Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Председателю Конституционного 
Суда Российской Федерации

В.Д.Зорькину

Мы, группа депутатов Государственной Думы РФ и представителей общественности, обращаемся к Вам с этим письмом, сознавая, что оно не может иметь характер запроса или жалобы в Конституционный Суд РФ. Но в нынешней ситуации, как ни горько это осознавать, не к кому обратиться за защитой Конституции, кроме как к Председателю Конституционного Суда.

28 сентября с.г. в Государственную Думу Президентом РФ внесен проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, который, по нашему мнению, грубо нарушает Конституцию Российской Федерации, покушаясь как на положения ряда ее статей, так и на принципы демократического, федеративного и правового государства, каковым, в соответствии со ст.1 Конституции РФ, является Российская Федерация.

Законопроект откровенно вторгается в исключительную компетенцию субъектов Федерации. Компетенцию, которая, хотя и по “остаточному принципу”, но отчетливо закреплена статьей 73 Конституции РФ. Формирование (подчеркнем, формирование, а не определение порядка формирования) органов государственной власти субъектов РФ является исключительной прерогативой самих регионов. Но именно в формировании глав субъектов Федерации (руководителей их исполнительных органов власти), а косвенно и законодательных органов, намерен участвовать федеральный институт в лице Президента России.

Больше того, законопроект, идя еще дальше, чем это прозвучало в заявлении Президента РФ 13 сентября с.г., предполагает, что при непослушании президентской воле, т.е. при отказе утвердить (даже не избрать, а утвердить) представленную им кандидатуру, Президент вправе назначить временно исполняющего обязанности губернатора (президента республики). Если это еще оправдано при увольнении руководителя субъекта РФ от должности, нарушившего Конституцию РФ и федеральное законодательство (причем, по Закону, требуется подтверждения нарушения судом), то ничем нельзя оправдать назначение “врио” при отказе регионального законодательного органа согласиться с мнением Президента (пусть даже такой отказ в наши дни практически нереален).

О каком федерализме может идти речь, если:

- население регионов лишается возможности избирать своих руководителей, какими бы несовершенными ни были выборы и сама система отбора кандидатов;

- законодательные органы субъектов Федерации ставятся перед унизительной дилеммой – либо утверждать “московского эмиссара”, либо подвергнуться роспуску;

- фактически назначаемый губернатор не будет нести ответственность перед населением региона, ориентируясь лишь на те фигуры, от кого зависит его карьерная судьба (показательно, что в проекте закона одном из поводов для увольнения “назначенца” значится утрата доверия к нему со стороны Президента РФ). Не будет, как не несли такой ответственности первые секретари партийных комитетов всех уровней в СССР.

Равным образом, о какой демократии может идти речь, если:

- рушится принцип выборности, который согласно ч.3 ст.3 Конституции РФ является высшим непосредственным выражением власти народа;

- рушится принцип ответственности руководителей регионов перед гражданами;

- принципиальной важности решения не только неожиданно сваливаются на головы граждан, но и ревизуют Конституцию страны.

Вы неоднократно заявляли о своей приверженности праву и не соглашались с приоритетом целесообразности перед правом. А именно сейчас целесообразность насилует право. Однако в данной инициативе Президента РФ, оформленной ныне в форме законопроекта, нет и самой целесообразности. Разумеется, если под целесообразностью понимать организацию борьбы против терроризма, а не бюрократическую мечту о полной подконтрольности и управляемости всего, что есть в стране. Чиновничья целесообразность здесь как раз присутствует. Но, как всегда и везде, целесообразность чиновника, не контролируемого ни обществом, ни законом, всего-навсего иллюзия. Временно принося комфорт, эта иллюзия вскоре превращается в реальную угрозу государству.

Сегодня мы надеемся на то, что Конституционный Суд РФ реализует свое конституционное полномочие и даст официальную оценку данному законопроекту (вскоре закону) в форме Послания Суда Федеральному Собранию о конституционной законности (ч.3 ст.100 Конституции РФ).

Мы обращаемся к Вам и призываем Вас – не молчите!

Выполните свой долг перед народом!

29.09.2004г.

Письмо подписали:

В.А.Рыжков – депутат Государственной Думы;

О.В.Шеин - депутат Государственной Думы;

С.Ю.Глазьев - депутат Государственной Думы;

М.М.Задорнов - депутат Государственной Думы;

О.Г. Дмитриева - депутат Государственной Думы;

С.П.Горячева - депутат Государственной Думы;

Л.М.Алексеева – председатель Московской Хельсинской группы;

С.В.Иваненко – заместитель председателя партии “Яблоко”;

А.В.Иванченко – председатель Совета директоров Независимого института выборов;

В.Б.Исаков – вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

Г.К.Каспаров – чемпион мира по шахматам, сопредседатель Комитета “2008: свободный выбор”;

М.А.Краснов – вице-президент Фонда “ИНДЕМ”;

Ю.А.Латынина – журналист;

Д.А.Муратов – главный редактор "Новой газеты";

Б.Е.Немцов – член Федерального совета партии Союз Правых Сил;

Г.А.Сатаров – сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса, президент Фонда “ИНДЕМ”;

Л.В.Смирнягин – доцент кафедры социально-экономической географии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;

И.М.Хакамада – председатель партии “Наш выбор”;

М.Ю.Урнов – координатор Клуба “Открытое общество”;

Э.А.Паин – генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований;

Е.Г.Ясин – президент Фонда “Либеральная миссия”.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru