Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН 

«О ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 Настоящий Федеральный конституционный закон определяет статус Федерального Собрания Российской Федерации, его компетенцию и вопросы ведения, структуру, организационные формы и условия его деятельности.

 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган Российской Федерации 

      1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

            2. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

3. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

4. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

5. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

6. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, что является общим числом депутатов Государственной Думы. 

Статья 2. Правовая основа деятельности Федерального Собрания Российской Федерации 

Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

 Статья 3. Принципы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации

 Федеральное Собрание Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, политического многообразия и многопартийности.

 Статья 4. Принципы формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации 

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

2. Порядок избрания Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральным избирательным кодексом.

4. Совет Федерации избирается населением субъектов Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

5. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

6. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. 

Статья 5. Досрочное прекращение полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации

            1. Совет Федерации действует на постоянной основе.

            2. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

            3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:

а) после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации;

б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации не объявляет об отставке Правительства Российской Федерации;

в) в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации при этом не принимает решения об отставке Правительства Российской Федерации.

4. С момента назначения даты новых выборов Государственной Дума прекращает осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. Исключается осуществление данных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти. 

Статья 6. Право законодательной инициативы  

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

            2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

4. Порядок реализации права законодательной инициативы устанавливается Регламентом Государственной Думы.  

Статья 7. Гарантии деятельности Федерального Собрания Российской Федерации 

   1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации самостоятельно решают вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

2. Управление и (или) распоряжение федеральными органами исполнительной власти средствами на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и (или) членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы не допускается.

 Статья 8 . Парламентские объединения

 1. В Совете Федерации не допускается создание фракций, парламентских объединений.

2. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения (фракции и депутатские группы) в Государственной Думе.

3. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

4. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

5. Депутатское объединение, сформированное на основе политической партии, прошедшей в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Вхождение депутата Государственной Думы в иную фракцию, чем была образована политической партией, которая выдвинула федеральный список кандидатов, в составе которого был избран этот депутат Государственной Думы, не допускается.

6. Депутаты Государственной Думы, выбывшие из фракций, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее десяти депутатов Государственной Думы.

7. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. 

Статья 9. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации 

1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

            2. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

3. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления Совета Федерации.

4. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

            5. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

6. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Государственная Дума может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления Государственной Думы.

5. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации подлежат обнародованию. Порядок обнародования актов палат Федерального Собрания Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

 

Глава II. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Статья 10. Структура Совета Федерации  

1. Органами Совета Федерации являются:

а) Совет палаты;

б) комитеты Совета Федерации;

в) комиссии Совета Федерации.

2. Должностными лицами Совета Федерации являются:

а) Председатель Совета Федерации;

б) заместители Председателя Совета Федерации;

в) председатель комитета, комиссии Совета Федерации;

г) заместители председателя комитета, комиссии Совета Федерации (председатель подкомитета, подкомиссии);

д) член комитета, комиссии Совета Федерации. 

Статья 11. Структура Государственной Думы 

1. Органами Государственной Думы являются:

а) Совет палаты;

б) комитеты Государственной Думы;

в) комиссии Государственной Думы.

2. Должностными лицами Государственной Думы являются:

а) Председатель Государственной Думы;

б) заместители Председателя Государственной Думы;

в) председатель комитета, комиссии Государственной Думы;

г) заместители председателя комитета, комиссии Государственной Думы (председатель подкомитета, подкомиссии);

д) член комитета, комиссии Государственной Думы. 

Статья 12. Парламентские слушания 

            1. Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

            2. Парламентские слушания открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности. Совет Федерации и Государственная Дума в случаях, предусмотренных Регламентом палаты, могут проводить закрытые парламентские слушания. Решение о проведении закрытых парламентских слушаний должно быть принято двумя третями голосов Совета соответствующей палаты.

 

Статья 13. Совместная деятельность Совета Федерации и Государственной Думы  

            1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

            2. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут создавать совместные комиссии по вопросам:

а) преодоления возникших разногласий, в случае отклонения федерального закона Советом Федерации -  согласительную комиссию;

б) парламентских расследований;

в) иных вопросов, определенных федеральными законами. 

Статья 14. Комитеты и комиссии Совета Федерации  

1. Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами Совета Федерации.

2. Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов Совета Федерации. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами Совета Федерации.

3. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются в целях: разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

4. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

5. Председатель и заместители председателя комитета, комиссии Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

6. Совет Федерации принимает решение о прекращении деятельности временной комиссии Совета Федерации по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.

7. Решение об образовании или о ликвидации комитета Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации. 

Статья 15. Комитеты и комиссии Государственной Думы  

1. Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы являются постоянно действующими органами Государственной Думы.

2. Государственная Дума образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов Государственной Думы. Постоянные комиссии Государственной Думы являются постоянно действующими органами Государственной Думы.

3. Комитеты и постоянные комиссии Государственной Думы образуются в целях: разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Государственной Думы, предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовки к рассмотрению Государственной Думой, а также других вопросов, отнесенных к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

4. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

5. Временные комиссии создаются Государственной Думой для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

6. Государственная Дума принимает решение о прекращении деятельности временной комиссии Государственной Думы по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.

7. Решение об образовании или о ликвидации комитета Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы. 

Статья 16. Заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации 

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

            2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных лиц. В случаях, предусмотренных Регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Решение о проведении закрытых заседаний должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов соответствующей палаты.

            3. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

            4. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

5. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации.

            6. Продолжительность и порядок проведения заседаний Совета Федерации и Государственной Думы определяются Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. 

Статья 17. Председатель Совета Федерации   

            1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации.

2. Председатель Совета Федерации:

а) созывает заседания Совета Федерации;

б) ведет заседания Совета Федерации;

в) ведает вопросами внутреннего распорядка Совета Федерации;

г) подписывает постановления Совета Федерации;

д) организует работу Совета палаты и ведет его заседания;

е) представляет Совет Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;

ж) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, Регламентом Совета Федерации и другими нормативными правовыми актами.

3. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

4. Совет Федерации вправе отменить распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации. 

Статья 18. Заместители Председателя Совета Федерации 

            1. Совет Федерации избирает из своего состава двух заместителей Председателя Совета Федерации.

2. Заместители Председателя Совета Федерации:

а) замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие;

б) ведут заседания Совета Федерации;

в) ведают внутренним распорядком Совета Федерации;

г) осуществляют иные полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности Совета Федерации.

3. Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на должности Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации. 

Статья 19. Председатель Государственной Думы  

            1. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы.

2. Председатель Государственной Думы:

а) созывает заседания Государственной Думы;

б) ведет заседания Государственной Думы;

в) ведает вопросами внутреннего распорядка Государственной Думы;

г) подписывает постановления Государственной Думы;

д) организует работу Совета Государственной Думы и ведет его заседания;

е) представляет Государственную Думу во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;

ж) решает иные вопросы организации деятельности Государственной Думы в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, Регламентом Государственной Думы и другими нормативными правовыми актами.

2. Председатель Государственной Думы издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

            3. Государственная Дума вправе отменить распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы. 

Статья 20. Заместители Председателя Государственной Думы 

            1. Государственная Дума избирает из своего состава двух заместителей Председателя Государственной Думы.

2. Заместители Председателя Государственной Думы:

а) замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие;

б) ведут заседания Государственной Думы;

в) ведают внутренним распорядком Государственной Думы;

г) осуществляют иные полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы. 

Глава III. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОППОЗИЦИИ 

Статья 21. Парламентская оппозиция 

1. Парламентскую оппозицию составляют фракции, депутатские группы и депутаты, заявившие в предвыборной программе о своей оппозиционности к официальному политическому курсу, проводимому Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

2. Оппозиционный статус не ограничивает фракции и депутатские группы, а также вошедших в состав оппозиции депутатов Государственной Думы в правах и полномочиях, предусмотренных федеральными законами.

3. Оппозиционные фракции, депутатские группы и депутаты могут на добровольной основе сформировать объединенную парламентскую оппозицию или оппозиционный блок. Задачи, организационные принципы и формы работы оппозиционной фракции, депутатские группы, объединенной парламентской оппозиции определяются на общем собрании депутатов Государственной Думы, входящих в соответствующую фракцию, депутатскую группу, объединенную парламентскую оппозицию.

4. Заместители Председателя Государственной Думы избираются в количестве и порядке, обеспечивающих избрание заместителей Председателя Государственной Думы из числа представителей оппозиционных фракций и депутатских групп.

5. Председатели комитетов Государственной Думы избираются в порядке, обеспечивающем избрание председателями комитетов представителями оппозиционной фракций и депутатских групп, в количестве, пропорциональном численности соответствующей оппозиционной фракции и депутатской группы. Представителям оппозиционной фракций, депутатских групп, объединенной парламентской оппозиции гарантируется право избрания, в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной Думы, на должности председателей комитетов Государственной Думы по вопросам бюджета; средств массовой информации; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; борьбы с коррупцией.

6. В комитетах (комиссиях), которые не возглавляют представители парламентской оппозиции, первыми заместителями председателей комитетов (комиссий) являются представители парламентской оппозиции, избираемые в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной Думы.

7. Комитеты и комиссии Государственной Думы формируются в количестве и составе, обеспечивающих членство в каждом комитете и каждой комиссии представителей оппозиционных фракций и депутатских групп, в количестве, пропорциональном численности соответствующей оппозиционной фракции и депутатской группы.

8. Иные гарантии деятельности парламентской оппозиции устанавливаются федеральным законом.  

Статья 22. Права парламентской оппозиции 

Парламентская оппозиция вправе:

а) излагать публично и отстаивать свою концепцию развития общества, принципиальную позицию по вопросам государственной и общественной жизни, в том числе и в Государственной Думе;

б) участвовать в обсуждении, обнародовать и обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, в порядке, установленном федеральным законом;

в) участвовать в осуществлении парламентского контроля, быть представленными в руководстве Государственной Думы, ее комитетов и комиссий;

г) вносить законопроекты, альтернативные проектам федеральных законов, внесенным Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

д) вносить в Государственную Думу проекты постановлений или иных правовых актов, в которых осуждается официальный политический курс;

е) получать в соответствии с федеральным законом информацию о деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных органы государственной власти и органов местного самоуправления;

ж) осуществлять оппозиционную деятельность в иных формах.  

Статья 23. Информирование о деятельности парламентской оппозиции  

1. Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны еженедельно выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы парламентской оппозиции. Объем эфирного времени на каждом из указанных теле- и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц.

2. Все решения парламентской оппозиции публикуются в «Российской газете» и на сайте Государственной Думы в сети общего пользования «Интернет».

       3. Положения настоящей статьи не препятствуют использованию депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе права на выступления в государственных аудиовизуальных средствах массовой информации, предусмотренного федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. 

Глава IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 

Статья 24. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы 

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, федеральным законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, иными федеральными законами.

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным конституционным законом, федеральным законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, иными федеральными законами. 

Статья 25. Условия осуществления деятельности члена Совета Федерации,  депутата Государственной Думы 

          1. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

           2. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом, им не поручено участвовать в управлении этой организацией;

            4. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

             5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы ежегодно обязаны представлять в налоговые органы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. 

Статья 26. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы 

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, а также проведение иных оперативно-розыскных мероприятий в отношении члена Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не допускается

2. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

3. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

4. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий. 

Статья 27. Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности 

1. Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

3. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

4. Решение о согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов соответствующей палаты.  

5. О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации. 

Статья 28. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы 

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

2. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции Российской Федерации и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

3. Перечисленные в первом и втором пунктах настоящей статьи законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой. 

Статья 29. Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной, специальной комиссии и комиссии по расследованию  

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, а также комитетом, комиссией данной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, членами которых они являются.

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы реализуют на заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии данной палаты, согласительной, специальной комиссии и комиссии по расследованию предоставленные им права в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными закона и Регламентами палат.

3. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы принимают личное участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной, специальной комиссии и комиссии по расследованию, членами которых они являются, в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. В случае невозможности присутствовать на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии по уважительной причине член Совета Федерации, депутат Государственной Думы заблаговременно информируют об этом соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной, специальной комиссии и комиссии по расследованию.

4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат и комиссий Федерального Собрания Российской Федерации согласительной, специальной комиссии и комиссии по расследованию. 

Статья 30. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами 

По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. 

Статья 31. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации 

1. Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации обеспечивают в установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации порядке члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, печатными изданиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, иными государственными органами.

2. При обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 15 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения. При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной тайне.

3. Если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица, указанные в пункте втором настоящей статьи, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы.

          4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

          5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право использовать сайт соответствующей палаты для размещения в сети общего пользования «Интернет» в открытом доступе информации, касающейся вопросов своей деятельности, в том числе результатов голосования. 

Статья 32. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы 

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до десяти помощников, работающих по трудовому договору (контракту), и до шестидесяти помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определяемом (определяемых) соответствующей депутатской фракцией (для депутатов Государственной Думы). 

Глава V. ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ 

Статья 33. Парламентский запрос 

1. Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных федеральным законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы.

2. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты ("запрос палаты") либо одной девятой от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты ("запрос парламентариев") в порядке, установленном Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания, от имени которой был направлен парламентский запрос. 

Статья 34. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

2. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.

5. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. 

Статья 35. Приглашение должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации 

1. Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководители иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также председатель Пенсионного фонда Российской Федерации, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

2. Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы основных вопросов направляется приглашенному должностному лицу не менее чем за пять дней до проведения заседания палаты.

3. Не реже одного раза в месяц палатами Федерального Собрания Российской Федерации проводится "правительственный день" для ответов Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и других членов Правительства Российской Федерации. "Правительственный день" проводится без заранее утвержденной темы и длится не менее трех часов. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы вправе в пределах отведенного на обсуждаемый вопрос времени задать приглашенному должностному лицу любые интересующие их вопросы.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания приглашенное должностное лицо заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы. 

Статья 36. Бюджетный контроль 

1. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату – федеральный орган парламентского контроля, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

2. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в сфере контроля за исполнением федерального бюджета устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. 

Статья 37. Контроль за соблюдением и исполнением федерального законодательства 

1. Федеральное Собрание Российской Федерации наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением федерального законодательства

2. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в сфере контроля за соблюдением и исполнением законов устанавливаются федеральным законом. 

Статья 38. Контроль за соблюдением порядка распоряжения федеральной собственностью 

1. Федеральное Собрание Российской Федерации наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением порядка распоряжения федеральной собственностью.

2. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в сфере контроля за соблюдением порядка распоряжения федеральной собственностью устанавливаются федеральным законом. 

Статья 39. Парламентские расследования  

Парламентские расследования являются одной из форм контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью государственных  органов и их должностных лиц и проводятся в целях:

а) осуществления демократического контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц в рамках реализации статуса Федерального Собрания Российской Федерации, как представительного органа государственной власти.

б) укрепления демократического порядка организации и функционирования государственной власти;

в) информирования общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость;

г) выработки рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению и привлечению виновных к ответственности. 

Статья 40. Основания для проведения парламентских расследований 

Парламентские расследования могут проводиться комиссиями, образуемыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, в случаях:

а) грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина в период действия чрезвычайного положения, введенного Президентом Российской Федерации на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации;

б) грубых нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации, а также в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) совершения судьей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации несовместимых с его статусом и полномочиями действий;

г) совершения Генеральным прокурором Российской Федерации, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации несовместимых с их статусом и полномочиями действий;

д) совершения Уполномоченным по правам человека Российской Федерации несовместимых с его статусом и полномочиями действий;

е) совершения Председателем Счетной палаты Российской Федерации, заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации, одним из ее аудиторов несовместимых с их статусом и полномочиями действий;

ж) совершения Председателем Центрального банка Российской Федерации, членом Совета директоров Центрального банка Российской Федерации несовместимых с их статусом и полномочиями действий;

з) совершения членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации несовместимых с его статусом и полномочиями действий;

и) совершения должностным лицом федерального органа исполнительной власти несовместимых с его статусом и полномочиями действий;

к) иных случаях, установленных федеральным законом. 

Статья 41. Инициатива парламентского расследования 

1. Право внесения инициативы парламентского расследования в Совете Федерации и Государственной Думе принадлежит соответственно членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

2. Для внесения инициативы парламентского расследования на имя председателя соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации либо замещающего его лица направляется письменное обращение, подписанное членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, численностью не менее одной девятой от общего числа соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

3. После внесения обращения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, соответствующая палата Федерального Собрания Российской Федерации обязана начать процедуру парламентского расследования и создать комиссию по расследованию. 

Статья 42. Комиссии по расследованию 

1. Парламентские расследования проводятся комиссиями, образуемыми для проведения конкретного расследования из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

2. Комиссия по расследованию вправе:

а) вызывать на свои заседания или слушания для дачи показаний любых должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

б) вызывать на свои заседания или слушания для дачи показаний граждан, руководителей или представителей общественных и религиозных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий независимо от формы собственности;

в) запрашивать и получать необходимую для парламентского расследования информацию от государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных объединений, предприятий независимо от формы собственности;

г) требовать от руководителей государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных организаций откомандирования в распоряжение комиссии специалистов за счет средств, выделенных на финансирование соответствующей комиссии.

2. Комиссия самостоятельна в своей работе и до окончания парламентского расследования никому не подотчетна. Вмешательство в работу комиссии не допускается.

3. Порядок деятельности комиссий по расследованию определяется федеральным законом. 

Статья 43. Сроки парламентских расследований 

1. Датой начала работы комиссии по расследованию является принятие постановления соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации об образовании такой комиссии.

2. Моментом окончания работы комиссии является представление ею доклада о парламентском расследовании соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Срок парламентского расследования не может превышать одного года. Для комиссии, образованной Государственной Думой, этот срок в любом случае не может превышать срока окончания полномочий депутатов Государственной Думы данного созыва. 

Глава VI. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

Статья 44. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации 

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

          2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации обязан представить Государственной Думе программу деятельности Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации и программу деятельности Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. Решение о согласии на назначение Председателя Правительства Российской Федерации и утверждении программы деятельности Правительства Российской Федерации принимается открытым голосованием и оформляется постановлением Государственной Думы. 

Статья 45. Выражение недоверия членам Правительства Российской Федерации 

Государственная Дума вправе выразить недоверие любому члену Правительства Российской Федерации. Решение о недоверие члену Правительства Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

После принятия постановления Государственной Думы о выражении недоверия члену Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации в пятнадцатидневный срок обязан рассмотреть вопрос об освобождении члена Правительства от должности и сообщить свое решение Государственной Думе.

Повторное решение о недоверии данному члену Правительства, принятое двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, влечет за собой прекращение полномочий данного члена Правительства и обязательное освобождение его от должности Президентом Российской Федерации. 

Статья 46. Назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации.

2. Решение по вопросу назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.   

Статья 47. Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации  

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации тайным голосованием по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Решение по вопросу назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации. 

Статья 48. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  

1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

             2. Решение по вопросу назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. 

Статья 49. Назначение и освобождение от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации  

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации тайным голосованием.

3. Аудиторы Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности на паритетных началах палатами Федерального Собрания Российской Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно.

4. Решение по вопросу назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Государственной Думы. Решение по вопросу назначения на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Решение по вопросу назначения на должность и освобождения от должности аудиторов Счетной палаты оформляется постановлением соответствующей палаты. 

Статья 50. Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации  

1. Председатель Центрального банка Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации.

2. Члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием по представлению по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

          3. Решение по вопросу назначения на должность Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации и членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. 

Статья 51. Назначение и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 

1. Половина членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначается Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Половина членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначается Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя.

3. Решение по вопросу назначения на должность оформляется членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. 

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Статья 52. Ежегодные доклады о результатах работы палат Федерального Собрания Российской Федерации  

1. В целях представления информации о результатах работы палат Федерального Собрания Российской Федерации председатели соответствующих палат обеспечивают подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Требования к порядку составления, структуре и содержанию докладов определяются федеральным законом и Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. 

Статья 53. Представление сведений о деятельности Федерального Собрания Российской Федерации посредством информационных ресурсов, функционирующих на основе сети общего пользования «Интернет» 

На сайте (сайтах) палат Федерального Собрания Российской Федерации в сети общего пользования «Интернет» для открытого доступа размещаются законопроекты и проекты нормативных правовых актов, результаты голосования на заседаниях (сессиях) соответствующей палаты, за исключением тайного голосования. 

Статья 54. Расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации 

1. Размер финансовых средств, необходимых для обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации, включая выплаты денежного содержания членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, оплаты труда работников аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации, помощников членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, определяется палатами Федерального Собрания Российской Федерации при формировании федерального бюджета и принятии федерального закона о федеральном бюджете на следующий год.

2. Смета расходов Федерального Собрания Российской Федерации входит составной частью в раздел федерального бюджета, учитывающий расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Расходы на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации предусматриваются в бюджете Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

4. Управление и распоряжение средствами на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и (или) членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы осуществляется Аппаратом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.  

Статья 55. Обеспечение деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством.

2. Медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы осуществляются на основании федерального законодательства в пределах расходов федерального бюджета на содержание палат Федерального Собрания Российской Федерации. 

Статья 56. Аппарат Совета Федерации  

1. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности членов Совета Федерации, Совета палаты, комитетов и комиссий Совета Федерации, Председателя и заместителей Председателя Совета Федерации осуществляет Аппарат Совета Федерации.

2. Аппарат Совета Федерации взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы и Аппаратом Правительства Российской Федерации.

3. Положение об Аппарате Совета Федерации утверждается Советом Федерации.

4. Финансирование расходов на содержание Аппарата Совета Федерации производится в пределах расходов на содержание Совета Федерации. 

Статья 57. Аппарат Государственной Думы 

1. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

2. Аппарат Государственной Думы взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Совета Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.

3. Положение об Аппарате Государственной Думы утверждается Государственной Думой.

4. Финансирование расходов на содержание Аппарата Государственной Думы производится в пределах расходов на содержание Государственной Думы. 

Статья 58. Официальные издания Федерального Собрания Российской Федерации 

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации имеют свои официальные печатные издания. 

Статья 59. Символы государственной власти Федерального Собрания Российской Федерации  

1. На зданиях, занимаемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.

2. В залах заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации находятся изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. 

Статья 60. Местопребывание палат Федерального Собрания Российской Федерации 

Местом постоянного пребывания палат Федерального Собрания Российской Федерации является столица Российской Федерации город Москва.

Заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут провести заседание в другом месте, когда они сочтут это необходимым. 

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Статья 61. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона 

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. 

Статья 62. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации 

          1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона признать утратившими силу следующие законодательные акты (отдельные положения законодательных актов) Российской Федерации :____________.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

 

 

В начало

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru