Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации”

По существу жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в которой содержится просьба признать положения пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” не соответствующими Конституции Российской Федерации, считаю необходимым дать следующие ответы на вопросы, поставленные в обращении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Бондаря Николая Семеновича.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” деятельность, имеющая целью побудить избирателей голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), относится к предвыборной агитации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пунктами 1 и 3 статьи 8 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

По нашему мнению, указанные положения во взаимосвязи друг с другом свидетельствуют о признании законодателем возможности осуществления гражданами агитации против всех кандидатов (списков кандидатов).

Поскольку такая возможность корреспондирует закрепленному в статье 29 Конституции Российской Федерации праву граждан свободно производить и распространять информацию, полагаем, что данная возможность является элементом конституционного права.

2. В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и пунктом 9 статьи 57 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов.

Аналогичные положения содержат пункт 5 статьи 59 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и пункт 6 статьи 69 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации”. В соответствии с этими положениями запрещаются без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах.

Аналогичное положение – применительно к одному из способов предвыборной агитации – содержат пункт 5 статьи 54 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и пункт 7 статьи 63 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации”. В соответствии с этим положением запрещается изготовление агитационных материалов (в данной статье речь идет о печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалах) без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Статья 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предусматривает создание избирательных фондов только кандидатами и избирательными объединениями, избирательными блоками. Согласно пункту 1 статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” на выборах депутатов Государственной Думы избирательные фонды создаются только кандидатами, выдвинутыми по одномандатным округам, и избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими федеральные списки кандидатов.

По нашему мнению, указанные положения во взаимосвязи друг с другом свидетельствуют о том, что в рамках действующего законодательного регулирования предвыборных агитационных отношений не допускается никакая предвыборная агитация (в том числе и агитация против всех кандидатов или против всех списков кандидатов), оплачиваемая за счет денежных средств, не входящих в состав избирательных фондов.

Таким образом, действующее законодательство разрешает агитацию против всех кандидатов (списков кандидатов) в двух случаях:

а) когда такая агитация не сопровождается никакими денежными расходами;

б) когда она оплачена из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения или избирательного блока.

Случай “б” имеет отношение только к правам кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. При этом следует иметь в виду, что обычно кандидаты выдвигаются, а избирательные объединения, избирательные блоки выдвигают списки кандидатов с целью победы на выборах, поэтому агитация против всех кандидатов (списков кандидатов) не соответствует их интересам.

Что касается случая “а”, то следует отметить, что, согласно пункту 3 статьи 48 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и пункту 2 статьи 57 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

Приведенные выше положения действующего законодательства свидетельствуют, что граждане не могут проводить агитацию против всех кандидатов (списков кандидатов) ни первым (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях), ни третьим (посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов) способами. Проведение гражданами агитации против всех кандидатов (списков кандидатов) вторым способом (посредством проведения массовых мероприятий) возможно лишь в том случае, если она не сопровождается денежными расходами, то есть без изготовления агитационных транспарантов и т.п.

Следует также отметить, что указанные ограничения не позволяют проводить агитацию против всех кандидатов (списков кандидатов) эффективно (особенно на выборах депутатов Государственной Думы, поскольку среднее количество избирателей в одномандатном округе составляет около 500 тысяч, а число избирателей в федеральном округе – более 100 миллионов).

3. По нашему мнению, такое регулирование предвыборной агитации следует рассматривать как ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Отвечает ли оно конституционным критериям соразмерного ограничения прав и свобод, предусмотренным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации?

На этот вопрос мы даем отрицательный ответ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июня 1998 года № 17-П и подтвержденной в Постановлении от 29 ноября 2004 года № 17-П, каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными процедурами; воля избирателей может быть выражена голосованием не только за или против отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех внесенных в избирательный бюллетень кандидатов.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года № 15-П, выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Исходя из приведенных выше правовых позиций, мы полагаем, что законодатель обязан обеспечить гражданам возможность проведения агитации не только за и против отдельных кандидатов (списков кандидатов), но и против всех кандидатов (списков кандидатов).

Согласно правовой позиции, неоднократно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (в том числе и в цитированных выше постановлениях), ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.

Права граждан, негативно относящихся ко всем кандидатам (спискам кандидатов) и желающих публично выразить это свое отношение и таким образом повлиять на результаты выборов, входят в противоречие с интересами кандидатов, желающих быть избранными, и с интересами других граждан, позитивно относящихся к данным кандидатам и желающих их избрания. В то же время этим кандидатам и гражданам закон предоставляет право и возможность вести предвыборную агитацию с целью побудить избирателей проголосовать за них.

Исходя из приведенных выше доводов, запрет на проведение агитации против всех кандидатов (списков кандидатов), сопровождаемой какими-либо денежными расходами, приводит к утрате реального содержания права граждан на проведение агитации против всех кандидатов (списков кандидатов). А в условиях, когда кандидатам и гражданам закон предоставляет право и возможность вести предвыборную агитацию с целью побудить избирателей проголосовать за них, обсуждаемое ограничение прав граждан на проведение агитации против всех кандидатов (списков кандидатов) является чрезмерным, не отвечает требованиям справедливости и не является соразмерным конституционно признаваемым целям таких ограничений.

Возможно ли квалифицировать данную ситуацию с точки зрения наличия элементов пробельности в правовом регулировании соответствующей сферы общественных отношений?

На этот вопрос мы даем положительный ответ.

Мы полагаем, что федеральное законодательство содержит пробел в регулировании порядка проведения агитации против всех кандидатов (списков кандидатов). И федеральному законодателю следует устранить данный пробел.

В качестве одного из вариантов решения проблемы можно предложить нормы, аналогичные нормам, предусмотренным Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”. Согласно статье 61 указанного закона, граждане могут образовать инициативную агитационную группу, которая регистрируется избирательной комиссией, после чего эта группа вправе открыть специальный счет и вести агитацию всеми законными способами.

4. В нашем распоряжении нет материалов, касающихся практики применения положений действующего законодательства применительно к ситуациям, связанным с оплатой гражданами предвыборной агитации против всех кандидатов за счет собственных средств, и ответственности за эти действия.

5. Таким образом, по нашему мнению, оспариваемые положения пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации” в их взаимосвязи с другими положениями указанных федеральных законов не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Руководитель Дирекции программ
мониторинга избирательных кампаний
Независимого института выборов,

кандидат юридических наук

Любарев А.Е.

24 февраля 2005 г.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru