| Освещение
                      федеральными СМИ событий в
                      российских регионах: проблема
                      адекватности А.В.Кынев,
                      кандидат политических наук Для страны с такой
                      огромной и разнообразной
                      территорией, как Российская
                      Федерация, существование
                      качественной системы средств
                      массовой информации, дающей
                      адекватную картину как
                      регионам о том, что происходит
                      на уровне Федерации, так и о том,
                      что происходит в самих
                      российских регионах, является
                      одним из элементов интеграции
                      не только экономического и
                      политического, но и
                      национального
                      социокультурного пространства.
                      Чрезмерная политизация такого
                      инструмента, как федеральные
                      СМИ, его превращение из
                      инструмента информирования
                      населения в инструмент
                      пропаганды и манипулирования
                      общественным мнением,
                      несомненно, ведет к снижению
                      его эффективности, подрывает
                      основы доверия населения
                      российских регионов к
                      транслируемой федеральными
                      каналами информации. Наиболее остро
                      данная проблема стоит перед
                      наиболее удаленными от
                      исторического центра страны
                      регионами, редко попадающими в
                      федеральные СМИ (несомненно, в
                      первую очередь речь идет о
                      телевидении, как массовом и
                      доступном средстве массовой
                      информации). Соответственно, во
                      многом по объективным причинам
                      (транспортная удаленность, и,
                      следовательно, высокая
                      затратность на регулярные
                      командировки журналистов и
                      содержание регулярных
                      корпунктов) освещение событий в
                      этих регионах приобретает
                      характер “кампаний”,
                      часто откровенной “заказухи”.
                      У СМИ нет собственных денег на
                      то, чтобы самим отслеживать и
                      показывать события в этих
                      регионах, поэтому наличие
                      сюжета из них зачастую связано
                      с наличием того или иного
                      заказа, когда некая структура
                      готова организовать и оплатить
                      посещение региона журналистами,
                      что не может не сказываться на
                      характере освещения того или
                      иного события. Ярчайшим
                      примером такой “информационной
                      кампанейщины” является
                      освещение “топливных”
                      кризисов на Дальнем Востоке,
                      когда в период губернаторства Е. Наздратенко
                      страна регулярно смотрела
                      сюжеты о замерзающем
                      Владивостоке, а когда
                      губернатор края сменился, край
                      внезапно и резко “замерзать”
                      перестал. Похожие проблемы, к
                      примеру, в Северодвинске в
                      федеральные каналы не попадали,
                      как правило, никогда, так как
                      губернатор Архангельской
                      области того времени А. Ефремов
                      заинтересованным структурам в
                      Москве не мешал. Такого же рода
                      “новостями” являлись
                      дежурные сюжеты о коммунальном
                      кризисе в Петропавловске-Камчатском. Зимой 2004–2005 годов
                      новости всех центральных
                      телеканалов были наполнены
                      сюжетами о “замерзающей
                      Корякии”; эта пиар-кампания
                      завершилась отстранением от
                      занимаемой должности
                      губернатора округа В. Логинова.
                      При этом социально-экономическое
                      положение Корякии остается
                      стабильно плохим уже многие
                      годы, размораживание поселков
                      зимой стало здесь нормой, а по
                      уровню заболевания
                      туберкулезом округ давно
                      занимает лидирующие позиции в
                      стране. Однако “новостью”
                      жизнь в Корякии стала только
                      зимой 2004–2005, когда у
                      губернатора возник конфликт с
                      ОАО “Южные энергетические
                      сети” – губернатор давно
                      вынашивал идею организации
                      добычи в округе местного угля и
                      строительства собственных мини-ТЭЦ,
                      чтобы сэкономить бюджетные
                      деньги, львиная доля которых
                      ежегодно уходила ЮЭС. В
                      результате борьбы за “выколачивание
                      денег с округа” на вертолете,
                      арендованном ЮЭС, в Палану были
                      привезены съемочные группы
                      всех центральных телеканалов и
                      на экранах началась “корякская
                      эпопея”. Хотя я не самого
                      высокого мнения о
                      организаторских и
                      профессиональных способностях
                      господина Логинова, тем не
                      менее внезапный одномоментный
                      приезд в Корякию такого числа
                      московских журналистов не
                      может не вызывать вопросов (“цена”
                      вопроса – это, во-первых,
                      билеты Москва–Петропавловск,
                      во-вторых, провоз оборудования,
                      в третьих, аренда вертолета –
                      это не менее 1000 долларов в час,
                      уже не говоря о суточных и
                      прочем). Кому это выгодно?
                      Неужто всем телеканалам вдруг
                      захотелось единовременно
                      выкинуть деньги на освещение
                      того, что происходит ежегодно в
                      забытом богом округе? Когда начинаешь
                      задумываться над вопросом:
                      зачем все это, найти
                      рациональный ответ сложно. Если
                      цель подобных “новостных
                      сюжетов” – информирование
                      населения данных кризисных
                      территорий, так как они лучше
                      кого бы то ни было знают,
                      насколько свежи эти “новости”.
                      Если цель – создать
                      информационную кампанию для
                      остальной страны с целью
                      дискредитировать того или
                      иного губернатора, то какой
                      толк, к примеру, от того, что у
                      жителя Брянска создастся
                      ощущение “какой ужасный на
                      Камчатке (Приморье, Корякии и т.д.)
                      губернатор”, если он все
                      равно живет в Брянске? Причем,
                      учитывая, что прибывающие в
                      регион журналисты не только
                      часто не знают толком местной
                      политической и экономической
                      ситуации, специфики местного
                      общественного мнения, то
                      подобные “информационные
                      сюжеты” часто оказываются
                      действиями “слона в посудной
                      лавке”, лишь раздражающими
                      своей неакдекватностью и
                      ангажированностью население
                      данной территории. В результате
                      их воздействие на общественное
                      мнение того или иного региона
                      оказывается иногда прямо
                      противоположному их
                      тональности. В частности, чем
                      более топорными и агрессивными
                      были сюжеты о губернаторе
                      Камчатской области М. Машковцеве,
                      тем выше был его рейтинг.
                      Показательны следующие цифры:
                      согласно результатам опроса,
                      проведенного Фондом “Общественное
                      мнение” в Камчатской области
                      23 сентября – 2 октября 2004 года,
                      47,3% опрошенных заявили, что
                      считают, что в центральных СМИ
                      ситуация в регионе освещается
                      необъективно, безусловно
                      объективно работу центральных
                      СМИ оценили 2,8%, скорее
                      объективно – 23,3%. На этом фоне
                      гораздо позитивнее были
                      оценены областные СМИ (объективными
                      их считали 42,1%, необъективными
                      – 30%). При этом по данным этого
                      опроса обычно о последних
                      событиях в области население
                      узнает через центральное ТВ
                      (63,8%), областное телевидение (55%),
                      местное ТВ (47,4%), местные газеты
                      (37%), областные газеты (33%). 37,9%
                      назвали областное радио и
                      только 19% – центральное радио.
                      Таким образом, соотношение “зона
                      охвата” и степень доверия у
                      центральных каналов
                      оказывается крайне низким.
                      Похожую картину показывает
                      социология и по другим регионам
                      Дальнего Востока – Сахалина,
                      Приморья, Амурской области,
                      Хабаровского края. Казалось бы то, что
                      степень адекватности
                      информации центральных
                      российских СМИ (в первую
                      очередь электронных) о
                      положении в регионах реальному
                      положению вещей падает прямо
                      пропорционально удалению от
                      Москвы, естественно. Однако
                      вопрос намного серьезнее, чем
                      может показаться на первый
                      взгляд. В обществе существе
                      существует традиция, когда
                      позиция, занимаемая и
                      транслируемая основными
                      федеральными телеканалами,
                      воспринимается населением
                      российской глубинки как
                      позиция федеральной власти.
                      Население и элиты прекрасно
                      понимают, что будучи зависимыми
                      от федеральных контролирующих
                      и регулирующих органов
                      институтами (особенно после
                      истории с НТВ и ТВС),
                      федеральные телеканалы не
                      могут давать информации,
                      существенно расходящейся с
                      официальной точкой зрения. Это,
                      в свою очередь, означает, что
                      любые издержки в работе
                      федеральных телеканалов,
                      отсутствие адекватности в
                      освещении региональных событий
                      по тем или иным причинам,
                      рикошетом ударяют не только по
                      доверию населения к тому, как
                      федеральные каналы освещают
                      события в их регионе, но и
                      косвенно – ударяют по
                      доверию к самой федеральной
                      власти. Получается, что
                      информационная карта России в
                      основных федеральных СМИ не то
                      что “дырявая”, она
                      фактически оказывается
                      состоящей из просто каких-то
                      информационных лоскутков,
                      между которыми – пустота. К
                      примеру, казалось бы, что в
                      Москве, где самая высокая
                      насыщенность средствами
                      массовой информации, события на
                      уровне города – фактически
                      федеральные новости, на уровне
                      же районов города
                      информационная среда носит
                      крайне убогий и неразвитый
                      характер (в лучшем случае
                      изредка разбрасываемые по
                      ящикам газетки районной управы
                      и выступления районных
                      чиновников по кабельным сетям,
                      рейтинг большинства которых в
                      Москве ниже уровня критики),
                      области Центральной России
                      вообще попадают в сообщения
                      федеральных СМИ лишь тогда,
                      когда в них происходит ЧП или
                      меняется власть; такое ощущение,
                      что вокруг Москвы просто
                      выжженное информационное поле.
                      Относительно регулярно и
                      стабильно освещаются события
                      только на Северном Кавказе (и то
                      в очень специфическом разрезе,
                      сильно далеком от реальных
                      условий жизни, когда “криминальная
                      составляющая” доминирует
                      настолько, что порой возникает
                      ощущение, что кроме нее на
                      Северном Кавказе не происходит
                      ничего) и в крупных городах
                      Поволжья и Урала, а также таких
                      центров как Красноярск,
                      Новосибирск – и то лишь по
                      той причине, что в них
                      действительно развитые и
                      сильные собственные средства
                      массовой информации, взять
                      информацию у которых для
                      федеральных СМИ лишь “дело
                      техники”. Все остальное –
                      по случаю и “заказу”. Создавая любую
                      систему, выстраивая план или
                      стратегию, всегда принято
                      начинать с целей, на которые она
                      направлена. С одной стороны,
                      несомненно, что власть
                      заинтересована в том, чтобы СМИ
                      расширяли ее опору в обществе,
                      пропагандировали ее действия и
                      достижения. Но с другой – и
                      сама власть тоже черпает в СМИ
                      информацию о том, что реально
                      происходит в стране, ведь если в
                      стране все более
                      минимизируются выборные
                      процедуры (в нормальной системе
                      являющиеся главным связующим
                      звеном общества и государства),
                      и усиливается так называемая
                      “исполнительная вертикаль”,
                      то СМИ по сути превращаются в
                      последний институт взаимосвязи
                      власти и общества. Если СМИ
                      будут лишь пиарить то, что
                      решает власть, придумывая по
                      ходу те или иные кризисы или
                      показывая, как счастливы
                      лишившиеся льгот старушки, то
                      откуда тогда сама власть будет
                      знать о том, что реально
                      происходит в стране? Если не
                      будет такой адекватной
                      информации, то на базе чего
                      тогда будут приниматься
                      решения и чем это кончится для
                      такой сложной,
                      многонациональной и
                      поликонфессиональной страны,
                      как Россия? Реальная картина
                      может нам не нравиться, но
                      создание образа виртуальной
                      страны с виртуальными
                      интересами неизбежно
                      заканчивается самообманом,
                      который может иметь самые
                      негативные последствия не
                      только для эффективности
                      власти и принимаемых ей решений,
                      но и для существования самой
                      страны. Конечно, высказанный
                      мной взгляд, возможно, излишне
                      радикален, “не все и не
                      всегда так плохо” –
                      скажете вы, но к сожалению,
                      исключения, когда они
                      происходят, в основном лишь
                      подтверждают правило.   |