Москва, 19 января 2001 года
<…> К 2000 году в Российской Федерации
сформировались основы новой правовой
отрасли - муниципального права.
Однако развитие муниципального права,
становление институтов местного
самоуправления сталкиваются со
значительными проблемами, вызванными
политическими и социально-экономическими
процессами, сопровождающими
конституционную реформу в России.
Наиболее существенными из них являются:
- несистемность регулирования
правоотношений федеральным
законодательством и наличие
несоответствий отдельных норм
федеральных законов положениям
Конституции Российской Федерации,
Федерального закона “Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”;
- выявившаяся правоприменительной
практикой неполнота положений
федеральных законов, регулирующих
правоотношения в сфере местного
самоуправления;
- многочисленные несоответствия и
противоречия нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации и
нормативных правовых актов муниципальных
образований положениям Конституции
Российской Федерации, Федерального закона
“Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации”;
- несоответствие положениям Конституции
Российской Федерации федерального
налогового и бюджетного законодательства,
в части установления доходных источников
и принципов финансовой обеспеченности
местных бюджетов, что препятствует
решению органами местного самоуправления
социально-экономических проблем
муниципальных образований и ведет к
деградации коммунальных и социальных
служб, создает угрозу стабильности
развития государства. <…>
Участники парламентских слушаний
рекомендуют:
Российской Федерации возобновить
работу Совета по местному самоуправлению
при Президенте Российской Федерации с
целью всестороннего анализа важнейших
проблем развития местного самоуправления,
взаимодействия органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
организации координированной системной
работы по осуществлению Основных
положений государственной политики в
области развития местного самоуправления
в Российской Федерации.
Российской Федерации, Правительству,
Федеральному Собранию принять
действенные меры с целью развития
правового обеспечения концепции местного
самоуправления, определенной
Конституцией Российской Федерации и
Европейской хартией местного
самоуправления, ратифицированной
Российской Федерацией. Ускорить
согласование и принятие федеральных
законов:
“Об основах статуса выборного лица
местного самоуправления в Российской
Федерации”,
“Об общих принципах наделения органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями в
Российской Федерации”, “Об основах
муниципального заказа”,
“О порядке передачи объектов
федеральной собственности в
муниципальную собственность”.
Правительству Российской Федерации
разработать и внести в Государственную
Думу проекты федеральных законов,
направленные на:
1. Реализацию положений Конституции
Российской Федерации:
- о компенсации дополнительных расходов
местных бюджетов, возникших в результате
решений, принятых органами
государственной власти;
- о самостоятельном установлении органами
местного самоуправления местных налогов и
сборов;
- об организации органами местного
самоуправления охраны общественного
порядка.
2. Реализацию положений Федерального
закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” в части:
- установления минимальных
государственных социальных стандартов;
- регулирования особенностей организации
местного самоуправления в городах
федерального значения;
- регулирования особенностей организации
местного самоуправления в приграничных
территориях.
3. Реализацию гарантий судебной защиты
местного самоуправления в части:
- совершенствования законодательства,
регулирующего порядок обжалования
органами местного самоуправления
нормативных правовых актов органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, противоречащих
Конституции Российской Федерации и
федеральным законам;
- установления порядка признания судами не
подлежащими применению не
соответствующих законодательству
отдельных положений нормативных правовых
актов органов местного самоуправления;
- установления порядка надзора за
законностью деятельности органов
местного самоуправления;
- установления ответственности органов и
должностных лиц государственной власти и
местного самоуправления за нарушение
законодательства;
- установления порядка обязательной
регистрации нормативных правовых актов
органов местного самоуправления в органах
юстиции.
Комитету Государственной Думы по вопросам
местного самоуправления активизировать
деятельность по доработке и согласованию
федеральных законов “Об основах
статуса выборного лица местного
самоуправления в Российской Федерации”,
“Об общих принципах наделения органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями в
Российской Федерации”, “Об основах
муниципального заказа”.
Участники парламентских слушаний
выражают тревогу в связи с тем, что
обязательства, принимаемые органами
исполнительной власти Российской
Федерации в области развития и
государственной поддержки местного
самоуправления, не реализуются. Не
выполняются задачи государственной
политики в сфере развития местного
самоуправления, поставленные в “Основных
положениях государственной политики в
области развития местного самоуправления
в Российской Федерации”, утвержденных
Указом Президента Российской Федерации
№ 1370 от 15 октября 1999 года. Не выполнены
поручения исполняющего обязанности
Президента Российской Федерации,
Председателя Правительства Российской
Федерации, данные им по итогам собрания
Союза российских городов в городе Нижний
Новгород 21 марта 2000 года.
Особую тревогу вызывает очередное резкое
сокращение собственных доходных
источников местных бюджетов в результате
налоговой политики, реализуемой
Правительством, которое ведет к
катастрофической деградации коммунальных,
социальных служб и других муниципальных
инфраструктур вследствие роста
задолженностей муниципалитетов и
отсутствия ресурсов для капитальных
вложений, становится причиной
чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и
здоровью граждан.
Все это в совокупности ведет к
политическим спекуляциям в отношении
местного самоуправления, попыткам
демонтировать самый массовый
демократический институт власти,
тенденциям, подрывающим демократическую
парадигму развития России на долгосрочную
перспективу.
Для преодоления указанных негативных
тенденций Президенту, Федеральному
Собранию и Правительству Российской
Федерации при участии Конгресса
муниципальных образований Российской
Федерации необходимо разработать
комплексную программу развития
законодательства в сфере местного
самоуправления, в том числе комплекс мер
для стабильного увеличения собственных
доходных источников местных бюджетов в
течении ближайших 5 лет до 70 процентов.
Для повышения финансовой обеспеченности
местного самоуправления необходимо
отнести к местным налоги на недвижимость -
землю и имущество, подоходный налог,
ставки регулирующих налогов
устанавливать не менее чем на три года.
Целесообразно рассмотреть возможность и
разработать механизмы реструктуризации и
погашения взаимных задолженностей между
местными бюджетами и федеральным бюджетом,
а также между местными бюджетами и
бюджетами субъектов Российской Федерации.
В связи с приближающимся десятилетием с
начала реформы местного самоуправления в
Российской Федерации (даты принятия
Закона РСФСР “О местном самоуправлении
в РСФСР” от 6 мая 1991 года) участники
слушаний предлагают Конгрессу
муниципальных образований Российской
Федерации провести всероссийское
совещание (всероссийский съезд)
представителей органов местного
самоуправления с целью широкого
обсуждения сложившихся проблем и
выработки стратегии развития местного
самоуправления в России на следующие 5-10
лет. <…>
* Документ публикуется в извлечении. – Ред.