21 октября
2000 г., за двенадцать часов до начала
голосования на выборах губернатора
Курской области, решением Курского
областного суда был снят с регистрации
один из главных претендентов на указанную
должность – действующий губернатор
Александр Руцкой. В ряду причин
вынесенного решения - предоставление
Руцким еще на стадии регистрации
недостоверных сведений о своем имуществе.
На этот прецедент не могли не
откликнуться даже законодатели. Менее чем
через неделю после решения суда фракция
СПС в Государственной Думе выступила с
законодательной инициативой, предлагая
установить правило: решение об отмене
регистрации кандидата может приниматься
не позднее чем за 5 дней до назначенной
даты выборов. Однако сложившаяся в Курской
области ситуация вскрыла такие
несовершенства действующего федерального
избирательного законодательства, которые
не могут быть решены столь простым образом.
Защита кандидатов от необоснованной
отмены регистрации в течении последних
пяти дней перед выборами имеет и обратную
сторону. Таким образом законодатели дают
политическую индульгенцию кандидатам на
финишной прямой избирательной кампании,
позволяющую им избежать каких-либо
санкций даже в случае грубейшего
нарушения избирательного
законодательства.
Полагаем, что для решения возникшей
проблемы требуются более конструктивные
меры. В самом деле, в настоящее время
Федеральным законом “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации” (п. 1 ст. 64) установлены
следующие основания для отмены
регистрации кандидата:
– нарушение правил выдвижения и
регистрации кандидатов (списков
кандидатов);
– нарушение правил ведения
предвыборной агитации и финансирования
избирательной кампании;
– использование кандидатами и их
доверенными лицами, руководителями
избирательных объединений, избирательных
блоков должностного или служебного
положения в целях избрания;
– установление фактов подкупа
избирателей кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками,
иными организациями, действующими в целях
избрания определенных кандидатов (списков
кандидатов);
– непредоставление данных о наличии
неснятой и непогашенной судимости, о
наличии гражданства иностранного
государства.
По этим основаниям регистрация
кандидата может быть отменена не позднее
чем в день, предшествующий дню голосования,
избирательной комиссией либо судом.
Помимо этого, п. 10 ст. 32 указанного
Федерального закона предусмотрено, что
регистрация кандидата также может быть
отменена в случае, если после регистрации
обнаружится, что кандидатом были
представлены недостоверные сведения
существенного характера.
Принимая во внимание тот факт, что
определение критериев существенности
допущенного кандидатом нарушения носит
оценочный характер, законодателем были
установлены определенные гарантии для
кандидатов, позволяющие исключить
возможность злоупотребления правом на
отмену их регистрации со стороны
избирательных комиссий.
Так, Федеральным законом предусмотрено,
что избирательная комиссия может отменить
регистрацию кандидата по названному
основанию не позднее чем за 16 дней до дня
голосования. Что же касается периода
времени за 15–1 день до дня голосования,
то на этом этапе избирательной кампании
полномочиями по отмене регистрации
кандидата обладает только суд.
Однако, как показала практика,
предусмотренные законом гарантии не
всегда позволяют в полной мере обеспечить
защиту прав кандидатов.
В этой связи в Федеральном законе
необходимо провести четкое разграничение
нарушений избирательного
законодательства, которые являются
основанием для отмены регистрации
кандидата, а именно – следует разделить
нарушения, происходящие на стадии
выдвижения, и нарушения, имевшие место
после регистрации кандидата.
Считаем, что избирательные комиссии
должны более тщательно осуществлять
контроль за процедурой выдвижения
кандидатов, проверку предоставляемых
кандидатами сведений и, в случае наличия
нарушений на данной стадии избирательного
процесса, рассматривать возможность
применения санкций к провинившемуся
кандидату при решении вопроса о его
регистрации. В случае же, если о
произошедших нарушениях на стадии
выдвижения кандидата стало известно после
его регистрации, рассмотрение вопроса об
отмене регистрации кандидата должно
осуществляться в судебном порядке, в том
числе на основании представления
избирательной комиссии. Это представление
может быть подано в суд не позднее чем за 16
дней до дня голосования.
Полагаем, что период времени со дня
подачи кандидатом документов на
регистрацию и до указанного момента (16
дней до дня голосования) является
достаточным для того, чтобы досконально
проверить соблюдение кандидатом
требований законодательства к процедуре
выдвижения, а также достоверность всех
представленных сведений. Таким образом
удастся избежать ситуации, когда сведения
о нарушениях, произошедших еще на стадии
выдвижения, “неожиданно” всплывают в
последний перед днем голосования день и по
этим основаниям регистрация кандидата
отменяется.
Что же касается нарушений, произошедших
после регистрации кандидата (нарушение
правил проведения предвыборной агитации,
финансирования, осуществление подкупа
избирателей и др.), то по данным основаниям
регистрация может быть отменена не
позднее чем в день, предшествующий дню
голосования. При этом следует отметить,
что не позднее чем за 16 дней до дня
голосования это может сделать как
избирательная комиссия, так и суд, а за
15–1 день до дня голосования – только
суд.
Требует дифференцирования такое
основание для отмены регистрации как
сообщение кандидатом существенно
недостоверных сведений. Следует различать
сведения, представляемые кандидатом и
помещаемые в подписных листах (наличие
судимости, гражданства иностранного
государства и др.) и иные сведения, которые
доводятся до избирателей другими
способами и на ином этапе избирательной
кампании (сведения биографического
характера, о доходах и имуществе кандидата
и т.д.).
В первом случае сообщение кандидатом
недостоверных сведений безусловно может
являться основанием для отмены его
регистрации, поскольку при сборе подписей
избиратели вводятся в заблуждение
неверным содержанием подписного листа
данного кандидата и поэтому легитимность
его регистрации может быть поставлена под
сомнение.
Что же касается иных сообщаемых
кандидатом сведений, то их
недостоверность не может служить причиной
отмены регистрации кандидата, поскольку
правовой смысл нормы, обязывающей
кандидатов представлять в избирательную
комиссию сведения о себе, определяется не
только необходимостью дать избирателям
достоверную информацию об участниках
избирательного процесса. Нельзя
одновременно ставить препятствия на пути
осуществления кандидатами своего
пассивного избирательного права. Полагаем,
что в этом случае избирательная комиссия
должна дать возможность кандидату
уточнить представленные им данные и
довести до сведения избирателей
окончательную информацию.
Помимо перечисленных предложений,
считаем необходимым усилить на
федеральном уровне законодательное
регулирование вопросов отмены
регистрации кандидатов. Как известно,
перечень оснований для отмены регистрации
кандидата, закрепленный в п. 1 ст. 64
Федерального закона “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации”, является открытым, то есть
законами субъектов РФ могут быть
установлены дополнительные основания,
помимо указанных в Федеральном законе. С
нашей же точки зрения, перечень оснований
для отмены регистрации, закрепленный в
Федеральном законе, должен носить
исчерпывающий характер.
Полагаем, что закрепление
вышеперечисленных предложений в
федеральном законодательстве позволит
существенно укрепить гарантии реализации
кандидатами своего пассивного
избирательного права, а также свести к
минимуму возможность злоупотребления
государственными органами своими
полномочиями по отмене регистрации
кандидатов на выборах всех уровней.