Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 В прошлом номере журнала помещен инициативный проект федерального закона “Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения”. Как мы и обещали, печатаем второй из двух инициативных законопроектов, подготовленных Независимым институтом выборов и Институтом федерализма и гражданского общества. Публикуя оба эти документа и комментарии к ним в преддверие Гражданского форума, редакция полагает, что они привлекут внимание его участников.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации

Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, вовлечения граждан Российской Федерации в управление делами государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает гарантии права граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе понятия и термины используются в следующих значениях:
обращения граждан – петиции, предложения, заявления и жалобы, направленные гражданами Российской Федерации или их коллективами в государственные органы, органы местного самоуправления, а также в государственные и муниципальные организации;
петиции – коллективные обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления по наиболее важным, затрагивающим права и свободы человека и гражданина вопросам, содержащие требования издания этими органами правовых актов либо внесения в них изменений и (или) дополнений;
предложения – обращения, не связанные с нарушением прав и свобод граждан, направленные на совершенствование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций;
заявления – обращения по поводу реализации принадлежащих гражданам прав и свобод;
жалобы – обращения по поводу восстановления нарушенных прав и свобод граждан;
коллективы граждан – группы граждан Российской Федерации, объединенных по политическим, профессиональным, социальным или иным признакам;
государственные органы – органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иные органы, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации для обеспечения и исполнения отдельных функций государственной власти;
органы местного самоуправления – органы, созданные в соответствии с уставами муниципальных образований, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения;
государственные и муниципальные организации – коммерческие и некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, учредителями или собственниками которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, государственные органы или органы местного самоуправления.

Статья 2. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации

1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные организации, которые в соответствии с решениями государственных органов или органов местного самоуправления наделены полномочиями на принятие решений, установление и подтверждение фактов, имеющих юридическое значение, выдачу документов, совершение иных действий, связанных с реализацией или защитой прав и законных интересов граждан.
2. Органы и организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны рассматривать обращения граждан и давать гражданам ответы по существу их обращений. Порядок рассмотрения обращений граждан устанавливается Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, может быть ограничено только федеральным законом. Положения правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, актов государственных и муниципальных организаций, устанавливающие не предусмотренные федеральным законом условия рассмотрения обращений граждан, если эти условия способны ограничить право граждан на индивидуальные и коллективные обращения, не имеют юридической силы и не подлежат применению.
4. Законом может устанавливаться право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и организации, не указанные в настоящем Федеральном законе.
5. Предложения, заявления и жалобы иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц рассматриваются органами и организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в том же порядке, что и обращения граждан Российской Федерации, если иное не следует из федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Пределы действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок рассмотрения обращений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также государственными должностными лицами и должностными лицами местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан в иных органах и организациях может совпадать с порядком, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Настоящий Федеральный закон не регулирует порядок рассмотрения обращений граждан, которые рассматриваются:
– в порядке конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства;
– в соответствии с законодательством о выборах и референдумах;
– в установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований порядке рассмотрения инициатив об отзыве выборных лиц государственной власти и местного самоуправления или иной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления перед населением;
– в порядке, установленном Федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, а также законами субъектов Российской Федерации, регулирующими деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
– в порядке осуществления государственной регистрации документов или фактов, имеющих юридическое значение, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
– в порядке, установленном патентным законодательством и законодательством об авторском праве;
– в соответствии с законодательством о государственной тайне;
– в ином специальном порядке, установленном в соответствии с федеральным законом.

Статья 4. Основные принципы рассмотрения обращений граждан

Основными принципами, в соответствии с которыми рассматриваются обращения граждан, являются:
– защита прав и свобод человека и гражданина, содействие реализации прав и законных интересов граждан;
– обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств;
– обязательность рассмотрения обращений граждан по их существу и принятия необходимых мер в соответствии с законодательством;
– своевременность, объективность и полнота рассмотрения обращений;
– гласность рассмотрения обращений;
– учет поступивших от граждан предложений и жалоб в организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций;
– выявление и устранение причин нарушений прав и свобод человека и гражданина, препятствий в реализации прав и законных интересов граждан;
– ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также их должностных лиц за соблюдение установленного порядка рассмотрения обращений граждан.

Глава 2. ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАССМОТРЕНИЯ

Статья 5. Петиции граждан

1. Петиции могут быть направлены коллективами граждан Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, иным органам и должностным лицам субъектов Российской Федерации, указанным в их конституциях (уставах) и законах, представительным органам местного самоуправления, иным органам и должностным лицам местного самоуправления, указанным в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.
2. Порядок рассмотрения петиций в органах государственной власти Российской Федерации определяется этими органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения петиций в органах государственной власти субъектов Российской Федерации определяется этими органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Порядок рассмотрения петиций в органах местного самоуправления определяется этими органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.
3. Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации петиции могут быть поданы от лица не менее чем 10000 дееспособных граждан Российской Федерации. Численность коллективов граждан, обладающих правом подачи петиций в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, определяется соответственно конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.
4. Граждане Российской Федерации вправе свободно и самостоятельно организовывать сбор подписей под петициями, проводить в этих целях собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, иные не запрещенные законом мероприятия. Не допускается введение не предусмотренных федеральным законом ограничений, связанных со сбором подписей граждан под петициями.
5. Петиция должна содержать требование к органу, которому она направлена, об издании им правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина или направленного на реализацию прав и законных интересов граждан, либо о внесении в такой действующий правовой акт изменений и (или) дополнений. При этом должно указываться, что данное обращение является петицией. Петиция подается в письменной форме в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. В петиции должны быть указаны лица, уполномоченные выступать от имени граждан, подавших петицию, при ее рассмотрении.
6. Петиции рассматриваются органами, которым они направлены, или должностными лицами этих органов. При рассмотрении петиции должны быть проверены указанные в ней фактические обстоятельства и сделан вывод по существу содержащегося в петиции требования. При необходимости может быть организовано обсуждение петиции, создана специальная комиссия по ее рассмотрению, проведена экспертиза поднятых в петиции вопросов, подготовлено их финансово-экономическое обоснование, получены заключения специалистов.
Уполномоченные представители граждан, подавших петицию, вправе участвовать в ее обсуждении, знакомиться с заключениями по поднятым в петиции вопросам, результатами экспертизы, иными материалами, связанными с рассмотрением петиции, если содержащаяся в них информация не отнесена к государственной или иной охраняемой законом тайне. Руководитель органа или должностное лицо, которым адресована петиция, обязаны лично принять уполномоченных представителей граждан, подавших петицию, по их просьбе.
Информация о ходе и результатах рассмотрения петиции передается органами и должностными лицами, рассматривающими петицию, в средства массовой информации.
7. По результатам рассмотрения петиции соответствующий орган или должностное лицо принимают мотивированное решение, которое направляется представителям граждан, подавших петицию. В случае признания содержащегося в петиции требования подлежащим удовлетворению в решении указывается порядок подготовки и издания (принятия) соответствующего правового акта, а также органы или лица, ответственные за его подготовку.
8. В случае отказа в удовлетворении изложенного в петиции требования в решении должны указываться мотивы отказа и возможный порядок обжалования решения.

Статья 6. Предложения граждан

1. Граждане имеют право обращаться в органы и организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, с предложениями по принятию этими органами и организациями решений или совершению ими действий в пределах их компетенции либо по совершенствованию порядка их организации и деятельности. Граждане вправе направлять свои предложения независимо от того, связаны ли эти предложения с их правами и интересами.
2. Предложения граждан рассматриваются должностными лицами, уполномоченными принять решение по их реализации. При рассмотрении предложения должны быть проверены указанные в нем фактические обстоятельства и дана его объективная оценка. При необходимости должно быть организовано обсуждение предложения, его дополнительное изучение с привлечением специалистов, проведение необходимых экспертиз. Граждане, направившие предложения, вправе участвовать в их обсуждении.
3. По результатам рассмотрения предложения соответствующий орган, организация, должностное лицо должны принять мотивированное решение, направить его лицу, подавшему предложение, а в случае принятия предложения – обеспечить его реализацию.
4. В случае отказа в принятии предложения решение должно содержать разъяснение причин или мотивов отказа, сведения об иных возможных путях достижения целей предложения, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения. Если предложение содержало доказательства возможности и целесообразности его принятия, в отказе должен быть приведен их анализ.
5. В государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях должен вестись учет предложений граждан в целях улучшения деятельности указанных органов и организаций, содействия реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 7. Заявления граждан

1. Граждане имеют право обращаться с заявлениями в органы и организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, действуя от своего имени, а в установленных законом случаях – от имени других лиц. Граждане имеют право обращаться с заявлениями от своего имени в интересах других лиц, если иное не следует из закона или существа прав и свобод, на реализацию которых направлено заявление.
2. Заявления граждан рассматриваются в порядке и в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами. При рассмотрении заявления гражданина должны быть проверены наличие у него соответствующих прав, возможность их реализации в порядке, указанном в заявлении, фактические обстоятельства, от которых зависит принятие решения по заявлению.
Отказ в принятии заявления возможен только по основаниям, предусмотренным законом. При этом по требованию гражданина отказ в принятии заявления должен быть немедленно засвидетельствован лицом, принимающим или рассматривающим заявление, в форме резолюции на заявлении или в иной письменной форме.
3. При приеме и рассмотрении заявлений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях не допускается возложение на граждан не предусмотренных законом обязанностей или ограничение возможности реализации их прав, в частности, не допускаются требования:
– представления документов, не предусмотренных нормативным правовым актом, предоставляющим гражданину право, на реализацию которого направлено заявление;
– исполнения гражданином обязанностей, не связанных с заявлением, если это не предусмотрено федеральным законом;
– реализации гражданином своего права только при условии реализации иных не связанных с ним прав, если это не предусмотрено федеральным законом;
– уплаты сборов, не предусмотренных федеральным законом;
– оплаты услуг по оформлению документов, проведению проверок и экспертиз, иных услуг, связанных с рассмотрением заявления, если оплата этих услуг не установлена федеральным законом;
– снятия копий с документов, если это не предусмотрено федеральным законом;
– обязательного заключения договоров, связанных с рассмотрением заявления, если в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации подобные договоры заключаются в добровольном порядке;
– обязательного использования гражданином при подаче заявлений бланков и иных типовых форм, выдаваемых органом или организацией, если это не предусмотрено федеральным законом;
– совершения гражданином иных действий, не предусмотренных нормативным правовым актом, устанавливающим порядок рассмотрения заявлений.
4. По результатам рассмотрения заявления соответствующий орган или организация должны принять обоснованное решение, направить его заявителю и обеспечить его исполнение. В случае отказа в удовлетворении заявления решение должно содержать мотивы отказа, ссылку на нормативный правовой акт, в соответствии с которым заявленные требования не подлежат удовлетворению, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения.

Статья 8. Жалобы граждан

1. Граждане имеют право обращаться с жалобами в органы и организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, действуя от своего имени, а в установленных законом случаях – от имени других лиц. Граждане имеют право обращаться с жалобами от своего имени в интересах других лиц, если иное не следует из закона или существа нарушенных прав и свобод, на восстановление которых направлена жалоба.
2. Жалобы граждан рассматриваются должностными лицами, уполномоченными принять решение по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, либо должностными лицами, которым они подчинены, подотчетны или подконтрольны. При рассмотрении жалобы должны быть проверены указанные в ней фактические обстоятельства и сделан вывод о ее обоснованности. При необходимости должны истребоваться соответствующие документы, проводиться экспертизы, опрашиваться должностные лица и граждане, осуществляться проверка изложенных в жалобе сведений с выездом на место. Решение по жалобе может быть принято только после проверки всех обстоятельств, являющихся причиной жалобы. Лицо, подавшее жалобу, вправе знакомиться с материалами ее проверки.
3. По результатам рассмотрения жалобы соответствующий орган, организация, должностное лицо должны принять решение, направить его лицу, подавшему жалобу, и обеспечить его исполнение.
При признании жалобы обоснованной соответствующее должностное лицо должно незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных действий, устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
4. Если по результатам рассмотрения жалобы сделан вывод о неоднократном или массовом нарушении прав и свобод человека и гражданина, то в решении по жалобе должны быть указаны:
– выявленные причины и условия, повлекшие нарушение, а также принятые меры по их устранению;
– лица, виновные в нарушении, и принятые по отношению к ним меры ответственности.
5. В случае отказа в удовлетворении жалобы решение должно содержать мотивы отказа, информацию о характере и полноте проверки указанных в жалобе обстоятельств, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения. Причиной отказа в удовлетворении жалобы не может служить возможность ее удовлетворения в судебном порядке, если в соответствии с законодательством указанные в жалобе нарушения прав и свобод человека и гражданина могут быть устранены органом, организацией, должностным лицом, рассматривающим жалобу.
6. В случае неоднократного направления гражданами в государственный орган, орган местного самоуправления, государственную или муниципальную организацию жалоб, содержащих сведения, признанные при их проверке не соответствующими действительности, руководитель или иное должностное лицо соответствующего органа или организации может принять решение об оставлении без рассмотрения повторных жалоб этих граждан, касающихся тех же вопросов.
7. В государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях должен вестись учет жалоб граждан в целях выявления случаев неоднократных и массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина, повышения эффективности государственного и муниципального управления. Руководители указанных органов и организаций осуществляют проверку ведения учета жалоб, полноты и достоверности информации о выявленных нарушениях, а также несут персональную ответственность за устранение причин и условий, повлекших нарушения.

Глава 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 9. Форма обращений граждан

1. Граждане Российской Федерации вправе обращаться в органы и организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в устной форме на личном приеме у соответствующих должностных лиц, а также направлять в указанные органы и организации письменные обращения.
2. Форма обращения выбирается гражданами самостоятельно с учетом требований настоящего Федерального закона.

Статья 10. Личный прием граждан

1. Руководители и должностные лица органов и организаций, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны проводить личный прием граждан. Периодичность и продолжительность личного приема граждан определяются указанными органами и организациями самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также должностные лица указанных органов и организаций, наделенные полномочиями на принятие решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, обязаны ежемесячно отводить на проведение личного приема граждан не менее восьми часов своего рабочего времени. Личный прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. При этом не менее двух часов ежемесячно личный прием граждан должен проводиться после 18 часов по местному времени.
3. Руководители органов государственной власти Российской Федерации, созданных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, вправе определять должностных лиц, осуществляющих прием граждан от их имени.
4. В случае организации предварительной записи граждан на личный прием указанная предварительная запись должна проводиться открыто, в удобной для граждан форме, на основании устных обращений граждан к лицу, осуществляющему запись, переданных лично или по телефонной связи, либо письменных обращений в соответствующий орган или организацию. Предварительная запись граждан на личный прием проводится до окончания времени приема.
5. Гражданину не может быть отказано в личном приеме должностным лицом, если в полномочия этого должностного лица входит рассмотрение или принятие решения по соответствующему обращению. Если в полномочия должностного лица не входит рассмотрение обращения гражданина или принятие по нему решения, то гражданину должны быть разъяснены причины отказа в личном приеме с указанием органа или организации, должностного лица, правомочного рассмотреть соответствующее обращение или принять по нему решение. По требованию гражданина такие разъяснения должны быть даны ему в письменной форме в тот же день, в который он получил отказ в личном приеме.
6. С согласия гражданина ответ на его устное обращение, не требующее дополнительного изучения или проведения проверки, может быть дан в устной форме. В иных случаях ответ дается в письменной форме.
Гражданин вправе на личном приеме передать должностному лицу письменное обращение по поставленному им вопросу. При его отсутствии содержание устного обращения гражданина фиксируется в специальном листке (карточке) личного приема граждан.

Статья 11. Письменные обращения граждан

1. Письменное обращение гражданина должно содержать:
– наименование органа, организации или должностного лица, которым оно направляется;
– фамилию, имя, отчество гражданина;
– данные о месте жительства или работы, учебы гражданина либо иные данные, позволяющие точно установить лицо, направившее обращение;
– изложение существа обращения;
– дату направления обращения;
– личную подпись гражданина.
2. Письменное обращение коллектива граждан должно соответствовать требованиям пункта 1 настоящей статьи и содержать необходимые данные о каждом из граждан, подписавших обращение. В письменном обращении коллектива граждан указывается лицо, уполномоченное получить ответ на обращение.
3. В обращении указывается его вид: петиция, предложение, заявление или жалоба. При отсутствии такого указания орган, организация или должностное лицо, которым адресовано обращение, вправе самостоятельно в соответствии с содержанием обращения отнести его к числу предложений, заявлений или жалоб.
К обращению могут прилагаться необходимые материалы и документы, разъясняющие содержание обращения или доказывающие обстоятельства, о которых идет речь в обращении.

Статья 12. Подведомственность рассмотрения обращений граждан

1. Письменные обращения граждан подаются в те органы или организации, тем должностным лицам, к полномочиям которых относится рассмотрение содержащихся в обращении вопросов и принятие по ним решений. При несоблюдении данного требования обращения граждан рассматриваются в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. В том случае, если рассмотрение обращения и принятие по нему решения входит в полномочия органа, организации или должностного лица, находящегося в подчинении органа, организации или должностного лица, которым оно направлено, соответствующему органу, организации, должностному лицу в трехдневный срок со дня получения обращения дается поручение рассмотреть обращение в установленном порядке и дать ответ обратившемуся лицу. Контроль за исполнением этого поручения осуществляет орган, организация или должностное лицо, которым было направлено обращение.
В том случае, если рассмотрение обращения и принятие по нему решения входит в полномочия органа, организации или должностного лица, подотчетных или подконтрольных органу, организации или должностному лицу, которым оно направлено, обращение направляется в трехдневный срок соответствующему органу, организации, должностному лицу для рассмотрения в установленном порядке.
Обращения, поступившие в органы государственной власти Российской Федерации, могут направляться в иные государственные органы Российской Федерации, в государственные органы субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, в полномочия которых входит рассмотрение этих обращений и принятие по ним решений. Обращения, поступившие в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, могут направляться в иные государственные органы субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, в полномочия которых входит рассмотрение этих обращений и принятие по ним решений. Обращения, поступившие в органы местного самоуправления, могут направляться в иные органы местного самоуправления данного муниципального образования и в органы местного самоуправления муниципальных образований, территория которых является частью территории данного муниципального образования.
Орган, организация или должностное лицо, которым было направлено обращение, во всех случаях обязаны сообщить обратившемуся лицу, куда и кому направлено его обращение.
3. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам, организациям и должностным лицам, действия (бездействие) и решение которых обжалуются.

Статья 13. Принятие письменных обращений граждан

1. Письменные обращения граждан могут быть переданы непосредственно в органы и организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или направлены туда по почте.
Указанные органы и организации обязаны принимать письменные обращения, доставленные лично гражданами, в течение всего времени их работы. При этом по требованию гражданина на остающейся у него копии обращения должны указываться дата принятия и входящий номер документа в соответствии с установленным в органе или организации порядком делопроизводства.
2. Все обращения подлежат регистрации в день их получения от граждан или доставки по почте.

Статья 14. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан рассматриваются в сроки, установленные настоящей статьей, если законом или иным нормативным правовым актом не установлен более короткий срок рассмотрения соответствующих обращений.
2. Рассмотрение обращений граждан должно начинаться сразу же после их поступления в государственный орган, орган местного самоуправления, государственную или муниципальную организацию. Общий срок рассмотрения обращений граждан не должен превышать 15 дней со дня их получения и регистрации.
Срок рассмотрения обращения может быть продлен решением должностного лица, в полномочия которого входит рассмотрение этого обращения, до 30 дней, если для принятия решения по обращению требуется:
– проведение его проверки с выездом на место;
– привлечение специалистов или экспертов из других органов или организаций;
– получение документов или дополнительных сведений, не имеющихся в органе или организации, рассматривающих обращение;
– расчет финансово-экономического или технического обоснования решения;
– проведение голосования на заседании коллегиального органа.
3. В исключительных случаях, когда по объективным причинам невозможно решение поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, срок рассмотрения обращения может быть продлен решением руководителя соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации. Об этом должно быть в письменной форме сообщено обратившемуся лицу с указанием причин продления сроков рассмотрения обращения.
4. До истечения срока рассмотрения обращения по обращению должно быть принято решение, а обратившемуся лицу должен быть дан ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов.

Статья 15. Порядок рассмотрения обращений граждан

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обязаны обеспечить объективное, всестороннее и полное рассмотрение всех поставленных в обращении вопросов. По каждому вопросу уполномоченным на то должностным лицом должно быть принято решение.
2. В тех случаях, когда приведенных в обращении данных недостаточно для принятия решения, соответствующий орган или организация должны своими силами собрать все необходимые данные. Обязанность представления документов и иных данных, необходимых для принятия по обращению решения, может быть возложена на лицо, направившее обращение, в том случае, если иным образом невозможно получить указанные документы и данные.
3. Гражданам по их желанию должна быть обеспечена возможность участвовать в рассмотрении их обращений, представлять относящиеся к рассматриваемым вопросам документы и материалы, получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений. По просьбе гражданина должны приниматься меры по неразглашению представленной им информации.
4. Ответ на обращение должен даваться по существу всех поставленных в нем вопросов. Ответ должен содержать необходимую аргументацию и ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие вопросы.
5. Обязанность органа, организации, должностного лица дать ответ на обращение считается не исполненной, если ответ дан не по всем поставленным вопросам, не по существу какого-либо вопроса, не содержит обоснования решения, принятого по обращению, либо иным образом не соответствует установленным законом требованиям.
6. Анонимные обращения оставляются без рассмотрения. Обращение признается анонимным, если оно не содержит данных, позволяющих точно установить лицо, направившее обращение.
7. В случае направления гражданином обращения, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона не подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, ему сообщается об этом с разъяснением порядка разрешения вопросов, поставленных в обращении, и ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт. В случае нарушения гражданином иных требований настоящего Федерального закона, предъявляемых к обращениям, ему может быть предложено устранить соответствующие нарушения.

Глава 4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 16. Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан

1. Контроль за соблюдением государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе за полнотой, своевременностью и объективностью рассмотрения обращений, а также за исполнением принятых по результатам рассмотрения обращений решений, осуществляют органы и должностные лица, которым подчинены, подотчетны или подконтрольны указанные органы и организации.
2. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соответствием порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

1. Руководители и должностные лица государственных органов, должностные лица местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, руководители, должностные лица и работники государственных и муниципальных организаций, нарушающие порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе:
– препятствующие подаче обращений граждан,
– неправомерно отказывающие гражданам в принятии, регистрации или рассмотрении их обращений,
– нарушающие порядок ведения личного приема граждан,
– нарушающие сроки рассмотрения обращений и направления гражданам ответа,
– направляющие гражданам ответ не по существу обращения, не по всем поставленным в обращении вопросам или с иными нарушениями требований законодательства, предъявляемых к ответам на обращения граждан,
– не обеспечивающие объективную, всестороннюю и полную проверку сведений, изложенных в обращениях граждан,
– нарушающие права граждан участвовать в рассмотрении их обращений,
– виновные в разглашении конфиденциальной информации, ставшей известной им при рассмотрении обращений граждан,
– допускающие возложение на граждан не предусмотренных законом обязанностей или ограничение возможности реализации их прав при приеме и рассмотрении заявлений граждан,
– неправомерно отказывающие в удовлетворении законных требований граждан,
– нарушающие порядок ведения учета предложений и жалоб граждан,
– не принимающие мер к устранению причин и условий, повлекших нарушения прав и свобод человека и гражданина,
– нарушающие право граждан на подачу петиции,
– преследующие граждан за критику, содержащуюся в их обращениях,
– не исполняющие решения, принятые по результатам рассмотрения обращений граждан,
– не обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан,
– иным образом нарушающие порядок рассмотрения обращений граждан, установленный федеральным законом,
– несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать дополнительные меры ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Статья 19. О признании утратившим силу правового акта

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона признается утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 го-да № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” в редакции от 4 марта 1980 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 11, ст. 192).

Статья 20. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Правовые акты государственных органов и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, акты государственных и муниципальных организаций должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 21. Переходные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются при рассмотрении обращений граждан, поступивших в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации после вступления его в силу.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данная конституционная норма сегодня не подкреплена законодательно установленными гарантиями соответствующего права граждан. В действующем федеральном законодательстве отсутствует эффективный правовой механизм рассмотрения в органах власти обращений граждан и их коллективов. В результате данная статья Конституции, призванная обеспечить возможность воздействия общества на власть, содействовать вовлечению граждан в управление делами государства, служить защите прав и свобод человека и гражданина, на практике оказывается не подкрепленной реальным содержанием.
В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан регулируется на федеральном уровне лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 ап-реля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (в редакции от 4 марта 1980 г., с изменениями от 2 февраля 1988 г.), действующим в части, не противоречащей Конституции РФ и законам. Положения данного документа в значительной части устарели, не обеспечивают должного правового регулирования указанных отношений. Отсутствие на федеральном уровне законодательных гарантий рассмотрения поступающих в органы власти обращений граждан создает почву для необоснованных отказов в принятии обращений, волокиты при их рассмотрении, массовых нарушений прав и законных интересов граждан либо для неправомерного воспрепятствования реализации этих прав. Регулирующие данные отношения законы субъектов РФ не могут обеспечить единую систему гарантий прав граждан на обращения в органы власти. Кроме того, законами субъектов РФ не могут устанавливаться права и обязанности федеральных органов власти и их региональных подразделений. Это обуславливает необходимость скорейшего принятия федерального закона, устанавливающего гарантии права граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы власти. Проект такого федерального закона разработан Независимым институтом выборов.
Проект определяет круг органов и организаций, в которых обращения граждан должны рассматриваться в порядке, установленном данным федеральным законом. В нынешних условиях негосударственные предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, общественные объединения не могут быть приравнены к государственным органам и организациям по обязанностям рассматривать обращения граждан, вести с ними переписку и т.п., как это было ранее. Предлагаемый федеральный закон будет устанавливать гарантии права граждан обращаться: 1) в органы государственной власти – федеральные и субъектов РФ (к государственным должностным лицам); 2) в иные государственные органы, созданные в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ для обеспечения и исполнения отдельных функций государственной власти; 3) в органы местного самоуправления (к должностным лицам местного самоуправления); 4) в государственные и муниципальные организации любых организационно-правовых форм, которые в соответствии с решениями государственных органов или органов местного самоуправления наделены полномочиями на принятие решений или совершение действий, связанных с реализацией или защитой прав и законных интересов граждан.
На практике значительное число государственных и муниципальных учреждений и организаций, работающих с населением, наделено правами принятия решений, затрагивающих права и свободы граждан, выдачи различных справок и иных документов, без которых невозможна реализация определенных прав и т.п. Поэтому закон должен обязывать такие государственные и муниципальные организации рассматривать обращения граждан. Проект не отрицает возможности установления законом права граждан обращаться в иные органы и организации. Предусматривается возможность развития положений данного федерального закона законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Данный федеральный закон не касается обращений граждан, которые рассматриваются в особом порядке, в частности, в порядке судопроизводства; в соответствии с законодательством о выборах, референдумах, отзыве выборных лиц и иной публично-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; в порядке осуществления государственной регистрации документов или фактов, имеющих юридическое значение; в соответствии с законодательством о государственной тайне и т.п. В этих случаях используются иные правовые механизмы рассмотрения обращений граждан.
Проект дает классификацию обращений граждан. К ним относятся: петиции – коллективные обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления по наиболее важным, затрагивающим права и свободы человека и гражданина вопросам, содержащие требования издания этими органами правовых актов либо внесения в них изменений и (или) дополнений; предложения – обращения, не связанные с нарушением прав и свобод граждан, направленные на совершенствование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций; заявления – обращения по поводу реализации принадлежащих гражданам прав и свобод; жалобы – обращения по поводу восстановления нарушенных прав и свобод граждан. Определяются общие требования к порядку рассмотрения обращений граждан и особенности рассмотрения различных их видов.
Проект особо выделяет петиции – ранее не встречавшуюся в федеральном законодательстве форму письменных коллективных обращений граждан в органы публичной власти с требованиями издания ими тех или иных правовых актов. Предназначение петиций – вовлечь граждан Российской Федерации в процесс построения правовых основ гражданского общества, регулирования и защиты наиболее значимых прав и свобод человека и гражданина. В проекте устанавливается, что петиции могут быть поданы Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации от лица не менее чем 10000 дееспособных граждан Российской Федерации. Порядок подачи петиций в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должен конкретизироваться конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.
При рассмотрении петиции должны быть проверены указанные в ней фактические обстоятельства и сделан вывод по существу содержащегося в петиции требования. При необходимости может быть организовано обсуждение петиции, создана специальная комиссия по ее рассмотрению, привлечены специалисты и эксперты. Проект гарантирует право граждан свободно и самостоятельно организовывать сбор подписей под петициями, проводить в поддержку изложенных в них требований собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, иные не запрещенные законом мероприятия, участвовать в обсуждении петиции. Устанавливается обязательность личного приема представителей граждан, подавших петицию, по их просьбе руководителем органа или должностным лицом, которым адресована петиция. По результатам рассмотрения петиции должно быть принято мотивированное решение. В случае признания содержащегося в петиции требования подлежащим удовлетворению в нем должен указываться порядок подготовки и принятия соответствующего правового акта.
Проект регламентирует порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан, принятия по ним решений. Положения законопроекта направлены на создание процессуальных гарантий права граждан направлять обращения и требовать принятия решений по их существу. Устанавливается обязательность учета жалоб и предложений, выявления причин и условий нарушений прав граждан, устранения указанных нарушений. В целях защиты прав и законных интересов граждан, недопущения бюрократизма в проекте вводятся запреты возлагать на граждан не предусмотренные законом обязанности или ограничивать возможность реализации их прав. В частности, при рассмотрении заявлений граждан не допускаются: требование представления документов, не предусмотренных нормативным правовым актом, на основании которого гражданин получает то право, на реализацию которого направлено заявление; требование исполнения гражданином обязанностей, не связанных с заявлением, если это не предусмотрено федеральным законом; требование реализации гражданином своего права только при условии реализации иных не связанных с ним прав, если это не предусмотрено федеральным законом; введение сборов, не предусмотренных федеральным законом, и т.п.
В целях недопущения практики направления гражданам отписок проект устанавливает, что обязанность органа, организации, должностного лица дать ответ на обращение считается не исполненной, если ответ дан не по всем поставленным вопросам, не по существу какого-либо вопроса, не содержит обоснования решения, принятого по обращению, либо иным образом не соответствует установленным законом требованиям.
Обращения граждан могут иметь устную и письменную форму. Петиция должна быть подана в письменной форме, форма обращений иных видов выбирается гражданами самостоятельно. Проект устанавливает обязанность должностных лиц вести личный прием граждан и требования к организации приема. Определяются общие требования, предъявляемые к письменным обращениям граждан. Эти обращения не могут быть анонимными, то есть должны позволять точно определить лицо, направившее обращение. Устанавливаются условия направления обращений в те органы и организации, которые обладают полномочиями рассмотреть их и принять по ним решение. Особо оговаривается обязательность приема и немедленной регистрации поступающих от граждан обращений.
Общий срок рассмотрения обращений граждан в соответствии с проектом должен составлять не более 15 дней. Определяются основания и порядок продления срока рассмотрения отдельных обращений. Законом или иным нормативным правовым актом могут устанавливаться более короткие сроки рассмотрения определенных категорий обращений.
Проект также регулирует вопросы контроля за соблюдением законодательства об обращениях граждан и ответственности лиц, принимающих или рассматривающих обращения, за нарушения прав граждан. В целях создания реальных инструментов такой ответственности предлагается внести дополнение в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающее наложение штрафа на должностных лиц и иных граждан, виновных в нарушении установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан.
Принятие предлагаемого федерального закона не должно повлечь дополнительных расходов федерального бюджета. Со вступлением в силу федерального закона должен утратить силу Указ Президиума Верховного Совета СССР № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР
об административных правонарушениях

Cтатья 1. Внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст. 909; 1985, № 40, ст. 1398; 1986, № 6, ст. 176; № 23, ст. 638; 1987, № 27, ст. 961; 1988, № 12, ст. 341; № 31, ст. 1005; 1989, № 10, ст. 246; № 15, ст. 369; № 50, ст. 1477; 1990, № 1, ст. 3; № 10, ст. 287; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 21, ст. 232; 1991, № 15, ст. 494; № 18, ст. 567; № 52, ст. 1867; 1992, № 3, ст. 86; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 894; № 34, ст. 1970; 1993, № 3, ст. 97; № 32, ст. 1231; № 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, ст. 939; № 18, ст. 1594; № 30, ст. 2865, 2866, 2869; 1996, № 22, ст. 2593; № 32, ст. 3843; № 33, ст. 3964; № 49, ст. 5496; 1997, № 11, ст. 1239; № 24, ст. 2731; 1998, № 26, ст. 3011; 1999, № 14, ст. 1651; 2000, № 2, ст. 125; 2001, № 13, ст. 1140) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить Кодекс статьей 40.25 следующего содержания:
“Статья 40.25 Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях – влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и на иных граждан, в обязанности которых входит принятие, рассмотрение обращений граждан или исполнение принятых по ним решений, – до десяти минимальных размеров оплаты труда.
То же нарушение, повлекшее создание препятствий в реализации прав и законных интересов граждан либо нарушение прав граждан, – влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста минимальных размеров оплаты труда и на иных граждан, в обязанности которых входит принятие, рассмотрение обращений граждан или исполнение принятых по ним решений, – до двадцати минимальных размеров оплаты труда.”.
2. В статьях 202, 247, 274 цифру “40.24” заменить цифрой “40.25”.
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru