1. В жалобе
гражданина А.Л. Шхагошева
оспаривается
конституционность
следующих положений:
пункта 2 статьи 27
Федерального закона от 12
июня 2002 года "Об основных
гарантиях избирательных
прав и права на участие в
референдуме граждан
Российской Федерации" и
пункта 2 статьи 30
Федерального закона от 20
декабря 2002 года "О выборах
депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", в
соответствии с которыми
полномочия участковой
комиссии прекращаются через
десять дней со дня
официального опубликования
результатов выборов,
референдума, если в адрес
вышестоящей комиссии не
поступили жалобы (заявления),
протесты на действия (бездействие)
данной комиссии, в
результате которых был
нарушен порядок голосования
и подсчета голосов, и если по
данным фактам не ведется
судебное разбирательство. В
случае обжалования или
опротестования итогов
голосования полномочия
участковой комиссии
прекращаются после
вынесения окончательного
решения по существу жалобы (заявления),
протеста вышестоящей
комиссией или судом;
пункта 4 статьи 74
Федерального закона от 12
июня 2002 года "Об основных
гарантиях избирательных
прав и права на участие в
референдуме граждан
Российской Федерации" и
пункта 7 статьи 90
Федерального закона от 20
декабря 2002 года "О выборах
депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", в
соответствии с которыми с
момента начала голосования
и до момента подписания
протокола об итогах
голосования (о результатах
выборов, референдума)
соответствующей комиссией
государственная
автоматизированная
информационная система
используется для наблюдения
за ходом и установлением
итогов голосования путем
передачи данных от
нижестоящих комиссий
вышестоящим комиссиям, а
отдельные ее технические
средства - для подсчета
голосов избирателей,
участников референдума.
Данные о ходе и об итогах
голосования, полученные
через государственную
автоматизированную
информационную систему (отдельные
ее технические средства),
являются предварительной,
не имеющей юридического
значения информацией, если
иное не установлено
федеральным законом;
пункта 2 статьи 75
Федерального закона от 12
июня 2002 года "Об основных
гарантиях избирательных
прав и права на участие в
референдуме граждан
Российской Федерации",
согласно которому решения и
действия (бездействие)
Центральной избирательной
комиссии Российской
Федерации обжалуются в
Верховный Суд Российской
Федерации, решения и
действия (бездействие)
избирательных комиссий
субъектов Российской
Федерации, окружных
избирательных комиссий по
выборам в федеральные
органы государственной
власти, окружных
избирательных комиссий по
выборам в законодательные (представительные)
органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации обжалуются в
верховные суды республик,
краевые, областные суды,
суды городов федерального
значения, суды автономной
области и автономных
округов, решения и действия (бездействие)
иных комиссий обжалуются в
районные суды;
пункта 4 части 1
статьи 26 ГПК Российской
Федерации, в соответствии с
которым верховный суд
субъекта Российской
Федерации рассматривает в
качестве суда первой
инстанции дела об
оспаривании решений (уклонения
от принятия решений)
избирательных комиссий
субъектов Российской
Федерации, окружных
избирательных комиссий по
выборам в федеральные
органы государственной
власти, окружных
избирательных комиссий по
выборам в законодательные (представительные)
органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации, соответствующих
комиссий референдума, за
исключением решений,
оставляющих в силе решения
нижестоящих избирательных
комиссий или
соответствующих комиссий
референдума.
По мнению
заявителя, оспариваемые
законоположения нарушают
его конституционные права
на получение информации,
избирать и быть избранным в
органы государственной
власти и на судебную защиту
и противоречат Конституции
Российской Федерации, ее
статьям 19 (часть 2), 29 (часть 4),
32 (часть 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть
2).
Как следует из
жалобы и приложенных к ней
материалов, принятыми в
марте - июне 2004 года
решениями ряда районных
судов и Нальчикского
городского суда Кабардино-Балкарской
Республики, оставленными
без изменений Судебной
коллегией по гражданским
делам Верховного Суда
Кабардино-Балкарской
Республики, было отказано в
связи с необоснованностью в
удовлетворении заявлений А.Л.
Шхагошева - бывшего
кандидата в депутаты
Государственной Думы об
отмене решений участковых
избирательных комиссий об
итогах голосования и
признании
недействительными итогов
голосования на 43
избирательных участках по
Кабардино-Балкарскому
одномандатному
избирательному округу N 14; о
незаконности действий
председателя Избирательной
комиссии Кабардино-Балкарской
Республики и обязании его
выдать заверенные
компьютерные распечатки
всех вариантов протоколов N 1
ряда участковых
избирательных комиссий об
итогах голосования по
Кабардино-Балкарскому
одномандатному
избирательному округу N 14,
которые вводились в
государственную
автоматизированную
информационную систему "Выборы"
и размещены на сайте
Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской
Республики в "Интернете".
Определением Верховного
Суда Кабардино-Балкарской
Республики от 28 декабря 2004
года направлены для
рассмотрения по подсудности
в районные и городские суды
материалы дела по заявлению
А.Л. Шхагошева об отмене
Постановления окружной
избирательной комиссии
Кабардино-Балкарского
одномандатного
избирательного округа N 14 от
11 декабря 2003 года о
результатах выборов
депутатов Государственной
Думы по данному округу.
При рассмотрении
дел с участием А.Л. Шхагошева
в судах общей юрисдикции
были применены пункт 4
статьи 74 и пункт 2 статьи 75
Федерального закона "Об
основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
граждан Российской
Федерации", пункт 7 статьи
90 Федерального закона "О
выборах депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации" и
пункт 4 части первой статьи 26
ГПК Российской Федерации.
Секретариат
Конституционного Суда
Российской Федерации в
порядке части второй статьи
40 Федерального
конституционного закона "О
Конституционном Суде
Российской Федерации"
ранее уведомлял заявителя о
том, что данная жалоба не
соответствует требованиям
названного Закона.
2. Согласно статье
29 (часть 4) Конституции
Российской Федерации каждый
имеет право свободно искать,
получать, передавать,
производить и
распространять информацию
любым законным способом.
По мнению
заявителя, данной норме
противоречат и являются
неконституционными
положения пункта 4 статьи 74
Федерального закона "Об
основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
граждан Российской
Федерации" и пункта 7
статьи 90 Федерального
закона "О выборах
депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации",
устанавливающие, что данные
о ходе и об итогах
голосования, полученные
через государственную
автоматизированную
информационную систему (отдельные
ее технические средства),
являются предварительной,
не имеющей юридического
значения информацией, если
иное не установлено
федеральным законом.
Сами по себе
указанные законоположения
какие-либо конституционные
права и свободы заявителя, в
том числе право получать
информацию, не нарушают,
поскольку действуют во
взаимосвязи с другими
положениями названных
Федеральных законов,
согласно которым
наблюдатели, включая
назначенных
зарегистрированным
кандидатом, имеют право
знакомиться с любой
информацией, содержащейся в
государственной
автоматизированной
информационной системе; при
использовании в ходе
выборов, референдума
государственной
автоматизированной
информационной системы (отдельных
ее технических средств)
данные об участии
избирателей, участников
референдума в выборах,
референдуме, о
предварительных и об
окончательных итогах
голосования должны быть
оперативно доступны (в
режиме "только чтение")
абонентам информационно-коммуникативной
сети общего пользования "Интернет";
порядок и сроки
предоставления таких данных
не должны противоречить
требованиям
законодательства о выборах
и референдумах (пункты 3 и 5
статьи 74 Федерального
закона "Об основных
гарантиях избирательных
прав и права на участие в
референдуме граждан
Российской Федерации;
пункты 4 и 9 статьи 90
Федерального закона "О
выборах депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации").
Как следует из
представленных материалов,
заявитель имел свободный
доступ к данным о протоколах
участковых избирательных
комиссий об итогах
голосования по
избирательному округу, в
котором он баллотировался
на выборах в
Государственную Думу; эти
данные были размещены на
сайте Избирательной
комиссии Кабардино-Балкарской
Республики в информационно-телекоммуникационной
сети общего пользования "Интернет".
Что касается отказа
председателя Избирательной
комиссии Кабардино-Балкарской
Республики выдать
заверенные компьютерные
распечатки указанных
протоколов участковых
избирательных комиссий, то
такого рода действия могут
быть обжалованы в судах
общей юрисдикции.
3. Пункт 4 части
первой статьи 26 ГПК
Российской Федерации о
подсудности дел по
избирательным спорам и
пункт 2 статьи 75
Федерального закона "Об
основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
граждан Российской
Федерации" об обжаловании
решений и действий (бездействия)
избирательных комиссий в
соответствующий суд по
подсудности,
рассматриваемые во
взаимосвязи с другими
положениями Гражданского
процессуального кодекса
Российской Федерации и
названного Федерального
закона, предполагают
обязанность суда
соответствующего уровня
рассмотреть по существу не
только решения и действия (бездействие)
избирательной комиссии,
организующей выборы, но и
одновременно решения и
действия (бездействие) всех
нижестоящих комиссий,
принимавших участие в
организации и проведении
данных выборов, если
допущенные ими нарушения
могли повлиять на
результаты указанных
выборов, а также
предусматривают
возможность обжалования
решения суда по делу о
защите избирательных прав в
кассационной и надзорной
инстанциях и, следовательно,
не могут рассматриваться
как допускающие, вопреки
утверждению заявителя,
неполноту судебного
исследования доказательств
по делу, принятие
необоснованных судебных
решений и ограничение права
на судебную защиту.
По сути, заявитель
в своей жалобе выражает
несогласие с судебными
решениями, принятыми по его
заявлениям о признании
недействительными итогов
голосования на
избирательных участках в
избирательном округе, в
котором он баллотировался
на выборах в
Государственную Думу. Между
тем Конституционный Суд
Российской Федерации не
правомочен проверять
законность и обоснованность
решений судов общей
юрисдикции.