На
прошедших недавно в Государственной Думе
парла-ментских слушаниях по проекту
закона о политических партиях мне
довелось познакомиться с двумя
концепциями проекта, подготовленными
рабочей группой ЦИК РФ и Комитетом Госдумы
по делам общественных объединений и
религиозных организаций. В связи с этим
хотела бы высказать несколько замечаний.
Первое. Концепция любого
законопроекта должна содержать
исчерпывающее определение понятия того
предмета, деятельность которого подлежит
законодательному регулированию. Одним из
существенных недостатков обсуждавшихся
документов является отсутствие в них
удовлетворительного определения понятия
“партия” и, как следствие, отсутствие
четко определенных различий между
партиями и другими общественными
объединениями.
Предлагаемое концепцией ЦИК определение
понятия “партия” включает признаки,
никоим образом не отличающие партию от
других общественных объединений. Так,
например, самостоятельная
организационно-правовая форма
общественного объединения характерна
для любого из них. То, что деятельность
партий будет регламентироваться
специальным законом, также не является
отличительным признаком, так как, во-первых,
Федеральный закон “Об общественных
объединениях” регламентирует в том
числе и деятельность различных форм
общественных объединений, во-вторых,
Федеральный закон “О благотворительной
деятельности” регламентирует
деятельность благотворительных фондов.
Примеры можно продолжить.
Общероссийскими общественными
объединениями являются не только партии,
но и профсоюзы, а также различного рода
движения (экологические, правозащитные,
женские).
Общая численность партии, количество ее
региональных отделений и количество
членов партии в них – признак, который,
по утверждению ЦИК, содержит “основные
критерии, отделяющие политические партии
от прочих общественных объединений”
– не выдерживает никакой критики. Можно
привести множество примеров общественных
объединений (Союз женщин России, профсоюзы
и др.), для которых характерны подобные “критерии”.
Но главное то, что численность любого
общественного объединения не является
критерием (признаком), характеризующим
профиль его деятельности. В стремлении
“притянуть за уши” этот “критерий”
к определению понятия “партия”, что
свойственно всем обсуждавшимся на
парламентских слушаниях документам,
сквозит желание во что бы то ни стало
уничтожить небольшие протопартии.
Добровольность объединения граждан
регламентируется Конституцией РФ и есть
атрибут любого общественного объединения.
Участие в политической жизни общества
посредством формирования и выражения
политической воли граждан, участия в
выборах, представления интересов граждан
в органах государственной власти
свойственно не только политическим
партиям, но и множеству других
общественных объединений. Например,
независимые объединения юристов и
правозащитников представляют интересы
граждан в судах, Союз женщин России
выражает политическую волю женщин в
отстаивании их равноправия и равенства
возможностей с мужчинами, многочисленные
общественные объединения участвуют в
выборах, и, даже если попытка лишить их
права выдвижения кандидатов завершится
“успехом”, у них, вероятно, все-таки
останется возможность выдвигать своих
независимых кандидатов.
В действительности все пять “отличительных”
признаков партии, предлагаемые ЦИК,
направлены против как самих партий, так и
других общественных объединений. Первый
“признак” призван уничтожить все
иные формы политических организаций,
второй – региональные и
межрегиональные политические партии,
третий – небольшие партии, четвертый
– запретить членство в партиях
юридическим лицам, пятый – лишить все
другие общественные объединения права
выдвижения кандидатов на всех уровнях.
Таким образом, концепция ЦИК совершенно
недвусмысленно предлагает сделать
общероссийские партии общественным
объединением, монопольно выражающим
политическую “волю граждан” и
представление их интересов в органах
государственной власти. А поскольку
выдержать предлагаемую ЦИК “конкуренцию”
смогут не более двух-трех партий,
становится очевидным стремление вернуть
общество к “руководящей и направляющей
силе”.
Отсутствие в рассмотренных концепциях и
законопроектах критериев, отличающих
партии от других общественных объединений,
ставит под сомнение саму необходимость
закона о партиях, так как действующий
Федеральный закон “Об общественных
объединениях” вполне
удовлетворительно регламентирует их
деятельность, а характер “признаков”
партии, предлагаемых ЦИК, со всей
очевидностью свидетельствует о том, что
целью данного законопроекта является
такая “регламентация” деятельности
партий, которая приведет к фактическому
уничтожению зарождающейся в России
многопартийной системы.
Напомню, что согласно общепризнанному
синтетическому критерию Д.Лапаломбара
– М.Виннера для партии характерны
четыре параметра:
ьдолговременность
существования;
ьсвязь регионального и
национального уровней в организации;
ьопора на народную
поддержку;
ьпретензии на
государственную власть.
Совокупность этих параметров отличает
партии от политических движений, которые
носят недол-говременный характер, групп
давления (союзы по интересам, например), не
претендующих на государственную власть,
террористических организаций, не
пользующихся народной поддержкой.
Второе. Законодательное наделение
партий каким-либо исключительным правом
или, наоборот, лишение их прав, имеющихся у
других партий или иных форм общественных
объединений, неправомерно, так как
противоречит Конституции Российской
Федерации.
Наделение партий исключительным правом
выдвигать кандидатов на всех уровнях,
включая кандидата в Президенты России,
равно как и лишение партий этого права за
неучастие в выборах два срока подряд и по
иным мотивам, является нарушением ч. 4 ст. 13
Конституции РФ, где говорится: “Общественные
объединения равны перед законом”.
Введение этой нормы в новую Конституцию
России ставило своей целью пресечь “попытки
восстановления монополии какой бы то ни
было одной партии и покончить с практикой
предоставления одной (или нескольким) из
них каких бы то ни было привилегий”* .
Эта норма соответствует международной
практике: участники Конференции по
человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген,
29 июня 1990 г.) “обязались уважать право
отдельных лиц или групп лиц создавать в
условиях свободы политические партии и другие
политические организации, а также
создавать необходимые юридические
гарантии, позволяющие им соревноваться
друг с другом “на основе равенства
перед законом и органами власти” (ст. 7.6,
раздел 1)”.
Равенство общественных объединений перед
законом означает, прежде всего, равенство
их прав, что не допускает наделения каких-либо
форм общественных объединений
исключительными правами.
Неравенство общественных объединений,
заложенное в концепциях проектов закона о
политических партиях предоставлением им
исключительного права на выдвижение
кандидатов, усугубляется
дискриминационными мерами – “ограничением
прав партий бездействующих, например, не
участвующих в выборах два срока подряд”
(п. I.5 концепции Комитета Госдумы по делам
общественных объединений и религиозных
организаций, далее – концепция Госдумы),
за что они “должны лишаться
государственной регистрации” (п. II.3,
концепция Госдумы).
Ограничение прав партий противоречит не
только ч. 4 ст. 13 Конституции РФ, но и ч. 2 ст.
22 Международного пакта о гражданских и
политических правах, ч. 2 ст. 11 (“Свобода
собраний и объединений”) Конвенции о
защите прав человека и основных свобод, ч. 1
ст. 30 Конституции РФ.
Предоставление партиям исключительного
права выдвижения кандидатов на всех
уровнях может привести и к нарушениям ч. 2
ст. 30 Конституции РФ (“Никто не может
быть принужден к вступлению в какое-либо
объединение или пребыванию в нем”), так
как партии, что естественно, будут
стремиться к выдвижению своих, партийных
кандидатов, и гражданин, желающий быть
избранным, будет “принужден” к
вступлению в какую-либо партию.
Предусматриваемое концепцией Госдумы “введение
ряда новых демократических норм”, в
частности, такой: “кандидаты,
выдвигаемые партиями, могут быть
беспартийными”, в действительности
является антидемократическим, так как
Конституцией гарантируется свобода
деятельности общественных объединений,
что означает невмешательство
государственных органов в деятельность
общественных объединений, равно как и
невмешательство общественных объединений
в деятельность государственных органов,
кроме случаев, прямо предусмотренных
законом.
Третье. Все концепции и законопроекты
о политических партиях содержат
многочисленные нарушения ч. 1 ст. 30
Конституции РФ.
Право на объединения, гарантированное
этой нормой Конституции, “означает беспрепятственную
возможность граждан объединяться по
интересам и целям” и предусмотрено
также Международным пактом о гражданских
и политических правах (далее – МП) и
Конвенцией о защите прав человека и
основных свобод (далее – КЗЧП). “Свобода
деятельности общественных объединений, ее
гарантирование, как и ограничение,
также осуществляются согласно принципам и
нормам международного права”. Так, оба
вышеуказанных международных документа
предусматривают норму, согласно которой
осуществление права на свободу ассоциаций
“не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены
законом и которые необходимы в
демократическом обществе в интересах
государственной безопасности и
общественного спокойствия, в целях
предотвращения беспорядков и
преступлений, для охраны здоровья и
нравственности или защиты прав и свобод
других лиц” (КЗЧП, ст. 11, ч. 2).
Ни один из обсуждавшихся на слушаниях
документов не предусматривает “беспрепятственную
возможность объединения граждан”, то
есть в них отсутствует норма об
уведомительном характере государственной
регистрации партий. Наоборот, концепция
ЦИК предлагает партиям проходить
государственную регистрацию три раза, то
есть воздвигает ничем не обоснованные и
весьма трудно преодолимые препятствия для
реализации права граждан на свободу
ассоциаций.
Ограничения на создание и деятельность
общественных объединений
регламентируются ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.
Кроме того, МП и КЗЧП предусматривают
возможность введения законных
ограничений пользования правом на свободу
ассоциации для лиц, входящих в состав
вооруженных сил, полиции или
административных органов государства, а
также запрет пропаганды войны (МП, ст. 20).
Ни российское законодательство, ни нормы
международного права, являющиеся согласно
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью
ее правовой системы, не предусматривают
таких ограничений права граждан на
объединение и свободу их деятельности, как:
ьфиксированное
членство и требование письменного
заявления о вступлении в объединение (партию);
ьопределенная
численность объединения (партии) и (или)
его подразделения;
ьопределенная
численность делегатов учредительного
съезда партии;
ьнедопущение
коллективного членства в партии;
ьперечень требований к
уставу партии, подлежащему
государственной регистрации, который “предписывает
партиям определять”, например, порядок
учета членов и региональных отделений,
порядок создания и ликвидации структурных
подразделений, взаимодействия с ними и
даже меры возможного воздействия на них (концепция
ЦИК) и др. – вплоть до регламентации всей
деятельности партии (законопроект
депутата Госдумы А.Шишлова);
ьлишение партии
государственной регистрации за неучастие
два раза подряд в выборах, а также критерии
участия в выборах (п. II.3 концепции Госдумы,
п. 5.2 концепции ЦИК) и др.
Свобода деятельности общественных
объединений, гарантированная
Конституцией РФ, означает, что партии
имеют право участвовать или не
участвовать в выборах, выдвигать своих
кандидатов в таком количестве
одномандатных округов, в каком партия
может и считает необходимым это делать,
выдвигать кандидатуру в Президенты или не
выдвигать.
Противоречия подобных норм
разрабатываемого закона Конституции РФ и
международным нормам тем более очевидны,
что ст. 18 (“Пределы использования
ограничений в отношении прав”) КЗЧП
гласит: “Ограничения, допускаемые по
настоящей Конвенции в отношении указанных
прав и свобод, не должны применяться для
иных целей, кроме тех, для которых они были
предусмотрены”. Таковой целью не может
являться ликвидация партии (а в итоге –
всей многопартийной системы) за неучастие
в выборах или отказ в ее юридической
регистрации из-за отсутствия
предусмотренного законом числа членов и т.п.
В том случае, если подобные нормы будут
предусмотрены законом о партиях, они не
будут являться действующими, так как в
соответствии с той же ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ в случае, “если международным
договором РФ установлены иные правила (а
они установлены – Авт.), чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора”.
Четвертое. Государственное
финансирование партий, по нашему мнению,
недопустимо, так как, во-первых,
налогоплательщики не обязаны нести
расходы за партии, кандидатам которых они
не отдавали свои голоса, во-вторых, этим
будет стократно усилено негативное
отношение людей к партиям, что в целом
явится еще одним препятствием для их
развития, то есть для становления
нормальной многопартийной системы.
Таким образом, представленные на
парламентских слушаниях концепции и
законопроекты о партиях носят
дискриминационный характер по отношению к
подавляющему большинству партий, всем
политическим организациям, движениям и
направлены не на их развитие, не на
становление в России многопартийности, а
на свертывание этого процесса. Об этом
свидетельствуют многочисленные нарушения
Конституции РФ и общепризнанных норм
международного права, о чем разработчики
не могли не знать, однако пошли на них,
исходя из “политической
целесообразности”. Сказанное
подтверждается характером вопросов,
предложенных участникам парламентских
слушаний для обсуждения, и в первую
очередь вопросом о создании специальным
законом или указом Президента РФ двух–трех
“суперпартий”. Можно утверждать, что
такого закона или указа не потребуется,
так как рассмотренные концепции полностью
решают эту задачу.
Вывод. Представленные концепции и
законопроекты о политических партиях
должны быть отвергнуты, как
противоречащие основным нормам
Конституции РФ и международного права,
регламентирующим право граждан на свободу
объединений.
ОПОО “Свободные демократы России”
предлагает вернуться к рассмотрению
Закона “О политических партиях”,
принятому Государственной Думой 8 декабря
1995 г., который, за исключением положения об
определенной численности партии или
преодолении пятипроцентного барьера на
федеральных выборах (ст. 4) и некоторых
других положений (ст. 17 о государственной
поддержке), в наибольшей степени отвечает
указанным нормам.
|