Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

ЗАЧИСТКА ОТ ДЕМОКРАТИИ

А.В.Кынев, кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

Президент нашей великой и необъятной Родины решил провести т.н. реформу государственной власти, по сути означающую смену политического режима в стране. Вместо относительно демократического режима “мягкой автократии” стране предложено (хотя нет, не предложено, а приказано не терпящим возражений тоном – советоваться с кем-то президент, как и положено самодержцу, явно не собирался) выстроиться под началом абсолютного правителя, который назначает губернаторов, единолично формирует правительство и полностью контролирует парламент, куда можно попасть только через тщательно фильтруемые политические партии. Все это под соусом “борьбы с терроризмом”, хотя очевидно, что предложенные меры никакого отношения к борьбе с терроризмом не имеют.

Единство страны, о котором печется президент, конечно же, немыслимо без устойчивости власти. Но основа устойчивости власти – это доверие населения, подтверждаемое на выборах. Выборы не блажь и не дань каким-то сакральным ценностям, это способ связи общества и власти, так как фактор сменяемости и необходимости через определенный срок подтверждать свой мандат на выборах и есть тот рычаг, который заставляет чиновника хоть как-то думать о простом человеке. Пока чиновник зависит от нас с вами, он думает и заботится о нас, пусть и вынужденно и обычно под выборы.

Что нам предлагается? Нам предлагается система, где власть в принципе не зависит от населения и может делать с ним все что угодно. Президентские выборы давно превратились в фарс и профанацию по избранию на данный пост заранее известного победителя, и смена конкретного деятеля на данном посту у нас осуществляется почти династическим образом, ради чего осуществляются любые меры. Опорой этого президентского контроля всегда были региональные элиты, способные обеспечить центру нужный результат в обмен на свою относительную независимость. Теперь, после унизительной монетизации и иных реформ, а также полного краха кавказской политики на фоне явного падения доверия населения к президенту и правительству у федерального центра возникли серьезные опасения, что такого триумфа, как в 2003, на следующих выборах уже не видать. Чтобы избежать этого и предлагаются две радикальные меры – регионы уже не смогут иметь избранных губернаторов и даже своих представителей в федеральном парламенте (от федерации в РФ остается только название верхней палаты), т.н. “региональные группы” в партийных списках утверждаться и формироваться будут в Москве в известных кабинетах. Причем, т.к. губернаторы формируют половину Совета Федерации, то получается, что Президент теперь фактически назначает еще и половину членов верхней палаты. В новой системе президент назначает губернаторов, они гарантируют избрание президента и нужные результаты выборов в Госдуму. Власть воспроизводит сама себя. Все счастливы. Население пьет чай на кухне и травит анекдоты.

Фразы про “укрепление партий” путем введения пропорциональной избирательной системы – демагогия. Репрессивный закон о политических партиях делает формирование независимых партий путем аккумулирования инициатив снизу невозможным. Более того, по негласному указанию процесс регистрации новых партий фактически прекращен и делается все для ликвидации уже имеющихся. В регионах началась целая волна принудительной ликвидации региональных отделений политических партий (а как только уже зарегистрированная партия утрачивает 45 зарегистрированных отделений, то сама прекращает существование). Так в Красноярском крае уже в судебном порядке ликвидированы 4 отделения политических партий (Республиканской партии России, партии "Либеральная Россия", "Евразийской партии - Союза патриотов России", партии "Интернациональная Россия"), в Ханты-Мансийском АО также 4 (Российской партии мира, Партии "Народная воля", партии "Либеральная Россия", партии "Истинные патриоты России"), в Чувашии – шести, в Новгородской области готовится ликвидация региональных отделений Республиканской партии РФ, Российской коммунистической рабочей партии – Российской партии коммунистов, Российской объединенной промышленной партии. Чтобы ликвидировать региональное отделение партии достаточно чтобы один (!) человек подтвердил, что его неверно причислили к данной партии. Например в ХМАО подобные “свидетельства” получались с помощью милиции. А методы наших правоохранителей мы знаем хорошо…

Так что любая “неправильная” партия имеет все шансы вскоре перестать быть партией вообще. В такой системе партии становятся фактически дочерними структурами государства, само существование которых зависит от доброй воли контролирующих органов. Таким образом выборы только по партспискам превращаются в выборы среди партий, контролируемых государством. Да еще и при 7% заградительном барьере. Право самостоятельного участия в политике граждане фактически лишаются. Фильтрация производится как минимум на 5 уровнях: вначале надо вступить в партию, затем нужно, чтобы тебя выдвинул партийный съезд, затем нужно, чтобы тебя пропустило управление юстиции, затем нужно, чтобы пропустила избирательная комиссия и, не дай бог, не снял с выборов суд. Ну а затем надо преодолеть 7% барьер, что без господдержки фактически невозможно. Иллюзорное предложение про участие в регионах наравне со списками независимых кандидатов практически не реализуемо (независимому кандидату мало того, что надо опередить все партсписки на некой территории, так ведь и региональные группы у каждой партии будут не совпадать, одна партия объединит в своем списке регион А с регионов В, а другая с регионом С, так от какой территории будет избран независимый кандидат?). Новая методика распределения мандатов внутри списков (если список некой партии получил в 12 тысячной Эвенкии 12% голосов, а в Москве 11% голосов, то мандат получит кандидат из эвенкийской группы) приведет к тому, что резко снизится представленность в парламенте крупных городов и индустриальных центров (население которых, видимо, по мнению кремлевских технологов, мыслит слишком независимо).

Пусть формирование исполнительной власти от населения теперь не зависит, представительная власть превращается в декорацию, но единство страны важней, скажите вы. Терроризм опять-таки свирепствует. Эта обманчивая логика. Как уже сказано выше, прочной и эффективной может быть только власть, основанная на доверии населения. При существовании власти, формирующей саму себя, население и власть начинают обитать в параллельных политических реальностях. Абсолютное отчуждение населения от власти становится системно неизбежным. Страну вместо укрепления ждет вырождение. Очевидно, что власть не зависимая от населения, никогда не будет о нем заботиться. Интересы регионов будут игнорироваться, проблемы замалчиваться. Будут назначаться далекие от населения и его нужд люди (основания так полагать есть – посмотрите на тех полпредов Президента, которых он назначал за эти годы). Пуликовские и Казанцевы, Шамановы и Драчевские развалят любой, даже процветающий регион.

Есть все основания полагать что “исполнительная вертикаль” своей дланью опустится и на уровень местного самоуправления. Если президент назначает губернаторов, то почему бы им в свою очередь не назначать мэров, и так по цепочке…. Бабка за дедку, дедка за репку. Дойдет очередь и до прессы. Ибо если оппозиции нет, одинаково прокремлевские партии имитируют конкуренцию на парламентских выборах, а любой “неправильный” бизнес прижат “к ногтю”, то кому будет нужна независимая пресса? Вертикаль доберется до каждого, укажет ему его место.

Что ждет нас? Терпеть и ждать, когда данная историческая эпоха окончится естественным путем? Жалко страну, которую делают жертвой личных комплексов и страхов одного человека. Властителем нашей жизни становится “человек с ружьем” – милиционер, сотрудник ФСБ, как обещано, даже “народный дружинник” (видимо политически правильные молодые крепкие люди найдут доступные их знаниям способы разобраться со всеми, кто им не нравится). Если и при прежних полномочиях коррумпированные спецслужбы работали плохо, то с какой стати при больших полномочиях они вдруг станут работать хорошо? Импотент с большей властью остается импотентом.

Безграничная власть рождает безнаказанность. “Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно”. Это значит, что качество управления в системе, лишенной контроля со стороны населения, упадет катастрофически. Будут новые бесчеловечные реформы, которые будут проводить независимые от населения губернаторы, будут новые страшные теракты. А значит будут найдены и объявлены и новые враги, которые мешают нам жить лучше, и с ними надо бороться.

Перед этим скатыванием в пропасть безумия нужно предпринять все шаги для сохранения хотя бы ростков демократии. Нужно во чтобы то ни стало сохранить избираемость органов местного самоуправления; в тех регионах, где региональные элиты в состоянии сопротивляться, нужно менять региональные уставы, по сути переходить к парламентским республикам, перераспределяя властные полномочия в пользу Законодательных собраний и создавая региональные правительства, формируемые большинством в Заксобрании (проще говоря, чтобы назначенный президентом губернатор был своеобразным региональным президентом, а правительство формировалось региональным парламентом). И самое главное – нельзя молчать. Стыдно слышать этот хор “давно пора” с трибун, сопровождаемый матом и руганью в адрес президента в кулуарах. Элита страны демонстрирует бесхребетность и чудовищную трусость. Началась всеобщая “проверка на вшивость”, и ее итоги удручают.

Жизнь в состоянии опровергнуть наши самые пессимистические прогнозы.

105066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru