Освещение
федеральными СМИ событий в
российских регионах: проблема
адекватности
А.В.Кынев,
кандидат политических наук
Для страны с такой
огромной и разнообразной
территорией, как Российская
Федерация, существование
качественной системы средств
массовой информации, дающей
адекватную картину как
регионам о том, что происходит
на уровне Федерации, так и о том,
что происходит в самих
российских регионах, является
одним из элементов интеграции
не только экономического и
политического, но и
национального
социокультурного пространства.
Чрезмерная политизация такого
инструмента, как федеральные
СМИ, его превращение из
инструмента информирования
населения в инструмент
пропаганды и манипулирования
общественным мнением,
несомненно, ведет к снижению
его эффективности, подрывает
основы доверия населения
российских регионов к
транслируемой федеральными
каналами информации.
Наиболее остро
данная проблема стоит перед
наиболее удаленными от
исторического центра страны
регионами, редко попадающими в
федеральные СМИ (несомненно, в
первую очередь речь идет о
телевидении, как массовом и
доступном средстве массовой
информации). Соответственно, во
многом по объективным причинам
(транспортная удаленность, и,
следовательно, высокая
затратность на регулярные
командировки журналистов и
содержание регулярных
корпунктов) освещение событий в
этих регионах приобретает
характер “кампаний”,
часто откровенной “заказухи”.
У СМИ нет собственных денег на
то, чтобы самим отслеживать и
показывать события в этих
регионах, поэтому наличие
сюжета из них зачастую связано
с наличием того или иного
заказа, когда некая структура
готова организовать и оплатить
посещение региона журналистами,
что не может не сказываться на
характере освещения того или
иного события. Ярчайшим
примером такой “информационной
кампанейщины” является
освещение “топливных”
кризисов на Дальнем Востоке,
когда в период губернаторства Е. Наздратенко
страна регулярно смотрела
сюжеты о замерзающем
Владивостоке, а когда
губернатор края сменился, край
внезапно и резко “замерзать”
перестал. Похожие проблемы, к
примеру, в Северодвинске в
федеральные каналы не попадали,
как правило, никогда, так как
губернатор Архангельской
области того времени А. Ефремов
заинтересованным структурам в
Москве не мешал. Такого же рода
“новостями” являлись
дежурные сюжеты о коммунальном
кризисе в Петропавловске-Камчатском.
Зимой 2004–2005 годов
новости всех центральных
телеканалов были наполнены
сюжетами о “замерзающей
Корякии”; эта пиар-кампания
завершилась отстранением от
занимаемой должности
губернатора округа В. Логинова.
При этом социально-экономическое
положение Корякии остается
стабильно плохим уже многие
годы, размораживание поселков
зимой стало здесь нормой, а по
уровню заболевания
туберкулезом округ давно
занимает лидирующие позиции в
стране. Однако “новостью”
жизнь в Корякии стала только
зимой 2004–2005, когда у
губернатора возник конфликт с
ОАО “Южные энергетические
сети” – губернатор давно
вынашивал идею организации
добычи в округе местного угля и
строительства собственных мини-ТЭЦ,
чтобы сэкономить бюджетные
деньги, львиная доля которых
ежегодно уходила ЮЭС. В
результате борьбы за “выколачивание
денег с округа” на вертолете,
арендованном ЮЭС, в Палану были
привезены съемочные группы
всех центральных телеканалов и
на экранах началась “корякская
эпопея”. Хотя я не самого
высокого мнения о
организаторских и
профессиональных способностях
господина Логинова, тем не
менее внезапный одномоментный
приезд в Корякию такого числа
московских журналистов не
может не вызывать вопросов (“цена”
вопроса – это, во-первых,
билеты Москва–Петропавловск,
во-вторых, провоз оборудования,
в третьих, аренда вертолета –
это не менее 1000 долларов в час,
уже не говоря о суточных и
прочем). Кому это выгодно?
Неужто всем телеканалам вдруг
захотелось единовременно
выкинуть деньги на освещение
того, что происходит ежегодно в
забытом богом округе?
Когда начинаешь
задумываться над вопросом:
зачем все это, найти
рациональный ответ сложно. Если
цель подобных “новостных
сюжетов” – информирование
населения данных кризисных
территорий, так как они лучше
кого бы то ни было знают,
насколько свежи эти “новости”.
Если цель – создать
информационную кампанию для
остальной страны с целью
дискредитировать того или
иного губернатора, то какой
толк, к примеру, от того, что у
жителя Брянска создастся
ощущение “какой ужасный на
Камчатке (Приморье, Корякии и т.д.)
губернатор”, если он все
равно живет в Брянске? Причем,
учитывая, что прибывающие в
регион журналисты не только
часто не знают толком местной
политической и экономической
ситуации, специфики местного
общественного мнения, то
подобные “информационные
сюжеты” часто оказываются
действиями “слона в посудной
лавке”, лишь раздражающими
своей неакдекватностью и
ангажированностью население
данной территории. В результате
их воздействие на общественное
мнение того или иного региона
оказывается иногда прямо
противоположному их
тональности. В частности, чем
более топорными и агрессивными
были сюжеты о губернаторе
Камчатской области М. Машковцеве,
тем выше был его рейтинг.
Показательны следующие цифры:
согласно результатам опроса,
проведенного Фондом “Общественное
мнение” в Камчатской области
23 сентября – 2 октября 2004 года,
47,3% опрошенных заявили, что
считают, что в центральных СМИ
ситуация в регионе освещается
необъективно, безусловно
объективно работу центральных
СМИ оценили 2,8%, скорее
объективно – 23,3%. На этом фоне
гораздо позитивнее были
оценены областные СМИ (объективными
их считали 42,1%, необъективными
– 30%). При этом по данным этого
опроса обычно о последних
событиях в области население
узнает через центральное ТВ
(63,8%), областное телевидение (55%),
местное ТВ (47,4%), местные газеты
(37%), областные газеты (33%). 37,9%
назвали областное радио и
только 19% – центральное радио.
Таким образом, соотношение “зона
охвата” и степень доверия у
центральных каналов
оказывается крайне низким.
Похожую картину показывает
социология и по другим регионам
Дальнего Востока – Сахалина,
Приморья, Амурской области,
Хабаровского края.
Казалось бы то, что
степень адекватности
информации центральных
российских СМИ (в первую
очередь электронных) о
положении в регионах реальному
положению вещей падает прямо
пропорционально удалению от
Москвы, естественно. Однако
вопрос намного серьезнее, чем
может показаться на первый
взгляд.
В обществе существе
существует традиция, когда
позиция, занимаемая и
транслируемая основными
федеральными телеканалами,
воспринимается населением
российской глубинки как
позиция федеральной власти.
Население и элиты прекрасно
понимают, что будучи зависимыми
от федеральных контролирующих
и регулирующих органов
институтами (особенно после
истории с НТВ и ТВС),
федеральные телеканалы не
могут давать информации,
существенно расходящейся с
официальной точкой зрения. Это,
в свою очередь, означает, что
любые издержки в работе
федеральных телеканалов,
отсутствие адекватности в
освещении региональных событий
по тем или иным причинам,
рикошетом ударяют не только по
доверию населения к тому, как
федеральные каналы освещают
события в их регионе, но и
косвенно – ударяют по
доверию к самой федеральной
власти.
Получается, что
информационная карта России в
основных федеральных СМИ не то
что “дырявая”, она
фактически оказывается
состоящей из просто каких-то
информационных лоскутков,
между которыми – пустота. К
примеру, казалось бы, что в
Москве, где самая высокая
насыщенность средствами
массовой информации, события на
уровне города – фактически
федеральные новости, на уровне
же районов города
информационная среда носит
крайне убогий и неразвитый
характер (в лучшем случае
изредка разбрасываемые по
ящикам газетки районной управы
и выступления районных
чиновников по кабельным сетям,
рейтинг большинства которых в
Москве ниже уровня критики),
области Центральной России
вообще попадают в сообщения
федеральных СМИ лишь тогда,
когда в них происходит ЧП или
меняется власть; такое ощущение,
что вокруг Москвы просто
выжженное информационное поле.
Относительно регулярно и
стабильно освещаются события
только на Северном Кавказе (и то
в очень специфическом разрезе,
сильно далеком от реальных
условий жизни, когда “криминальная
составляющая” доминирует
настолько, что порой возникает
ощущение, что кроме нее на
Северном Кавказе не происходит
ничего) и в крупных городах
Поволжья и Урала, а также таких
центров как Красноярск,
Новосибирск – и то лишь по
той причине, что в них
действительно развитые и
сильные собственные средства
массовой информации, взять
информацию у которых для
федеральных СМИ лишь “дело
техники”. Все остальное –
по случаю и “заказу”.
Создавая любую
систему, выстраивая план или
стратегию, всегда принято
начинать с целей, на которые она
направлена. С одной стороны,
несомненно, что власть
заинтересована в том, чтобы СМИ
расширяли ее опору в обществе,
пропагандировали ее действия и
достижения. Но с другой – и
сама власть тоже черпает в СМИ
информацию о том, что реально
происходит в стране, ведь если в
стране все более
минимизируются выборные
процедуры (в нормальной системе
являющиеся главным связующим
звеном общества и государства),
и усиливается так называемая
“исполнительная вертикаль”,
то СМИ по сути превращаются в
последний институт взаимосвязи
власти и общества. Если СМИ
будут лишь пиарить то, что
решает власть, придумывая по
ходу те или иные кризисы или
показывая, как счастливы
лишившиеся льгот старушки, то
откуда тогда сама власть будет
знать о том, что реально
происходит в стране? Если не
будет такой адекватной
информации, то на базе чего
тогда будут приниматься
решения и чем это кончится для
такой сложной,
многонациональной и
поликонфессиональной страны,
как Россия? Реальная картина
может нам не нравиться, но
создание образа виртуальной
страны с виртуальными
интересами неизбежно
заканчивается самообманом,
который может иметь самые
негативные последствия не
только для эффективности
власти и принимаемых ей решений,
но и для существования самой
страны. Конечно, высказанный
мной взгляд, возможно, излишне
радикален, “не все и не
всегда так плохо” –
скажете вы, но к сожалению,
исключения, когда они
происходят, в основном лишь
подтверждают правило.
|