В
настоящее время наблюдается явный всплеск
интереса к проблематике многопартийности,
ее нынешнего состояния и перспектив
развития. Это, в частности, проявляется в
той дискуссии, которая развернулась
вокруг проектов закона о политических
партиях, в самом факте проведения
общественных слушаний на эту тему.
В определенном смысле этот интерес
обусловлен тем, что прошедшие
парламентские и даже в большей степени
президентские выборы подвели черту под
целым этапом развития многопартийности в
России – от больших ожиданий конца 80-х
до глубокого кризиса многопартийности
конца 90-х годов. На закате перестройки
казалось, что отмена шестой статьи
Конституции СССР о руководящей и
направляющей роли КПСС автоматически
откроет перед Россией путь в мир развитых
демократических стран, в мир
естественного политического плюрализма.
Достаточно сказать, что даже сегодня
отмена шестой статьи и переход к
многопартийной системе оценивается
обществом в качестве чуть ли не
единственного достижения периода
горбачевской перестройки. Во всяком
случае, положительно оценивают это
событие 47% россиян, отрицательно – 28% (затруднились
с ответом 25%).
С того времени в стране прошли три цикла
избирательной кампании на многопартийной
основе, и уже сегодня можно говорить об
определенной традиции альтернативных
выборов. Проблема, однако, состоит в том,
что по мере своей реализации идея и
главным образом сама практика
многопартийности постепенно
девальвировалась. Три состава
Государственной Думы, сформированные на
многопартийной основе, так и не смогли
повлиять на реальное положение дел в
стране, включая действия исполнительной
власти, сползание в глубокий
экономический кризис и т.д.
Не случайно россияне, сохраняя
приверженность основным демократическим
ценностям, в частности, свободе слова,
выборности органов власти, одновременно
весьма скептически относятся к идее
многопартийности. Так, за последние три
года, по данным опросов Российского
независимого института социальных и
национальных проблем, число считающих
многопартийность важным элементом
демократии сократилось с 39% до 26%, тогда как
доля придерживающихся противоположной
точки зрения выросла с 36% до 50%
(см. табл. 1).
Обращает на себя внимание то, что
значительное число наших сограждан,
высоко оценивая необходимость прямых
выборов всех органов власти, не
отождествляют такого рода выборы с
борьбой различных политических партий, а
участие в их деятельности не считают
важным элементом демократии и гражданской
активности. Если свободные выборы власти,
как явствует из общероссийских опросов
нашего Института, в иерархии
демократических ценностей занимают
четвертую позицию, то право выбирать между
несколькими партиями – 15-ое, а членство
в какой-либо политической партии - лишь 19-ое
из 20 предложенных ценностей
(см. табл. 2).
Более того, значительное число россиян
– 45% – выступают сегодня за отмену
практики формирования половины
Государственной Думы по партийным спискам
и за переход к избранию всех депутатов по
одномандатным округам (15% – против, при
40% не имеющих определенной точки зрения).
То, что партийная система России нуждается
в реформировании, не вызывает сомнений.
Спорными, однако, являются вопросы о
способах, целях и задачах этого
реформирования. И, в частности, вопрос о
том, насколько новый закон о партиях будет
способствовать либо, наоборот,
препятствовать такого рода
реформированию.
Первое, на что хотелось бы обратить
внимание, это то, что реформировать
партийную систему в интересах подлинно
демократического развития общества
невозможно вне контекста
жизнедеятельности всего общественного
организма. Между тем именно этот, можно
сказать, партстроительский подход
просматривается в законопроекте,
предложенном ЦИК РФ. Общий посыл его
авторов заключается в том, что Россия
нуждается в нескольких крупных, имеющих
массовую базу политических партиях.
Именно они-де представляют чуть ли не
единственный инструмент коммуникаций
между властью и обществом. В
действительности, как показывают
многочисленные исследования, нет никакой
зависимости между поддержкой той или иной
партии на выборах и ее численностью. Но
дело не только в этом.
Многопартийность не получила в нашей
стране должного развития, прежде всего,
потому, что политический режим в России
был сконструирован так, что исключал какую
бы то ни было возможность победившей на
выборах в Государственную Думу партии
сформировать правительство, а значит,
реально прийти к власти в ходе выборов.
Понятно, что этот вопрос касается не
закона о партиях, а самой Конституции. И
тем не менее без его решения или хотя бы
гласного обсуждения двинуть процесс
развития многопартийности дальше будет
затруднительно.
Второе – действующие партии так и не
смогли адекватно выразить интересы
значимых социальных слоев общества,
оставаясь в основном чисто верхушечными
образованиями. Именно эта неадекватность
является одной из главных причин падения
доверия россиян к партиям как к
политическому институту. Все последние
годы результаты массовых социологических
опросов свидетельствуют о крайне низком
уровне поддержки политических партий
(см.
табл. 3). В определенном смысле это
проецируется и на отношение к
Государственной Думе и вообще к
представительной власти России, смысл и
функции которой оказались так и не поняты
и не приняты большей частью общества.
То, что партии не могут адекватно выражать
интересы населения, связано не только с
тем, что они не умеют делать это в должной
степени. Надо иметь в виду, что сам процесс
как социального, так и идеологического
структурирования нашего общества еще
далеко не завершен. И можно предположить,
что уже на следующих выборах партийно-политический
расклад может оказаться совершенно иным,
нежели в 1999 году. Опросы населения
показывают, что, если бы парламентские
выборы состоялись в ближайшее время, в
Государственной Думе не оказалось бы
некоторых партий, ныне там представленных.
В этой связи представляется
контрпродуктивным путем принятия нового
закона о партиях подводить своеобразную
черту под “партийным строительством”
и уж тем более противопоставлять
политические партии другим структурам
гражданского общества – общественным
движениям, объединениям, профсоюзам и т.п.
Очень трудно понять логику авторов
законопроекта ЦИК, когда они “даруют”
право участия в выборах исключительно
политическим партиям. Если бы такого рода
ограничения существовали, например, в
Польше, то там никогда не было бы движения
“Солидарность”, а в Англии –
лейбористской партии, то есть
политических объединений, выросших “снизу”,
прежде всего из профсоюзов.
Применительно же к России совершенно не
понятно, почему в выборах не могут
участвовать избирательные объединения,
представляющие собой конгломерат как
политических партий, так и неполитических
общественных организаций. Ведь очевидно,
что подавляющее большинство общественных
формирований не в состоянии “пробиться”
в законодательные органы власти
самостоятельно. На последних же выборах и
через блок “Отечество – Вся Россия”,
и через Союз правых сил и другие
избирательные объединения в
Государственную Думу прошли
представители российских профсоюзов,
предпринимательских объединений,
молодежных организаций и т.д. Если же такая
практика будет ликвидирована по новому
закону о партиях, то в этом случае в
составе Федерального Собрания не окажется
никого, кроме чисто партийных
функционеров. И законодательная власть
станет еще менее представительной, чем сейчас.
Что же касается предполагаемого “укрупнения”
партийно-политической системы (до двух
– трех партий), то эта задача в принципе
нереализуема в ближайшее время, поскольку
российское общество не только в
социальном, но и в идеологическом
отношении очень неоднородно. Если в начале
90-х годов имел место жесткий идейно-политический
раскол по линии “коммунисты” –“демократы”,
а в середине 90-х идейно-политические
предпочтения населения приняли
центристский характер, то в настоящее
время можно вести речь о более сложной и не
столь линейной, как прежде, идейно-политической
дифференциации активной части общества.
Сегодня, например, отчетливо
просматривается размежевание между
сторонниками близких идейно-политических
течений, например, между “либералами-рыночниками”
и “демократами- правозащитниками”,
“национал-патриотами” и “государственниками”,
“коммунистами” и “социал-демократами”
(см. табл. 4).
Подобного рода дифференциация (а не раскол)
способствует, с одной стороны,
консолидации общества на умеренно-центристских
позициях, что мы и наблюдаем сегодня, а с
другой стороны, ведет к усилению
плюрализма политического спектра и
вызреванию новых партий, движений и
политических объединений. Все это –
вполне закономерный процесс. Так следует
ли его прерывать во имя весьма иллюзорной
идеи – создания в России двухпартийной
системы, от которой развитые
геополитические, демократические системы
как раз уходят? Стоит ли заниматься научно
не взвешенным, партийным проектированием,
не учитывающим особенностей российских
реалий – в “беспартийной” в основе
своей стране, в которой еще не
сформировались необходимые для
полноценной политической деятельности
экономические и социальные субъекты?
Исторической практике известен только
один радикальный способ перехода к
двухпартийной системе: это – полный
мажоритарный принцип выборов в парламент.
Но этот вариант вряд ли устроит нынешнюю
политическую элиту России.
Вообще при рассмотрении любых
законопроектов о партиях не следует
забывать, что подавляющее большинство
россиян – беспартийные. И важно не
допустить, чтобы с принятием нового закона
политическая деятельность окончательно
превратилась в удел узкого слоя – так
называемого “политического класса”
и обслуживающего его персонала. Тогда о
развитии гражданского общества во всем
его многообразии говорить уже не придется.
Достаточно сказать, что в настоящее время
в партийно-политической деятельности
принимает участие всего немногим более
одного процента взрослого населения
страны
(см. табл. 5).
И, наконец, еще один вопрос – связь
возможных законопроектов о политических
партиях с общественно-политической
ситуацией в стране. Совершенно очевидно,
что для наших сограждан принятие этого
закона не является приоритетной проблемой.
Более того, в массовом сознании имеет
место определенное опасение избыточной
увлеченностью Президента и власти в целом
сугубо административными, политическими
сюжетами (реформа Совета Федерации,
армейская реформа, партийная реформа) в
ущерб выполнению главного предвыборного
обещания В.Путина. Как следует из данных
опросов, сегодня население волнуют прежде
всего две проблемы: активное преодоление
бедности и нищеты в стране и завершение
войны в Чечне.
Вызывает некоторое удивление и сам факт
возвращения к вопросу о законе о партиях
именно в настоящее время. В начале 90-х
годов обсуждение этого вопроса было
абсолютно правомерным, поскольку
существовал полнейший правовой вакуум.
Сегодня же этот вакуум в значительной
степени заполнен. И новый законопроект о
политических партиях, с точки зрения
интересов избирателей, а не партийных
функционеров и Центральной избирательной
комиссии, ничего нового не приносит.
Что же касается чисто политических
аспектов, то здесь хотелось бы обратить
внимание на следующее. Обсуждаемый
сегодня закон о партиях во многом нацелен
на то, чтобы закрепить доминирующее
положение представленных в парламенте
политических партий (каждая из которых
имеет свои взаимоотношения с
исполнительной властью, и на которые
исполнительная власть может рассчитывать
при решении тех или иных задач) и
максимально затруднить доступ в
политическое пространство на федеральном
уровне новых политических объединений.
Однако парадоксальность ситуации
заключается в том, что попадание в “высшую
политическую лигу” России может
привести к дальнейшему снижению
потенциала тех партий, которые там будут
представлены. Многие нынешние партии и их
лидеры воспринимаются уже либо как
рудимент ельцинской эпохи, либо как “группа
поддержки” В.Путина. Иначе говоря, в
настоящее время складываются
определенные условия для оформления новой
политической конфигурации, когда может
быть осуществлен переход от модели “партии
власти” как сравнительно
немногочисленной олигархической
группировки к широкой пропутинской
коалиции, в рамках которой будут
находиться разные, иногда даже
противоположные политические течения.
Вряд ли это пойдет на пользу и самому
Президенту РФ, и тем более России.
Таблица 1
Динамика оценки важности элементов
современной демократии, в %
Элементы демократии |
1997 г. |
2000 г. |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Многопартийность |
39,2 |
36,1 |
26,4 |
49,7 |
Наличие представительных органов
власти (Госдумы, др.) |
49,8 |
20,2 |
38,5 |
32,7 |
Свобода предпринимательства |
62,6 |
15,7 |
56,9 |
21,8 |
Свобода слова и СМИ |
85,8 |
5,1 |
77,3 |
9,9 |
Свобода выездов за границу |
67,7 |
17,2 |
52,4 |
29,6 |
Выборность всех органов власти |
75,6 |
9,2 |
64,2 |
15,2 |
Таблица 2
Что, по Вашему мнению, из приведенного
списка абсолютно необходимо для того,
чтобы можно было сказать “Да, это
демократия”?
(в порядке убывания частоты упоминаний)
|
Демократические ценности |
% |
1. |
Равенство всех граждан перед
законом |
54,0 |
2. |
Свобода печати |
47,6 |
3. |
Независимость суда |
40,2 |
4. |
Свободные выборы власти |
39,4 |
5. |
Возможность свободно
высказывать свои политические взгляды |
37,2 |
6. |
Избрание президента
непосредственно народом |
25,9 |
7. |
Свобода вероисповедания |
23,7 |
8. |
Наличие частной
собственности |
23,0 |
9. |
Наличие оппозиции,
контролирующей президента и
правительство |
20,6 |
10. |
Участие граждан в
референдумах по важнейшим для страны
вопросам |
17,8 |
11. |
Свобода выезда за рубеж |
17,7 |
12. |
Свободный выбор профессии |
17,6 |
13. |
Небольшая разница в уровне
доходов людей |
17,6 |
14. |
Свобода передвижения по
стране |
16,8 |
15. |
Право выбирать между
несколькими партиями |
15,5 |
16. |
Участие рабочих в управлении
предприятиями |
12,9 |
17. |
Право на забастовку |
11,9 |
18. |
Самостоятельность регионов
страны |
9,5 |
19. |
Свободное членство в какой-то
политической партии |
3,8 |
20. |
Подчинение меньшинства
решениям большинства |
3,0 |
21. |
Что-нибудь еще |
2,5 |
Таблица 3
Уровень доверия россиян к основным
политическим и общественным институтам, в
%
Институты |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Президент России |
20,0 |
13,9 |
4,7 |
52,9 |
Правительство России |
18,8 |
10,9 |
13,2 |
26,2 |
Государственная Дума |
14,1 |
11 |
12,1 |
11,7 |
Совет Федерации |
13,9 |
14,3 |
20,6 |
15,2 |
Российская армия |
38,3 |
32,9 |
44,1 |
46,6 |
МВД (милиция) |
18,9 |
11,4 |
19,2 |
16,7 |
Церковь |
34,2 |
42,7 |
32,2 |
33,4 |
Политические партии |
8,0 |
7,3 |
6,8 |
7,6 |
Профсоюзы |
18,9 |
20,6 |
19,9 |
18,3 |
Средства массовой
информации |
30,7 |
32,4 |
22,0 |
31,1 |
Таблица 4
Идейно-политические ориентации россиян
|
Сторонники идейно-политических
течений |
% |
1. |
Либералы, сторонники рыночной
экономики, свободной конкуренции и
сближения с Западом |
2,7 |
2. |
Сторонники коммунистической идеи |
14,2 |
3. |
Сторонники обновленного,
реформированного социализма (например,
социал-демократы) |
2,0 |
4. |
Сторонники демократического пути
развития страны, приоритета прав
человека |
10,5 |
5. |
Приверженцы самостоятельного
русского пути развития |
5,4 |
6. |
Сторонники укрепления российского
государства |
18,2 |
7. |
Сторонники сочетания различных идей,
избегая крайних и радикальных (центристы) |
5,4 |
8. |
Не являются сторонниками никаких
идейных течений |
32,2 |
9. |
Затруднились ответить |
9,5 |
Таблица 5
Какие способы воздействия на власть
россияне использовали за последний год
|
Способы воздействия на власть |
% |
1. |
Участие в выборах и референдумах |
46,5 |
2. |
Участие в митингах, демонстрациях |
2,1 |
3. |
Участие в забастовках |
1,4 |
4. |
Участие в деятельности политических
партий |
1,2 |
5. |
Участие в деятельности общественных
организаций |
1,8 |
6. |
Обращение в СМИ |
1,0 |
7. |
Обращение в государственные органы
власти |
2,4 |
8. |
Самостоятельные действия через свои
личные связи и знакомства |
3,3 |
9. |
Обращение в суд |
4,9 |
10. |
Ни к каким способам не прибегал |
44,3 |