Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
Проект
13 марта 2002 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения

Настоящий Федеральный закон в целях установления гарантий непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет порядок общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также важных для государства и общества вопросов, требующих законодательного решения.


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе понятия и термины используются в следующих значениях:
законопроект - проект федерального конституционного закона или федерального закона, внесенный или подготовленный к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации надлежащим субъектом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
вопросы, требующие законодательного решения - принципиальные положения проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также вопросы, которые могут быть решены путем принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов либо внесения в них изменений и (или) дополнений;
общественное обсуждение - обсуждение гражданами Российской Федерации и иными субъектами в установленном настоящим Федеральным законом порядке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также вопросов, требующих законодательного решения;
инициаторы общественного обсуждения - субъекты, обладающие в соответствии с настоящим Федеральным законом правом предлагать проведение общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов или вопросов, требующих законодательного решения;
общественная экспертиза - проводимая в форме, установленной настоящим Федеральным законом, экспертиза проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов или вопросов, требующих законодательного решения;
опрос общественного мнения - проводимый в установленной настоящим Федеральным законом форме опрос мнения граждан Российской Федерации по вопросам, требующим законодательного решения;
государственные и муниципальные средства массовой информации - организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления либо которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, редакции за год, предшествующий дню назначения общественного обсуждения, за счет средств, выделенных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Статья 2. Цели общественного обсуждения

Общественное обсуждение проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, их основных положений и возможных законодательных решений призвано способствовать совершенствованию законодательства Российской Федерации, гарантировать его соответствие интересам общества, содействовать вовлечению граждан Российской Федерации и их коллективов в процесс управления делами государства.

Статья 3. Принципы общественного обсуждения

1. Основными принципами общественного обсуждения являются всеобщность обсуждения, равенство прав граждан Российской Федерации на участие в обсуждении, свобода их волеизъявления, объективность и гласность обсуждения, обязательность рассмотрения и учета поступивших в ходе обсуждения предложений, обоснованность решений, принимаемых по результатам общественного обсуждения.
2. При проведении общественного обсуждения не могут вводиться ограничения прав граждан, отменяющие или умаляющие принципы осуществления народовластия, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Предмет общественного обсуждения

В порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на общественное обсуждение могут быть вынесены находящиеся на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации либо подготовленные к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами, обладающими в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы, проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, принятие которых затрагивает интересы значительного числа граждан Российской Федерации, либо наиболее важные положения таких законопроектов.
В порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на общественное обсуждение также могут быть вынесены затрагивающие интересы значительного числа граждан Российской Федерации вопросы, которые могут быть решены путем принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов либо внесения в них изменений и (или) дополнений, а также возможные варианты законодательных решений.

Статья 5. Вопросы, которые не могут быть вынесены на общественное обсуждение

1. На общественное обсуждение, проводимое в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть вынесены вопросы:
а) не подлежащие нормативному правовому регулированию;
б) не относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
в) которые в силу ограниченности их значения в пространстве, во времени или по кругу лиц не могут иметь правовых решений в форме положений федеральных конституционных законов или федеральных законов.
2. К общественному обсуждению, проводимому в соответствии с настоящим федеральным законом, не могут быть представлены проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и варианты законодательных решений:
а) противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, ратифицированным в установленном порядке международным договорам Российской Федерации;
б) создающие угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, безопасности государства;
в) отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина либо ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
г) противоречащие общепризнанным принципам нравственности;
д) отменяющие результаты высших непосредственных форм выражения власти народа - референдумов и выборов.
3. На общественное обсуждение, проводимое в соответствии с настоящим Федеральным законом, также не могут быть вынесены вопросы:
а) о доверии или недоверии органам государственной власти, государственным должностным лицам, органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, об их общественной поддержке или ответственности;
б) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
в) о формировании состава органов государственной власти, органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти, органов местного самоуправления;
г) о принятии или об изменении федерального бюджета, распределении расходов федерального бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств государства;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
4. Не допускается установление ограничений для вопросов, составляющих предмет общественного обсуждения, не предусмотренных в настоящей статье.

Статья 6. Требования, предъявляемые к формулировке вопроса, выносимого на общественное обсуждение

1. В случае вынесения на общественное обсуждение вопроса, требующего законодательного решения, его формулировка должна быть ясной и доступной для понимания, допускающей лишь однозначное толкование смысла вопроса.
2. Формулировка основных положений проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов должна точно соответствовать положениям законопроекта. Формулировка возможных вариантов законодательного решения должна раскрывать все существенные положения, составляющие содержание соответствующего законодательного решения.

Статья 7. Обстоятельства, исключающие проведение общественного обсуждения

1. Общественное обсуждение, предусмотренное настоящим Федеральным законом, не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Повторное общественное обсуждение не проводится в течение трех лет после дня официального опубликования итогового заключения о результатах общественного обсуждения вопроса с такой же по смыслу формулировкой.
3. Общественное обсуждение не может быть назначено лицом, временно исполняющим обязанности Президента Российской Федерации.


Глава 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Статья 8. Участники общественного обсуждения

1. Участниками общественного обсуждения, предложения которых по обсуждаемому вопросу должны быть рассмотрены в установленном настоящим Федеральным законом порядке, являются:
а) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и не лишенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации избирательного права;
б) общественные объединения, зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке;
в) органы государственной власти и государственные должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;
г) некоммерческие организации всех форм собственности, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является проведение научно-исследовательских работ в области права или в сфере обсуждаемого вопроса.
2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, могут приобретать право участвовать в общественном обсуждении на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
3. Указом Президента Российской Федерации, которым назначается общественное обсуждение, права участников общественного обсуждения соответствующего вопроса могут быть предоставлены иным некоммерческим и коммерческим организациям, интересы которых затрагивает обсуждаемый вопрос.

Статья 9. Инициаторы общественного обсуждения

1. Общественное обсуждение проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения, назначается Президентом Российской Федерации по собственной инициативе или по предложению иных инициаторов общественного обсуждения, указанных в настоящей статье.
2. Инициаторами общественного обсуждения могут выступать:
а) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
б) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
в) Правительство Российской Федерации;
г) не менее одной трети членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
д) не менее одной трети законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
е) группа граждан Российской Федерации численностью не менее 200 тысяч человек, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 15 процентов от числа этих граждан.
3. Порядок реализации права выступать инициаторами общественного обсуждения Советом Федерации и Государственной Думой определяется регламентами соответствующих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы реализуют свое право выступать инициаторами общественного обсуждения путем сбора определенного подпунктом "г" пункта 2 настоящей статьи числа подписей под соответствующим требованием.
4. Для реализации права выступать инициаторами общественного обсуждения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо, чтобы соответствующее предложение законодательного (представительного) органа одного из субъектов Российской Федерации было в срок, не превышающий 30 дней, поддержано определенным в подпункте "д" пункта 2 настоящей статьи числом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Соответствующие решения должны приниматься на заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и оформляться постановлениями этих органов.
5. Граждане Российской Федерации реализуют свое право выступать инициаторами общественного обсуждения путем сбора определенного подпунктом "е" пункта 2 настоящей статьи числа подписей под соответствующим требованием в порядке, определенном статьей 10 настоящего Федерального закона.
6. При выдвижении инициативы общественного обсуждения инициаторы обсуждения должны указывать своих представителей, уполномоченных выступать от их лица.

Статья 10. Порядок реализации гражданами Российской Федерации права выступать инициаторами общественного обсуждения

1. Группа граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона участниками общественного обсуждения, в количестве не менее 50 человек может выступать в качестве инициативной группы по сбору подписей под требованием о проведении общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы, в котором указываются:
а) формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на общественное обсуждение, или законопроект, находящийся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, с указанием соответствующего субъекта законодательной инициативы;
б) субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей;
в) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Если предполагается проведение сбора подписей граждан Российской Федерации на территориях иностранных государств, в ходатайстве также указываются соответствующие иностранные государства.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о сборе подписей граждан под требованием о проведении общественного обсуждения соответствующего вопроса.
Граждане Российской Федерации вправе входить в состав любого числа инициативных групп по сбору подписей. Каждая инициативная группа вправе осуществлять сбор подписей под требованием о проведении общественного обсуждения только одного вопроса.
3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального закона, в течение 5 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а если сбор подписей предполагается на территориях иностранных государств, также и Министерство иностранных дел Российской Федерации. В случае отказа в регистрации инициативной группе в указанный срок выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
4. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи под требованием о проведении общественного обсуждения. При этом собранные до момента получения регистрационного свидетельства подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение 60 дней. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
5. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие требование о проведении общественного обсуждения, формулировку вопроса, предлагаемого для вынесения на обсуждение, или название законопроекта, находящегося на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, с указанием соответствующего субъекта законодательной инициативы, а также фамилию, имя, отчество, дату рождения, сведения о месте работы, занимаемой должности и месте жительства каждого из граждан, которые будут являться представителями, уполномоченными выступать от лица инициатора общественного обсуждения.
Требования к сведениям о гражданах, которые подлежат внесению в подписные листы, порядку заполнения подписных листов и порядку проведения сбора подписей совпадают с соответствующими требованиями, определенными Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" для реализации инициативы граждан Российской Федерации о проведении референдума Российской Федерации.
6. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число подписей граждан Российской Федерации, собранных за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
7. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 5 дней со дня получения подписных листов и экземпляра итогового протокола инициативной группы направляет их вместе с копией своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляется также инициативной группе.
Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, собранными за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующим консульским учреждением Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Федерального закона и в течение 5 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, информируя об этом инициативную группу.
Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям подпункта "е" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в указанный срок выносит постановление об отказе в направлении подписных листов Президенту Российской Федерации. Копия этого постановления направляется инициативной группе. Данная инициативная группа не может повторно проводить сбор подписей под требованием о проведении общественного обсуждения.
В случае, если избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы могут быть возвращены инициативной группе для внесения в них необходимых исправлений. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Статья 11. Условия выдвижения инициативы проведения общественного обсуждения

1. Инициатива проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов или их основных положений может быть выдвинута Президентом Российской Федерации или любым из субъектов, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в период рассмотрения этих законопроектов в установленном Конституцией Российской Федерации порядке палатами Федерального Собрания Российской Федерации - с момента внесения законопроекта надлежащим субъектом законодательной инициативы в Государственную Думу до момента одобрения Советом Федерации федерального конституционного закона, федерального закона, принятия Государственной Думой при повторном голосовании отклоненного Советом Федерации федерального закона либо до момента отклонения Государственной Думой или Советом Федерации федерального конституционного закона, отклонения Государственной Думой федерального закона, а также с момента отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона до момента его одобрения в ранее принятой редакции обеими палатами Федерального Собрания либо до момента его отклонения.
После назначения общественного обсуждения проекта федерального конституционного закона, федерального закона или его основных положений Совет Федерации, Государственная Дума обязаны отложить принятие решений по соответствующему федеральному конституционному закону, Государственная Дума обязана отложить принятие решений по соответствующему федеральному закону до окончания общественного обсуждения. Назначение общественного обсуждения проектов федеральных законов или их основных положений не приостанавливает течения установленных Конституцией Российской Федерации сроков принятия по ним решений Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.
2. Инициативы проведения общественного обсуждения положений проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов в период разработки этих законопроектов до их внесения в Государственную Думу могут выдвинуть Президент Российской Федерации или те субъекты, из числа указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, которые наделены в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы и готовят к внесению в Государственную Думу данные законопроекты.
3. Инициативы проведения общественного обсуждения вопросов, которые могут быть решены путем принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов либо внесения в них изменений и (или) дополнений могут быть выдвинуты Президентом Российской Федерации или любым субъектом, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вне связи с рассмотрением конкретного законопроекта при условии, что в Государственную Думу до назначения такого обсуждения не внесены законопроекты, предлагающие правовые решения соответствующих вопросов и инициатива обсуждения такого же по смыслу вопроса не выдвинута в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 12. Обязательность проведения общественного обсуждения

Назначение общественного обсуждения в случае выдвижения соответствующей инициативы, удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона, является обязательным.


Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Статья 13. Назначение общественного обсуждения

1. Общественное обсуждение назначается указом Президента Российской Федерации. Днем назначения общественного обсуждения считается день вступления в силу соответствующего указа.
2. Инициаторы общественного обсуждения, указанные в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, направляет соответствующие документы и приложенные к ним материалы Президенту Российской Федерации. Документы, свидетельствующие о выдвижении гражданами Российской Федерации инициативы проведения общественного обсуждения, и приложенные к ним материалы направляются Президенту Российской Федерации в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона.
Указанные документы регистрируются в Администрации Президента Российской Федерации в день их поступления, о чем в двухдневный срок информируются Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, а также инициатор обсуждения.
3. Президент Российской Федерации вправе своим распоряжением назначить проверку соответствия предлагаемого для обсуждения вопроса и порядка выдвижения инициативы проведения общественного обсуждения требованиям настоящего Федерального закона. По результатам проверки готовится правовое заключение в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации принимает решение о назначении общественного обсуждения или об отказе в назначении общественного обсуждения. Основанием для отказа в назначении общественного обсуждения может быть несоответствие предлагаемого для обсуждения вопроса или порядка выдвижения инициативы проведения общественного обсуждения требованиям настоящего Федерального закона.
В случае отказа в назначении общественного обсуждения об этом в двухдневный срок информируется инициатор общественного обсуждения. Отказ в назначении общественного обсуждения может быть обжалован инициатором общественного обсуждения в Верховный Суд Российской Федерации.
5. При отсутствии оснований для отказа в назначении общественного обсуждения указ Президента Российской Федерации о назначении общественного обсуждения должен быть подписан Президентом Российской Федерации и вступить в силу в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления соответствующих документов и приложенных к ним материалов в Администрацию Президента Российской Федерации и их регистрации.
В случае назначения общественного обсуждения Президентом Российской Федерации по собственной инициативе соответствующий указ Президента Российской Федерации вступает в силу не ранее, чем через два дня после его официального опубликования.
6. В указе Президента Российской Федерации о назначении общественного обсуждения указываются: проект федерального конституционного закона, федерального закона или вопрос, выносимый на общественное обсуждение, срок общественного обсуждения, численный состав комиссии общественного обсуждения, а также могут указываться сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
7. Указ Президента Российской Федерации о назначении общественного обсуждения в течение двух дней со дня его подписания направляется в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также подлежит официальному опубликованию в "Российской газете", "Парламентской газете" и передается в иные средства массовой информации. В случаях назначения общественного обсуждения в соответствии с условиями, предусмотренными пунктами 1 или 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к указу Президента Российской Федерации должен быть приложен текст соответствующего законопроекта или его основных положений с пояснительной запиской.

Статья 14. Комиссия общественного обсуждения

1. Для организации проведения общественного обсуждения, рассмотрения и обобщения поступивших от участников общественного обсуждения предложений создается комиссия общественного обсуждения. В случае вынесения на общественное обсуждение нескольких однородных вопросов организация их обсуждения может осуществляться одной комиссией.
2. Комиссия общественного обсуждения формируется в составе не менее 11 и не более 23 членов, при этом общее число членов комиссии должно быть нечетным. Кандидатуры двух членов комиссии предлагаются инициатором обсуждения. Кандидатуры остальных членов комиссии предлагаются на паритетных началах Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой.
3. Членами комиссии общественного обсуждения могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 30 лет, с безупречной репутацией, объективность и беспристрастность которых не может быть поставлена под сомнение, обладающие глубокими знаниями в области права или в сфере обсуждаемого вопроса. Субъекты, предлагающие кандидатуры членов комиссии, должны учитывать предложения, поступающие от общественных объединений и научных организаций.
4. Персональный состав комиссии общественного обсуждения утверждается указом Президента Российской Федерации в срок, не превышающий 15 дней со дня назначения общественного обсуждения. Если субъекты, наделенные правом предлагать кандидатуры членов комиссии общественного обсуждения, не представят Президенту Российской Федерации свои предложения за день до истечения указанного срока, то соответствующих членов комиссии назначает Президент Российской Федерации с учетом предложений общественных объединений и научных организаций.
5. Полномочия комиссии общественного обсуждения прекращаются через 15 дней после дня официального опубликования итогового заключения по результатам общественного обсуждения, а если решения или действия комиссии обжалованы в судебном порядке - через 15 дней после дня вступления в силу окончательного судебного решения.

Статья 15. Обеспечение деятельности комиссии общественного обсуждения

1. Финансирование деятельности комиссии общественного обсуждения осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают осуществление комиссией общественного обсуждения возложенных на нее в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочий, в частности предоставляют необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, необходимые сведения и материалы, оказывают иную необходимую организационно-техническую помощь.
3. Государственные и муниципальные средства массовой информации должны бесплатно предоставлять комиссии общественного обсуждения печатные площади и эфирное время для размещения информации, связанной с проведением общественного обсуждения. Соответствующие расходы государственных и муниципальных средств массовой информации покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования.
4. Для выполнения технической и экспертной работы, связанной с рассмотрением и обобщением поступающих от участников общественного обсуждения предложений, при комиссии общественного обсуждения могут создаваться рабочие группы. Кадровое и организационно-техническое обеспечение деятельности рабочих групп осуществляется органами государственной власти Российской Федерации. Финансирование указанной деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Рабочие группы подчинены в своей деятельности только комиссии общественного обсуждения.

Статья 16. Полномочия и порядок деятельности комиссии общественного обсуждения

1. Комиссия общественного обсуждения:
обеспечивает информирование граждан Российской Федерации и других участников общественного обсуждения о законопроекте или вопросе, вынесенном на обсуждение, ходе общественного обсуждения и его результатах;
организует работу по разъяснению гражданам Российской Федерации и иным субъектам порядка их участия в общественном обсуждении;
обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона при проведении общественного обсуждения;
принимает, рассматривает и обобщает предложения, поступающие от участников общественного обсуждения;
оказывает содействие участникам общественного обсуждения в реализации их прав, установленных настоящим Федеральным законом;
устанавливает в соответствии с настоящим Федеральным законом правила рассмотрения предложений участников общественного обсуждения и формы их статистического учета;
готовит итоговое заключение по результатам общественного обсуждения;
рассматривает заявления и жалобы, связанные с проведением общественного обсуждения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Комиссия общественного обсуждения в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти гарантируют возможность свободного и беспрепятственного осуществления членами комиссии своих полномочий.
3. На своем первом заседании комиссия общественного обсуждения избирает тайным голосованием из своего состава председателя и секретаря комиссии. Полномочия председателя и секретаря комиссии, распределение обязанностей между членами комиссии определяются комиссией самостоятельно.
4. Комиссия общественного обсуждения принимает свои решения на заседаниях путем голосования. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. Решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии об утверждении итогового заключения по результатам общественного обсуждения принимается двумя третями голосов от общего числа ее членов. Порядок голосования определяется комиссией самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
5. Решения комиссии общественного обсуждения, предназначенные ею для обнародования, подлежат опубликованию в "Российской газете" и "Парламентской газете", а также направляются в иные средства массовой информации.
6. Решения и действия комиссии общественного обсуждения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 17. Срок общественного обсуждения

1. Срок общественного обсуждения устанавливается указом Президента Российской Федерации, которым назначается общественное обсуждение, и может составлять не менее двух и не более пяти месяцев. Исчисление срока общественного обсуждения начинается со дня, следующего за днем назначения обсуждения. Участники общественного обсуждения могут направлять в комиссию общественного обсуждения свои предложения только в течение срока общественного обсуждения.
2. По решению комиссии общественного обсуждения, при отсутствии возражений со стороны Президента Российской Федерации, Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первоначально установленный срок общественного обсуждения может быть продлен в пределах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 18. Требования, предъявляемые к предложениям, поступающим в ходе общественного обсуждения

1. Участники общественного обсуждения вправе свободно и самостоятельно направлять в комиссию общественного обсуждения свои предложения по обсуждаемому законопроекту или вопросу. Предложения должны соответствовать вопросу, вынесенному на обсуждение, могут заключаться в одобрении или неодобрении предложенных законопроектов, их основных положений или вариантов законодательных решений, а также могут содержать иные возможные варианты таких решений. Предложение, как правило, должно состоять из резолютивной части, содержащей вывод, краткое изложение существа предложения, и мотивировочной части, содержащей обоснование предложения, объясняющей позицию участника обсуждения.
2. В предложении, поступающем от гражданина, должны указываться его фамилия, имя, отчество, а также данные о его месте жительства или работы, учебы либо иные данные, позволяющие точно установить лицо, направившее предложение. В предложении, поступающем от юридического лица, должны указываться его наименование с указанием организационно-правовой формы и юридический адрес. Юридические лица, приобретающие право участвовать в общественном обсуждении на основании подпунктов "б", "г" пункта 1, пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, должны прилагать к предложениям копии документов, свидетельствующих о наличии у них соответствующего права.
Предложение, поступающее от гражданина, должно быть им собственноручно подписано. Предложение, поступающее от юридического лица, должно быть подписано лицом, имеющим право выступать от имени данного юридического лица, и заверено печатью. Предложения, поступающие от коллегиальных органов, должны быть в установленном порядке приняты этими органами. Каждое предложение должно содержать дату его направления в комиссию общественного обсуждения.
Предложения, содержащие неполные или неверные данные, указанные в настоящем пункте, могут быть признаны анонимными и оставлены комиссией общественного обсуждения без рассмотрения.
3. Участники общественного обсуждения вправе направлять в комиссию общественного обсуждения коллективные предложения с указанием данных о каждом участнике общественного обсуждения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае проведения сбора подписей граждан под коллективными предложениями, исходящими от лица более чем ста граждан, должны указываться субъекты, организующие сбор подписей.

Статья 19. Порядок рассмотрения предложений в комиссии общественного обсуждения

1. Предложения участников общественного обсуждения могут приниматься непосредственно комиссией общественного обсуждения в установленных комиссией местах, а также могут направляться в комиссию по почте. Комиссия общественного обсуждения вправе осуществлять прием предложений также по электронным каналам связи, определив порядок реализации участниками общественного обсуждения, направляющими свои предложения таким способом, требований пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона.
2. Анонимные предложения, предложения, поступившие от лиц, не являющихся участниками общественного обсуждения, предложения, направленные в комиссию общественного обсуждения после окончания срока общественного обсуждения или поступившие в комиссию по истечении двух недель после дня окончания срока общественного обсуждения, предложения не по существу обсуждаемого вопроса или с неясным смыслом, а также предложения, направленные с нарушением требований настоящего Федерального закона, рассмотрению не подлежат.
Не может быть отказано в рассмотрении направленных надлежащими участниками общественного обсуждения предложений по формальным основаниям, из-за несущественных нарушений правил их оформления.
3. Все поступившие в комиссию общественного обсуждения предложения подлежат регистрации с присвоением им регистрационного номера. Каждое предложение должно быть рассмотрено по существу с вынесением по нему резолюции. Резолюции по рассмотренным обращениям утверждаются решением комиссии общественного обсуждения на ее очередном заседании.
Участник общественного обсуждения по его обращению, в установленном комиссией порядке, вправе ознакомиться с содержанием резолюции по его предложению, а также вправе направить в комиссию новое предложение с учетом вынесенной резолюции. Комиссия общественного обсуждения не вступает в дискуссию с участниками общественного обсуждения, а также вправе отказаться от ведения с ними переписки.
4. Комиссия общественного обсуждения ведет статистический учет поступивших предложений, в том числе с использованием электронных средств обработки информации. Предложения и результаты их рассмотрения обобщаются в установленных комиссией формах.
5. Предложения, направленные в комиссию общественного обсуждения до ее формирования, принимаются Администрацией Президента Российской Федерации и передаются в комиссию общественного обсуждения сразу же после ее формирования.

Статья 20. Гласность в ходе общественного обсуждения

1. Информация о ходе общественного обсуждения и содержании поступающих в комиссию общественного обсуждения предложений должна являться открытой и общедоступной. Комиссия общественного обсуждения определяет порядок участия в своих заседаниях и иных мероприятиях, связанных с рассмотрением поступивших предложений, участников общественного обсуждения и представителей средств массовой информации. Введение ограничений свободы распространения информации о ходе общественного обсуждения не допускается.
2. Результаты обобщения статистических данных о поступивших в ходе общественного обсуждения предложениях, обзоры предложений и иные сведения о ходе общественного обсуждения не реже одного раза в неделю направляются комиссией общественного обсуждения в средства массовой информации.
3. Государственные и муниципальные средства массовой информации обязаны всесторонне и полно освещать ход общественного обсуждения, представлять различные точки зрения, содействовать комиссии общественного обсуждения в распространении информации, необходимой для осознанного выражения участниками общественного обсуждения своего мнения по обсуждаемым вопросам, и информации о порядке участия в общественном обсуждении. Комиссия общественного обсуждения по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать минимальные размеры печатных площадей и эфирного времени, предоставляемых определенными государственными и муниципальным средствами массовой информации для освещения хода общественного обсуждения. Дополнительные расходы государственных и муниципальных средств массовой информации, связанные с освещением хода общественного обсуждения, покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования.

Статья 21. Недопустимость нарушений принципа объективности общественного обсуждения

1. Не допускается прямое или косвенное воздействие на участников общественного обсуждения с целью против их воли понудить их к участию в общественном обсуждении или к отказу от такого участия либо с целью ограничить свободу их волеизъявления.
2. Не допускается подкуп участников общественного обсуждения, то есть вручение им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, льготная распродажа товаров, а также безвозмездное или на льготных условиях предоставление им услуг в связи с их участием в общественном обсуждении, а равно распространение обещаний совершения указанных действий при определенных результатах общественного обсуждения.
3. Комиссия общественного обсуждения вправе оставить без рассмотрения предложения участников общественного обсуждения, если посчитает, что они были направлены с нарушением пунктов 1 или 2 настоящей статьи.
4. Государственные и муниципальные средства массовой информации в ходе общественного обсуждения должны предоставлять участникам общественного обсуждения равные возможности для изложения различных точек зрения, обеспечивать ведение объективной дискуссии по обсуждаемому вопросу. Если государственное или муниципальное средство массовой информации предоставило печатную площадь или эфирное время одному из участников общественного обсуждения для изложения его позиции по обсуждаемому вопросу, то оно не вправе отказать другим участникам общественного обсуждения в предоставлении на тех же условиях печатной площади или эфирного времени для изложения противоположной позиции по этому вопросу.
5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в общественном обсуждении на равных началах с иными участниками общественного обсуждения. Должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления не вправе использовать свой преимущественный доступ к средствам массовой информации в целях одностороннего освещения обсуждаемого вопроса.
6. Государственные и муниципальные средства массовой информации не вправе предоставлять за плату печатные площади или эфирное время для распространения информации, связанной с ходом общественного обсуждения или с обсуждаемым вопросом. Иные средства массовой информации имеют право предоставлять за плату для указанных целей печатные площади или эфирное время, только указав при этом предусмотренные пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона данные об участнике общественного обсуждения, оплатившем публикацию или эфирное время.

Статья 22. Проведение общественной экспертизы

1. В случае вынесения на общественное обсуждение вопроса о целесообразности тех или иных законодательных решений с экономических, социальных, культурно-нравственных позиций, если для проверки обоснованности предлагаемых решений необходимо их глубокое изучение и получение оценок специалистов, комиссия общественного обсуждения может не позднее, чем за месяц до истечения срока общественного обсуждения назначить проведение по обсуждаемому вопросу общественной экспертизы.
2. Общественная экспертиза заключается в коллегиальной работе различных заинтересованных сторон с привлечением экспертов, обладающих глубокими знаниями или владеющих неизвестной широкому кругу лиц информацией в области обсуждаемого вопроса. Общественная экспертиза проводится на основе принципов открытости и гласности в порядке, установленном комиссией общественного обсуждения.
3. В результате проведения общественной экспертизы может быть подготовлено заключение об обоснованности или необоснованности предлагаемого законодательного решения, наличии в случае принятия решения риска определенного характера, иных возможных последствиях принятия такого решения. Подготовленное по результатам общественной экспертизы заключение утверждается решением комиссии общественного обсуждения и прилагается к итоговому заключению по результатам общественного обсуждения.

Статья 23. Опрос общественного мнения

1. В случае вынесения на общественное обсуждение вопроса, предполагающего однозначный (положительный или отрицательный) ответ, комиссия общественного обсуждения может не позднее, чем за месяц до истечения срока общественного обсуждения назначить проведение по обсуждаемому вопросу опроса общественного мнения.
2. Участниками опроса общественного мнения могут быть только граждане Российской Федерации, а также лица, обладающие в соответствии с федеральным законом равными с гражданами Российской Федерации правами. Участники опроса общественного мнения должны обладать правами участников общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Опрос общественного мнения должен предполагать случайную выборку его участников, гарантирующую соответствие социальных параметров опрашиваемой аудитории соответствующим социальным параметрам общества. Опрос проводится на территориях не менее чем десяти субъектов Российской Федерации.
3. Проведение опроса общественного мнения осуществляется независимой организацией, имеющей лицензию на осуществление указанной деятельности, выбираемой комиссией общественного обсуждения на конкурсной основе. Опрос проводится на основе утвержденной комиссией общественного обсуждения методики, обеспечивающей достоверность опроса и позволяющей оценить возможную погрешность оценки общественного мнения. Опрос общественного мнения проводится под контролем комиссии общественного обсуждения в обстановке открытости и гласности. Информация о ходе проведения опроса общественного мнения, удостоверяющая объективность опроса и достоверность его результатов, должна доводиться до всеобщего сведения. Порядок проведения опроса общественного мнения определяется комиссией общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Результаты опроса общественного мнения отражаются в заключении, которое утверждается решением комиссии общественного обсуждения и прилагается к итоговому заключению по результатам общественного обсуждения.

Статья 24. Итоговое заключение по результатам общественного обсуждения

1. По результатам общественного обсуждения не позднее, чем через месяц по истечении срока общественного обсуждения комиссией общественного обсуждения утверждается итоговое заключение.
2. В итоговом заключении указываются:
а) законопроект или вопрос, вынесенный на общественное обсуждение;
б) инициатор обсуждения;
в) число поступивших в комиссию общественного обсуждения индивидуальных и коллективных предложений.
г) данные, полученные в результате статистической обработки поступивших предложений;
д) сведения о проведении общественной экспертизы и (или) опроса общественного мнения;
е) основные результаты общественного обсуждения;
ж) выводы комиссии общественного обсуждения и рекомендации органам государственной власти Российской Федерации.
К итоговому заключению при их наличии прилагаются заключение по результатам общественной экспертизы и заключение по результатам опроса общественного мнения.
3. Итоговое заключение по результатам общественного обсуждения в течение двух дней с момента его утверждения направляется комиссией общественного обсуждения Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации. Итоговое заключение по результатам общественного обсуждения подлежит официальному опубликованию в "Российской газете" и "Парламентской газете" в течение 10 дней с момента его утверждения.
4. Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обязаны рассмотреть итоговое заключение по результатам общественного обсуждения и учитывать соответствующие выводы и рекомендации в своей деятельности.

Статья 25 Ответственность за нарушение прав граждан на участие в общественном обсуждении

1. Решения и действия комиссии общественного обсуждения, органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, средств массовой информации, учреждений, организаций и общественных объединений, нарушающие установленные настоящим Федеральным законом права граждан на участие в общественном обсуждении, в том числе, права на получение достоверной информации о вынесенном на обсуждение вопросе и ходе обсуждения, на свободное и открытое волеизъявление по обсуждаемому вопросу, могут быть обжалованы в суд.
2. Лица, препятствующие осуществлению прав граждан на участие в общественном обсуждении, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с федеральным законом.


Глава 4. Заключительные положения

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Статья 27. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 28. Об иных формах общественного обсуждения проектов законодательных актов и вопросов, имеющих важность для государства и общества.

1. В случае установления федеральным законом особых форм общественного обсуждения проектов определенных законодательных актов или определенных вопросов, имеющих важность для государства и общества, положения настоящего Федерального закона применяются при реализации указанных особых форм общественного обсуждения в части, не противоречащей положениям соответствующего федерального закона.
2. Конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться порядок общественного обсуждения важных для субъектов Российской Федерации вопросов, которые могут быть решены путем принятия законов субъектов Российской Федерации либо внесения изменений и (или) дополнений в конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации


Пояснительная записка

В соответствии с частью 1 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Из этой нормы Конституции следует возможность существования правовых механизмов непосредственной демократии, обеспечивающих участие коллективов граждан и отдельных граждан в осуществлении власти, обязывающих органы власти учитывать в своей деятельности их мнение.
Общественное обсуждение важных государственных вопросов, требующих законодательного решения, с одной стороны, обеспечит учет мнения значительного числа граждан, делая принимаемые на этой основе решения максимально обоснованными, а, с другой стороны, будет способствовать вовлечению граждан в процесс управления делами государства. Истории нашего государства знакомо законодательное регулирование процедуры общественного обсуждения проектов законов и других важных вопросов. В 1987 году Верховным Советом СССР был принят Закон СССР "О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни". Являясь достижением начала перестроечной эпохи, закон носил декларативный характер и практически не устанавливал порядка обсуждения, не раскрывал процедуры назначения обсуждения и рассмотрения поступающих предложений. Хотя этот Закон формально не отменен, фактически он не действует.
Федеральное законодательство должно отражать результаты совместной работы не только депутатского корпуса, правовых управлений Правительства и Администрации Президента России, но и представителей общественных объединений, научных кругов, населения страны. Процедура учета мнения граждан при принятии законодательных решений должна быть качественно проще и существенно дешевле такой формы непосредственного народовластия как референдум, при этом она должна точно показывать отношение общества к принимаемым решениям.
В октябре 1997 года Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов". Второе чтение законопроекта планируется на октябрь 2001 года. Указанный закон должен развить соответствующие положения Конституции РФ, установить единый порядок издания законодательных актов федерального уровня. Вместе с тем указанный законопроект не предлагает дополнительных механизмов участия граждан в процедуре законотворчества, не предусматривает возможности учета общественного мнения при рассмотрении принципиальных вопросов государственной и общественной жизни, требующих законодательного решения. Восполнить этот пробел мог бы специальный федеральный закон "Об общественном обсуждении проектов законов и вопросов, требующих законодательного решения", отсылки к которому могли бы быть включены в федеральный закон "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов".
Предлагаемый законопроект, разработанный Независимым институтом выборов, должен установить механизм участия различных структур гражданского общества в обсуждении принципиальных вопросов, решение которых может осуществляться в форме принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов либо внесения в них изменений и дополнений.
Общественное обсуждение вопросов, требующих законодательного решения на федеральном уровне, возможно как при разработке законопроекта (на этой стадии обсуждение поможет выяснить актуальность вопроса, оценить необходимость его решения на законодательном уровне, выявить отношение общества к предлагаемому варианту (вариантам) решения), так и на иных стадиях рассмотрения федерального закона - после его принятия в первом чтении и до его подписания Президентом РФ. Общественное обсуждение может потребоваться, если разойдутся мнения различных субъектов законотворческого процесса по принципиальным положениям законопроекта, и в целях преодоления разногласий, нахождения оптимального решения возникнет необходимость обратиться непосредственно к обществу. В частности, такое обсуждение основных положений проекта федерального закона возможно: сразу после его принятия в первом чтении; после его отклонения Советом Федерации и создания Государственной Думой и Советом Федерации согласительной комиссии; после его отклонения Президентом РФ в связи с необходимостью изменения одного или нескольких принципиальных положений законопроекта.
Участниками общественного обсуждения, предложения которых по обсуждаемому вопросу должны быть в обязательном порядке рассмотрены, могут быть граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, некоммерческие организации всех форм собственности, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является проведение научно-исследовательских работ в области права или в сфере обсуждаемого вопроса.
Законопроект определяет перечень субъектов, которые могут являться инициаторами общественного обсуждения. Такими субъектами могут быть Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, не менее трети законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Для последнего случая законопроект предлагает правовой механизм выдвижения такой инициативы законодательным органом одного из субъектов РФ и поддержки этой инициативы в установленный срок необходимым числом законодательных органов иных субъектов РФ. Предлагается также предоставить право инициировать общественное обсуждение принципиальных положений законопроектов парламентскому меньшинству палат Федерального Собрания. Треть членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, не имея возможности заблокировать ошибочное, с их точки зрения, законодательное решение, будет иметь право вынести данный вопрос на широкое общественное обсуждение. Правом инициировать общественное обсуждение вопросов, требующих законодательного решения, законопроект также предлагает наделить группу граждан численностью не менее 200 тысяч человек. Реализация этого права будет осуществляться путем сбора подписей.
Закон определяет перечень вопросов, которые не могут выноситься на общественное обсуждение. К ним, в частности, должны относиться вопросы, не требующие нормативного правового регулирования на уровне федерального законодательства. На общественное обсуждение не должны выноситься варианты нормативных правовых решений, противоречащие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, ратифицированным в установленном порядке международным договорам Российской Федерации; создающие угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, безопасности государства; противоречащие общепризнанным принципам нравственности; отрицающие результаты высших непосредственных форм выражения власти народа - референдумов и выборов. Механизм общественного обсуждения не должен использоваться в целях дестабилизации публичной власти, недобросовестной политической борьбы. Кроме того, должна ограничиваться возможность общественного обсуждения вопросов, решение которых возможно только при наличии специальных знаний, а также вопросов, при решении которых верх не должны брать популистские настроения, (например, вопросов, подлежащих регулированию законом о федеральном бюджете).
Законопроект предусматривает создание временного коллегиального органа - комиссии общественного обсуждения, принимающей и обобщающей поступающие в ходе общественного обсуждения предложения. В формировании этой комиссии должны принимать участие: инициатор обсуждения, Президент РФ и обе палаты Федерального Собрания. В состав комиссии должны войти лица, обладающие глубокими знаниями в области права или обсуждаемого вопроса.
Законопроект подробно регламентирует процедуру общественного обсуждения. Все поступающие предложения должны регистрироваться, должны непрерывно вестись учет и систематизация предложений, а также их обработка, необходимая для получения статистических данных. По каждому предложению должно быть принято конкретное решение. Все поступающие предложения должны содержать данные, позволяющие однозначно идентифицировать лицо, направившее предложение, анонимные предложения не должны рассматриваться. Законопроект допускает проведение сбора подписей граждан под конкретными предложениями. В этом случае должны указываться субъекты, организующие сбор подписей.
В ходе общественного обсуждения должно обеспечиваться доведение до населения содержания и смысла обсуждаемого вопроса, текста предлагаемого законодательного решения, а также иной информации, необходимой гражданам для осознанного выражения ими своего мнения. Средства массовой информации должны обеспечить подробное освещение хода обсуждения, предлагаемых вариантов решения вынесенного на обсуждение вопроса. Средства массовой информации, относящиеся к государственному или муниципальному сектору, должны предоставлять равные возможности для изложения различных точек зрения и вариантов законодательных решений. Законопроект предлагает систему ограничений, призванных не позволить манипулировать общественным мнением, недобросовестно использовать административные ресурсы, ресурсы массовой информации или средства подкупа граждан для навязывания общественному мнению решений, в которых заинтересованы определенные должностные лица или коммерческие структуры.
Итоговое заключение по результатам общественного обсуждения должно содержать выводы, которые должны учитываться субъектами законотворческого процесса.
Законопроект допускает возможность судебной защиты прав различных субъектов процесса назначения и проведения общественного обсуждения и предполагает установление ответственности за несоблюдение порядка и условий проведения общественного обсуждения, нарушение прав граждан на участие в общественном обсуждении.
Предлагаемая в законопроекте процедура проведения общественного обсуждения законодательных решений в случае ее реализации не должна повлечь существенных дополнительных расходов средств федерального бюджета. В случае принятия законопроекта предполагается необходимость внесения дополнений в ряд подзаконных актов, в частности, в Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.


Заместитель председателя Совета
директоров по научной работе, к.ю.н.

А.А. Сергеев

В начало

105066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru