бюллетеней.
Исследования показывают (см. статью “Бесконтрольные
соотношения протоколов участковых
избирательных комиссий”), что ¾
комиссий не могут точно подсчитать и
заполнить протоколы, а у трети комиссий
расхождения выражаются не в единицах, а в
десятках. Хотелось бы понять, какую роль
здесь играет усталость членов комиссии и
трудоемкость предписанных законом
процедур, какую – естественные “человеческие”
ошибки, а какую – умысел и отсутствие
квалификации. Проведенная в комиссии
ночь помогла частично ответить на эти
вопросы.
Наш участок довольно типичен
для городского участка в России: около 2600
избирателей. Приняло участие в
голосовании немного меньше чем 1400
человек (цифры различаются для
президентских и местных выборов).
Количество членов УИК – 13 человек, что
больше чем обычно. Последний факт
позволил нам немного ускорить процесс
подсчетов: фактически мы параллельно
подсчитывали голоса по президентским и
местным выборам.
Несмотря на довольно
эффективную организацию труда и наличие
определенного опыта работы у многих
членов комиссии, результатом следования
закону было то, что из 29-ти участковых
избирательных комиссий района (мы не
рассматриваем работу на закрытых
участках) наша комиссия прибыла в
территориальную комиссию предпоследней
около половины пятого утра. Опередившие
нас 27 комиссий сдали протоколы и другую
документацию раньше, однако у меня были
серьезные сомнения, что эти комиссии
тщательно и строго по закону осуществили
подведение итогов голосования.
Последующий анализ сводных таблиц
территориальной комиссии (о котором мы
здесь не упоминаем), особенно по местным
выборам, убедил меня в этом окончательно.
Итак, представляю хронометраж
деятельности нашей комиссии при
подведении итогов голосования:
- Подсчет и погашение неиспользованных
и испорченных бюллетеней (по 950 штук
двух типов) – 0,5 часа.
- Первичная работа со списками
избирателей (п.5-6 ст.68 закона о
гарантиях) – 2,25 часа. Это время зависит
от количества типов бюллетеней: на
каждый дополнительный тип бюллетеня
надо добавлять приблизительно 30-40
минут. Понятно, что это время также
зависит от количества избирателей.
- Подсчет бюллетеней в переносных
ящиках – 0,25 часа.
- Сортировка бюллетеней по типам
бюллетеней – 0,25 часа. Время зависит от
количества проголосовавших и от
количества типов бюллетеней.
- Сортировка бюллетеней по
одномандатному округу. Сортировка
производилась двумя группами по 3
человека с соблюдением требований п.14
ст.68 – 0,5 часа. При сортировке одной
группой она займет, соответственно, 1
час. Время зависит от количества
проголосовавших.
- Голосование по “сомнительным”
бюллетеням о признании их
действительными или недействительными.
“Надписывание” недействительных
бюллетеней - 0,25 часа.
- Подсчет бюллетеней по одномандатному
округу в рассортированных пачках – 2
группы по 3 человека – 0,75 часа. При
сортировке одной группой подсчет
займет, соответственно, 1,5 часа. Время
зависит от количества проголосовавших.
- Подсчет голосов по многомандатному
округу. Подсчет производился с
оглашением содержимого бюллетеней и
занесением данных тремя независимыми
счетчиками в таблицы с дальнейшим
сравнением результатов счетчиков – 2,5
часа. Время зависит от количества
проголосовавших, количества
кандидатов и количества мандатов.
Следует учесть, что подсчет по
одномандатному и многомандатному
округу производился в нашей комиссии
одновременно, что позволило сэкономить
2 часа.
- Дополнительная проверка погашенных
бюллетеней, подсчетов по спискам
избирателей (из-за невыполнения
контрольных соотношений) – 1,5 часа.
Следует заметить, что основное
контрольное соотношение (баланс
бюллетеней) так и не сошлось: на 1 по
выборам Президента и на 2 по выборам
местных депутатов. Это – допустимый, с
нашей точки зрения, результат “естественных
человеческих ошибок”.
- Составление протоколов, оформление и
подписание протоколов – 1,5 часа. Это
время, естественно, зависит от
количества типов бюллетеней.
Итого, применив разделение
комиссии на несколько параллельно
работающих групп, мы затратили на подсчет
голосов и оформление протоколов почти
ВОСЕМЬ часов.
Отсюда мы делаем вывод, что при
подведении итогов голосования по
одному виду выборов на участке, на
котором проголосовало полторы тысячи
избирателей, при соблюдении всех
требований закона уходит НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ
ЧАСОВ. При этом вполне естественным будет
увеличение этого времени вдвое и даже
втрое, поскольку естественным является
невыполнение основного контрольного
соотношения. Если число проголосовавших
избирателей будет равно тысяче, то время
подведения итогов будет около четырех
часов.
Каждые дополнительные выборы
потребуют затрат времени в размере не
менее трех часов на участке, где
проголосовало полторы тысячи
избирателей и двух часов на участке, где
проголосовала тысяча избирателей.
Какие выводы можно сделать
из полученных результатов?
- Предусмотренная законом процедура
действительно трудоемка и требует
значительного времени. Если комиссия
большого участка затратила на
подведение итогов голосования менее
четырех часов, то это свидетельствует о
том, что требования закона были
нарушены.
- Следует повышать квалификацию
руководителей комиссий, заранее
готовить рекомендации, делающие
процедуру подсчета более эффективной. (Например,
рекомендовать комиссиям разбиваться
на группы, если против этого не
возражают наблюдатели, использовать
эргономические таблицы подсчета,
соответствующее программное
обеспечение при наличии компьютеров и
т.д.)
- Следует дать более подробные
рекомендации, повышающие
эффективность работы со списками
избирателей.
- Невыполнение основного контрольного
соотношения до трех единиц является
естественным и не требует
дополнительного пересчета. Данные
расхождения фиксируются в протоколе об
итогах голосования.
- Никакие органы не имеют права
воздействовать на участковые
избирательные комиссии с целью
ускорения процесса подведения итогов
голосования.
- Возможно, следует несколько упростить
установленную законом процедуру
сортировки бюллетеней по
одномандатному округу: более важным и
эффективным является выполнение
пункта 18 ст. 68 Закона о гарантиях.
Процедуру подсчета голосов в
многомандатных округах следует
установить законодательно.
Обсудить
статью
|