PRIMARIES: АМЕРИКАНСКИЙ
СТИЛЬ Российский
институт стратегических исследований, Юрий
Глущенко
Предвыборная президентская
кампания в США, которой предстоит 7 ноября
2000 г. завершиться избранием первого в
третьем тысячелетии и сорок третьего по
счету главы Белого дома, отличается от
предыдущих по целому ряду параметров. Это
касается и непредсказуемости ее итогов,
невиданных доселе сумм пожертвований в
фонды того или иного кандидата, необычайно
раннего срока начала фазы открытой
политической борьбы, накала внутри- и
межпартийной конкуренции, разнообразия
достаточно ярких фигур претендентов на
высший государственный пост США.
Тем не менее при всем внешнем антураже “кампании
2000” едва ли можно говорить о серьезном
столкновении свежих идей или неожиданных
подходов к проблемам внутренней и внешней
политики США, и это несмотря на то, что
многие американские эксперты предрекали
борьбу “больших идей”.
Основные этапы президентской
кампании
Неслучайно президентскую
кампанию в США называют марафоном.
Предвыборное политическое маневрирование
кандидатов в президенты начинается обычно
примерно за два года до даты очередных
выборов. Напомним, что в соответствии с
полномочиями, предусмотренными
конституцией, конгресс США определил
единый для всех штатов день выборов
президента и вице-президента страны –
вторник первой полной недели ноября
каждого високосного года, т.е. с
периодичностью в четыре года.
Президентом США может быть избран
гражданин Соединенных Штатов, родившийся в
этой стране, проживавший в ней не менее 14
лет и достигший к моменту избрания 35-летнего
возраста. Те же требования предъявляются и
к лицу, избираемому на пост вице-президента
США. Конституция США не предусматривает
высшего возрастного предела для лиц,
избираемых на посты президента и вице-президента
страны.
Президентским выборам в США предшествуют
не предусмотренные конституцией первичные
выборы – праймериз, проводимые в
современных условиях в более чем 40 штатах (в
период с февраля по июнь) с целью выявления
относительной популярности кандидатов на
пост президента и избрания делегатов на
созываемые обычно в июле-августе года
президентских выборов национальные съезды
партий. Этапу
праймериз предшествует работа по сбору
средств в предвыборные фонды кандидатов и
формирование штабов избирательной
кампании. Параллельно проводится
предварительный зондаж популярности
кандидата среди различных слоев населения
США.
Первичные выборы – марафон
длиной в пять месяцев
Примечательно, что ни
предварительные выборы, ни предвыборные
митинги не упоминаются в Конституции США,
которая в остальном точно определяет
требования и процедуры при выборах
президента страны. Более того, в
Конституции не упоминается и о
политических партиях. И тем не менее,
определение того, каким образом
выдвигаются кандидаты на пост президента, в
основном относится к компетенции двух
главных политических партий –
Республиканской и Демократической.
В прошлом метод отбора кандидатов был
совершенно иным, чем нынешняя система
предварительных выборов и предвыборных
митингов. До начала XX в. обычный избиратель
практически не имел голоса в решении, имя
какого кандидата будет стоять в его
избирательном бюллетене. Решение это
принималось часто “партийными боссами”,
в число которых входили влиятельные члены
Конгресса, могущественные губернаторы,
должностные лица на уровне штатного и
местного управления и другие,
принадлежащие к кругу “своих людей”.
Процесс этот стал изменяться в начале века,
когда предварительные выборы впервые были
закреплены в законодательном порядке.
Толчком к введению предварительных выборов
стало так называемое движение
прогрессивных реформ в Соединенных Штатах,
пытавшееся отнять политическую власть у
партийных боссов и представителей крупного
бизнеса. Политические лидеры,
участвовавшие в прогрессивном движении,
даже победили на некоторых из первых
предварительных выборов в 1912 г. в штатах
Висконсин и Небраска. Но в те ранние годы
избиратели во многих штатах по-прежнему не
имели возможности участвовать в выборах
кандидатов на пост президента.
Прошло немного времени, и идея
предварительных выборов захватила
американское общество. К 1916 г. 26 штатов –
более половины всей страны – ввели
предварительные выборы. И несмотря на то,
что в последующие годы несколько штатов
отменили законы о предварительных выборах,
после второй мировой войны тенденция к
проведению более открытых выборов вновь
стала ощутимой. В 1996
г. более 40 из 50 штатов проводили
предварительные выборы, в том числе
досъездовские выборы состоялись в 18 из 20
наиболее населенных штатов страны.
Некоторые из этих штатов объединяют свои
предварительные выборы с системой
предвыборных митингов, на которых
отбираются делегаты на национальные съезды.
Предвыборные митинги, в отличие от
предварительных выборов, обычно
представляют собой более сложную систему,
когда дело идет о выборе кандидатов на пост
президента. Сначала избиратели собираются
на местные митинги во многих местах по
всему штату – таких мест может быть
несколько сот, а может и несколько тысяч,
чтобы проголосовать за свои политические
предпочтения. На самом деле голосующие
вовсе не избирают кандидатов; они выбирают
делегатов, обещающих поддерживать
определенных кандидатов. Потом, спустя
несколько недель, эти делегаты собираются
обычно на окружные собрания, чтобы избрать
делегатов на штатный съезд. Только на этих
съездах штатов избираются делегаты,
которые должны поддерживать определенных
кандидатов на общенациональных
политических съездах.
И Республиканская, и Демократическая
партии имеют собственные правила избрания
делегатов на общенациональный съезд на
предварительных выборах и предвыборных
митингах. У республиканцев большей частью
эти правила менее строги, чем те, что
действуют в Демократической партии. В
соответствии со своей практикой,
Национальный комитет Республиканской
партии не стремится навязывать свою волю
штатным и местным партийным отделениях.
Иное положение в Демократической партии,
которая не позволяет более штатам
проводить предварительные выборы по
принципу “победитель получает все”,
что означает, что кандидат, победивший на
предварительных выборах в штате,
обеспечивает себе голоса всех делегатов от
этого штата на съезде. Партийные правила
требуют разделения делегатов съезда
пропорционально числу голосов, полученных
кандидатами на штатных предварительных
выборах. Республиканская партия продолжает
разрешать в некоторых штатах
предварительные выборы по принципу “победитель
получает все”.
После завершения периода проведения
первичных выборов созываются национальные
партийные съезды, официально выдвигающие
кандидата соответствующей партии на пост
президента США и утверждающие предложенную
им кандидатуру на пост вице-президента. В
случае отсутствия у кандидата в президенты
конкретного предложения кандидатуру на
пост вице-президента выдвигает съезд.
Решения национальных съездов партий
принимаются открытым голосованием
поштатно простым большинством голосов.
Если ни один из претендентов на пост
президента США не получает большинства
голосов делегатов съезда, голосование
проходит в несколько туров до победы одного
из претендентов. Выдвинутые таким образом
официальные кандидаты каждой из
политических партий на посты президента и
вице-президента США вступают в
предвыборную борьбу, которая продолжается
с августа по октябрь.
Партийные съезды, которые у республиканцев
и демократов пройдут соответственно в
период с 29 июля по 4 августа в Филадельфии и
с 14 по 17 августа в Лос-Анджелесе, должны
также одобрить политические платформы (набор
тезисов в области внешней и внутренней
политики США) партий.
Выборы президента и вице-президента США
являются косвенными: в день выборов (7
ноября) американские избиратели формально
будут голосовать не за президента и вице-президента,
а за членов коллегии выборщиков. Кандидаты
в члены коллегии выдвигаются единым
списком комитетами политических партий
каждого из 50 штатов и округа Колумбия до дня
президентских выборов.
Коллегия выборщиков – один из тех
стражей конституции, который, по мнению
отцов-основателей американской нации, был
необходим для исключения злоупотреблений
властью – в данном случае для исключения
прямого и немедленного исполнения воли
народа. Хотя, как
правило, уже на следующий день после
президентских выборов становятся
известными имена победителей и они
считаются избранными на посты президента и
вице-президента США, косвенная система
выборов этих должностных лиц
предусматривает, что только в первый
понедельник после второй среды декабря
того же года избранные месяцем раньше
выборщики собираются соответственно в
столицах своих штатов или в других
специально определенных законодательными
собраниями этих штатов городах и отдают
свои голоса персонально за кандидата в
президенты и кандидата в вице-президенты,
получивших наибольшее число голосов
рядовых избирателей в их штатах.
Коллегия выборщиков в последние годы
привлекает к себе особенно пристальное
внимание, поскольку в борьбе за
президентское кресло и в 1992, и 1996 гг.
участвовали по три кандидата. Помимо
кандидатов от демократов и республиканцев,
в борьбе участвовал и бизнесмен Росс Перо,
который основал Партию реформ. С учетом
фактора кандидата от “третьей силы”,
существует – хотя это и маловероятно –
возможность того, что наиболее популярный
кандидат не получит большинства голосов в
коллегии выборщиков. Если это произойдет,
то окончательные результаты выборов будут
решаться в палате представителей, что имело
место лишь трижды в истории США, –
последний раз в 1876 г. Отметим, что в 1996 г. Б.
Клинтон собрал 379 голосов членов коллегии
выборщиков (как минимум нужно было 270) и
получил 45,6 млн голосов (49,1%) избирателей,
республиканец Р. Доул – 150 голосов
выборщиков и 37,8 млн голосов (40,0%)
избирателей, за третьего кандидата Р. Перо
было отдано 7,8 млн голосов (8,5%) избирателей.
Официальные итоги выборов утверждаются в
начале января на совместном заседании
сената и палаты представителей конгресса
США, когда в торжественной обстановке
вскрываются 50 конвертов - по одному от
каждого штата - в которых содержатся
бюллетени членов коллегии выборщиков.
Число выборщиков равно общему числу
сенаторов (100), числу членов палаты
представителей (435) и еще 3 выборщика
выдвигаются от Федерального округа
Колумбия. Заключительной фазой
президентской гонки является инаугурация.
Отцы-основатели Соединенных Штатов,
написавшие конституцию страны и включившие
в ее текст 35 слов торжественной
президентской присяги, рассчитывали, что
церемония инаугурации – официального
вступления в должность вновь избранного
главы государства – будет чрезвычайно
простой и краткой. Однако за 200-летнюю
историю США инаугурация стала пышным,
продолжительным и дорогостоящим
мероприятием, которое, впрочем, любят и
всегда с нетерпением ждут миллионы
американцев. В течение многих лет она
обрастала неповторимыми традициями и
постепенно впитывала в себя самые
последние достижения научно-технического
прогресса. Примечательно, что и сами “главные
виновники торжества” – президенты
– всегда стремились внести в нее что-то
новое и необычное.
Будущая инаугурация, которая пройдет на
ступенях главного здания американского
конгресса – Капитолия, станет уже 54-й в
истории страны. А приведение к присяге
первого президента США Джорджа Вашингтона
состоялось 30 апреля 1789 г. в Нью-Йорке –
тогдашней столице молодого государства. На
20 января срок инаугурации был перенесен в
соответствии с 20-й поправкой к конституции,
принятой конгрессом в 1933 г., чтобы сократить
период мирной и плавной передачи власти от
одной администрации к другой.
Кандидаты в президенты в рамках
“Кампании 2000”
Роль ведущего в гонке у
республиканцев еще с начала 1999 г. была
отведена Джоржу Бушу-младшему, губернатору
штата Техас, на которого сделал ставку
партийный эстеблишмент. Однако, после
февральских праймериз и побед его главного
оппонента сенатора Джона Маккейна в трех
штатах (Нью-Хэмпшир, Мичиган и Аризона)
сторонникам “Великой Старой Партии”,
а именно так в Америке принято называть
республиканцев, придется подождать, пока
выяснится, кто будет представлять ее на
президентских выборах.
У демократов ситуация несколько проще.
Список кандидатов от Демократической
партии возглавляет вице-президент Алберт
Гор. Из предварительного списка демократов
в 25 человек к этапу праймериз у Гора остался
единственный серьезный оппонент –
бывший сенатор от штата Нью-Джерси Билл
Брэдли. Хотя Б.
Брэдли уверенно набирал очки, используя
целый ряд преимуществ перед своим
оппонентом (прежде всего он не участвовал в
деятельности и соответственно в
многочисленных просчетах и скандалах
администрации Б. Клинтона), тем не менее, и
по итогам февральских первичных выборов он
заметно отстает. Есть вероятность того, что
Брэдли сойдет с дистанции досрочно и на
съезде у демократов, как и в 1996 г., могут
состояться безальтернативные выборы.
Всегда выдвигает своего кандидата и
Либертианская партия США, которая до
середины 90-х гг. была третья по численности
политическая организация после
Демократической и Республиканской. В 90-е гг.
идея “третьей силы” получила ощутимую
поддержку в лице Партии реформ. Однако
основатель этой партии Р. Перо вернулся в
электронный бизнес. Возможно, что
кандидатом от этой партии на президентский
пост станет известный консервативный
политик, который со скандалом покинул
Республиканскую партию в октябре 1999 года.
В начало
|