ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИЗБИРАТЕЛИ, ЕСЛИ ЕСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ?
Александр Постников, Независимый институт выборов
26 марта 2000 г. состоялось голосование по выборам главы Тутаевского муниципального образования Ярославской области. Выборы главы были признаны состоявшимися. За Я.Ю.Андреева было подано наибольшее количество голосов избирателей - 10654 (32,67% от общего числа поданных голосов). На 16 апреля было назначено проведение повторного голосования по двум кандидатурам - Андреева и второго кандидата, за которого отдали свои голоса 6470 избирателей.
Уже после подведения итогов первого тура выборов судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда, рассмотрев кассационную жалобу ряда бывших кандидатов, отменила регистрацию Андреева. В качестве основания для такого решения приводился довод о том, что указанная Андреевым должность, которую он занимает (председатель совета директоров одного из акционерных обществ), не соответствует действительности и вводит избирателей в заблуждение. Ранее, до дня голосования, избирательная комиссия Тутаевского муниципального округа уже обращалась в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата, однако решением городского суда в его удовлетворении было отказано.
Воистину в нашу жизнь начинают входить удивительные вещи, когда регистрация кандидатов превращается в разрешительную процедуру, избирательные комиссии начинают проводить "госприемку" кандидатов, весьма произвольно отсеивая несоответствующих принятым стандартам. При этом забывается, что в соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. Достоин ли гражданин быть избранным, должны решать избиратели, а не избирательные комиссии и суды.
Интересно, что Закон Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" содержит правовые гарантии, которые в этой ситуации способны защитить права кандидата и волеизъявление избирателей. Согласно этому Закону (пункты 1 и 2 статьи 98):
- регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования;
- в случае если после установления соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов суд установит, что нарушения закона (к числу которых относится и предоставление кандидатом существенно недостоверных сведений) имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
Очень странно, что кассационная инстанция не обратила внимание на эти положения закона. После того как 26 марта волеизъявление избирателей состоялось, единственной санкцией за нарушения избирательного законодательства могла быть только отмена результатов выборов. Однако на этом странности в этом деле не заканчиваются.
После отмены регистрации Андреева избирательная комиссия Тутаевского муниципального округа назначает повторное голосование по кандидатам, занявшим второе и третье места при проведении первого тура голосования. Закон Ярославской области такого решения не предусматривает. В соответствии с пунктом 2 статьи 91 Закона Ярославской области в случае, если "один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, устанавливающей итоги выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах". Однако избирательная комиссия Ярославской области по сути изменила содержание указанной нормы закона, разъяснив, что соответствующее правило распространяется "и на случаи выбытия одного или обоих зарегистрированных кандидатов до дня голосования и по другим причинам (снятие с регистрации и др.) до тех пор, пока следующая кандидатура может быть установлена. В таком случае соответствующая избирательная комиссия отменяет назначенное повторное голосование и назначает его на другую дату". Интересно, что ни Закон Ярославской области, ни Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривают возможности отмены голосования, назначенного в соответствии с законом. Однако оказывается, что гибким толкованием можно вполне успешно обойти недостаточно удобные положения закона. Ярославский областной суд подтвердил законность разъяснений избирательной комиссии Ярославской области.
При проведении повторного голосования о себе вдруг неожиданно напомнил такой
"второстепенный" (после избирательных комиссий и судов) участник выборов как избиратель. Наибольшее количество голосов (8537) было подано против всех кандидатов. За кандидата, набравшего максимальное число голосов, проголосовали 8473 избирателей. Выборы в соответствии с законом были признаны несостоявшимися. Было бы странно, если у этой динамичной истории, в которой волеизъявлению избирателей неизменно противостояла хорошо организованная воля избирательных инстанций, был бы такой вялый, неинтересный конец.
Неожиданно выясняется, что один из членов участковой комиссии (на участке, где довольно много избирателей голосовало против всех кандидатов) якобы не подписывал протокол об итогах голосования. Этот факт, по мнению территориальной избирательной комиссии, позволяет ей признать выборы по этому избирательному участку недействительными, что она и делает. Насколько все это укладывается в рамки дозволенного, можно судить, сопоставив действия территориальной избирательной комиссии с пунктом 22 статьи 87 Закона Ярославской области, согласно которому протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заметим, что само волеизъявление избирателей по избирательному участку, правильность подсчета голосов никем не ставились под сомнение, никаких жалоб о нарушении порядка голосования и подсчета голосов не поступало.
В конечном итоге баланс голосов изменяется, выборы признаются состоявшимися, определяется их победитель. Неясно только, какое отношение к таким результатам выборов имели сами избиратели.