Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 12, декабрь 2000

РЕКОМЕНДАЦИИ
участников Общественных слушаний по инициативному законопроекту
“О гарантиях многопартийности и правовом статусе политических объединений в Российской Федерации”

Обсудив концепцию и основные положения инициативного проекта федерального закона “О гарантиях многопартийности и правовом статусе политических объединений в Российской Федерации”, подготовленного в Независимом институте выборов и Институте федерализма и гражданского общества, а также существующие подходы к разработке закона о политических партиях, участники Общественных слушаний считают целесообразным информировать Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, политические объединения и широкую общественность о своих выводах и рекомендациях по формированию основ правового регулирования многопартийности.
Импульсом к проведению Общественных слушаний послужила обеспокоенность заметно усилившейся в последнее время тенденцией к отчуждению между властью и обществом, свертыванию демократических процессов в стране, попытками в законодательном порядке ограничить и приостановить развитие многопартийности, стремлением властных структур в центре и регионах блокировать политическую активность общества. Это отчетливо проявилось в ходе парламентских слушаний по проблемам избирательного законодательства и по концепции проекта закона о политических партиях, где превалировала консолидированная позиция ряда парламентских фракций и ЦИК РФ, заинтересованных в ограничении круга субъектов политического и избирательного процессов лишь крупными партиями численностью не менее 10 тыс. членов. При этом основными участниками обсуждений высказывался и комплекс иных предложений, реализация которых приведет к подавлению политической саморегуляции общества и монополизации политической жизни несколькими политическими объединениями, фракции которых доминируют в настоящий момент в Государственной Думе.
Такого рода предложения направлены на построение управляемой монопартийности, лишь имитирующей создание в России многопартийной системы. В других странах партийно-политические системы формировались в ходе длительного естественного процесса консолидации политических интересов. В нашей же стране после нескольких десятилетий монополии КПСС едва начавшийся процесс политического структурирования общества может быть сорван попыткой “сверху” навязать обществу “выразителей его интересов” путем сговора новой государственной и партийной бюрократии.
При этом партии, стремящиеся сейчас с помощью закона закрепить свои ведущие позиции, выражают в лучшем случае лишь идеологию крайних полюсов политического спектра (правого и левого флангов), демонстрируя полную беспомощность при попытках сформулировать приемлемую для большинства населения полноценную центристскую идеологию. Между тем общество (и прежде всего его наиболее образованная и деятельная часть, которая в перспективе должна составить основу среднего класса и стать надежной опорой проводимых реформ и утверждения правового государства) остро нуждается в новых политических силах, способных выдвинуть такую идеологию. Игнорирование этих социальных ожиданий при решении проблем многопартийности в перспективе приведет к обострению внутриобщественных противоречий, существенному сужению реальной (а не показной) социальной базы власти, к усилению раскола между обществом и государством.
Если такой подход, направленный на консервацию нынешней неразвитой политической системы и закрепление монопольного положения в ней нескольких крайних политических группировок, реализуется в законе о политических партиях, то это будет противоречить целому ряду положений Конституции РФ (и прежде всего части 3 статьи 13, содержащей норму о признании в Российской Федерации политического многообразия и многопартийности). Принятие такого закона несет в себе реальную угрозу основам конституционного строя, закрепленным в российской Конституции.
Участники Общественных слушаний полагают, что стратегический интерес власти в сфере развития российской многопартийности не может расходиться со стратегическим интересом общества. В данном случае этот интерес состоит в развитии демократических процессов, в укреплении правовых начал политической жизни, в создании условий для честной конкуренции различных политических сил, готовых функционировать в рамках правового пространства, в обеспечении равных возможностей для выживания и развития всех реально действующих и вновь формирующихся политических объединений. Именно такой подход заложен в обсуждавшемся на слушаниях инициативном проекте федерального закона “О гарантиях многопартийности и правовом статусе политических объединений в Российской Федерации”.
Участники слушаний поддерживают основные положения данного законопроекта, которые состоят в следующем:
1. С учетом переходного характера в развитии отечественной политической системы необходимо сохранение на данном этапе нескольких разновидностей субъектов политического и избирательного процессов, таких как политические организации, политические движения и, наконец, политические партии при закреплении за последними (с целью стимулирования процессов формирования нормальной многопартийной системы) особого правового статуса в избирательном процессе путем предоставления им исключительного права выдвигать из числа своих членов списки кандидатов в депутаты при выборах по пропорциональной избирательной системе.
2. Численность партии должна быть такой, чтобы, с одной стороны, демонстрировать социально-политическую состоятельность организации и служить гарантией того, что она не будет действовать в частных интересах узкой группы лиц, а с другой стороны, - не лишать шансов на развитие реально действующие небольшие партии и не блокировать возможность появления новых партий. Для общероссийской партии численность может составлять около 2-2,5 тыс. членов, а, возможно, и меньше.
3. Основная нагрузка по укрупнению субъектов политического и избирательного процессов должна ложиться на норму, закрепляющую необходимость подтверждения политическим объединением своего статуса путем участия в выборах и получения определенной поддержки со стороны электората (таким образом, селекция участников политического процесса будет осуществляться демократическим, а не бюрократическим путем).
4. Предоставление права участия в выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу только партиям, отвечающим более высоким законодательным требованиям (по сравнению с иными политическими объединениями), дает возможность снижения барьера для получения мест в парламенте с пяти до трех процентов голосов избирателей. Такое решение вопроса обеспечит более широкое и главное - более адекватное представительство в парламенте социально-политических интересов общества.
5. Введение в сферу действия предлагаемого закона межрегиональных и региональных партий является важной гарантией против ограничения политического плюрализма и многопартийности на региональном и местном уровнях. Вместе с тем, учитывая наличие в регионах и на местах опасных тенденций к национальному и религиозному сепаратизму, целесообразно установить запрет на создание политических объединений по национальному или конфессиональному признакам.
6. Предложения о государственном финансировании политических объединений в межвыборный период в условиях не сформировавшейся партийно-политической системы и сложного социально-экономического положения представляются преждевременными.
7. Существенные пробелы в правовом регулировании многопартийности обусловливают необходимость введения четко очерченных правовых рамок для создания и деятельности политических объединений. К числу таких требований относятся:
1) гарантии против политического экстремизма;
2) меры, обеспечивающие возможности общественного контроля за созданием и деятельностью политических объединений;
3) демократичность и открытость внутрипартийной жизни;
4) гарантии против слияния бизнеса и политики;
5) гарантии против слияния партийных и государственных структур;
6) гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин на участие в политической жизни;
7) гарантии против необоснованного государственного вмешательства в процессы создания и деятельности политических объединений и др.
Общественные слушания, проведенные с привлечением широкого спектра политических и иных общественных объединений, независимых научно-исследовательских учреждений, представителей академической и вузовской науки, исследовательских учреждений ведомственного профиля и иных заинтересованных сторон ,позволили достаточно полно осветить различные позиции по обсуждаемому вопросу и предложить такой подход к решению проблем правового регулирования многопартийности, который в большей степени отвечает ожиданиям и потребностям российского общества, соответствует духу и букве Конституции РФ и адекватно развивает ее положения о народном суверенитете, правовом демократическом государстве, политическом плюрализме и многопартийности.
Участники слушаний рекомендуют Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации внести инициативный проект “О гарантиях многопартийности и правовом статусе политических объединений в Российской Федерации” в качестве законодательной инициативы.
Участники обсуждения считают, что стратегическая задача российского общества и государства - утверждение главенства закона и конституционного правопорядка - не может быть решена без активного заинтересованного участия таких субъектов, как научное сообщество, профсоюзы, союзы предпринимателей, иные общественные объединения, СМИ и т.д. Вовлечение граждан в дело укрепления законности и правопорядка не должно ограничиваться лишь стадией реализации уже принятого законодательства, как это традиционно делается многие годы в России и, к сожалению, проявилось и в первых законодательных инициативах Президента РФ. Важно найти надлежащие формы подключения различных общественных структур к процессу создания законов, к обсуждению, инициированию и подготовке законопроектов, затрагивающих интересы гражданского общества. Это даст возможность органам федеральной и региональной власти получить прямые контакты с беспартийным большинством населения страны, которое пока еще не видит в действующих партиях выразителей своих интересов.
Исходя из этого, участники обсуждения считают целесообразным рекомендовать инициаторам Общественных слушаний начать работу по подготовке проекта федерального закона “Об общественном обсуждении (экспертизе) законодательных инициатив”, в котором получит развитие опыт по формированию таких новых институтов гражданского общества, как институт общественных слушаний по важнейшим правовым инициативам государства, институт общественной законодательной инициативы и институт всенародного обсуждения законопроектов.
Участники Общественных слушаний поддерживают усилия Независимого института выборов и Института федерализма и гражданского общества по подготовке инициативных законопроектов, направленных на укрепление российской многопартийности, и развитию новых общественных институтов и надеются, что они найдут поддержку не только у широких слоев общественности, но также и у Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru