ПОХМЕЛКИН
В.В.
Чтобы
обострить дискуссию, выскажу
несколько свое несогласие не с
нравственной постановкой
вопроса, к которой я полностью
присоединяюсь. Порочно, когда
политик, идущий на выборы с
огромной программой, от одной
политической партии, даже в
условиях, когда эта партия
победила, – Народная партия
согласно новому Закону имела
права и даже была обязана
образовать фракцию в
Государственной Думе,
поскольку больше 12
одномандатных депутатов
провела, – и как бы
раствориться в другой
политической организации.
Нравственная оценка всего
этого очевидна. Что касается
оценки юридической, то здесь
всё намного сложнее. Не секрет,
что Народная партия –
сателлит “Единой России”,
она была таковой изначально.
Это сателлит общего хозяина для
обеих этих организаций. И даже
если бы у них была
самостоятельная фракция, это не
освобождало бы нас от опасности
того, что это совокупное
большинство могло изменить
Конституцию. То есть дело не в
том, все ли эти депутаты в “Единой
России” или нет, главное, что
они были изначально готовы
голосовать по указке тех, кто
готов был Конституцию менять.
Так что любые юридические
крючки и регламентные крючки
нас не спасают от ситуации,
когда кандидат идет с одним на
выборы, а потом идет совершенно
по-другому. Он может остаться в
своей фракции, фракция может
развернуться на 180 градусов, как
это было с существовавшими
ранее депутатскими
объединениями. То есть панацею
в этих потугах я не вижу. С
политической точки зрения я
этот процесс приветствую. Я
считаю, что он обречен на
поражение в Конституционном
Суде и даже дальше. Но как
элемент политической борьбы за
демократию в России это
правильно. И постановка вопроса
такая очевидна.
Второй
вопрос. При всем драматизме
ситуации, которую мы сейчас
переживаем, есть плюсы в том,
что произошло, плюсы
политические и правовые.
Политический плюс номер один: у
“Единой России” при всем
моем критическом к ней
отношении есть сейчас реальный
шанс стать полноценной
политической партией. Это
станет тогда, когда они впервые
не согласятся с мнением Кремля
или Белого Дома, когда они
начнут руководствовать не
интересами бюрократии, а
сознавать себя как партия. Я
понимаю, что все это очень и
очень сложно, с учетом набора
людей, которые там оказались, но
шанс такой есть. Было бы хорошо,
если бы они этим шансом
воспользовались в интересах
страны. Если не сделают, ну что ж,
их будет ждать судьба очередной
партии власти. Я хочу напомнить,
что до сих пор партия власти на
выборах не побеждала. Впервые
это произошло, а значит,
повторяю, есть шанс сохраниться.
Тем более, могу сказать, что у
этой партии есть свой электорат,
свой избиратель, конечно,
намного меньше, чем они
получили благодаря
административным, медийным и
прочим ресурсам, о которых
здесь вопрос стоял, но у партии
бюрократии, у партии крупного
капитала вне всякого сомнения
избиратель в России есть. И дай
бог, чтобы эта категория стала
партией в собственном смысле
слова. Когда они приходят в Думу
– ради бога,
руководствуйтесь, получив
большинство, интересами своего
избирателя! Ничего подобного не
происходит – в этом
драматизм и трагедия. Но,
повторяю, шанс такой есть.
Второй, как
ни странно, плюс состоявшихся
выборов – это то, что
проиграла оппозиция. Будучи
раздробленной, вся оппозиция,
особенно либеральная,
проиграла с треском. На мой
взгляд, это хороший урок всем
нам, отсюда вывод: для того,
чтобы противостоять, я не
говорю – партии власти,
противостоять этому
авторитарному диктату, который
сейчас намечается, очевидно
совершенно, что это невозможно
в условиях раздробленности
либерального меньшинства. Оно
должно быть максимально
консолидировано на всех тех
идеях, которые нас сплачивают, а
не разобщают. Если мы этого не
поймем, очевидно, что вся борьба
за демократию, за либеральные
ценности в стране просто
обречена, потому что можно,
конечно, апеллировать к праву, и
я готов это делать, но надо
понять, в какой правовой (точнее
– антиправовой) системе мы
находимся. Вот тот самый
Конституционный Суд, в который
сейчас собираются отправляться,
на днях принял ужасающее
совершенно, вопиющее решение о
том, что нельзя гражданину
обжаловать в Верховный Суд
постановления Правительства,
если оно принято на основе
федерального закона, и тем
самым обрубил практически
десяткам тысяч граждан
возможность обжаловать
нормативные акты, которые
затрагивают коренные интересы
людей – по жилищным,
автомобильным и другим
социальным вопросам. А попасть
гражданину в Конституционный
Суд по этим делам практически
невозможно. Собрать 90 подписей
сегодня практически невозможно.
Вот все. То есть еще одна ветвь
власти оказалась просто
отрубленной от того, чтобы хоть
как-то влиять на ситуацию с
правами человека. При всех
издержках деятельности
Верховного Суда, я вам скажу, 30
процентов обращений граждан по
вопросам, связанным с
обжалованием нормативных актов,
удовлетворялись, в том числе и
на уровне Верховного Суда. Так
что не так уж все трагично
обстояло. А теперь Верховный
Суд от этого отрезан. Правда, я
думаю, что мы будем, конечно,
добиваться того, чтобы это
решение Конституционного Суда
было так или иначе отменено или
парализовано. Есть механизм и
это решение обжаловать в
Страсбург, но это процесс
долгий – на 4 года, ничуть не
меньше. В этих условиях, я
считаю, вопрос борьбы за
общедемократические ценности в
стране должен быть переведен в
политическую плоскость.
Другого механизма, кроме как
политическая консолидация всех
демократов, апеллирование к
соответствующим сегментам
гражданского общества,
формирование этих сегментов,
потому что процесс находится в
крайне запущенном положении,
приземление всех тех и
партийных, и политических
лидеров, которые до сих пор,
скажем мягко, витали в эмпириях,
мне кажется, это сегодня
горячая реальность. Я вижу
смысл такого диалога еще и в том,
чтобы такую консолидацию так
или иначе обеспечить. А для
этого, мне кажется, нам не
только надо выявлять, что важно,
пороки в действующем
законодательстве, а их будет
прибывать, я в этом ни секунды
не сомневаюсь. Не знаю, пойдут
ли на изменение Конституции,
сейчас-то, конечно, нет, сейчас
все эти проекты запустили для
того, чтобы их отклонить, и тем
самым сказать: вот, мы
Конституцию менять не будем.
Интересно будет через 2 года
посмотреть, как они на такие же
инициативы будут реагировать.
Сейчас-то все понятно. Но по
всем остальным направлениям
именно в политической сфере,
конечно же, ситуация будет
кардинальным образом
ухудшаться. Мы получаем уже
откровенное прямое
бюрократическое правление. И
даже не то страшно, что все
комитеты захватила “Единая
Россия”, ну есть такая
практика парламентская, в той
же Америке, например, там тоже
победитель получает всё, все
посты председателей комитетов,
зато замов, правда, отдает
оппозиции. Страшно другое.
Посмотрите, как управлять Думой
сегодня стали. В парламенте до
сих пор было жесткое правило:
председатель Думы не может быть
лидером фракции. Это очень
правильно. Тем самым как бы
разделяется политическое и
административное руководство в
Думе. Соединили,
сконцентрировали власть
полностью в одних руках. Кстати,
у господина Грызлова теперь
уникальная власть в стране: он
– лидер правящей партии, он
– лидер фракции в Думе, и он
одновременно – председатель
Государственной Думы,
контролирующий весь
административный аппарат. То
есть Думу превратили в
административный орган. Вот это
я бы назвал полным уничтожением
парламентаризма, а не то, что
они взяли на себя
ответственность за большинство.
Это-то как раз нормальная
парламентская практика:
получили большинство, и
отвечайте. Фактически с учетом
одномандатников они получили
– не конституционное, но
такое реальное большинство. Я
знаю, что у них несколько членов
партии шли как независимые, в
том числе в моей Пермской
области. Это тактика. Как та или
иная партия получает
большинство в Думе – это
вопрос политической тактики. Я
не вижу в этом большой трагедии.
А то, что, использовав это
большинство, они фактически
уничтожают парламентаризм и
оттесняют оппозицию, это
абсолютно неправильно. Я
вспоминаю: в 1994 году в Англии
консерваторы, победившие на
парламентских выборах,
сознательно, демонстративно
дали пост спикера Бетти
Бутройту, представителю
лейбористов, оппозиции. И
гордились этим, подчеркивая:
вот в этом смысл английского
парламентаризма – да, мы
отвечаем за правительство, за
большинство в парламенте, но
процедура священна, она выше
всего, поэтому мы отдаем пост
спикера оппозиции. У нас,
конечно, ничего близкого не
происходит. Но, еще раз
подчеркну, на мой взгляд, все
наши попытки как-то повлиять на
ситуацию – будут гласом
вопиющего в пустыне, пока с
демократической оппозицией
партия власти не начнет реально
считаться. Это сегодня возможно,
нравится кому-то или нет, только
на путях общей политической
консолидации, преодолевая все
возможные разногласия, которые
у нас существуют, если, конечно,
мы сходимся в главном:
демократические принципы и
институты незыблемы, они должны
все больше наполняться
либеральным содержанием, а это,
помимо всего прочего, означает,
что принцип большинства,
который у нас доминирует, и на
выборах, и после выборов, он не
универсален. Он должен
обязательно корректироваться и
гарантироваться правами
меньшинства и правами
отдельной личности.
Применительно к парламенту –
правами отдельного депутата.
Отдельный депутат, даже
прошедший от округа, должен
иметь достаточное количество
прав, чтобы выступить. А ведь мы
сегодня не застрахованы от того,
что даже у депутатов, таких как
мы с Владимиром
Александровичем или Сергеем
Алексеевичем, просто отберут
право законодательной
инициативы. Конституционное.
Делается это очень легко.
Скажем, да, формально ваш
законопроект внесен в Думу,
распишут, но затем раз за разом
он попадает в повестку, его
будут из повестки снимать.
Большинством. Регламент это
позволяет делать.
РЫЖКОВ В.А.
Коммунисты
вносили проект Постановления в
среду по автогражданке.
Депутаты не стали голосовать
под предлогом, что он якобы
противоречит Конституции.
Просто произвольно сняли с
голосования.
ПОХМЕЛКИН В.В.
То есть могут
даже до голосования не довести,
а значит, до обозначения
позиций фракций по каким-то
жизненно важным вопросам.
Поэтому,
поддерживая общий пафос
документа, который здесь имеет
место, и политическую, и
нравственную составляющую того
процесса, который сейчас
начался, будучи совсем не
убежден в его юридической
обоснованности и в
результативности, я хотел бы
сказать в качестве призыва:
сегодня демократия в России в
опасности, это очевидный факт,
делается это ползучим
бархатным образом, не
откровенно, не очевидно для
общества. Отсюда вывод один: все
люди, которые заинтересованы в
том, чтобы эти демократические
институты работали, должны
максимально консолидироваться.
(след.)
(возврат)
|