ЭКСПЕРТНОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по жалобе
Уполномоченного по правам
человека в Российской
Федерации на нарушение
конституционных прав и свобод
положениями пункта 5 статьи 48 и
статьи 58 Федерального закона
“Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”,
пункта 7 статьи 63 и статьи 66
Федерального закона “О
выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”
По существу
жалобы Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации, в которой содержится
просьба признать положения
пункта 5 статьи 48 и статьи 58
Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”,
пункта 7 статьи 63 и статьи 66
Федерального закона “О
выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации” не
соответствующими Конституции
Российской Федерации, считаю
необходимым дать следующие
ответы на вопросы, поставленные
в обращении судьи
Конституционного Суда
Российской Федерации Бондаря
Николая Семеновича.
1. В
соответствии с пунктом 4 статьи
2 Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации” и
пунктом 2 статьи 8 Федерального
закона “О выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”
деятельность, имеющая целью
побудить избирателей
голосовать против всех
кандидатов (против всех списков
кандидатов), относится к
предвыборной агитации.
В
соответствии с пунктом 1 статьи
48 Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”,
пунктами 1 и 3 статьи 8
Федерального закона “О
выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”
граждане Российской Федерации
вправе в допускаемых законом
формах и законными методами
проводить предвыборную
агитацию.
По нашему
мнению, указанные положения во
взаимосвязи друг с другом
свидетельствуют о признании
законодателем возможности
осуществления гражданами
агитации против всех
кандидатов (списков кандидатов).
Поскольку
такая возможность
корреспондирует закрепленному
в статье 29 Конституции
Российской Федерации праву
граждан свободно производить и
распространять информацию,
полагаем, что данная
возможность является элементом
конституционного права.
2. В
соответствии с пунктом 5 статьи
48 Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации” и
пунктом 9 статьи 57 Федерального
закона “О выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”
расходы на проведение
предвыборной агитации
осуществляются исключительно
за счет средств
соответствующих избирательных
фондов.
Аналогичные
положения содержат пункт 5
статьи 59 Федерального закона
“Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации” и
пункт 6 статьи 69 Федерального
закона “О выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”. В
соответствии с этими
положениями запрещаются без
оплаты из соответствующего
избирательного фонда
выполнение оплачиваемых работ,
реализация товаров, оказание
платных услуг, прямо или
косвенно связанных с выборами и
направленных на достижение
определенных результатов на
выборах. Запрещаются
бесплатное выполнение или
выполнение по необоснованно
заниженным расценкам
юридическими лицами, их
филиалами, представительствами
и иными подразделениями работ,
оказание услуг, реализация
товаров, прямо или косвенно
связанных с выборами и
направленных на достижение
определенных результатов на
выборах.
Аналогичное
положение – применительно к
одному из способов
предвыборной агитации –
содержат пункт 5 статьи 54
Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации” и
пункт 7 статьи 63 Федерального
закона “О выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”. В
соответствии с этим положением
запрещается изготовление
агитационных материалов (в
данной статье речь идет о
печатных, аудиовизуальных и
иных агитационных материалах)
без предварительной оплаты за
счет средств соответствующего
избирательного фонда.
Статья 58
Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”
предусматривает создание
избирательных фондов только
кандидатами и избирательными
объединениями, избирательными
блоками. Согласно пункту 1
статьи 66 Федерального закона
“О выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации” на
выборах депутатов
Государственной Думы
избирательные фонды создаются
только кандидатами,
выдвинутыми по одномандатным
округам, и избирательными
объединениями, избирательными
блоками, выдвинувшими
федеральные списки кандидатов.
По нашему
мнению, указанные положения во
взаимосвязи друг с другом
свидетельствуют о том, что в
рамках действующего
законодательного
регулирования предвыборных
агитационных отношений не
допускается никакая
предвыборная агитация (в том
числе и агитация против всех
кандидатов или против всех
списков кандидатов),
оплачиваемая за счет денежных
средств, не входящих в состав
избирательных фондов.
Таким
образом, действующее
законодательство разрешает
агитацию против всех
кандидатов (списков кандидатов)
в двух случаях:
а) когда
такая агитация не
сопровождается никакими
денежными расходами;
б) когда она
оплачена из избирательного
фонда кандидата,
избирательного объединения или
избирательного блока.
Случай “б”
имеет отношение только к правам
кандидатов, избирательных
объединений и избирательных
блоков. При этом следует иметь в
виду, что обычно кандидаты
выдвигаются, а избирательные
объединения, избирательные
блоки выдвигают списки
кандидатов с целью победы на
выборах, поэтому агитация
против всех кандидатов (списков
кандидатов) не соответствует их
интересам.
Что касается
случая “а”, то следует
отметить, что, согласно пункту 3
статьи 48 Федерального закона
“Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации” и
пункту 2 статьи 57 Федерального
закона “О выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации”
предвыборная агитация может
проводиться:
1) на каналах
организаций телерадиовещания и
в периодических печатных
изданиях;
2)
посредством проведения
массовых мероприятий (собраний,
встреч с гражданами, митингов,
демонстраций, шествий,
публичных дебатов и дискуссий);
3)
посредством выпуска и
распространения печатных,
аудиовизуальных и других
агитационных материалов;
4) иными не
запрещенными законом методами.
Приведенные
выше положения действующего
законодательства
свидетельствуют, что граждане
не могут проводить агитацию
против всех кандидатов (списков
кандидатов) ни первым (на
каналах организаций
телерадиовещания и в
периодических печатных
изданиях), ни третьим (посредством
выпуска и распространения
печатных, аудиовизуальных и
других агитационных материалов)
способами. Проведение
гражданами агитации против
всех кандидатов (списков
кандидатов) вторым способом (посредством
проведения массовых
мероприятий) возможно лишь в
том случае, если она не
сопровождается денежными
расходами, то есть без
изготовления агитационных
транспарантов и т.п.
Следует
также отметить, что указанные
ограничения не позволяют
проводить агитацию против всех
кандидатов (списков кандидатов)
эффективно (особенно на выборах
депутатов Государственной Думы,
поскольку среднее количество
избирателей в одномандатном
округе составляет около 500
тысяч, а число избирателей в
федеральном округе – более 100
миллионов).
3. По нашему
мнению, такое регулирование
предвыборной агитации следует
рассматривать как ограничение
прав и свобод человека и
гражданина.
Отвечает ли
оно конституционным критериям
соразмерного ограничения прав
и свобод, предусмотренным в
части 3 статьи 55 Конституции
Российской Федерации?
На этот
вопрос мы даем отрицательный
ответ.
Согласно
правовой позиции,
сформулированной
Конституционным Судом
Российской Федерации в
Постановлении от 10 июня 1998 года
№ 17-П и подтвержденной в
Постановлении от 29 ноября 2004
года № 17-П, каждый
избиратель имеет право
выражать свою волю в любой из
юридически возможных форм
голосования в соответствии с
установленными процедурами;
воля избирателей может быть
выражена голосованием не
только за или против отдельных
кандидатов, но и в форме
голосования против всех
внесенных в избирательный
бюллетень кандидатов.
Согласно
правовой позиции,
сформулированной
Конституционным Судом
Российской Федерации в
Постановлении от 30 октября 2003
года № 15-П, выборы могут
считаться свободными, только
когда реально гарантированы
право на информацию и свобода
выражения мнений.
Исходя из
приведенных выше правовых
позиций, мы полагаем, что
законодатель обязан обеспечить
гражданам возможность
проведения агитации не только
за и против отдельных
кандидатов (списков кандидатов),
но и против всех кандидатов (списков
кандидатов).
Согласно
правовой позиции, неоднократно
сформулированной
Конституционным Судом
Российской Федерации (в том
числе и в цитированных выше
постановлениях), ограничения
конституционных прав должны
быть необходимыми и
соразмерными конституционно
признаваемым целям таких
ограничений; в тех случаях,
когда конституционные нормы
позволяют законодателю
установить ограничения
закрепляемых ими прав, он не
может осуществлять такое
регулирование, которое
посягало бы на само существо
того или иного права и
приводило бы к утрате его
реального содержания; при
допустимости ограничения того
или иного права в соответствии
с конституционно одобряемыми
целями государство,
обеспечивая баланс
конституционно защищаемых
ценностей и интересов, должно
использовать не чрезмерные, а
только необходимые и строго
обусловленные этими целями
меры; публичные интересы,
перечисленные в статье 55 (часть
3) Конституции Российской
Федерации, могут оправдать
правовые ограничения прав и
свобод, только если такие
ограничения отвечают
требованиям справедливости,
являются адекватными,
пропорциональными,
соразмерными и необходимыми
для защиты конституционно
значимых ценностей, в том числе
прав и законных интересов
других лиц, не имеют обратной
силы и не затрагивают само
существо конституционного
права, т.е. не ограничивают
пределы и применение основного
содержания соответствующих
конституционных норм.
Права
граждан, негативно относящихся
ко всем кандидатам (спискам
кандидатов) и желающих публично
выразить это свое отношение и
таким образом повлиять на
результаты выборов, входят в
противоречие с интересами
кандидатов, желающих быть
избранными, и с интересами
других граждан, позитивно
относящихся к данным
кандидатам и желающих их
избрания. В то же время этим
кандидатам и гражданам закон
предоставляет право и
возможность вести предвыборную
агитацию с целью побудить
избирателей проголосовать за
них.
Исходя из
приведенных выше доводов,
запрет на проведение агитации
против всех кандидатов (списков
кандидатов), сопровождаемой
какими-либо денежными
расходами, приводит к утрате
реального содержания права
граждан на проведение агитации
против всех кандидатов (списков
кандидатов). А в условиях, когда
кандидатам и гражданам закон
предоставляет право и
возможность вести предвыборную
агитацию с целью побудить
избирателей проголосовать за
них, обсуждаемое ограничение
прав граждан на проведение
агитации против всех
кандидатов (списков кандидатов)
является чрезмерным, не
отвечает требованиям
справедливости и не является
соразмерным конституционно
признаваемым целям таких
ограничений.
Возможно ли
квалифицировать данную
ситуацию с точки зрения наличия
элементов пробельности в
правовом регулировании
соответствующей сферы
общественных отношений?
На этот
вопрос мы даем положительный
ответ.
Мы полагаем,
что федеральное
законодательство содержит
пробел в регулировании порядка
проведения агитации против
всех кандидатов (списков
кандидатов). И федеральному
законодателю следует устранить
данный пробел.
В качестве
одного из вариантов решения
проблемы можно предложить
нормы, аналогичные нормам,
предусмотренным Федеральным
конституционным законом от 28
июня 2004 года № 5-ФКЗ “О
референдуме Российской
Федерации”. Согласно статье
61 указанного закона, граждане
могут образовать инициативную
агитационную группу, которая
регистрируется избирательной
комиссией, после чего эта
группа вправе открыть
специальный счет и вести
агитацию всеми законными
способами.
4. В нашем
распоряжении нет материалов,
касающихся практики применения
положений действующего
законодательства
применительно к ситуациям,
связанным с оплатой гражданами
предвыборной агитации против
всех кандидатов за счет
собственных средств, и
ответственности за эти
действия.
5. Таким
образом, по нашему мнению,
оспариваемые положения пункта 5
статьи 48 и статьи 58
Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”,
пункта 7 статьи 63 и статьи 66
Федерального закона “О
выборах депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации” в их
взаимосвязи с другими
положениями указанных
федеральных законов не
соответствуют Конституции
Российской Федерации.
Руководитель
Дирекции программ
мониторинга избирательных
кампаний
Независимого института выборов,
кандидат юридических
наук
Любарев А.Е.
24 февраля 2005 г. |