Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 4, апрель 2000

 КОМУ НУЖЕН СТАРЫЙ ЗАКОН?
 ДИРЕКЦИЯ ПРАВОВЫХ ПРОГРАММ, Независимый институт выборов
Выборы губернатора Санкт-Петербурга назначены на 14 мая 2000 года. Между тем, закон Санкт-Петербурга "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга", составляющий правовую базу для организации и проведения избирательной кампании по выборам губернатора, безнадежно устарел, поскольку был принят еще в марте 1996 г. и до настоящего времени не приведен в соответствие с действующим федеральным избирательным законодательством. За время, прошедшее после принятия этого закона, был принят и вступил в силу федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Они внесли новые существенные правовые изменения в ранее действовавшее избирательное законодательство, расширив гарантии обеспечения права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закон Санкт-Петербурга "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга", по которому будут проводиться выборы губернатора, содержит не только пробелы правового регулирования многих избирательных действий и процедур, но и ряд его норм прямо противоречит федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона губернатором Санкт-Петербурга может быть избран гражданин, проживающий на территории Санкт-Петербурга в течение одного года, предшествующего дню выборов. Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 4 федерального закона об основных гарантиях, установление законом субъекта ограничения пассивного избирательного права, связанного с продолжительностью и сроком постоянного или преимущественного проживания, не допускается. Статья 4 закона, регламентирующая порядок назначения выборов губернатора, также не соответствует требованиям статьи 10 федерального закона об основных гарантиях и, в 
частности, тем ее нормам, которые прописывают порядок назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в определенные законом сроки. Не соответствует требованиям федерального законодательства порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий. Так, статьи 8 и 10, определяя порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий, устанавливают, что эти комиссии формируются соответственно представительными органами местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. В то же время, согласно пункту 2 статьи 23 федерального закона, комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Госдуме, а также на основе поступивших предложений избирательных 
объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
Помимо этого, не соответствуют требованиям федерального законодательства нормы закона о полномочиях территориальной и участковой избирательной комиссии, о статусе членов избирательных комиссий, наблюдателей. В статье 14 закона в положениях, определяющих полномочия наблюдателя, отсутствуют нормы о праве наблюдателя находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время, наблюдать за подсчетом голосов избирателей, знакомиться с протоколами избирательных комиссий, изготавливать либо получать копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании, присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
Глава IV закона о порядке выдвижения и регистрации кандидатов на должность губернатора практически полностью не соответствует главе V федерального закона с таким же (помимо реализации инициативы проведения референдума) названием. Так, согласно пункту 1 статьи 19 закона Санкт-Петербурга общественное объединение создается в порядке, установленном федеральными законами и должно быть зарегистрировано органами юстиции до дня объявления выборов. В то время как в соответствии со статьей 2 (часть 10) федерального закона такое региональное общественное объединение должно быть зарегистрировано в органах юстиции для этого уровня выборов не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
В законе не предусмотрено право кандидатов на самовыдвижение, что также не соответствует федеральному законодательству.
Право сбора подписей в соответствии с пунктом 3 статьи 19 предоставлено только общественным объединениям и инициативным группам численностью не менее десяти человек. Однако согласно пункту 7 статьи 31 федерального закона право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации.
В законе отсутствуют нормы, в соответствии с которыми кандидат обязан представить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию сведения о неснятой или непогашенной судимости (пункт 2 статьи 28 федерального закона), а также нормы, запрещающие кандидату использовать преимущества своего служебного положения (пункт 4, 5 статьи 28 федерального закона).
Нормы закона, регулирующие порядок проведения предвыборной агитации, содержат пробелы в перечне лиц, не имеющих права участвовать в проведении агитации, в регламентации условий доступа участников избирательного процесса к средствам массовой информации; не предусмотрены соответствующие федеральному закону требования к электронным и печатным средствам массовой информации. Имеются пробелы в регламентации положений о недопустимости злоупотреблений правом на проведение агитации.
Положения главы IV о финансировании проведения избирательной кампании по выборам главы исполнительной власти Санкт-Петербурга также содержат многочисленные пробелы и противоречия. Вот, к примеру, только некоторые из них. Согласно пункту 1 статьи 28 закона, кандидат в губернаторы открывает счет своего избирательного фонда с 
разрешения избирательной комиссии только после того, как он зарегистрирован кандидатом. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 47 федерального закона такой счет собственного избирательного фонда кандидат обязан открыть после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку данного кандидата. Закон (пункт 3 статьи 28) содержит не полный перечень лиц, добровольные пожертвования которых в избирательные фонды кандидатов не допускаются (пункт 4 статьи 47 федерального закона). 
В главе VII, регламентирующей процедуру голосования на выборах губернатора Санкт-Петербурга, также содержатся серьезные противоречия федеральному законодательству. Не соответствует требованиям федерального законодательства положения закона, определяющие порядок признания выборов несостоявшимися или недействительными. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Санкт-Петербургская избирательная комиссия признает выборы недействительными и назначает повторные выборы, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей либо если выборы были признаны недействительными на участках, на которых должно было проголосовать более 10% избирателей. Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 58 федерального закона такое решение принимается соответствующей избирательной комиссией в следующих случаях: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, а также по решению суда. Закон Санкт-Петербурга "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" содержит и многие другие пробелы и противоречия, которые, по нашему мнению, могут существенно ограничить гарантии избирательных прав граждан.
Похоже, что для Санкт-Петербурга проводить выборы по законам, не соответствующим федеральным, стало привычной нормой. Правовым нонсенсом стало проведение выборов в Законодательное собрание в декабре 1998 г. по закону <О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга> от 27 мая 1996 г., который по многим позициям противоречил федеральному избирательному законодательству.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия, спасая выборы, которые могли по этой причине оказаться под угрозой срыва, была вынуждена балансировать между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, принимая многочисленные инструкции и разъяснения по применению "винегретного" законодательства.
Однако прошлый опыт ничему не учит. Пожалуй, сейчас трудно назвать в России еще какой-нибудь субъект, где выборы проводятся на основании "устаревших" законов. Санкт-Петербург чуть ли ни единственный в этом роде.
Накануне выборов губернатора в 2000 г. мы наблюдаем ту же картину, которая имела место накануне выборов депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, когда в немалой степени в результате отсутствия современной законодательной базы стало возможным применение всевозможных "грязных" технологий - появление кандидатов - "двойников" и "двойников" избирательных объединений, подкуп избирателей, распространение анонимных и подложных агитационных материалов, участие в агитации должностных лиц органов государственной власти, массовое досрочное голосование военнослужащих, досрочное голосование с использованием общественного транспорта для подвоза избирателей на избирательные участки и многое другое. 
Является ли сложившееся положение следствием длительной процедуры внесения новых законопроектов и их прохождения в законодательном органе данного субъекта Российской Федерации или прямым игнорированием требований федерального законодательства? 
Какой бы ни был ответ на этот вопрос, в любом случае ущемляются права избирателей.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru