Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
г. Москва
25 апреля 2003 года

Заключение
на проекты федеральных конституционных законов N 298915-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и N 298921-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Президентом РФ

Проекты федеральных конституционных законов N 298915-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и N 298921-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (далее - законопроекты), внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, направлены на продолжение судебной реформы в Российской Федерации в целях повышения эффективности правосудия и совершенствования механизмов защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. По содержанию законопроектов можно дать следующее заключение.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Согласно статьям 71 (пункты "г", "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении Российской Федерации, установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности осуществляется исключительно федеральным законодателем.
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" вносит коррекцию в устройство системы федеральных арбитражных судов и обусловливает необходимость принятия также проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". Может быть дана следующая краткая характеристика новеллам, предлагаемым законопроектом.
1) Законопроекты предлагают создать дополнительное звено в системе федеральных арбитражных судов - арбитражные апелляционные суды.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела в первой инстанции, апелляционной инстанции и кассационной инстанции. В первой инстанции арбитражный суд рассматривает дело по существу. Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Подача жалобы приостанавливает вступление в силу решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционная инстанция повторно рассматривает дело по существу в пределах ранее заявленных требований (статьи 181, 268 АПК РФ). Решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, где оно рассматривается в порядке кассационного производства (статьи 181, 273, 274 АПК РФ).
Согласно ныне действующей редакции Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из трех звеньев: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации (статья 3). При этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции (статья 36). Таким образом, согласно действующему законодательству арбитражные суды субъектов Российской Федерации принимают решения по существу споров и осуществляют проверку своих решений. Неправильность такого подхода к организации арбитражного судопроизводства многократно отмечалась в правовой теории.
Законопроекты предлагают отделить апелляционную инстанцию от первой судебной инстанции путем образования системы арбитражных апелляционных судов. Согласно законопроекту в каждом из десяти существующих судебных округов будет создано два арбитражных апелляционных суда. При этом федеральные арбитражные суды округов будут являться судами по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами.
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предлагается дополнить новой главой III1, устанавливающей полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов. Предлагаемые нормативные правовые решения соответствуют компетенции федерального законодателя, не нарушают предписания Конституции Российской Федерации и органично вписываются в существующую законодательную базу арбитражного судопроизводства.
Законопроекты предлагают поэтапно, до 2006 года образовать в Российской Федерации 20 арбитражных апелляционных судов. При этом переходными положениями законопроекта предусматривается сохранение прежнего порядка апелляционного производства до формирования соответствующих апелляционных судов. Реформа начнется с двух субъектов Российской Федерации: города Москвы и Московской области. Девятый и десятый арбитражные апелляционные суды, осуществляющие проверку решений, принятых соответственно Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области, согласно законопроекту должны быть образованы до 1 января 2004 года.
2) Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" также предлагает решения ряда отдельных внутренних проблем построения системы арбитражных судов в Российской Федерации и их деятельности.
В частности, предусматривается возможность образования по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постоянных судебных присутствий, расположенных вне места постоянного пребывания арбитражных судов, что должно способствовать приближению правосудия к населению. Кроме того, расширяются полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части определения видов образуемых в арбитражных судах судебных коллегий, что должно способствовать углублению специализации в рассмотрении различных категорий дел. Также предусматривается возможность создания палат в составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Законопроект регулирует вопросы, касающиеся сроков пребывания в должности председателей судебных составов и судей, избираемых в состав президиумов арбитражных судов. По аналогии с федеральными судами общей юрисдикции предлагается ввести в арбитражных судах должность администратора, что должно способствовать повышению качества организации судопроизводства. Предлагаются решения ряда иных частных вопросов.

В законопроектах не усматривается положений, нарушающих или ограничивающих права субъектов Российской Федерации.

По содержанию норм законопроектов может быть высказано единственное замечание, имеющее формально юридический характер.
Согласно пункту 1 статьи 10 действующей редакции Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Законопроект предлагает дополнить компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полномочием по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. То есть речь идет только о случаях, прямо предусмотренных специальным федеральным законом.
Вместе с тем согласно статье 118 (часть 3) Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. По смыслу данной конституционной нормы, толкуемой в системном единстве с иными положениями Конституции Российской Федерации, в частности, её статьи 47 (часть 1), согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, статьи 76 (часть 1), согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, статьи 108 (часть 1), согласно которой федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, подведомственность дел тем или иным судам должна определяться федеральным конституционным законом, а не федеральным законом.

Заключение обсуждено и одобрено Советом директоров Независимого института выборов.

Заместитель председателя Совета
директоров по научной работе, к.ю.н.

А.А. Сергеев

В начало

105066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru