Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru

 ЖУРНАЛ 6-7, июль  2002

ОБРАЗ ПРАВЛЕНИЯ

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Закон

О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях
государственных органов, органов местного самоуправления

Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц, обеспечения возможности их ознакомления с документами и материалами государственных органов, органов местного самоуправления, реализации принципа открытости в деятельности указанных органов в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает гарантии права граждан и юридических лиц на свободное получение информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и порядок реализации права на получение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Его действие распространяется на государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц указанных органов. Настоящий Федеральный закон не применяется к органам, в отношении которых федеральными законами предусмотрен особый порядок регулирования предоставления ими информации.
Иностранные граждане и лица без гражданства реализуют в Российской Федерации право на информацию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:
информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
заинтересованное лицо – физическое или юридическое лицо, обращающееся в государственный орган, орган местного самоуправления с целью получения информации;
официальная информация – все виды информации, создаваемой государственными органами, органами местного самоуправления, содержащей сведения о принимаемых ими решениях и действиях в пределах их компетенции; нормативные правовые акты, издаваемые этими органами;
сайт государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет – информационный ресурс, функционирующий на основе технологий сети Интернет и содержащий отдельные документы и массивы документов с информацией, касающейся деятельности соответствующего органа;
фонд официальной информации – сформированный на основе официальных документов и материалов государственных органов, органов местного самоуправления фонд, находящийся в соответствующем органе, библиотеке, архиве либо на сайте государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет.

Статья 3. Классификация информации о деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления

К информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления относятся информация, создаваемая в процессе правотворческой деятельности и содержащаяся в следующих нормативных правовых актах (их проектах):
а) Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных государственных органов;
б) законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты государственных органов субъектов Российской Федерации;
в) акты органов местного самоуправления;
информация, создаваемая в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности:
а) общая информация о состоянии законности и правопорядка:
– информация о поступающих в прокуратуру и суды жалобах, заявлениях;
– прокурорская и судебная статистика;
– информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и информация Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации);
– социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;
б) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;
в) информация судебных органов (рассмотрение дел, вынесенные решения);
г) информация по расследованию и раскрытия правонарушений:
– криминологическая информация (данные о совершенных правонарушениях, эффективности наказания);
– криминалистическая информация;
– судебно-экспертная информация;
– оперативно-розыскная информация.

Статья 4. Правовая основа предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления

Предоставление информации о деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации”, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 5. Основные принципы реализации права на информацию

1. Основными принципами реализации права на информацию о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления являются:
– общедоступность и открытость информации, представляющей общественный интерес, открытость информации, затрагивающей личные интересы граждан;
– обеспечение безопасности личности, общества и государства;
– систематическое информирование граждан о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, о предполагаемых или принятых решениях;
– законность поиска, получения и передачи информации;
– достоверность предоставляемой информации;
– защита права на получение информации;
– осуществление обществом контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением и защитой прав и законных интересов граждан, юридических лиц.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения ставшую им известной при осуществлении своей деятельности информацию:
– если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан;
– если требуется пресечь сообщение недостоверной информации;
– если она имеет или может иметь общественно значимый характер.
3. Право на получение гражданами, юридическими лицами информации может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 6. Гарантии реализации права на получение информации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в течение установленного законодательством срока хранить принимаемые ими акты, акты органов, правопреемниками которых они являются, акты, устанавливающие их правовой статус, и вести реестры правовых актов, издаваемых ими в процессе своей деятельности.
2. Реестр должен содержать наименование акта, дату его принятия (подписания), номер, сведения о его опубликовании или направлении тому, кого он касается. Государственный орган, орган местного самоуправления, ведущий реестр, может устанавливать и другие обязательные требования к этим документам.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления создают в своем составе структурные подразделения или назначают ответственных лиц, на которых возлагаются обязанности по непосредственному обеспечению предоставления информации соответствующим органом заинтересованным лицам.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления организуют возможность получения по телефону кратких бесплатных справок о порядке получения информации, в том числе об уточнении предмета запросов на предоставление информации, режима работы должностных лиц, порядка ознакомления с фондами официальной информации.
5. Коммерческое распространение информации через государственные органы и органы местного самоуправления запрещается.

Статья 7. Ограничение доступа к информации

1. Информацией ограниченного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются сведения:
– составляющие государственную тайну;
– об оперативно-розыскной деятельности;
– о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
– конфиденциального характера;
– доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации не могут относиться к информации ограниченного доступа:
а) законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус государственных органов, органов местного самоуправления, а также касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, порядка их реализации;
б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом, безопасного функционирования населенных пунктов и производственных объектов;
в) документы, содержащие информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения;
г) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, органов местного самоуправления, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
3. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственной тайне”.
4. Перечень сведений конфиденциального характера утверждается указом Президента Российской Федерации.
5. Документы и материалы, содержащие сведения, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в части, не содержащей таких сведений.
6. Решение об отказе в предоставлении информации должно быть мотивировано. Отказ в предоставлении информации в любой из форм, установленных настоящим Федеральным законом, должен содержать указание причин отказа, ссылки на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, дату принятия решения, фамилию и должность принявшего решение лица, а также разъяснения о порядке обжалования решения об отказе. Не может быть отказано в ознакомлении с решением, на основании которого доступ к информации ограничивается.

Статья 8. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением информации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны бесплатно предоставлять перечни имеющихся у них информации и услуг, связанных с ее получением.
2. Информация, затрагивающая права и свободы обратившегося гражданина, предоставляется бесплатно.
3. За предоставление иной информации может взиматься плата, не превышающая расходы на изготовление копий запрашиваемых документов, а также почтовых расходов. При получении такой информации заинтересованное лицо представляет сведения о произведенной оплате в установленном порядке.
4. Орган, предоставивший информацию, содержащую неточные или неполные сведения, обязан по мотивированному письменному заявлению заинтересованного лица бесплатно внести необходимые исправления и дополнения.
5. Оплата составления сложной справки, обзора и копирования документов осуществляется по прейскуранту или на основе договора.

Статья 9. Способы предоставления информации

1. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется путем:
а) опубликования официальной информации в средствах массовой информации;
б) обеспечения непосредственного доступа к фондам официальной информации;
в) обеспечения доступа к заседаниям соответствующих органов;
г) предоставления документов и материалов на основании запроса.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе использовать для информирования о своей деятельности любые иные способы, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА II. опубликование официальной информации

Статья 10. Порядок опубликования официальной информации

1. Официальная информация публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы, органы местного самоуправления могут предусмотреть иные способы опубликования официальной информации.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления публикуют официальную информацию в учрежденных ими средствах массовой информации, заключают договоры на опубликование нормативной и иной официальной информации с иными средствами массовой информации.
3. Информирование государственными органами и органами местного самоуправления о своей деятельности и принимаемых решениях осуществляется посредством опубликования:
нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
информации о текущей деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, принимаемых ими решениях и официальных событиях;
ежегодных докладов о результатах работы;
иных информационных материалов.

Статья 11. Опубликование нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина

Нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Порядок и сроки опубликования указанных актов определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Опубликование информации о текущей деятельности, принимаемых решениях и официальных событиях

Государственные органы и органы местного самоуправления предоставляют для опубликования в средствах массовой информации официальную информацию:
о вступлении в должность или об отставке руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом обязаны предоставлять информацию;
о принятии соответствующего бюджета, установлении и изменении ставок и порядка уплаты налогов и сборов, коммунальных и иных платежей в порядке, установленном соответственно бюджетным и налоговым законодательством;
о принятии правовых актов по управлению имущественными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
о заключении международных соглашений;
о мерах, предпринимаемых для ликвидации чрезвычайных происшествий, угрожающих жизни и здоровью людей.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе доводить до сведения общественности иную официальную общественно значимую информацию о текущей деятельности и официальных событиях с использованием ресурсов печатных, аудиовизуальных средств массовой информации, путем проведения пресс-конференций, а также других способов массового информирования населения.

Статья 13. Ежегодные доклады о результатах работы

1. В целях представления информации о результатах работы государственных органов и органов местного самоуправления руководители указанных органов обеспечивают подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности возглавляемых ими органов.
2. Структурные подразделения государственных органов и органов местного самоуправления вправе готовить и публиковать отдельные доклады о своей деятельности за отчетный период.

Статья 14. Опубликование информационных материалов

1. Государственные органы и органы местного самоуправления ежегодно направляют в средства массовой информации сводные информационные материалы о структуре указанных органов и порядке их работы. Сводные информационные материалы включают подробное описание структуры государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе их полномочия и предметы ведения, а также фамилии служащих, замещающих руководящие должности, их рабочие телефоны, адреса, режим работы с населением.
2. Государственными органами и органами местного самоуправления финансируется опубликование официальных информационных материалов в форме справочников (сборников). Срок, по истечении которого официальные справочные издания переиздаются, рассчитывается исходя из поддержки актуальности содержащейся в них информации. Тираж справочников определяется на основе количества распространенных за предшествующий период экземпляров. Справочники должны быть доступны для приобретения в пунктах розничной продажи печатных средств массовой информации.

Статья 15. Стимулирование распространения официальной информации в негосударственных средствах массовой информации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления устанавливают правила аккредитации журналистов средств массовой информации, позволяющие обеспечить наибольшую открытость деятельности органов власти для ее публичного обсуждения в средствах массовой информации.
2. Пресс-службы государственных органов и органов местного самоуправления, а также служащие, ответственные за информационную работу с населением, при наличии технических возможностей должны по запросу журналистов средств массовой информации предоставлять им аудио- и видеозаписи для ознакомления и копирования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления вправе по собственной инициативе снабжать редакции средств массовой информации сведениями и материалами о своей деятельности и решениях.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе предусматривать меры поощрения служащих, активно выступающих в средствах массовой информации с обращениями, выступлениями, официальными разъяснениями позиции указанных органов по актуальным вопросам их деятельности.

ГЛАВА III. обеспечение непосредственного доступа к фондам официальной информации

Статья 16. Формы обеспечения непосредственного доступа к фондам официальной информации

Непосредственный доступ к документам и материалам государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается через:
– фонды официальной информации государственных органов и органов местного самоуправления;
– библиотечные и архивные фонды официальной информации;
– информационные ресурсы, функционирующие на основе технологий сети Интернет.

Статья 17. Обеспечение доступа к фондам официальной информации государственных органов и органов местного самоуправления

1. Государственные органы и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлять информацию, формируют общедоступные фонды официальной информации.
2. Доступ к фондам официальной информации должен быть обеспечен путем непосредственного личного ознакомления с ними в месте расположения соответствующего органа.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом, обязаны включать в фонды официальной информации и обеспечивать доступ к следующим документам и материалам:
а) опубликованным правовым актам, затрагивающим права и свободы граждан;
б) правовым актам, информация о которых была опубликована в соответствии с положениями статьи 11 настоящего Федерального закона и иным неопубликованным правовым актам;
в) ежегодным докладам государственных органов и органов местного самоуправления о результатах работы с прилагаемыми к ним документами и материалами;
г) протоколам заседаний соответствующего органа, а также проектам решений, принимаемых на заседаниях, документам и материалам, рассматриваемым на заседаниях.
4. Правовые акты, протоколы заседаний и иные документы и материалы включаются в фонд официальной информации и становятся доступными для ознакомления не позднее трех дней со дня их подписания либо подписания актов, в связи с которыми рассматриваются соответствующие документы и материалы.
5. Для обеспечения сохранности секретных и конфиденциальных сведений проводится предварительная экспертиза, устанавливающая документы и материалы либо их части, доступ к которым должен быть ограничен. Фамилия и должность эксперта указываются в документе или материале, подготовленном для ознакомления.
6. В отношении документов и материалов, подготовленных для ознакомления, принимаются меры сохранности.
7. Для работы с информационными материалами оборудуются специальные места с условиями, позволяющими делать выписки из документов и материалов. Граждане вправе снимать копии с документов и материалов, размещенных в фондах официальной информации.

Статья 18. Доступ к библиотечным и архивным фондам официальной информации

1. Архивы и библиотеки в Российской Федерации соблюдают принцип публичности и открытого доступа пользователей к их фондам при соблюдении законодательства об архивах и библиотеках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Обслуживание пользователей в государственных архивах Российской Федерации и в государственных библиотеках осуществляется на абонементной основе, по запросу в форме обслуживания абонента или в других формах, предусмотренных уставами и положениями этих учреждений.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления направляют в библиотеки официальные доклады, информационные материалы, официальные справочные издания. Указанные органы, обязанные в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлять доступ к информации, также вправе направлять в библиотеки иные документы и материалы, которые находятся в их распоряжении.
4. На основе получаемых документов и материалов в библиотеках формируются общедоступные фонды официальной информации.
5. Предоставление услуг частными библиотеками осуществляется на договорной основе при соблюдении законодательства Российской Федерации о библиотеках и библиотечном деле.

Статья 19. Представление сведений посредством информационных ресурсов, функционирующих на основе технологий сети Интернет

1. Информация о деятельности и решениях государственных органов должна быть размещена на сайте соответствующего органа в сети Интернет для открытого доступа. Органы местного самоуправления размещают информацию о своей деятельности и принимаемых решениях при наличии технической возможности.
2. На сайтах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления для открытого доступа размещаются законопроекты и проекты нормативных правовых актов, результаты голосования на заседаниях (сессиях) соответствующего органа, за исключением тайного голосования.
3. Депутаты, члены законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления имеют право использовать сайт соответствующего органа для размещения в сети Интернет в открытом доступе информации, касающейся вопросов своей деятельности, в том числе результатов голосования.
4. На сайтах органов судебной власти для открытого доступа размещаются материалы и решения соответствующих судов.

ГЛАВА IV. обеспечение доступа на заседания государственных органов и органов местного самоуправления

Статья 20. Открытость заседаний

1. Заседания государственных органов и органов местного самоуправления проводятся на принципах открытости, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных лиц. Порядок доступа на заседания государственных органов и органов местного самоуправления должен быть доведен ими до всеобщего сведения.
3. О проведении заседания в закрытом режиме соответствующий орган большинством голосов присутствующих членов предварительно принимает специальное решение. Решение о проведении заседания в закрытом режиме должно быть доступно для ознакомления и подробно мотивировано со ссылками на конкретные нормы законодательства, явившиеся основанием для ограничения доступа общественности к заседанию.

Статья 21. Предварительное информирование о проведении заседаний

1. Государственные органы и органы местного самоуправления ежемесячно в порядке, предусмотренном главой II настоящего Федерального закона, представляют для всеобщего ознакомления план проведения заседаний с указанием повестки заседания, а также даты, времени и места его проведения.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления оборудуют в месте своего расположения информационный стенд, на котором размещается информация о проведении заседаний – их повестке, времени, а также открытом или закрытом режиме проведения. В случае проведения заседания в закрытом режиме на информационном стенде размещается решение, на основании которого ограничивается доступ общественности к заседанию.

Статья 22. Порядок предоставления доступа на заседания

1. Для организации посещения заседаний заинтересованными лицами государственные органы и органы местного самоуправления ведут запись желающих присутствовать на соответствующем заседании. Запись информации о посетителе является основанием для доступа к заседанию.
2. Присутствующие на заседании посетители вправе делать записи. Регламентом соответствующего органа может быть предусмотрена необходимость получения предварительного разрешения на проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе дополнительно организовывать доступ на заседания посредством прямой трансляции сигнала на телеприемники, размещенные в иных помещениях, находящихся в месте расположения соответствующего органа власти.
4. Порядок организации посещения заседаний государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается регламентом соответствующего органа. 

ГЛАВА V. предоставление документов и материалов на основаниИ запроса

Статья 23. Способы запроса информации

1. Запросы на получение информации могут быть адресованы государственным органам и органам местного самоуправления в форме:
а) личного устного обращения;
б) обращения по справочному телефону соответствующего органа;
в) письменного запроса, доставляемого по почте или путем личной передачи;
г) текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи (электронная почта, факс).
2. По общему правилу ответ на запрос дается в той же форме, в которой был получен запрос.

Статья 24. Устное обращение о предоставлении информации

1. При личном устном обращении заинтересованного лица за получением информации или обращении по телефону соответствующая информация предоставляется в устной форме, если заинтересованное лицо против этого не возражает.
2. В случае, если устный ответ на запрос не носит исчерпывающего характера, обратившемуся лицу разъяснятся порядок направления запросов в иных формах, а также другие способы получения информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
3. В устной форме государственными органами и органами местного самоуправления предоставляются краткие справки, устраняющие необходимость направлять письменные запросы на предоставление информации. Ответственные за предоставление информации лица не обязаны устно консультировать граждан по вопросам, составляющим предмет запроса.

Статья 25. Письменный запрос на предоставление информации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в соответствии с письменным запросом заинтересованных лиц предоставлять документы и материалы о деятельности и решениях соответствующего органа.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе предоставлять по запросу заинтересованных лиц иную информацию, находящуюся в их распоряжении.

Статья 26. Порядок составления письменного запроса

1. Запрос на предоставление информации составляется заинтересованным в получении ответа лицом.
2. В обязательном порядке в запросе указываются:
а) наименование органа и (или) фамилия должностного лица, являющегося получателем запроса;
б) фамилия, имя и отчество гражданина либо наименование и организационно-правовая форма юридического лица, запрашивающего информацию;
в) предмет запроса, сформулированный таким образом, который позволяет однозначно судить о том, какого рода информация должна быть предоставлена;
г) почтовый адрес заявителя.
3. Запрещается требовать включения в запрос иных данных, кроме перечисленных в пункте 2 настоящей статьи. Направляющее запрос лицо не обязано мотивировать причину своего запроса.
4. Лицо, запрашивающее информацию, вправе включить в запрос номер контактного телефона, а также иную информацию, которая, по его мнению, может способствовать выполнению запроса.
5. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе разрабатывать формы типовых бланков запросов на предоставление информации. Указанными органами обеспечивается доступность таких бланков в местах их расположения и в отделениях связи. На обратной стороне бланка запроса на предоставление информации должно содержаться разъяснение порядка заполнения бланка, а также сроков, порядка получения и оплаты предоставления информации.

Статья 27. Порядок рассмотрения и удовлетворения письменного запроса

1. Каждый запрос на предоставление информации, полученный государственным органом и органом местного самоуправления в письменной форме, регистрируется с указанием необходимых данных, отражающих основные этапы подготовки ответа на запрос.
2. Ответ на письменный запрос о предоставлении информации должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость повторного обращения заинтересованного лица по тому же предмету запроса. Исполнитель запроса не обязан при этом консультировать заинтересованное в предоставлении информации лицо о порядке применения требуемых документов и материалов.
3. Ответ на запрос должен содержать:
а) справку ответственного лица о выполнении запроса, включающую краткую формулировку предмета запроса, перечень предоставляемых документов и материалов, фамилию и должность исполнителя запроса, его контактные телефоны, дату отправки ответа на запрос;
б) тексты предоставляемых документов и материалов, либо справки о них или части текстов документов и материалов, если такие справки или части содержат исчерпывающую для удовлетворения запроса информацию и их предоставление взамен текстов документов и материалов однозначно допустимо в соответствии с характером запроса.
4. В случае, если государственные органы и органы местного самоуправления не располагают запрашиваемыми документами и материалами, разъяснение об этом дается лицу, запрашивающему информацию. При этом государственным органом, органом местного самоуправления до сведения заинтересованного лица может быть доведена информация о том, какой орган располагает запрашиваемой им информацией.

Статья 28. Сроки рассмотрения письменных запросов

1. Подготовка ответа на запрос осуществляется в течение двухнедельного срока.
2. Исчисление срока для ответа на запрос начинается с момента получения запроса соответствующим органом и завершается в момент передачи им ответа на запрос в отделение почтовой связи.
3. Если в течение двухнедельного срока ответ на запрос не может быть подготовлен, это доводится до сведения лица, направившего запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать недельного срока.

Статья 29. Основания отказа в предоставлении информации по запросу

1. В предоставлении информации по запросу может быть отказано при наличии следующих оснований:
а) запрашиваемые сведения содержатся в документах или материалах либо в их частях, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к информации ограниченного доступа;
б) запрос составлен с нарушением требований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона;
в) запрос данного лица по тому же предмету уже находился на рассмотрении соответствующего органа;
г) государственный орган, орган местного самоуправления не располагают соответствующими документами и материалами.
2. Отказ в предоставлении информации должен содержать следующие сведения:
а) мотивировку с указанием конкретных ссылок на нормы законодательства, на основании которых отказано в предоставлении информации;
б) ссылку на норму законодательства, в соответствии с которой документ признан содержащим информацию ограниченного доступа;
г) информацию, предоставление которой требуется в соответствии с подпунктом “а” пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона;
д) указание способов и порядка обжалования отказа в предоставлении информации.

Статья 30. Запросы о предоставлении информации в форме текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи

1. Запросы, полученные в форме текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи, удовлетворяются посредством направления в соответствующей форме документов и материалов, если это позволяют технические возможности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления.
2. В случае, если запрос получен по электронной почте, ответ на запрос направляется на обратный адрес электронной почты запрашивающего информацию лица. К ответу на запрос могут прилагаться файлы с запрашиваемыми документами либо могут указываться конкретные ссылки на электронные версии доступных в сети Интернет документов и материалов, если за достоверность этих электронных версий государственные органы, органы местного самоуправления несут ответственность.
3. Если запрашиваемых документов не существует в электронном варианте, в ответе указывается порядок получения информации по запросу в иных формах и другими способами в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
4. Если запрос на предоставление информации получен по факсу, ответ на него может быть также отправлен по факсу, если этому не препятствует объем требуемых для удовлетворения запроса документов и материалов. В ином случае в ответе указывается порядок получения информации по запросу в иных формах и другими способами в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
5. По просьбе заинтересованного лица ответ на запрос, полученный по каналам телекоммуникационной связи, может быть направлен по почте.
6. Регистрация и подготовка ответов на запросы, получаемые по электронной почте или по факсу, осуществляется в порядке, предусмотренном для письменных запросов. 

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О предоставлении информации, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА предоставления информации

Статья 31. Контроль за соблюдением законодательства о предоставлении информации

1. Контроль за соблюдением государственными органами и органами местного самоуправления законодательства, регулирующего порядок предоставления информации об их деятельности и принимаемых ими решениях, осуществляют органы и должностные лица, которым подчинены, подотчетны или подконтрольны указанные органы.
2. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соответствием порядка предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства о предоставлении информации

1. Руководители и должностные лица государственных органов, должностные лица местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, нарушающие порядок предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе:
– препятствующие непосредственному доступу заинтересованных лиц к документам и материалам, заседаниям указанных органов,
– неправомерно отказывающие заинтересованным лицам в предоставлении информации,
– нарушающие сроки рассмотрения запросов о предоставлении информации и направления ответа,
– направляющие ответ на запрос информации не по существу, не по всем запрашиваемым документам и материалам или с иными нарушениями требований законодательства, предъявляемых к предоставлению информации,
– виновные в разглашении секретной или конфиденциальной информации, которая находится в распоряжении соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления,
– допускающие возложение на заинтересованных лиц не предусмотренных законом обязанностей или ограничение возможности реализации их прав на получение информации,
– не принимающие мер к устранению причин и условий, повлекших нарушения прав и свобод человека и гражданина, юридического лица,
– не обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства о предоставлении информации,
– иным образом нарушающие порядок предоставления информации, установленный федеральным законом,
несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать дополнительные меры ответственности за нарушение порядка предоставления информации.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 19, который вступает в силу через два года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статья 34. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Правовые акты государственных органов и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 35. Переходные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются при рассмотрении запросов на получение информации, поступивших в государственные органы, органы местного самоуправления после вступления его в силу. 

Президент Российской Федерации
В. ПУТИН

В начало

105066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru