| 
                       ИВАНЧЕНКО:
                      Спасибо. Черненко Михаил
                      Юрьевич, пожалуйста, вам слово. 
                      ЧЕРНЕНКО:
                      Демократическая партия России.
                      Уважаемые коллеги, я хотел бы
                      обратить ваше внимание на
                      следующее словосочетание
                      сегодняшнего приглашения: "потребности
                      российского народовластия".
                      Но дело в том, что потребности
                      российского народовластия
                      могут базироваться не только на
                      гарантиях прав граждан, но еще и
                      на определенных традиционных
                      формах самого народовластия.
                      Нельзя закрывать глаза и делать
                      вид, что у нас их нет. Они у нас
                      есть. 
                      Я
                      могу привести пример. Это не
                      столь далекое вече, которое
                      было, - Вятское, Новгородское и
                      так далее, это до сих пор
                      живущие казачьи круги в
                      областях, это Асы и Хасы народов
                      Кавказа, это Курултай и так
                      далее. 
                      Что
                      происходит сегодня? Да,
                      действительно исполнительная
                      власть стремится сама себя
                      воспроизводить, мифологизируя
                      процесс выборов и подтасовывая
                      его. Но мы еще немножко и
                      потеряем и местные выборы. Если
                      проанализировать нашу местную
                      прессу, ни у кого не вызывает
                      удивления рубрика "Местная
                      власть", и под рубрикой "Местная
                      власть" идет интервью, скажем,
                      с мэром маленького городка. У
                      нас по закону нет местной
                      власти, у нас есть органы
                      местного самоуправления по
                      большому счету. Еще немного, мы
                      потеряем этот уровень,
                      последний уровень, где
                      демократизация как бы еще
                      временами и сохраняется, и как
                      ни парадоксально,
                      прослеживается. 
                      Если
                      проанализировать, кто голосует
                      "против всех" именно на
                      местном уровне, то максимальное
                      количество голосов в последние
                      годы мы получаем в наших
                      казачьих областях - до 30 и более
                      процентов. Люди идут активно на
                      выборы и голосуют "против
                      всех". Никто их, кстати, к
                      этому не призывает. Почему?
                      Потому что традиционные формы
                      народовластия тоже должны быть.
                      Исходя из этого, я хотел бы
                      поддержать предложение о
                      действительно создании Кодекса
                      о выборах, который учитывал бы и
                      традиции народовластия, и
                      который бы определял так
                      называемые потребности его. Ну
                      и в заключении пожелать
                      Владимиру Александровичу и
                      Александру Владимировичу все-таки
                      попытаться хоть что-то сделать
                      в том, что вы сегодня огласили.
                      Всего доброго. 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Спасибо большое. Так, Вадим
                      Прохоров.  
                      ПРОХОРОВ:
                      Я постараюсь максимально
                      кратко. Начну с цитаты классика
                      - это Александр Владимирович
                      Иванченко, который сегодня
                      абсолютно правильно сказал, что
                      наша судебная система глуха. Да,
                      причем живого классика. В этом
                      многие здесь присутствующие
                      вполне убедились на практике,
                      пройдя через огромный, такой
                      большой по объему и
                      показательный процесс в
                      Верховном Суде России, когда
                      действительно судебная власть
                      оказывается глуха к аргументам.
                      При этом кассационная
                      инстанция заявляет: "Ну, мы же
                      не на Луне живем - все видим!"
                      – и, тем не менее,
                      подтверждает это решение
                      первой инстанции. К сожалению,
                      надо констатировать, что,
                      видимо, процесс этого развития
                      уже подошел к своему вполне
                      логичному завершению:
                      позавчерашнее 
                      решение Верховного Суда, о
                      чем говорил Надеждин - сводится
                      буквально к трем словам: теперь
                      можно все. Позавчера Верховный
                      Суд, в котором я участвовал,
                      принял следующее решение по
                      Магадану: никакое давление на
                      кандидата не является
                      вынуждающим обстоятельством.
