ЗАЧИСТКА
ОТ ДЕМОКРАТИИ
А.В.Кынев,
кандидат политических наук,
эксперт Международного
института гуманитарно-политических
исследований
Президент
нашей великой и необъятной
Родины решил провести т.н.
реформу государственной власти,
по сути означающую смену
политического режима в стране.
Вместо относительно
демократического режима “мягкой
автократии” стране
предложено (хотя нет, не
предложено, а приказано не
терпящим возражений тоном –
советоваться с кем-то президент,
как и положено самодержцу, явно
не собирался) выстроиться под
началом абсолютного правителя,
который назначает губернаторов,
единолично формирует
правительство и полностью
контролирует парламент, куда
можно попасть только через
тщательно фильтруемые
политические партии. Все это
под соусом “борьбы с
терроризмом”, хотя очевидно,
что предложенные меры никакого
отношения к борьбе с
терроризмом не имеют.
Единство
страны, о котором печется
президент, конечно же,
немыслимо без устойчивости
власти. Но основа устойчивости
власти – это доверие
населения, подтверждаемое на
выборах. Выборы не блажь и не
дань каким-то сакральным
ценностям, это способ связи
общества и власти, так как
фактор сменяемости и
необходимости через
определенный срок подтверждать
свой мандат на выборах и есть
тот рычаг, который заставляет
чиновника хоть как-то думать о
простом человеке. Пока чиновник
зависит от нас с вами, он думает
и заботится о нас, пусть и
вынужденно и обычно под выборы.
Что нам
предлагается? Нам
предлагается система, где
власть в принципе не зависит от
населения и может делать с ним
все что угодно. Президентские
выборы давно превратились в
фарс и профанацию по избранию
на данный пост заранее
известного победителя, и смена
конкретного деятеля на данном
посту у нас осуществляется
почти династическим образом,
ради чего осуществляются любые
меры. Опорой этого
президентского контроля всегда
были региональные элиты,
способные обеспечить центру
нужный результат в обмен на
свою относительную
независимость. Теперь, после
унизительной монетизации и
иных реформ, а также полного
краха кавказской политики на
фоне явного падения доверия
населения к президенту и
правительству у федерального
центра возникли серьезные
опасения, что такого триумфа,
как в 2003, на следующих выборах
уже не видать. Чтобы избежать
этого и предлагаются две
радикальные меры – регионы
уже не смогут иметь избранных
губернаторов и даже своих
представителей в федеральном
парламенте (от федерации в РФ
остается только название
верхней палаты), т.н. “региональные
группы” в партийных списках
утверждаться и формироваться
будут в Москве в известных
кабинетах. Причем, т.к.
губернаторы формируют половину
Совета Федерации, то получается,
что Президент теперь
фактически назначает еще и
половину членов верхней палаты.
В новой системе президент
назначает губернаторов, они
гарантируют избрание
президента и нужные результаты
выборов в Госдуму. Власть
воспроизводит сама себя. Все
счастливы. Население пьет чай
на кухне и травит анекдоты.
Фразы про
“укрепление партий” путем
введения пропорциональной
избирательной системы –
демагогия. Репрессивный закон о
политических партиях делает
формирование независимых
партий путем аккумулирования
инициатив снизу невозможным.
Более того, по негласному
указанию процесс регистрации
новых партий фактически
прекращен и делается все для
ликвидации уже имеющихся. В
регионах началась целая волна
принудительной ликвидации
региональных отделений
политических партий (а как
только уже зарегистрированная
партия утрачивает 45
зарегистрированных отделений,
то сама прекращает
существование). Так в
Красноярском крае уже в
судебном порядке ликвидированы
4 отделения политических партий
(Республиканской партии России,
партии "Либеральная Россия",
"Евразийской партии - Союза
патриотов России", партии "Интернациональная
Россия"), в Ханты-Мансийском
АО также 4 (Российской
партии мира, Партии "Народная
воля", партии "Либеральная
Россия", партии "Истинные
патриоты России"), в Чувашии
– шести, в Новгородской
области готовится ликвидация
региональных отделений Республиканской
партии РФ, Российской
коммунистической рабочей
партии – Российской партии
коммунистов, Российской
объединенной промышленной
партии. Чтобы ликвидировать
региональное отделение партии
достаточно чтобы один (!)
человек подтвердил, что его
неверно причислили к данной
партии. Например в ХМАО
подобные “свидетельства”
получались с помощью милиции. А
методы наших правоохранителей
мы знаем хорошо…
Так
что любая “неправильная”
партия имеет все шансы вскоре
перестать быть партией вообще.
В такой системе партии
становятся фактически
дочерними структурами
государства, само
существование которых зависит
от доброй воли контролирующих
органов. Таким образом выборы
только по партспискам
превращаются в выборы среди
партий, контролируемых
государством. Да еще и при 7%
заградительном барьере. Право
самостоятельного участия в
политике граждане фактически
лишаются. Фильтрация
производится как минимум на 5
уровнях: вначале надо вступить
в партию, затем нужно,
чтобы тебя выдвинул партийный
съезд, затем нужно, чтобы тебя
пропустило управление юстиции,
затем нужно, чтобы пропустила
избирательная комиссия и, не
дай бог, не снял с выборов суд.
Ну а затем надо преодолеть 7%
барьер, что без господдержки
фактически невозможно. Иллюзорное
предложение про участие в
регионах наравне со списками
независимых кандидатов
практически не реализуемо (независимому
кандидату мало того, что надо
опередить все партсписки на
некой территории, так ведь и
региональные группы у каждой
партии будут не совпадать, одна
партия объединит в своем списке
регион А с регионов В, а другая с
регионом С, так от какой
территории будет избран
независимый кандидат?). Новая
методика распределения
мандатов внутри списков (если
список некой партии получил в 12
тысячной Эвенкии 12% голосов, а в
Москве 11% голосов, то мандат
получит кандидат из
эвенкийской группы) приведет к
тому, что резко снизится
представленность в парламенте
крупных городов и
индустриальных центров (население
которых, видимо, по мнению
кремлевских технологов, мыслит
слишком независимо).
Пусть
формирование исполнительной
власти от населения теперь не
зависит, представительная
власть превращается в
декорацию, но единство страны
важней, скажите вы. Терроризм
опять-таки свирепствует. Эта
обманчивая логика. Как уже
сказано выше, прочной и
эффективной может быть только
власть, основанная на доверии
населения. При существовании
власти, формирующей саму себя,
население и власть начинают
обитать в параллельных
политических реальностях.
Абсолютное отчуждение
населения от власти становится
системно неизбежным. Страну
вместо укрепления ждет
вырождение. Очевидно, что
власть не зависимая от
населения, никогда не будет о
нем заботиться. Интересы
регионов будут игнорироваться,
проблемы замалчиваться. Будут
назначаться далекие от
населения и его нужд люди (основания
так полагать есть –
посмотрите на тех полпредов
Президента, которых он назначал
за эти годы). Пуликовские и
Казанцевы, Шамановы и
Драчевские развалят любой, даже
процветающий регион.
Есть все
основания полагать что “исполнительная
вертикаль” своей дланью
опустится и на уровень местного
самоуправления. Если президент
назначает губернаторов, то
почему бы им в свою очередь не
назначать мэров, и так по
цепочке…. Бабка за дедку,
дедка за репку. Дойдет очередь и
до прессы. Ибо если оппозиции
нет, одинаково прокремлевские
партии имитируют конкуренцию
на парламентских выборах, а
любой “неправильный”
бизнес прижат “к ногтю”,
то кому будет нужна независимая
пресса? Вертикаль доберется до
каждого, укажет ему его место.
Что ждет нас?
Терпеть и ждать, когда данная
историческая эпоха окончится
естественным путем? Жалко
страну, которую делают жертвой
личных комплексов и страхов
одного человека. Властителем
нашей жизни становится “человек
с ружьем” – милиционер,
сотрудник ФСБ, как обещано, даже
“народный дружинник” (видимо
политически правильные молодые
крепкие люди найдут доступные
их знаниям способы разобраться
со всеми, кто им не нравится).
Если и при прежних полномочиях
коррумпированные спецслужбы
работали плохо, то с какой стати
при больших полномочиях они
вдруг станут работать хорошо?
Импотент с большей властью
остается импотентом.
Безграничная
власть рождает безнаказанность.
“Всякая власть развращает,
абсолютная власть развращает
абсолютно”. Это значит, что
качество управления в системе,
лишенной контроля со стороны
населения, упадет
катастрофически. Будут новые
бесчеловечные реформы, которые
будут проводить независимые от
населения губернаторы, будут
новые страшные теракты. А
значит будут найдены и
объявлены и новые враги,
которые мешают нам жить лучше, и
с ними надо бороться.
Перед этим
скатыванием в пропасть безумия
нужно предпринять все шаги для
сохранения хотя бы ростков
демократии. Нужно во чтобы то ни
стало сохранить избираемость
органов местного
самоуправления; в тех регионах,
где региональные элиты в
состоянии сопротивляться,
нужно менять региональные
уставы, по сути переходить к
парламентским республикам,
перераспределяя властные
полномочия в пользу
Законодательных собраний и
создавая региональные
правительства, формируемые
большинством в Заксобрании (проще
говоря, чтобы назначенный
президентом губернатор был
своеобразным региональным
президентом, а правительство
формировалось региональным
парламентом). И самое главное
– нельзя молчать. Стыдно
слышать этот хор “давно пора”
с трибун, сопровождаемый матом
и руганью в адрес президента в
кулуарах. Элита страны
демонстрирует бесхребетность и
чудовищную трусость. Началась
всеобщая “проверка на
вшивость”, и ее итоги
удручают.
Жизнь в состоянии
опровергнуть наши самые
пессимистические прогнозы.
|