Сегодня
сама жизнь подвела нас вплотную к созданию
нового Союзного образования.
Необходим ли этот союз России? Не
потеряет ли она на этом? Не истощится ли ее
и так не очень полный кошелек на
содержание Беларуси, как это нам пытаются
внушить некоторые СМИ, союзных органов?
Отвечает ли это объединение думам и
чаяниям народов? Станем ли мы, в конечном
счете, жить лучше, обеспеченнее и
достойнее?
На все эти вопросы, я полагаю, уже дали
исчерпывающие ответы российские и
белорусские экономисты, политологи,
ученые, парламенты государств и
правительства, наконец, наши народы.
Альтернативы, сколько-нибудь
мотивированной и главное – идущей от
жизни, от нашей истории, новому Союзу нет.
Он повышает жизнеспособность обоих
государств, создает предпосылки к
созданию единого формирования, в котором
будет больше социальных гарантий для всех
граждан, демократических свобод,
ответственности за судьбу общего дома,
условий для культурно-духовного единения
и развития экономики, науки, гарантий
национальной безопасности.
В связи с этим хотелось бы высказать
самые общие замечания по проекту закона
“О выборах депутатов Палаты
Представителей Парламента Союзного
государства первого созыва от Российской
Федерации”.
К сожалению, при анализе этого проекта
приходишь к выводу, что еще до выборов мы
переносим в новый Союз груз не оправдавших
себя норм и правил. И диктуют это наша
Конституция, Договор о создании Союзного
государства, закон об избирательных
правах граждан. В оставшееся до выборов
время нельзя внести изменения в эти
документы.
Закон, как близнец, практически
зеркально походит на закон о выборах
депутатов Государственной Думы России. А
значит – впереди те же шумные скандалы
вокруг нечистоплотных подходов “черных”
пиарщиков, агрессивно-психологическое
подавление воли избирателей со стороны
средств массовой информации, произвол
региональных властей в продвижении своих
кандидатов, межпартийные усобицы и т.п.
Можно ли этого избежать? На наш взгляд, в
значительной степени можно, если
рассмотреть проблему принятия закона не
только с правовых позиций, но и с учетом
духовно-нравственных норм и просто
здравого смысла.
Само название нижней палаты Парламента
Союзного государства необходимо
видоизменить. Налет западничества,
попытка перенести его на нашу славянскую
землю, что и сделали авторы проекта, в
сознании людей сразу отторгает его от
родных корней, от незабытой еще практики
нашего единства и духовной общности.
Почему бы не Союзное Народное Собрание?
Или Народное Собрание Союза? Предвижу
возражения, что предлагаемое
разработчиками проекта закона название
заложено в Договор о создании Союзного
государства. Ну и что? Это ведь всего-навсего
документ. И без наполнения его жизнью,
конкретными мерами по реализации, без
нашего одобрения еще и в душе он так и
останется документом, какие бы лица его не
подписали. Полагаю, что этот вопрос
следует рассмотреть, причем оперативно, и
внести в документы соответствующие
дополнения и изменения.
Мы прекрасно осознаем, что данный проект
закона вносится на рассмотрение Думы
Президентом страны. Сегодня его позиция в
нижней палате парламента учитывается в
большей мере, нежели законодательные
инициативы прежнего российского
руководства. Не будем лукавить,
объединенные усилия “Единства”, КПРФ,
группы “Народный депутат” и в
значительной мере региональной
депутатской группы обеспечат его
прохождение и утверждение.
Вот эту ситуацию авторы проекта и должны
были использовать в полной мере для того,
чтобы будущий Парламент не утонул в
политических разборках, партийной
групповщине, конъюнктуре и лоббировании
узковедомственных интересов.
В законе следует четко оговорить, что
никакие партийные пристрастия при выборе
Союзного Парламента в учет не должны
браться. Более того, не следует допускать
выдвижения и поддержки партийными силами,
объединениями кандидатов в депутаты.
Осознаем, наконец, что понятие “Народ”
выше любых партий и общественных
объединений и только он в данной ситуации
имеет право на выдвижение своих
представителей в органы власти как у себя
в стране, так и в Союзном образовании
особенно. Никоим образом нельзя допустить
победы на выборах бесчестных “денежных
мешков”. За этим должен быть установлен
тотальный контроль, и кандидат в депутаты,
допустивший хоть на одну копейку
превышение расходов, скрывший свои
реальные доходы и доходы семьи (включая
детей), а еще хуже включивший в действие
наличные “черные” средства,
немедленно отстраняется от участия в
выборах и предается суду, возвращает все
расходы, затраченные государством на его
избирательную кампанию. А еще лучше
разрешить использование только бюджетных
денег, а не средств из каких-либо других
фондов, создаваемых кандидатами в
депутаты.
Мы на примере Государственной Думы, да,
наверное, и Национального Собрания
Республики Беларусь, видим, что Парламент
практически всю первую сессию занимается
решением внутренних проблем. Тут и вопросы
статуса депутатов, и регламента, и
непомерных, непосильных для государства
ныне, да и безнравственных по своей сути
благ для избранников: квартиры, дачи,
машины, связь и т.д.
Все это необходимо оговорить уже в этом
или иных законах, которые должны
приниматься единым пакетом. И
руководствоваться при этом следует
единственным критерием –
общенациональной пользы. Поэтому, если это
жилье для депутатов, то только строго
служебное, на срок действия его полномочий.
И помощников не сонмище, а четко
выверенное и целесообразное количество. И
обязательное личное присутствие на каждом
заседании и личное голосование. Никаких
доверенностей и поручений другим
депутатам. И во всем скромность,
скромность и еще раз скромность. А главное
– пример высокой личной
гражданственности и нравственности,
патриотизма.
В этой связи вызывают недоумение новые (вернее,
забытые старые) потуги сохранить
депутатскую неприкосновенность,
вступающую в противоречие с конституциями
как Беларуси, так и России. Мы понимаем, что
депутата надо охранять от крайностей,
защищать его принципиальность и
государственный статус. Пусть Парламент
это и делает, но в каждом конкретном случае.
Пусть он вносит решение о предании суду
депутата за совершенные правонарушения. И
если он виновен, действительно преступил
закон, то все следственные действия в
отношении депутата должны вестись в
установленном законом порядке.
Наконец, можно создать Парламентский
трибунал, который будет выносить свое
заключение. Пусть это будет всего 3-5
человек, больше и не надо, так как случаи
эти единичные, не массовые. Мы все же верим,
что в Союзный Парламент в подавляющем
своем большинстве попадут люди достойные
и совестливые.
Можно было бы пойти и дальше и включить в
этот закон положение о том, что лица, ранее
осужденные за тяжкие преступления,
особенно связанные с изменой Родине,
хищениями, коррупцией, аморальными
прегрешениями, а также освобожденные от
уголовной ответственности по амнистии, не
могут выдвигаться кандидатами в депутаты.
Народ это поддержит и поймет правильно.
Это и будет соответствием принципу
общенациональной пользы.
Со многими коллегами мы сошлись во
мнении, что в будущий закон следует
включить Присягу депутата Народного
Собрания Союза. Пусть парламентарий
осознает, что любое его отступление от
Присяги (хотите – кодекса, это уже не
столь важно) влечет за собой немедленное
прекращение полномочий.
В качестве рабочего варианта можно
предложить вариант этой Присяги:
Я, ________, волей народа избранный в
Народное Собрание Союза, приношу Присягу и
торжественно клянусь:
- выражать волю своих избирателей и
служить им;
- в повседневной законотворческой
деятельности высоко нести звание
народного избранника, показывать пример
трудолюбия, достоинства и чести, высокой
личной нравственности и скромности;
- бороться против коррупции,
злоупотреблений и казнокрадства;
- осуществлять активные меры по
упрочению Союза, распространению его
влияния и авторитета.
В случае нарушения данной клятвы обе
палаты Народного Собрания Союза должны
принять решение о приостановлении
деятельности депутата и его отзыве.
И здесь, на наш взгляд, мы подходим к еще к
одной жизненно важной проблеме.
Незамедлительно следует включить в закон
или, как я уже подчеркивала, в иные законы,
но принять их единым пакетом, ясную и
четкую процедуру отзыва депутата из
состава Народного Собрания Союза как за
совершенные преступления, так и за
отсутствие старания и трудолюбия,
некомпетентность и иные серьезные
прегрешения.
Так, например, если для выдвижения
кандидата в депутаты Народного Собрания
Союза необходимо собрать 1500 подписей, как
это предлагается в проекте Закона, то и 1500
избирателей должны иметь право
инициировать отзыв депутата при условии
объединения в инициативную группу и
представления мотивированных доводов в
соответствующую избирательную комиссию.
Следует предусмотреть также право любой
из палат Народного Собрания Союза
инициировать рассмотрение вопроса об
отзыве с последующим принятием решения на
общем заседании. Полагаю, это в
значительной мере повысит как качество,
так и ответственность каждого претендента
на депутатский мандат.
Есть и иные соображения, о которых
следует всерьез задуматься. Компетентным
законодательный орган может быть лишь
тогда, когда компетентными будут все его
члены. Поэтому в закон следует заложить
обязательное наличие у кандидата в
депутаты не только высшего образования,
предпочтительнее юридического и
экономического, но и необходимой
общественно-трудовой практики. Зачем мы
вновь лукавим и предоставляем право быть в
Союзном Парламенте людям со столь юного
возрастного порога? Не хочу обидеть нашу
молодежь, но для реализации ее прав и
общественного признания есть
законодательные собрания субъектов
Федерации, наконец, законодательные
собрания государств нашего Союза. А здесь,
в Законодательном Собрании Союза, должен
заседать умудренный опытом народный
избранник. И возрастной порог, я полагаю,
следует поднять минимум до 33 лет. В этом
возрасте человек способен осознать себя
общественной личностью, приобрести
трудовой опыт, опыт общения с людьми и
руководства коллективом. Это будет
оправданно и принесет ощутимые результаты
в деятельности на таком значимом посту.
Необычайно трудно, но возможно заложить
в закон о выборах депутатов Союзного
Законодательного Собрания и меру,
исключающую возможность избрания в
Парламент крайних националистов. Не
вручать же нашу будущую судьбу в руки тем,
кто осознанно и преднамеренно разваливал
наш Советский Союз, а сегодня пытается
вновь пробиться в святая святых нового
Союзного образования.
В этом отношении мы полностью стоим на
одной платформе с известным русским
писателем А.Солженицыным, который писал:
“Замаячившее воссоединение Беларуси с
Россией стало бы счастливым продолжением
исторической восточнославянской традиции.
Но ощутимые международные силы будут
резко мешать этому – и государственным
и пропагандистским давлением, и денежными
потоками. И российская пресса, как по
единой команде, до непристойности
набросилась на первую завязь русско-белорусского
Союза”.
В закон это положение не введешь, но мы
предлагаем Государственной Думе,
Президенту России Владимиру Путину
выступить со специальными заявлениями и
предостеречь те средства массовой
информации, которые огульно критикуют наш
Союз, льют потоки лжи и клеветы на
руководителей наших государств, особенно
Александра Лукашенко.
Большую тревогу вызывает у нас и вопрос о
количественном представительстве от
каждого государства в будущем Парламенте
Союза. Откуда взялись цифры – 75
депутатов от России и 28 от Белоруссии?
Трудно подвести под них логическое
обоснование, кроме невозможности
достижения Россией квалифицированного
большинства (две трети голосов) в одиночку.
Если взять за основу численность
населения, то получается, что один депутат
от России избирается почти двумя
миллионами избирателей, а от Беларуси –
357 тысячами.
Уже в этом закладывается неравенство
кандидатов в депутаты при подготовке и
проведении избирательной кампании. Скажу
даже резче – формальное избрание многих
из них, так как трудно поверить, что
человек, пусть талантливый и достойный,
сможет дойти до 2 млн. граждан и объяснить
им суть своей программы, саму идею, почему
он выдвигает свою кандидатуру в Союзный
Парламент.
Учитывая, что в Союзе сегодня состоят
только два государства, можно было бы
сделать их представительство в Парламенте
равным, а уже затем, по мере вступления в
Союз иных государств, рассмотреть эту
норму в новой редакции, отвечающей реалиям
дня.
В предлагаемом же варианте надо
постоянно выбирать между равенством
государств и равенством народов. Какой из
этих основополагающих принципов
поставить арбитром, судьей всех
принимаемых парламентом законов? При
равенстве государств неизбежно будет
страдать принцип равенства народов, при
обратном – ни о каком равенстве
государств не может быть речи.
Но есть в этой связи и еще одно
соображение – при заложенных в законе
пропорциях в палате Союзного Парламента
всегда большинство голосов будет за
Россией. А большинство, как мы знаем, не
всегда право. Как тогда быть в этой
ситуации?
И выскажу уж совсем революционное
предложение – зачем, с какой стати мы
формируем Союзный Парламент двухпалатным?
Отчетливо понимаю, что здесь сработало
правило сдержек и противовесов, но оно не
жизненно. И существовало оно, и готовился
проект этого закона во вчерашней,
ельцинской России. Это Борису Ельцину и
его окружению, в нарушение Конституции,
необходим был Совет Федерации, где
соединялось несоединимое –
законодательная и исполнительная власть.
Ведь существует, к примеру, Высший
Государственный Совет Союза. Пусть он и
обладает правом отклонения (вето) законов,
и Народное Союзное Собрание может его
преодолевать квалифицированным
большинством.
О самой процедуре голосования. Понимаю,
что юристы сразу начнут мне возражать,
говорить об ограничении избирательных
прав и т.д., но необходимо, наконец,
заложить в закон непреодолимую преграду
против фальсификаторов и подтасовщиков.
Этими примерами изобилуют все выборы в
России – как органов исполнительной,
так и законодательной власти всех уровней.
Поэтому следует хотя бы бюллетени для
тайного голосования изготавливать
номерные, жестко ограниченные по
численности и серии на каждый
избирательный округ, а быть может – и
участок.
Рамки статьи не позволяют столь подробно
рассмотреть иные аспекты этой важной
проблемы. А их остается немало. К примеру, в
наших странах есть немало почетных
жителей городов как России, так и Беларуси,
получивших это общественное признание
своих заслуг за выдающиеся достижения в
труде, научных поисках, в культурных
достижениях, укреплении дружбы и братства
наших народов. Почему закон игнорирует это
обстоятельство? И если я, к примеру,
проживаю в Беларуси, а являюсь почетным
жителем Смоленска, то почему нельзя
предоставить мне право баллотироваться в
Народное Собрание Союза там, где меня
удостоили этого высокого отличия?
Разумеется, и наоборот – граждане
России, являющиеся почетными гражданами
Беларуси, могут выставлять свои
кандидатуры там.
Одним словом, целесообразный закон –
это не то, что нам навязывается, а то, как мы
хотим жить. Поэтому во имя этого принципа
необходимо идти путем, обоснованным самой
жизнью, долгой практикой парламентаризма
даже в России, не говоря об СССР, брать из
этой практики самое передовое и не ставить
препятствий чиновничьего лукавства для
достижения торжества правды и разума.
Тогда и Союз наш будет прочен. И
перспективы перед ним будут значимые и
привлекательные. Тогда и другие
государства сделают свой выбор в пользу
участия в нем. Если же верх одержит
волокита, спесь, а еще хуже –
оскорбительное равнодушие и ложь, –
тогда успехов ждать не придется. Тогда не
нам, не нашему поколению исправлять те
ошибки и прегрешения, которые вот уже 10 лет
разъединяют наши единокровные народы.
Нашему Союзу на вечные времена
– быть!