                      То есть да, мы допускаем, что был
                      ствол у виска, заставляли, били,
                      может быть, даже кандидат умер.
                      Но если он не предоставил
                      справку о тяжкой болезни или о
                      признании его недееспособным -
                      вынуждающим обстоятельством к
                      снятию это не является. Все, не
                      надо даже фальсифицировать
                      выборы. Вполне достаточно
                      снимать партийные списки, потом
                      будет доказано, что да, конечно,
                      давили - это плохо, угрожали -
                      это плохо, но вынуждающим
                      обстоятельством это не
                      является. Значит, это уже
                      станция конечная, поезд дальше
                      не идет. Здесь уже
                      действительно бороться
                      абсолютно бесполезно. 
                      Ну,
                      и мало известный пример, когда
                      впервые со сталинского времени
                      Президиум Верховного Суда в
                      прошлом ноябре собрался
                      специально для того, чтобы
                      снять Михаила Хоронена - это мэр
                      Пскова, который противостоял
                      кандидату от Кремля на выборах
                      губернатора области. Впервые
                      вместо того, чтобы уважаемым
                      судьям ехать на дачи, их собрали
                      в субботу – впервые лет,
                      наверное, за 30 - Президиум
                      Верховного Суда. Только два
                      верховных судьи, имеющих,
                      скажем так, видимо, какое-то все-таки
                      понимание  своего
                      долга - это Радченко и Жуйков
                      Виктор Мартенианович встали и
                      ушли с этого заседания, а
                      остальные остались и, в общем,
                      приняли такое решение, какое от
                      них требовалось. 
                      Что
                      же делать? Ну понятно, что все
                      плохо. Но что делать? Безусловно,
                      конечно, надо продолжать
                      судиться, и в этом направлении
                      все равно хоть какие-то остатки
                      правосудия, но есть. Не буду
                      сейчас приводить примеры
                      промежуточного успеха в
                      Иванове по референдуму, в
                      других регионах. Но, безусловно,
                      этим ограничиваться нельзя,
                      поскольку уже, к сожалению -
                      скажем так мягко - есть очень
                      серьезные сомнения в нашей
                      судебной системе. 
                      Значит,
                      какой выход? Абсолютно
                      правильно, я согласен в данном
                      случае с Лысенко, который
                      сказал, что нельзя
                      ограничиваться исключительно
                      внутригосударственными
                      возможностями. Безусловно, у
                      нас есть такая легальная
                      возможность. Очень жалко, что
                      ушла Людмила Михайловна
                      Алексеева, которая вообще всей
                      своей жизнью доказывала эту
                      возможность. Это Хельсинкская
                      группа, это те, кто апеллировал
                      к международным институтам еще
                      тогда, когда у нас о независимой
                      судебной системе по большому
                      счету и речи не было. 
                      Я
                      хочу подчеркнуть, что я не
                      исключаю всех остальных линий
                      борьбы за народовластие, за
                      демократию. Это и развитие
                      политической системы,
                      политических партий, это может
                      быть и так называемый «оранжевый
                      фактор». Но в данном случае я
                      говорю об абсолютно легальной
                      возможности обращения к
                      международным судебным
                      институтам. И не только к
                      судебным. 
                      Надо
                      использовать слабости
                      действующей власти. Какие? Они,
                      безусловно, есть. Если для
                      Сталина вполне достаточно было
                      той половины мира, которая у
                      него была, - это и Советский Союз,
                      и Восточная Европа, и Китай, и
                      отдыхал он, кстати, в Абхазии, а
                      не на Сардинии, да и не на яхте -
                      то он и вполне комфортно
                      чувствовал себя. 
                      Диктаторы
                      нынешнего времени - в данном
                      случае не будем называть
                      поименно - они уже, скажем так,
                      привязаны к глобальному
                      сообществу. Им же тяжело, если
                      их туда не пустят, как, например,
                      Лукашенко. 
                      Дело-то
                      в том, что все прекрасно
                      понимают, почему не идет
                      дальнейшего объединения с
                      Беларусью. Не потому, что есть
                      личная антипатия между Путиным
                      и Лукашенко - потому что просто
                      не пустят никого из российских
                      лидеров после этого ни в Европу,
                      ни в "восьмерку", никуда.
                      Это совершенно очевидно,
                      поэтому и присутствует такой
                      страх, что все-таки нельзя
                      довести до конца тот, на мой
                      взгляд, негативный процесс,
                      который все-таки запустил
                      Ельцин в конце 99-го года - это
                      объединение в союзное
                      государство. 
                      Но
                      что действительно в данном
                      случае можно использовать? Это
                      не только Европейский суд - хотя
                      его возможности, конечно же,
                      нужно использовать, но их не
                      надо преувеличивать. Это и
                      возможности ПАСЕ. Там есть
                      целый ряд комитетов. Там есть
                      целый ряд возможностей,
                      связанных со специальными
                      докладами. И кстати, чеченцы,
                      например, использовали эти
                      возможности. Это также то, о чем
                      говорил Лысенко - возможность
                      проведения международных
                      конференций. В конце концов,
                      надо максимально осваивать эти
                      возможности, потому что уж чего-чего,
                      а лишиться, скажем так, «рукопожимаемости»
                      на Западе нашим лидерам в любом
                      случае не хочется. Хотя такое
                      впечатление, что на внимание
                      наших собственных граждан им
                      абсолютно наплевать. 
                      Поэтому
                      мы имеем вполне легальную часть
                      четвертую статьи 15-й
                      Конституции России о
                      приоритете международных норм.
                      Мы имеем определенные
                      возможности -  пусть
                      не очень большие, их не надо
                      преувеличивать - но
                      использования европейских норм.
                      И я просто призываю Владимира
                      Александровича Рыжкова и готов
                      предпринять максимальные
                      усилия к обращению при работе
                      над законами к отсылочным
                      нормам. Есть масса правовых
                      актов, на которые можно
                      ссылаться: Европейская хартия
                      местного самоуправления,
                      Европейская хартия прав
                      человека, те самые два
                      международных пакта, на которых
                      как раз выросло хельсинкское
                      движение - пакты 1966 года,
                      вступившие в силу для
                      Советского Союза в 1976 году - «О
                      гражданских и политических
                      правах» и «Об
                      экономических, социальных и
                      культурных правах». Есть, в
                      конце концов, еще целый ряд
                      международных договоров и
                      конвенций, к которым
                      присоединилась Россия. В
                      частности, Первый протокол к
                      Европейской хартии прав
                      человека - там статья третья
                      прямо говорит о свободе выборов.
                      Хотя Европейский суд ее не
                      очень любит, к сожалению, эту
                      статью. Но тем не менее она есть.
                      Поэтому в данном случае только
                      хотелось бы действительно
                      пожелать активизировать эту
                      работу. Она очень трудная. Никто
                      там нас не ждет с песнями и
                      баяном. И тот же Европейский суд
                      очень тяжело принимает дела к
                      рассмотрению, и не всегда
                      стремится уйти от
                      политизированности. Но у них
                      есть другой выход, у нас же
                      выхода, кроме использования
                      этих международных институтов,
                      уже почти нет.  
                      КАТАЕВ:
                      Может быть, кстати, этот
                      предложенный конгресс провести
                      не по теме выборов, а по теме
                      соблюдения международных
                      пактов в области прав человека,
                      в том числе выборы, местное
                      самоуправление - чуть-чуть
                      расширить тему, и она зазвучит
                      сильнее. 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Так, уважаемые коллеги, мы
                      договорились работать два часа,
                      зал зарезервирован в условиях
                      рыночного времени на два часа,
                      но, тем не менее, если есть
                      желающие выступить? Коротко
                      очень, пожалуйста. 
                      ГУСЕВА:
                      Я прошу извинения, потому что я
                      была на муниципальном собрании
                      и поэтому опоздала. Но мне
                      кажется, вы об этом не говорили,
                      я буквально два слова. Я очень
                      переживаю по поводу нашего
                      населения как выборщиков. Мне
                      кажется, может, нам не надо
                      удовлетворять определенный
                      слой выборщиков своими
                      позициями и искать новые
                      сегменты этого выборного рынка
                      как выборщиков. Может быть, нам
                      нужно заняться формированием
                      ментальности наших россиян как
                      ответственных и вменяемых
                      налогоплательщиков. Потому что
                      это происходит каждый день, и мы
                      в принципе, научив их
                      относиться к налогам, что они
                      платят налоги свои и должны
                      спросить за это с власти,
                      включим этот инструмент вообще
                      в соотношение гражданина и
                      власти. 
                      Поэтому
                      я считаю, что в принципе нам
                      нужно заняться именно этим.
                      Один из инструментов есть, он в
                      принципе близок, его надо
                      просто подтолкнуть - подоходный
                      налог по месту жительства, и
                      выборы в самом низу, вот там, в
                      поселке, в районе - то, что еще не
                      запретили. То есть
                      непосредственные выборы главы
                      местного поселения и
                      подоходный налог. Человек
                      отдает свои налоги в том месте,
                      где он живет, выбирает человека,
                      который за это отвечает, и
                      смотрит, как это выполняется. А
                      уже от ментальности
                      налогоплательщика идти к
                      выборам. Спасибо. Гусева Елена,
                      муниципальный депутат, Москва. 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Спасибо. Еще 30 секунд Гусев
                      Сергей Сергеевич, пожалуйста. 
                      ГУСЕВ:
                      Вопрос-предложение: если все-таки
                      учесть, что мы как бы
                      дискутируем по поправкам в
                      предлагаемое изменение
                      законодательства, и если
                      реально оценивать, что, скорее
                      всего, они будут продавлены, во
                      всяком случае единый
                      избирательный день, тогда
                      вопрос такой: почему
                      рекомендуется на первое...
                      вернее, на второе воскресенье
                      марта, почему не на первое и не
                      на третье? 
                      РЫЖКОВ:
                      Наверняка, при Сталине так было.
                      (Смех в зале) 
                      ГУСЕВ:
                      Второе воскресенье рано или
                      поздно будет 8 марта - либо нужно
                      опять вносить изменение, либо
                      отменять Международный женский
                      день. Тем более, такое уже было в
                      2003 году, когда отменили выборы 7
                      декабря. 
                      РЫЖКОВ:
                      Отменят международный женский
                      день. (Смех в зале) 
                      ГУСЕВ:
                      Затем подумали через три недели
                      о том, что через месяц депутаты
                      не соберутся, потому что
                      Рождество, и вносили изменения
                      на 14 декабря. 
                      РЫЖКОВ:
                      Не задавайте им сложных
                      вопросов. 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Если отменили избирательные
                      права, то отменят и
                      Международный женский день... (Смех
                      в зале) 
                      КЫНЕВ:
                      У меня маленькое дополнение.
                      Когда примут этот закон, я думаю,
                      что нужно будет внести
                      предложение в целях той же
                      самой замечательной экономии
                      бюджетных средств, то чем
                      мотивируется переход на единый
                      избирательный день - перевести
                      Центральную избирательную
                      комиссию на общественные
                      начала за ненадобностью в
                      дальнейшем ее существовании и
                      деятельности. 
                      РЫЖКОВ:
                      А вот это уже провокация. (Смех в
                      зале) 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Так, все, уважаемые коллеги, я
                      даю слово Владимиру
                      Александровичу для подведения
                      итогов. 
                      РЫЖКОВ:
                      Да, я хочу поблагодарить всех
                      вас за участие. Я все-таки
                      надеюсь, что это будет иметь
                      практический смысл, потому что
                      все-таки публичное обсуждение в
                      Государственной Думе поправок,
                      ну, Виктор Хамраев здесь есть,
                      он подтвердит, что это всегда
                      находит отражение по крайней
                      мере в тех СМИ, которые в России
                      еще остались. И если мы просто
                      промолчим и пройдем мимо, то
                      даже образованная часть
                      общества не будет знать, что
                      сделала власть. Потому что вот
                      эти экспертные вещи мы с вами
                      понимаем, а вот, скажем,
                      среднестатистический человек с
                      высшим образованием, который
                      читает "Коммерсантъ" или
                      "Независимую газету", он
                      просто этого не знает. 
                      Вот
                      для того, чтобы сделать это
                      фактом общественного достояния,
                      мы и вносим эти поправки. У нас
                      нет иллюзий, что эти поправки
                      пройдут, но я обещаю вам, что
                      каждая из этих позиций
                      прозвучит в Государственной
                      Думе. И я очень рассчитываю, что
                      журналисты, когда будут делать
                      репортаж об этом заседании,
                      отметят наиболее вопиющие
                      антиконституционные,
                      антидемократические нормы,
                      которые протаскивает власть
                      для того, чтобы окончательно
                      лишить граждан свободных и
                      честных выборов. 
                      Поэтому
                      в этом есть смысл, потому что
                      капля камень точит. Если мы не
                      будем каждый раз говорить,
                      публично фиксировать
                      преступления и ошибки власти,
                      то она еще больше распояшется.
                      Поэтому я вам очень благодарен. 
                      Также
                      я хотел вас поблагодарить от
                      нас, организаторов, за то, что
                      был ряд конкретных предложений.
                      Я думаю, что мы это зафиксируем,
                      Александр Владимирович: первое
                      - мы сделаем подробный запрос в
                      Совет Европы, приложим закон,
                      попросим сделать его
                      экспертизу с точки зрения
                      соответствия наших
                      обязательств европейским
                      стандартам. Я полагаю, что это
                      надо сделать с нашими
                      комментариями. Я полагаю, что
                      целый ряд норм этого закона -
                      например, недопуск наблюдателя
                      от общественных организаций,
                      недопуск международных
                      наблюдателей, резкое упрощение
                      процедуры снятия кандидатов -
                      откровенно противоречат
                      хартиям, которые мы
                      ратифицировали. Поэтому это
                      очень правильно, если придет
                      заключение Совета Европы о
                      неконституционности нашего
                      закона и о несоответствии
                      международным стандартам, это
                      будет очень полезно. 
                      Это
                      первое - что решаем
                      дополнительно к поправкам.
                      Второе - к сентябрю-октябрю мы
                      постараемся разработать
                      демократический избирательный
                      кодекс силами института
                      Александра Владимировича, и мы
                      его представим общественности.
                      То есть у нас, по крайней мере,
                      будет в руках наш закон, который
                      при демократизации России, в
                      которую я свято верю, и уверен,
                      что она произойдет в ближайшие
                      годы, чтобы у нас был готовый
                      избирательный закон; чтобы мы
                      его заново не писали; чтобы в
                      тот же день, когда будет
                      возможность, мы его приняли и по
                      нему начали жить. 
                      Мы
                      включим поправки Бориса
                      Борисовича Надеждина. Они очень
                      правильные, кстати, они
                      учитывают то, что вы говорили по
                      поводу московских гигантских
                      округов. 
                      Дальше,
                      я благодарен ассоциации "ГОЛОС".
                      Очень хорошая идея - взять 
                      грузинский закон,
                      посмотреть. Я думаю, что мы его
                      используем. И очень хорошая
                      идея - делать свою
                      информационную кампанию по
                      избирательным правам граждан.
                      Потому что Центризбирком
                      делает кампанию - "Идите на
                      выборы" - фактически на
                      фальсифицированные,
                      безальтернативные выборы, а мы
                      должны проводить кампанию –
                      о том какие у граждан есть права,
                      по контролю, по участию и так
                      далее. Вот контркампания по
                      разъяснению прав - простые,
                      дешевые листовки, очень просто
                      написанные - мне кажется, очень
                      хорошая идея, полезная для нас. 
                      Еще
                      был ряд идей по поводу
                      интернационализации нашего
                      авторитаризма, так сказать,
                      проведение конференций и так
                      далее, мне кажется, это очень
                      правильное и хорошее
                      предложение.  
                      РЕПЛИКА:
                      Дискуссии на телевидении. 
                      РЫЖКОВ:
                      Да, дискуссии на телевидении, и
                      мы уже договорились с
                      Александром Владимировичем,
                      что мы напишем письмо
                      руководителям телеканалов, где
                      официально попросим, чтобы они
                      такую дискуссию устроили. Пусть
                      туда не попаду я, потому что на
                      Первом канале и на Втором
                      канале, на Четвертом канале я
                      давно запрещен, но если попадет
                      хотя бы кто-то из экспертов, кто
                      сможет изложить эту точку
                      зрения, это уже будет очень
                      полезно. 
                      И
                      последнее, что я хочу сказать в
                      заключение. Мы проводили наши
                      недавние общественные слушания
                      по Закону о Федеральном
                      собрании - часть из вас была на
                      этом обсуждении. Федеральный
                      закон о Федеральном Собрании,
                      где мы, напоминаю, вводим
                      процедуру парламентского
                      расследования, парламентский
                      контроль над правительством,
                      расширяем права парламента по
                      запросам, так сказать, контролю,
                      вводим законодательные
                      гарантии парламентской
                      оппозиции и так далее. Мы его
                      вносим официально в
                      Государственную Думу 7 июня - то
                      есть от группы депутатов,
                      демократических депутатов и
                      независимым депутатов. 
                      Таким
                      образом, мы как раз стремимся к
                      тому, чтобы наши с вами
                      общественные слушания не были
                      пустой говорильней, как сказал
                      Евгений Григорьевич, но чтобы
                      даже те немногие возможности,
                      которыми мы располагаем, были
                      максимально и эффективно
                      использованы. 
                      Результатом
                      сегодняшних слушаний будет
                      большой блок поправок, которые
                      будут в пленарном зале названы,
                      аргументированы, и по которым
                      состоится голосование. А
                      результатом тех слушаний стал
                      закон, который мы с учетом
                      замечаний доработали и 7 июня
                      вносим в Государственную Думу -
                      "О Федеральном Собрании".
                      Это демократический закон,
                      который фактически ставит
                      бюрократию под контроль
                      парламента. 
                      Я
                      знаю судьбу этого закона, он
                      будет либо отклонен, либо они
                      даже не примут его к
                      рассмотрению по какому-нибудь
                      надуманному поводу, но в нашем
                      портфолио, да, в нашем блоке
                      наработок на будущее, в которое
                      мы все верим, будет этот закон,
                      он нам пригодится так же, как
                      наш собственный избирательный
                      кодекс. 
                      Нам
                      приходится сегодня
                      нарабатывать законы для
                      будущего. В сегодняшней России
                      нет шансов для демократии, но
                      когда будет демократия,
                      понадобятся тексты. Вот наша
                      задача - бороться сегодня за
                      наши права и готовить на завтра
                      ту Россию, о которой мы все
                      мечтаем и которую, как я надеюсь,
                      все-таки мы когда-нибудь
                      обретем. 
                      Поэтому
                      всех вас мы благодарим за
                      участие. 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Два слова в дополнение, хочу
                      поблагодарить хозяев этого
                      зала за то, что они нас
                      привечают здесь, и мы проводим
                      уже традиционные встречи. 
                      РЫЖКОВ:
                      И вкусно кормят, кстати. 
                      ИВАНЧЕНКО:
                      Хочу также поблагодарить
                      организаторов сегодняшнего
                      мероприятия: Валерия
                      Георгиевича Акаевича, Аркадия
                      Ефимовича Любарева, Владимира
                      Ильича Кривцова и всех
                      приглашенных экспертов,
                      которые внесли свой вклад в
                      проведение этого мероприятия,
                      большое спасибо.
                     оглавление 
  |