Конституционный
Суд Российской Федерации в
составе Председателя В.Д.
Зорькина, судей Н.С. Бондаря,
Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М.
Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.
Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой,
С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я.
Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в
пленарном заседании
заключение судьи Н.В.
Мельникова, проводившего на
основании статьи 41
Федерального
конституционного закона "О
Конституционном Суде
Российской Федерации"
предварительное изучение
жалобы гражданина А.А.
Шейхова,
установил:
1. В ходе
избирательной кампании по
выборам депутатов Народного
Собрания Республики
Дагестан гражданин А.А.
Шейхов, будучи беспартийным,
был включен в
республиканский список
кандидатов в депутаты от
одной из политических
партий. Избирательная
комиссия Республики
Дагестан признала
представленные партией
документы ненадлежаще
оформленными, ряд подписей
недействительными и в
регистрации данного списка
кандидатов отказала.
Решением
Верховного суда Республики
Дагестан от 15 февраля 2007
года в удовлетворении
заявления А.А. Шейхова о
признании незаконным
решения Избирательной
комиссии Республики
Дагестан было отказано.
Данное судебное решение
отменено определением
Судебной коллегии по
гражданским делам
Верховного Суда Российской
Федерации от 2 марта 2007 года
с прекращением производства
по делу. Решением Верховного
суда Республики Дагестан от
2 мая 2007 года, оставленным в
силе определением Судебной
коллегии по гражданским
делам Верховного Суда
Российской Федерации от 1
августа 2007 года, А.А. Шейхову
отказано в удовлетворении
заявления о признании
недействующими отдельных
положений Закона Республики
Дагестан "О выборах
депутатов Народного
Собрания Республики
Дагестан".
В своей
жалобе в Конституционный
Суд Российской Федерации А.А.
Шейхов просит признать не
соответствующим
Конституции Российской
Федерации Закон Республики
Дагестан от 1 ноября 2006 года N
50 "О выборах депутатов
Народного Собрания
Республики Дагестан" в
части, устанавливающей
пропорциональную систему
выборов в Народное Собрание
Республики Дагестан без
гарантий обеспечения
пассивного избирательного
права граждан, не являющихся
членами избирательных
объединений.
Как
утверждается в жалобе,
названный Закон не
позволяет этим гражданам
влиять на процесс
оформления документации и
представления для
регистрации списка
кандидатов в избирательную
комиссию, чем нарушает их
конституционное право быть
избранными в орган
государственной власти (статья
32 часть 2) Конституции
Российской Федерации), а
часть 3 его статьи 42,
согласно которой
избирательное объединение в
порядке и по основаниям,
предусмотренным его уставом,
вправе не позднее чем за 15
дней до дня голосования
исключить отдельных
кандидатов из выдвинутого
им списка кандидатов,
заверенного (зарегистрированного)
Избирательной комиссией
Республики Дагестан,
нарушает конституционный
принцип равенства прав
граждан.
Кроме
того, заявитель просит
признать не соответствующим
Конституции Российской
Федерации постановление
Народного Собрания
Республики Дагестан от 30
ноября 2006 года "О
назначении выборов
депутатов Народного
Собрания Республики
Дагестан".
2.
Конституция Российской
Федерации относит к ведению
Российской Федерации
регулирование и защиту прав
и свобод человека и
гражданина (статья 71, пункт
"в") и к совместному
ведению Российской
Федерации и субъектов
Российской Федерации -
защиту прав и свобод
человека и гражданина (статья
72, пункт "б" части 1).
По смыслу
названных положений
Конституции Российской
Федерации во взаимосвязи с
положениями ее статей 5 (части
2 и 3), 71 (пункты "г", "о"),
72 (пункт "н" части 1), 76 и
77, субъекты Российской
Федерации имеют собственное
избирательное
законодательство, на основе
которого проводятся выборы
в их законодательные (представительные)
органы государственной
власти и обеспечиваются
избирательные права граждан
применительно к этому
уровню выборов.
Соответствующий закон
субъекта Российской
Федерации выступает при
этом в качестве
конкретизирующего
нормативного регулятора
избирательных прав граждан,
реализуемых ими при
формировании органа
народного
представительства данного
субъекта Российской
Федерации.
Такое
регулирование носит
вторичный характер и
производно от базового,
устанавливаемого - в силу
принципа единства системы
правового регулирования
избирательных прав,
вытекающего из статей 4 (часть
2), 15 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 71 (пункт
"в"), 72 (пункт "б"
части 1) и 76 Конституции
Российской Федерации, -
Конституцией Российской
Федерации и федеральными
законами, в частности
Федеральным законом "Об
основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
граждан Российской
Федерации", который, как
нормативный правовой акт
общего действия,
затрагивающий
основополагающие вопросы
организации и проведения
выборов, определяет права и
обязанности участников
избирательных
правоотношений, в том числе
закрепляет полномочия
федеральных органов
государственной власти и
органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации по реализации и
обеспечению избирательных
прав граждан, осуществляя
тем самым разграничение
этих полномочий.
Законодатель
субъекта Российской
Федерации, в свою очередь,
вводя конкретные
избирательные процедуры,
должен - с учетом
особенностей такого
предмета правового
регулирования, как
формирование
законодательного (представительного)
органа государственной
власти субъекта Российской
Федерации посредством
выборов, - предусматривать и
необходимые дополнительные
гарантии избирательных прав
граждан. При этом он связан
требованием статьи 76 (часть
5) Конституции Российской
Федерации, в соответствии с
которой законы и иные
нормативные правовые акты
субъектов Российской
Федерации не могут
противоречить федеральным
законам, принятым по
предметам ведения
Российской Федерации и
предметам совместного
ведения Российской
Федерации и ее субъектов, и
во всяком случае не должен
снижать уровень федеральных
гарантий избирательных прав,
обеспечиваемый в Российской
Федерации на основе
Конституции Российской
Федерации и согласно
общепризнанным принципам и
нормам международного права.
Законодатель субъекта
Российской Федерации не
вправе также вводить какие-либо
ограничения
конституционных прав и
свобод и тем более -
устанавливать такие
процедуры и условия, которые
затрагивают само существо
права на свободные выборы.
Приведенная
правовая позиция,
изложенная Конституционным
Судом Российской Федерации
в Постановлении от 11 марта
2008 года N 4-П, сохраняет свою
силу.
3.
Закрепленное в статье 32
Конституции Российской
Федерации право граждан
Российской Федерации
избирать и быть избранными в
органы государственной
власти и органы местного
самоуправления
Конституционный Суд
Российской Федерации
истолковал как одно из
неотчуждаемых прав
гражданина, которое по своей
юридической природе
является индивидуальным (Постановление
от 11 марта 2008 года N 4-П).
Вместе с тем в реализации
данного права существенную
роль играют политические
партии как основные
коллективные участники
избирательного процесса.
Конституция
Российской Федерации (статья
32, часть 2), предусматривая
право граждан Российской
Федерации избирать и быть
избранными в органы
государственной власти, не
конкретизирует порядок его
реализации. Федеральные
законы от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ "Об общих принципах
организации
законодательных (представительных)
и исполнительных органов
государственной власти
субъектов Российской
Федерации" (пункт 4 статьи
4) и от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
граждан Российской
Федерации" (пункт 16 статьи
35) установили единые
требования к порядку
организации и проведения
выборов в законодательные (представительные)
органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации, согласно которым
как минимум половина
состава депутатского
корпуса представительного
органа государственной
власти субъекта Российской
Федерации либо половина
состава одной из его палат
должны формироваться на
основе пропорциональной
избирательной системы.
В
Постановлении от 16 июля 2007
года N 11-П Конституционный
Суд Российской Федерации
сформулировал правовую
позицию, согласно которой в
действующем правовом
регулировании
избирательной системы
политические партии как
носители соответствующей
публичной функции
приобретают качество
единственных коллективных
субъектов избирательного
процесса, при том что они
могут реализовать свое
право на участие в
осуществлении
государственной власти и ее
институционализации только
в установленных
Конституцией Российской
Федерации формах и только на
определенный срок, и ни одна
из них не может обладать
монопольным положением.
Данная правовая позиция
сохраняет свою силу и
полностью применима к
введению пропорциональной
избирательной системы при
выборах депутатов
законодательных (представительных)
органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации.
Таким
образом, законодатель
субъекта Российской
Федерации вправе
самостоятельно определять
порядок формирования своего
законодательного (представительного)
органа государственной
власти и с учетом
федерального
законодательства
устанавливать либо
пропорциональную, либо
пропорционально-мажоритарную
избирательную систему, что
само по себе не может
рассматриваться как
нарушение конституционного
права заявителя избирать и
быть избранным в депутаты
соответствующего
законодательного (представительного)
органа государственной
власти субъекта Российской
Федерации.
4. В
соответствии с пунктом 3.1
статьи 32 Федерального
закона "Об основных
гарантиях избирательных
прав и права на участие в
референдуме граждан
Российской Федерации",
если конституцией, уставом,
законом субъекта Российской
Федерации предусмотрено,
что в законодательном (представительном)
органе государственной
власти субъекта Российской
Федерации все депутатские
мандаты распределяются
между списками кандидатов
пропорционально числу
голосов избирателей,
полученных каждым из
списков кандидатов, законом
субъекта Российской
Федерации должны быть
предусмотрены гарантии
реализации права граждан
Российской Федерации, не
являющихся членами
избирательных объединений,
быть избранными депутатами
этого законодательного (представительного)
органа государственной
власти субъекта Российской
Федерации.
Одна из
таких гарантий
предусматривается в статье
29 Закона Республики
Дагестан "О выборах
депутатов Народного
Собрания Республики
Дагестан", согласно
которой гражданин вправе
обратиться в любое
избирательное объединение с
предложением включить его в
список кандидатов в
депутаты, выдвигаемый этим
избирательным объединением.
В силу
принципа свободных выборов
статья 3 (часть 3), статья 32 (часть
2) Конституции Российской
Федерации) реализация
избирательных прав
осуществляется на
добровольной, а не на
принудительной основе.
Поэтому возможность для
гражданина обратиться с
просьбой о включении в
список кандидатов в
депутаты от политической
партии, членом которой он не
является (в которой он не
состоит), - право гражданина,
что не предполагает
соответствующую
обязанность политической
партии.
Как
следует из представленных
материалов, А.А. Шейхов был
внесен в республиканский
список одной из
политических партий, т.е.
данным правом
воспользовался.
5. В
соответствии со статьей 125 (часть
4) Конституции Российской
Федерации, частью третьей
статьи 3 и частью первой
статьи 96 Федерального
конституционного закона "О
Конституционном Суде
Российской Федерации"
гражданин вправе обратиться
в Конституционный Суд
Российской Федерации с
жалобой на нарушение своих
конституционных прав и
свобод законом и такая
жалоба может быть признана
допустимой, если
оспариваемый закон
затрагивает эти права и
свободы и если он применен
или подлежит применению в
деле заявителя.
Поскольку
А.А. Шейхову была обеспечена
возможность реализовать
свое пассивное
избирательное право, а каких-либо
документов, подтверждающих
применение в его деле пункта
3 статьи 42 Закона Республики
Дагестан "О выборах
депутатов Народного
Собрания Республики
Дагестан", им не
представлено, данная жалоба
не может быть признана
отвечающей критерию
допустимости.
Разрешение
же поставленного заявителем
вопроса о формах влияния
граждан, не являющихся
членами конкретной
политической партии, на
процесс оформления
документации и
представления для
регистрации списка
кандидатов в избирательную
комиссию не входит в
компетенцию
Конституционного Суда
Российской Федерации, как
она определена в статье 125
Конституции Российской
Федерации и статье 3
Федерального
конституционного закона "О
Конституционном Суде
Российской Федерации". В
равной мере
Конституционному Суду
Российской Федерации
неподведомственно
разрешение вопроса о
проверке конституционности
постановления Народного
Собрания Республики
Дагестан от 30 ноября 2006 года
"О назначении выборов
депутатов Народного
Собрания Республики
Дагестан", поскольку
проверка по жалобам граждан
конституционности иных,
кроме закона, нормативных
актов субъектов Российской
Федерации не входит в его
компетенцию.
Исходя из
изложенного и
руководствуясь пунктами 1 и 2
части первой статьи 43,
частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального
конституционного закона "О
Конституционном Суде
Российской Федерации",
Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1.
Отказать в принятии к
рассмотрению жалобы
гражданина Шейхова
Абдурашида Абдурахмановича,
поскольку она не отвечает
требованиям Федерального
конституционного закона "О
Конституционном Суде
Российской Федерации", в
соответствии с которыми
жалоба признается
допустимой, и поскольку
разрешение поставленных
заявителем вопросов
Конституционному Суду
Российской Федерации
неподведомственно.
2.
Определение
Конституционного Суда
Российской Федерации по
данной жалобе окончательно
и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М. Данилов
|