Обсудив
концепцию и основные положения
инициативного проекта федерального
закона “О гарантиях многопартийности и
правовом статусе политических
объединений в Российской Федерации”,
подготовленного в Независимом институте
выборов и Институте федерализма и
гражданского общества, а также
существующие подходы к разработке закона
о политических партиях, участники
Общественных слушаний считают
целесообразным информировать Президента
Российской Федерации, Федеральное
Собрание Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации,
политические объединения и широкую
общественность о своих выводах и
рекомендациях по формированию основ
правового регулирования многопартийности.
Импульсом к проведению Общественных
слушаний послужила обеспокоенность
заметно усилившейся в последнее время
тенденцией к отчуждению между властью и
обществом, свертыванию демократических
процессов в стране, попытками в
законодательном порядке ограничить и
приостановить развитие многопартийности,
стремлением властных структур в центре и
регионах блокировать политическую
активность общества. Это отчетливо
проявилось в ходе парламентских слушаний
по проблемам избирательного
законодательства и по концепции проекта
закона о политических партиях, где
превалировала консолидированная позиция
ряда парламентских фракций и ЦИК РФ,
заинтересованных в ограничении круга
субъектов политического и избирательного
процессов лишь крупными партиями
численностью не менее 10 тыс. членов. При
этом основными участниками обсуждений
высказывался и комплекс иных предложений,
реализация которых приведет к подавлению
политической саморегуляции общества и
монополизации политической жизни
несколькими политическими объединениями,
фракции которых доминируют в настоящий
момент в Государственной Думе.
Такого рода предложения направлены на
построение управляемой монопартийности,
лишь имитирующей создание в России
многопартийной системы. В других странах
партийно-политические системы
формировались в ходе длительного
естественного процесса консолидации
политических интересов. В нашей же стране
после нескольких десятилетий монополии
КПСС едва начавшийся процесс
политического структурирования общества
может быть сорван попыткой “сверху”
навязать обществу “выразителей его
интересов” путем сговора новой
государственной и партийной бюрократии.
При этом партии, стремящиеся сейчас с
помощью закона закрепить свои ведущие
позиции, выражают в лучшем случае лишь
идеологию крайних полюсов политического
спектра (правого и левого флангов),
демонстрируя полную беспомощность при
попытках сформулировать приемлемую для
большинства населения полноценную
центристскую идеологию. Между тем
общество (и прежде всего его наиболее
образованная и деятельная часть, которая в
перспективе должна составить основу
среднего класса и стать надежной опорой
проводимых реформ и утверждения правового
государства) остро нуждается в новых
политических силах, способных выдвинуть
такую идеологию. Игнорирование этих
социальных ожиданий при решении проблем
многопартийности в перспективе приведет к
обострению внутриобщественных
противоречий, существенному сужению
реальной (а не показной) социальной базы
власти, к усилению раскола между обществом
и государством.
Если такой подход, направленный на
консервацию нынешней неразвитой
политической системы и закрепление
монопольного положения в ней нескольких
крайних политических группировок,
реализуется в законе о политических
партиях, то это будет противоречить целому
ряду положений Конституции РФ (и прежде
всего части 3 статьи 13, содержащей норму о
признании в Российской Федерации
политического многообразия и
многопартийности). Принятие такого
закона несет в себе реальную угрозу
основам конституционного строя,
закрепленным в российской Конституции.
Участники Общественных слушаний полагают,
что стратегический интерес власти в сфере
развития российской многопартийности не
может расходиться со стратегическим
интересом общества. В данном случае этот
интерес состоит в развитии
демократических процессов, в укреплении
правовых начал политической жизни, в
создании условий для честной конкуренции
различных политических сил, готовых
функционировать в рамках правового
пространства, в обеспечении равных
возможностей для выживания и развития
всех реально действующих и вновь
формирующихся политических объединений.
Именно такой подход заложен в
обсуждавшемся на слушаниях инициативном
проекте федерального закона “О
гарантиях многопартийности и правовом
статусе политических объединений в
Российской Федерации”.
Участники слушаний поддерживают основные
положения данного законопроекта, которые
состоят в следующем:
1. С учетом переходного характера в
развитии отечественной политической
системы необходимо сохранение на данном
этапе нескольких разновидностей
субъектов политического и избирательного
процессов, таких как политические
организации, политические движения и,
наконец, политические партии при
закреплении за последними (с целью
стимулирования процессов формирования
нормальной многопартийной системы)
особого правового статуса в избирательном
процессе путем предоставления им
исключительного права выдвигать из числа
своих членов списки кандидатов в депутаты
при выборах по пропорциональной
избирательной системе.
2. Численность партии должна быть такой,
чтобы, с одной стороны, демонстрировать
социально-политическую состоятельность
организации и служить гарантией того,
что она не будет действовать в частных
интересах узкой группы лиц, а с другой
стороны, - не лишать шансов на развитие
реально действующие небольшие партии и не
блокировать возможность появления новых
партий. Для общероссийской партии
численность может составлять около 2-2,5 тыс.
членов, а, возможно, и меньше.
3. Основная нагрузка по укрупнению
субъектов политического и избирательного
процессов должна ложиться на норму,
закрепляющую необходимость
подтверждения политическим объединением
своего статуса путем участия в выборах и
получения определенной поддержки со
стороны электората (таким образом,
селекция участников политического
процесса будет осуществляться
демократическим, а не бюрократическим
путем).
4. Предоставление права участия в выборах
депутатов Государственной Думы по
общефедеральному избирательному округу
только партиям, отвечающим более высоким
законодательным требованиям (по сравнению
с иными политическими объединениями), дает
возможность снижения барьера для
получения мест в парламенте с пяти до трех
процентов голосов избирателей. Такое
решение вопроса обеспечит более широкое и
главное - более адекватное
представительство в парламенте социально-политических
интересов общества.
5. Введение в сферу действия предлагаемого
закона межрегиональных и региональных
партий является важной гарантией против
ограничения политического плюрализма и
многопартийности на региональном и
местном уровнях. Вместе с тем, учитывая
наличие в регионах и на местах опасных
тенденций к национальному и религиозному
сепаратизму, целесообразно установить
запрет на создание политических
объединений по национальному или
конфессиональному признакам.
6. Предложения о государственном
финансировании политических объединений в
межвыборный период в условиях не
сформировавшейся партийно-политической
системы и сложного социально-экономического
положения представляются
преждевременными.
7. Существенные пробелы в правовом
регулировании многопартийности
обусловливают необходимость введения
четко очерченных правовых рамок для
создания и деятельности политических
объединений. К числу таких требований
относятся:
1) гарантии против политического
экстремизма;
2) меры, обеспечивающие возможности
общественного контроля за созданием и
деятельностью политических объединений;
3) демократичность и открытость
внутрипартийной жизни;
4) гарантии против слияния бизнеса и
политики;
5) гарантии против слияния партийных и
государственных структур;
6) гарантии обеспечения равных
возможностей мужчин и женщин на участие в
политической жизни;
7) гарантии против необоснованного
государственного вмешательства в
процессы создания и деятельности
политических объединений и др.
Общественные слушания, проведенные с
привлечением широкого спектра
политических и иных общественных
объединений, независимых научно-исследовательских
учреждений, представителей академической
и вузовской науки, исследовательских
учреждений ведомственного профиля и иных
заинтересованных сторон ,позволили
достаточно полно осветить различные
позиции по обсуждаемому вопросу и
предложить такой подход к решению проблем
правового регулирования многопартийности,
который в большей степени отвечает
ожиданиям и потребностям российского
общества, соответствует духу и букве
Конституции РФ и адекватно развивает ее
положения о народном суверенитете,
правовом демократическом государстве,
политическом плюрализме и
многопартийности.
Участники слушаний рекомендуют
Президенту Российской Федерации, Совету
Федерации, членам Совета Федерации,
депутатам Государственной Думы,
Правительству РФ, законодательным (представительным)
органам субъектов Федерации внести
инициативный проект “О гарантиях
многопартийности и правовом статусе
политических объединений в Российской
Федерации” в качестве законодательной
инициативы.
Участники обсуждения считают, что
стратегическая задача российского
общества и государства - утверждение
главенства закона и конституционного
правопорядка - не может быть решена без
активного заинтересованного участия
таких субъектов, как научное сообщество,
профсоюзы, союзы предпринимателей, иные
общественные объединения, СМИ и т.д.
Вовлечение граждан в дело укрепления
законности и правопорядка не должно
ограничиваться лишь стадией реализации
уже принятого законодательства, как это
традиционно делается многие годы в России
и, к сожалению, проявилось и в первых
законодательных инициативах Президента
РФ. Важно найти надлежащие формы
подключения различных общественных
структур к процессу создания законов, к
обсуждению, инициированию и подготовке
законопроектов, затрагивающих интересы
гражданского общества. Это даст
возможность органам федеральной и
региональной власти получить прямые
контакты с беспартийным большинством
населения страны, которое пока еще не
видит в действующих партиях выразителей
своих интересов.
Исходя из этого, участники обсуждения
считают целесообразным рекомендовать
инициаторам Общественных слушаний начать
работу по подготовке проекта федерального
закона “Об общественном обсуждении (экспертизе)
законодательных инициатив”, в котором
получит развитие опыт по формированию
таких новых институтов гражданского
общества, как институт общественных
слушаний по важнейшим правовым
инициативам государства, институт
общественной законодательной инициативы
и институт всенародного обсуждения
законопроектов.
Участники Общественных слушаний
поддерживают усилия Независимого
института выборов и Института федерализма
и гражданского общества по подготовке
инициативных законопроектов,
направленных на укрепление российской
многопартийности, и развитию новых
общественных институтов и надеются, что
они найдут поддержку не только у широких
слоев общественности, но также и у
Президента Российской Федерации,
Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительства России, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации.
|