Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100
 

Материалы к общественным слушаниям

“О недопустимости монополии на власть в Государственной Думе”

Согласно действующей Конституции Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Основой ее конституционного строя являются признание, соблюдение и защита государством прав и свобод человека и гражданина, полновластие народа, недопустимость присвоения власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признание политического многообразия, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом.

Указанные основы конституционного строя России не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном нормами Конституции РФ, которым не могут противоречить другие ее положения и законы. При этом конституционные основы являются непосредственно действующими, они пронизывают деятельность не только государственных органов, должностных лиц, но и общественных организаций и граждан.

Согласно Конституции РФ политические партии, организации и движения, участвуя в процессе открытого и свободного формирования политической воли народа в ходе выборов, призваны способствовать осуществлению гражданами своего суверенитета как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. При этом, соблюдение принципа многопартийности не только в ходе выборов, но и в процессе выработки и согласования законов в рамках парламентских процедур является непременным условием обеспечения равных правовых гарантий деятельности самих политических объединений, равенства политических объединений перед законом, их открытости для граждан, полной реализации воли граждан, выраженной ими на свободных выборах.

Деятельность политических партий помимо Конституции РФ регулируется Федеральным законом “О политических партиях”, в котором также продекларированы конституционные принципы политического многообразия, многопартийности, а также государственные гарантии равенства политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Однако, при формулировке в законе главных целей партий, задача обеспечения соблюдения прав и законных интересов самих политических партий оказалась приоритетной. В законе отсутствует указание на ответственность и обязанности партий перед обществом в целом, а также конкретно перед избирателями и гражданами. Такой подход привел к искажению конституционного статуса политических партий не только в ходе выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва 7 декабря 2003 года, но и при распределения депутатских мандатов по их результатам.

Согласно Федеральному закону “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” применена так называемая смешанная избирательная система, по которой в Государственную Думу избирается 450 депутатов: 225 по одномандатным избирательным округам и 225 по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками (статья 3 указанного Федерального закона).

Согласно протоколу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва по федеральному избирательному округу и о распределении депутатских мандатов между политическими партиями, избирательными блоками к распределению мандатов были допущены три избирательных объединения и один избирательный блок.

Согласно указанному протоколу ЦИК РФ избирательный блок “Родина” (народно-патриотический союз)” получил 29 мандатов, “ЛДПР” - 36, “Политическая партия “Единая Россия” – 120 и “Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)” – 40. Помимо этого объединениями, преодолевшими пятипроцентный барьер, в одномандатных избирательных округах дополнительно было получено: избирательным блоком “Родина” – 8, политическими партиями “Единая Россия” – 103, КПРФ – 12 мандатов. В общей сложности в состав нижней палаты парламента было избрано (из объединений, преодолевших пятипроцентный барьер и имеющих право на создание фракции в Государственной Думе) 223 депутата, представляющих партию “Единая Россия”, 52 – КПРФ, 36 – ЛДПР и 37 – избирательный блок “Родина”.

Кроме того, своих кандидатов по одномандатным округам смогли провести в парламент и некоторые партии (блоки), не преодолевшие пятипроцентный барьер: “Народная партия Российской Федерации” (17), Яблоко (4), СПС (3), “Партия Возрождения России – Российская партия ЖИЗНИ” (3), “Аграрная партия России” (2), “Новый курс – автомобильная Россия” (1), “Развитие предпринимательства” (1), “Великая Россия – Евразийский союз” (1). 67 депутатов было избрано из числа независимых кандидатов на основе самовыдвижения без поддержки политических партий. В трех избирательных округах выборы признаны несостоявшимися.

Указанное распределение мандатов было произведено на основании закона о выборах депутатов Государственной Думы, исходя из принципов Конституции Российской Федерации о многопартийности и пропорционального распределения мандатов между партиями, участвующими в выборах, при этом согласно требованиям закона еще на стадии выдвижения все кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, блоками предоставили избирателям информацию о своей партийной принадлежности. Именно на основе этой официальной информации граждане осуществили свой политический выбор.

Вместе с тем, эти официально установленные результаты волеизъявления граждан сразу после выборов в Государственную Думу, при формировании депутатских фракций, претерпели существенные изменения. Значительное количество избранных депутатов несмотря на ранее объявленные принадлежность к определенным партиям (блоку) либо независимом статусе, изменили свои партийные предпочтения и подали заявления о вступлении во фракцию, формируемую партией “Единая Россия”.

В результате, названной партией была сформирована фракция в количестве более 300 депутатов, что составляет две трети от общего числа депутатов нижней палаты федерального парламента. Количественный и персональный состав этой фракции существенно отличается от официального распределения мандатов в Государственной Думе, осуществленного ЦИК России. Сложилась ситуация, когда одна партия, в лице образованной ею фракции, может принять в парламенте любое решение, независимо не только от мнения других фракций, но и соответственно от результатов волеизъявления избирателей.

Такое положение дел ставит под сомнение следование четвертым созывом Государственной Думы основам конституционного строя Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Возникает вопрос о толковании принципов формирования представительных органов власти на основе провозглашенных Конституцией принципов многопартийности, а также свободных выборов, выражающих волю народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В этой связи отметим, что Конституционный Суд Российской Федерации уже рассматривал 17 ноября 1998 года запрос Саратовской областной Думы о соответствии Конституции РФ положения Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” об установлении пятипроцентного заградительного барьера и вынес постановление №26-П. В данном Постановлении указывается, что по смыслу статей 1 и 13 Конституции Российской Федерации, демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции и не допускает монополии на власть. Поэтому, если пятипроцентный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением, избирательным блоком, даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по федеральному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии.

Результатом названного постановления стало закрепление в федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” норм о том, что в случае, если пятипроцентный барьер преодолели менее трех избирательных объединений (блоков) либо за них было подано 50 или менее процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускаются объединения, получившие менее пяти процентов голосов избирателей.

Таким образом, законодатель подстраховался лишь от возможного нарушения конституционного принципа многопартийности при подведении итогов голосования граждан по пропорциональной системе. Однако никаких правовых гарантий от произвольного перераспределения депутатских мандатов после официального подведения итогов выборов ни в законодательстве о партиях и о статусе депутата Государственной Думы, ни в регламенте Государственной Думы предусмотрено не было. В результате создалась ситуация, когда вопреки и во искажение результатов волеизъявления избирателей, которые на основе пропорционального представительства высказались за присутствие в парламенте нескольких партий, не отдав при этом ни одной из них абсолютного большинства, в Государственной Думе сформировано монопольное большинство депутатов одной партийной фракции.

Сложившаяся ситуация, когда несмотря на состоявшееся и определенное волеизъявление избирателей, одной политической партии принадлежит такое количество мандатов, которое позволяет ей принять любое решение представительного органа, не только перечеркивает конституционные основы российского государства и искажает представительный характер Государственной Думы, но и умаляет статус других партий, преодолевших пятипроцентный барьер, а также статус беспартийных депутатов.

Одновременно такое перераспределение мандатов ущемляет права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей в органах государственной власти. По существу речь идет о присвоении власти, что запрещено частью четвертой статьи 3 Конституции РФ. Согласно Конституции указанная деятельность преследуется по федеральному закону. Однако такого закона до сих пор не принято. Возникает необходимость пресечения подобной практики, которая является незаконной, так как представляет собой присвоение одной из политических партий мандатов, отданных избирателями другим политическим партиям и независимым кандидатам.

Согласно Конституции РФ и Федеральному закону “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” избиратели в ходе выборов отдают свое предпочтение конкретной политической партии на основании обнародуемой в ходе избирательной кампании партийной программы, а также информации о партийной принадлежности указанных участников выборов. Значимость доведения до сведения избирателей достоверной информации подтверждается положениями избирательного законодательства, согласно которым предоставление кандидатами недостоверных сведений о себе (даже таких как дата и место рождения, образование, место работы и др.) является основанием для отказа в регистрации, отмены регистрации кандидата (пункт 23 статьи 38, пункт 5 статьи 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”) и даже отмены результатов голосования по соответствующему избирательному округу в случае, если подобные нарушения были допущены избранным кандидатом (пункты 4, 5 статьи 77 названного Федерального закона).

На стадии выдвижения все кандидаты представляют в избирательные комиссии сведения о том, какой партией, избирательным блоком они выдвинуты либо о своем независимом статусе (пункт 6 статьи 38, пункты 1-4 статьи 41 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”). С момента выдвижения эти данные используются ими в своей предвыборной агитации.

Кроме того, обязанность информировать избирателей, в том числе через средства массовой информации, о политических партиях, об избирательных блоках, о кандидатах, списках кандидатов возлагается на избирательные комиссии (пункт 3 статьи 54 названного Федерального закона). Указанная информация размещается участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования (подпункты 2, 3 пункта 3 статьи 74 Федерального закона), а также помещается в избирательный бюллетень (пункт 4, подпункты 5, 6 пункта 6 статьи 75 Федерального закона).

Принадлежность кандидата к определенной политической партии либо наоборот его независимость от партий играют существенную роль не только в побуждении избирателей к голосованию за ту или иную партию или кандидата, но и в целом к осуществлению конституционных принципов народовластия и многопартийности.

Избиратели, голосуя за наделение кандидата либо партии в целом мандатом на представление их интересов в органе власти, ставят осуществление власти в представительном органе в зависимость от программы и политической позиции партии, которая продекларирована ей во время избирательной кампании. Иное противоречило бы основам конституционного строя России, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции РФ).

Исходя из этого можно утверждать, что мандат, полученный кандидатом в результате пропорционального распределения депутатских мест либо в одномандатном избирательном округе, в случае выдвижения того или иного кандидата политической партией, принадлежит не только кандидату, но и политической партии. Это следует и из того, что именно на средства партии проводится предвыборная агитация в поддержку выдвинутых списков кандидатов (федерального и списка кандидатов по одномандатным округам), благодаря партии кандидаты, выдвинутые ею в одномандатных избирательных округах, пользуются льготными условиями регистрации (согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” кандидаты, выдвинутые партией в одномандатных избирательных округах, могут регистрироваться без сбора подписей, если зарегистрирован по подписям федеральный список кандидатов этой партии), партия направляет средства на формирование избирательного фонда кандидата (пункт 2 статьи 66 указанного Федерального закона) и т. д.

Таким образом, публично заявляются и устанавливаются взаимные обязательства главных субъектов избирательного процесса: партии в целом, выдвинутого ею в партийном списке кандидата, а также избирателя, поддержавшего эту партию. Эти взаимоотношения не ограничиваются выборами, они имеют длительный характер и представляют собой публично-правовое соглашение, по которому партия предоставляет кандидату, поддерживающему ее политическую программу, организационно-финансовое содействие, а кандидат, становясь участником данного соглашения, представляет интересы партии на выборах, а в случае победы – в представительном органе. Соответственно избиратели наделяют партию и кандидата мандатом с учетом их взаимных обязательств.

На основании изложенного можно констатировать, что кандидат, избранный по партийному списку, или при выдвижении партией по одномандатному округу приобретает “партийный мандат”, который налагает на него обязательства не только перед партией, но и перед избирателями, поддержавшими эту партию. В случае его смерти, утраты гражданства, выхода из соответствующей партии, перехода в другую партию, фракция в Государственной Думе не должна терять этот мандат, которым она была наделена непосредственно избирателями, поскольку это приводит к искажению их волеизъявления. Освободившееся место в этом случае должен занимать очередной кандидат из партийного списка. Для этих целей избирательный закон и предписывает формировать партийный список с запасом. Данный механизм замещения мандатов действует весь срок полномочий Государственной Думы.

Столь же существенно искажает выбор избирателей и представительный характер Государственной Думы ставшая уже массовой практика, когда многие кандидаты (преимущественно главы субъектов РФ, федеральные министры, иные известные личности) включаются в состав федерального списка кандидатов лишь на период выборов, а сразу после голосования отказываются от депутатского мандата. Указанная практика при подведении итогов выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва употреблялась наиболее массово. В составе федерального списка кандидатов от партии “Единая Россия” таким образом поступили 37 кандидатов, то есть практически треть из всех избранных.

Законодатель предпринял определенные меры по пресечению подобных манипуляций. Однако этот механизм далек от совершенства, хотя бы потому, что касается лишь кандидатов из первой тройки общефедеральной части списка кандидатов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 84, пунктом 3 статьи 92 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” если от депутатского мандата без вынуждающих к тому обстоятельств отказывается зарегистрированный кандидат, занимающий одно из трех первых мест в общефедеральной части федерального списка кандидатов, то в этом случае мандат передается Центральной избирательной комиссией РФ другому федеральному списку кандидатов из числа допущенных к распределению депутатских мандатов. Однако ни на лидеров региональных частей федерального списка кандидатов, ни тем более на рядовых кандидатов указанные ограничения не распространены.

Подобная практика нарушения принципов народовластия и многопартийности является недопустимой, поскольку результаты волеизъявления избирателей являются условием государственного финансирования политических партий. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона “О политических партиях” партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:

– если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

– если по результатам выборов по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией.

Помимо четырех объединений, преодолевших пятипроцентный барьер на выборах 2003 года, право на получение государственного финансирования получили 6 политических партий: “Народная партия РФ” (в одномандатных округах избрано 17 депутатов, выдвинутых партией), “Яблоко” (4,3%), СПС (3,97%), “Аграрная партия России” (3,64%) и партии, входящие в избирательный блок “Российская партия пенсионеров и партия социальной справедливости” (3,09%). Некоторым из них удалось провести в состав парламента своих депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам.

Однако отдельные депутаты, несмотря на волеизъявление избирателей, отдавших свои голоса за кандидатов, представлявших на выборах определенные политические партии, приняли решение о вступлении во фракцию, сформированную совсем другой партией (например практически все избранные от “Народной партии РФ” и СПС депутаты перешли во фракцию “Единой России”).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона “О политических партиях” политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Главной целью политической партии по смыслу указанного закона является выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (пункт 4 статьи 3), поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 37 названного Федерального закона партии, не участвующие в выборах в течение пяти лет подряд, могут быть ликвидированы по решению суда.

Как уже указывалось выше, для установления гарантий реализации политическими партиями определенных законом целей и задач их существования, было предусмотрено, что для партий, представляющих интерес значительной части граждан, создаются условия государственной поддержки, выражающиеся в их бюджетном финансировании в зависимости от числа полученных на выборах голосов.

Таким образом Конституцией признается их статус самостоятельной политической организации, представляющей в законодательных органах различного уровня интересы определенной части избирателей, и для того, чтобы эта часть граждан имела возможность отстаивать свои убеждения через своих представителей в органах власти, государство оказывает соответствующим партиям финансовую поддержку. Нарушение этого принципа путем перехода депутатов из одной фракции Государственной Думы, образованной в результате выборов, в другую является искажением волеизъявления избирателей и отказом от выполнения представительских функций не только конкретного кандидата, но и всей партии в целом, а также выхолащиванием идеи государственной помощи самостоятельным политическим партиям, выражающим различные интересы отдельных групп избирателей, нарушением закрепленного в статье 13 Конституции Российской Федерации равенства политических партий и принципа идеологического многообразия.

Как показывает анализ механизма реализации политическими партиями своего права на участие в выборах, продекларированное равноправие партий в избирательной кампании зачастую нарушается предусмотренными избирательным законодательством нормами процедурного характера.

Так, в пункте 16 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” сказано, что регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями , были допущены к распределению депутатских мандатов.

Таким образом, налицо создание преференций для одних партий и отсутствие подобных льгот для других, что создает явно неравные условия. Причем основания для освобождения парламентских партий от сбора подписей и внесения избирательного залога на следующих выборах депутатов Государственной Думы весьма сомнительны. Разработчики упомянутых поправок обосновывают нововведение отсутствием необходимости для партии, уже прошедшей один раз в нижнюю палату парламента, доказывать, что она обладает достаточной поддержкой избирателей. Вместе с тем опыт проводимых в России парламентских выборов показывает обратное. Однократное вхождение партии в Государственную Думу отнюдь не является гарантией ее поддержки населением на следующих выборах.

Другим нарушением равенства партий перед законом при проведении выборов является установление неравных условий доступа к средствам массовой информации для различных участников избирательной кампании. В качестве гарантии равенства условий проведения избирательной кампании для всех участников выборов, что в первую очередь определяется установлением равных возможностей для донесения до избирателей, в том числе через СМИ, информации о предвыборных программах политических партий, государством предусматривается предоставление избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатных эфирного времени и печатной площади (пункт 1 статьи 51, пункт 1 статьи 52 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”). Этим обеспечиваются одинаковые условия для проведения партиями избирательной кампании, независимо от их финансовых возможностей.

Практика проведения выборов последних лет показывает, что денежный фактор, как необходимое условие победы в избирательной кампании, играет все большую роль. На этом фоне усиление государственного участия в обеспечении равных возможностей для всех участников выборов выглядит вполне обоснованным. Однако законодатель пошел в прямо противоположном направлении. Согласно пункту 2 статьи 71 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” политическая партия, избирательный блок, набравшие менее 2 процентов голосов по федеральному избирательному округу, обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади.

Введение в избирательное законодательство подобной нормы перечеркивает саму природу предоставления политическим партиям безвозмездных государственных гарантий соблюдения равных условий участия в выборах. Даже по форме норма закона о “возмещении стоимости бесплатного эфирного времени” содержит внутреннее противоречие. Получается, что на стадии предвыборной агитации законодателем создается видимость демократической процедуры реализации субъектами избирательного процесса своего пассивного избирательного права, выражающейся в предоставлении им бесплатных преференций на равных основаниях, а после проведения голосования государство “задним числом” лишает отдельных участников выборов полученных льгот.

На основании изложенного можно утверждать, что описанные нормы избирательного законодательства не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации о равенстве политических партий перед законом, поскольку создают отдельным партиям преимущества в проведении собственной избирательной кампании, а другим ставят необоснованные препятствия на пути осуществления избирательных прав.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru