Мы, группа депутатов
Государственной Думы РФ и
представителей общественности,
обращаемся к Вам с этим письмом,
сознавая, что оно не может иметь
характер запроса или жалобы в
Конституционный Суд РФ. Но в
нынешней ситуации, как ни горько
это осознавать, не к кому
обратиться за защитой
Конституции, кроме как к
Председателю Конституционного
Суда.
28 сентября с.г. в
Государственную Думу
Президентом РФ внесен проект
федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в
Федеральный закон “Об общих
принципах организации
законодательных (представительных)
и исполнительных органов
государственной власти
субъектов Российской Федерации”
и в Федеральный закон “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”, который,
по нашему мнению, грубо нарушает
Конституцию Российской
Федерации, покушаясь как на
положения ряда ее статей, так и
на принципы демократического,
федеративного и правового
государства, каковым, в
соответствии со ст.1 Конституции
РФ, является Российская
Федерация.
Законопроект
откровенно вторгается в
исключительную компетенцию
субъектов Федерации.
Компетенцию, которая, хотя и по “остаточному
принципу”, но отчетливо
закреплена статьей 73
Конституции РФ. Формирование (подчеркнем,
формирование, а не определение
порядка формирования) органов
государственной власти
субъектов РФ является
исключительной прерогативой
самих регионов. Но именно в
формировании глав субъектов
Федерации (руководителей их
исполнительных органов власти),
а косвенно и законодательных
органов, намерен участвовать
федеральный институт в лице
Президента России.
Больше того,
законопроект, идя еще дальше, чем
это прозвучало в заявлении
Президента РФ 13 сентября с.г.,
предполагает, что при
непослушании президентской воле,
т.е. при отказе утвердить (даже не
избрать, а утвердить)
представленную им кандидатуру,
Президент вправе назначить
временно исполняющего
обязанности губернатора (президента
республики). Если это еще
оправдано при увольнении
руководителя субъекта РФ от
должности, нарушившего
Конституцию РФ и федеральное
законодательство (причем, по
Закону, требуется подтверждения
нарушения судом), то ничем нельзя
оправдать назначение “врио”
при отказе регионального
законодательного органа
согласиться с мнением
Президента (пусть даже такой
отказ в наши дни практически
нереален).
О каком федерализме
может идти речь, если:
- население регионов
лишается возможности избирать
своих руководителей, какими бы
несовершенными ни были выборы и
сама система отбора кандидатов;
- законодательные
органы субъектов Федерации
ставятся перед унизительной
дилеммой – либо утверждать “московского
эмиссара”, либо подвергнуться
роспуску;
- фактически
назначаемый губернатор не будет
нести ответственность перед
населением региона,
ориентируясь лишь на те фигуры,
от кого зависит его карьерная
судьба (показательно, что в
проекте закона одном из поводов
для увольнения “назначенца”
значится утрата доверия к нему
со стороны Президента РФ). Не
будет, как не несли такой
ответственности первые
секретари партийных комитетов
всех уровней в СССР.
Равным образом,
о какой демократии может идти
речь, если:
- рушится принцип
выборности, который согласно ч.3
ст.3 Конституции РФ является
высшим непосредственным
выражением власти народа;
- рушится
принцип ответственности
руководителей регионов перед
гражданами;
- принципиальной
важности решения не только
неожиданно сваливаются на
головы граждан, но и ревизуют
Конституцию страны.
Вы неоднократно
заявляли о своей приверженности
праву и не соглашались с
приоритетом целесообразности
перед правом. А именно сейчас
целесообразность насилует право.
Однако в данной инициативе
Президента РФ, оформленной ныне
в форме законопроекта, нет и
самой целесообразности.
Разумеется, если под
целесообразностью понимать
организацию борьбы против
терроризма, а не бюрократическую
мечту о полной подконтрольности
и управляемости всего, что есть в
стране. Чиновничья
целесообразность здесь
как
раз присутствует. Но, как всегда
и везде, целесообразность
чиновника, не контролируемого ни
обществом, ни законом, всего-навсего
иллюзия. Временно принося
комфорт, эта иллюзия вскоре
превращается в реальную угрозу
государству.
Сегодня мы надеемся на
то, что Конституционный Суд РФ
реализует свое конституционное
полномочие и даст официальную
оценку данному законопроекту (вскоре
закону) в форме Послания Суда
Федеральному Собранию о
конституционной законности (ч.3
ст.100 Конституции РФ).
Мы обращаемся к Вам и
призываем Вас – не молчите!
Выполните свой долг
перед народом!
29.09.2004г.
О.Г. Дмитриева - депутат
Государственной Думы;