ИВАНЧЕНКО:
Спасибо. Черненко Михаил
Юрьевич, пожалуйста, вам слово.
ЧЕРНЕНКО:
Демократическая партия России.
Уважаемые коллеги, я хотел бы
обратить ваше внимание на
следующее словосочетание
сегодняшнего приглашения: "потребности
российского народовластия".
Но дело в том, что потребности
российского народовластия
могут базироваться не только на
гарантиях прав граждан, но еще и
на определенных традиционных
формах самого народовластия.
Нельзя закрывать глаза и делать
вид, что у нас их нет. Они у нас
есть.
Я
могу привести пример. Это не
столь далекое вече, которое
было, - Вятское, Новгородское и
так далее, это до сих пор
живущие казачьи круги в
областях, это Асы и Хасы народов
Кавказа, это Курултай и так
далее.
Что
происходит сегодня? Да,
действительно исполнительная
власть стремится сама себя
воспроизводить, мифологизируя
процесс выборов и подтасовывая
его. Но мы еще немножко и
потеряем и местные выборы. Если
проанализировать нашу местную
прессу, ни у кого не вызывает
удивления рубрика "Местная
власть", и под рубрикой "Местная
власть" идет интервью, скажем,
с мэром маленького городка. У
нас по закону нет местной
власти, у нас есть органы
местного самоуправления по
большому счету. Еще немного, мы
потеряем этот уровень,
последний уровень, где
демократизация как бы еще
временами и сохраняется, и как
ни парадоксально,
прослеживается.
Если
проанализировать, кто голосует
"против всех" именно на
местном уровне, то максимальное
количество голосов в последние
годы мы получаем в наших
казачьих областях - до 30 и более
процентов. Люди идут активно на
выборы и голосуют "против
всех". Никто их, кстати, к
этому не призывает. Почему?
Потому что традиционные формы
народовластия тоже должны быть.
Исходя из этого, я хотел бы
поддержать предложение о
действительно создании Кодекса
о выборах, который учитывал бы и
традиции народовластия, и
который бы определял так
называемые потребности его. Ну
и в заключении пожелать
Владимиру Александровичу и
Александру Владимировичу все-таки
попытаться хоть что-то сделать
в том, что вы сегодня огласили.
Всего доброго.
ИВАНЧЕНКО:
Спасибо большое. Так, Вадим
Прохоров.
ПРОХОРОВ:
Я постараюсь максимально
кратко. Начну с цитаты классика
- это Александр Владимирович
Иванченко, который сегодня
абсолютно правильно сказал, что
наша судебная система глуха. Да,
причем живого классика. В этом
многие здесь присутствующие
вполне убедились на практике,
пройдя через огромный, такой
большой по объему и
показательный процесс в
Верховном Суде России, когда
действительно судебная власть
оказывается глуха к аргументам.
При этом кассационная
инстанция заявляет: "Ну, мы же
не на Луне живем - все видим!"
– и, тем не менее,
подтверждает это решение
первой инстанции. К сожалению,
надо констатировать, что,
видимо, процесс этого развития
уже подошел к своему вполне
логичному завершению:
позавчерашнее
решение Верховного Суда, о
чем говорил Надеждин - сводится
буквально к трем словам: теперь
можно все. Позавчера Верховный
Суд, в котором я участвовал,
принял следующее решение по
Магадану: никакое давление на
кандидата не является
вынуждающим обстоятельством.
То есть да, мы допускаем, что был
ствол у виска, заставляли, били,
может быть, даже кандидат умер.
Но если он не предоставил
справку о тяжкой болезни или о
признании его недееспособным -
вынуждающим обстоятельством к
снятию это не является. Все, не
надо даже фальсифицировать
выборы. Вполне достаточно
снимать партийные списки, потом
будет доказано, что да, конечно,
давили - это плохо, угрожали -
это плохо, но вынуждающим
обстоятельством это не
является. Значит, это уже
станция конечная, поезд дальше
не идет. Здесь уже
действительно бороться
абсолютно бесполезно.
Ну,
и мало известный пример, когда
впервые со сталинского времени
Президиум Верховного Суда в
прошлом ноябре собрался
специально для того, чтобы
снять Михаила Хоронена - это мэр
Пскова, который противостоял
кандидату от Кремля на выборах
губернатора области. Впервые
вместо того, чтобы уважаемым
судьям ехать на дачи, их собрали
в субботу – впервые лет,
наверное, за 30 - Президиум
Верховного Суда. Только два
верховных судьи, имеющих,
скажем так, видимо, какое-то все-таки
понимание своего
долга - это Радченко и Жуйков
Виктор Мартенианович встали и
ушли с этого заседания, а
остальные остались и, в общем,
приняли такое решение, какое от
них требовалось.
Что
же делать? Ну понятно, что все
плохо. Но что делать? Безусловно,
конечно, надо продолжать
судиться, и в этом направлении
все равно хоть какие-то остатки
правосудия, но есть. Не буду
сейчас приводить примеры
промежуточного успеха в
Иванове по референдуму, в
других регионах. Но, безусловно,
этим ограничиваться нельзя,
поскольку уже, к сожалению -
скажем так мягко - есть очень
серьезные сомнения в нашей
судебной системе.
Значит,
какой выход? Абсолютно
правильно, я согласен в данном
случае с Лысенко, который
сказал, что нельзя
ограничиваться исключительно
внутригосударственными
возможностями. Безусловно, у
нас есть такая легальная
возможность. Очень жалко, что
ушла Людмила Михайловна
Алексеева, которая вообще всей
своей жизнью доказывала эту
возможность. Это Хельсинкская
группа, это те, кто апеллировал
к международным институтам еще
тогда, когда у нас о независимой
судебной системе по большому
счету и речи не было.
Я
хочу подчеркнуть, что я не
исключаю всех остальных линий
борьбы за народовластие, за
демократию. Это и развитие
политической системы,
политических партий, это может
быть и так называемый «оранжевый
фактор». Но в данном случае я
говорю об абсолютно легальной
возможности обращения к
международным судебным
институтам. И не только к
судебным.
Надо
использовать слабости
действующей власти. Какие? Они,
безусловно, есть. Если для
Сталина вполне достаточно было
той половины мира, которая у
него была, - это и Советский Союз,
и Восточная Европа, и Китай, и
отдыхал он, кстати, в Абхазии, а
не на Сардинии, да и не на яхте -
то он и вполне комфортно
чувствовал себя.
Диктаторы
нынешнего времени - в данном
случае не будем называть
поименно - они уже, скажем так,
привязаны к глобальному
сообществу. Им же тяжело, если
их туда не пустят, как, например,
Лукашенко.
Дело-то
в том, что все прекрасно
понимают, почему не идет
дальнейшего объединения с
Беларусью. Не потому, что есть
личная антипатия между Путиным
и Лукашенко - потому что просто
не пустят никого из российских
лидеров после этого ни в Европу,
ни в "восьмерку", никуда.
Это совершенно очевидно,
поэтому и присутствует такой
страх, что все-таки нельзя
довести до конца тот, на мой
взгляд, негативный процесс,
который все-таки запустил
Ельцин в конце 99-го года - это
объединение в союзное
государство.
Но
что действительно в данном
случае можно использовать? Это
не только Европейский суд - хотя
его возможности, конечно же,
нужно использовать, но их не
надо преувеличивать. Это и
возможности ПАСЕ. Там есть
целый ряд комитетов. Там есть
целый ряд возможностей,
связанных со специальными
докладами. И кстати, чеченцы,
например, использовали эти
возможности. Это также то, о чем
говорил Лысенко - возможность
проведения международных
конференций. В конце концов,
надо максимально осваивать эти
возможности, потому что уж чего-чего,
а лишиться, скажем так, «рукопожимаемости»
на Западе нашим лидерам в любом
случае не хочется. Хотя такое
впечатление, что на внимание
наших собственных граждан им
абсолютно наплевать.
Поэтому
мы имеем вполне легальную часть
четвертую статьи 15-й
Конституции России о
приоритете международных норм.
Мы имеем определенные
возможности - пусть
не очень большие, их не надо
преувеличивать - но
использования европейских норм.
И я просто призываю Владимира
Александровича Рыжкова и готов
предпринять максимальные
усилия к обращению при работе
над законами к отсылочным
нормам. Есть масса правовых
актов, на которые можно
ссылаться: Европейская хартия
местного самоуправления,
Европейская хартия прав
человека, те самые два
международных пакта, на которых
как раз выросло хельсинкское
движение - пакты 1966 года,
вступившие в силу для
Советского Союза в 1976 году - «О
гражданских и политических
правах» и «Об
экономических, социальных и
культурных правах». Есть, в
конце концов, еще целый ряд
международных договоров и
конвенций, к которым
присоединилась Россия. В
частности, Первый протокол к
Европейской хартии прав
человека - там статья третья
прямо говорит о свободе выборов.
Хотя Европейский суд ее не
очень любит, к сожалению, эту
статью. Но тем не менее она есть.
Поэтому в данном случае только
хотелось бы действительно
пожелать активизировать эту
работу. Она очень трудная. Никто
там нас не ждет с песнями и
баяном. И тот же Европейский суд
очень тяжело принимает дела к
рассмотрению, и не всегда
стремится уйти от
политизированности. Но у них
есть другой выход, у нас же
выхода, кроме использования
этих международных институтов,
уже почти нет.
КАТАЕВ:
Может быть, кстати, этот
предложенный конгресс провести
не по теме выборов, а по теме
соблюдения международных
пактов в области прав человека,
в том числе выборы, местное
самоуправление - чуть-чуть
расширить тему, и она зазвучит
сильнее.
ИВАНЧЕНКО:
Так, уважаемые коллеги, мы
договорились работать два часа,
зал зарезервирован в условиях
рыночного времени на два часа,
но, тем не менее, если есть
желающие выступить? Коротко
очень, пожалуйста.
ГУСЕВА:
Я прошу извинения, потому что я
была на муниципальном собрании
и поэтому опоздала. Но мне
кажется, вы об этом не говорили,
я буквально два слова. Я очень
переживаю по поводу нашего
населения как выборщиков. Мне
кажется, может, нам не надо
удовлетворять определенный
слой выборщиков своими
позициями и искать новые
сегменты этого выборного рынка
как выборщиков. Может быть, нам
нужно заняться формированием
ментальности наших россиян как
ответственных и вменяемых
налогоплательщиков. Потому что
это происходит каждый день, и мы
в принципе, научив их
относиться к налогам, что они
платят налоги свои и должны
спросить за это с власти,
включим этот инструмент вообще
в соотношение гражданина и
власти.
Поэтому
я считаю, что в принципе нам
нужно заняться именно этим.
Один из инструментов есть, он в
принципе близок, его надо
просто подтолкнуть - подоходный
налог по месту жительства, и
выборы в самом низу, вот там, в
поселке, в районе - то, что еще не
запретили. То есть
непосредственные выборы главы
местного поселения и
подоходный налог. Человек
отдает свои налоги в том месте,
где он живет, выбирает человека,
который за это отвечает, и
смотрит, как это выполняется. А
уже от ментальности
налогоплательщика идти к
выборам. Спасибо. Гусева Елена,
муниципальный депутат, Москва.
ИВАНЧЕНКО:
Спасибо. Еще 30 секунд Гусев
Сергей Сергеевич, пожалуйста.
ГУСЕВ:
Вопрос-предложение: если все-таки
учесть, что мы как бы
дискутируем по поправкам в
предлагаемое изменение
законодательства, и если
реально оценивать, что, скорее
всего, они будут продавлены, во
всяком случае единый
избирательный день, тогда
вопрос такой: почему
рекомендуется на первое...
вернее, на второе воскресенье
марта, почему не на первое и не
на третье?
РЫЖКОВ:
Наверняка, при Сталине так было.
(Смех в зале)
ГУСЕВ:
Второе воскресенье рано или
поздно будет 8 марта - либо нужно
опять вносить изменение, либо
отменять Международный женский
день. Тем более, такое уже было в
2003 году, когда отменили выборы 7
декабря.
РЫЖКОВ:
Отменят международный женский
день. (Смех в зале)
ГУСЕВ:
Затем подумали через три недели
о том, что через месяц депутаты
не соберутся, потому что
Рождество, и вносили изменения
на 14 декабря.
РЫЖКОВ:
Не задавайте им сложных
вопросов.
ИВАНЧЕНКО:
Если отменили избирательные
права, то отменят и
Международный женский день... (Смех
в зале)
КЫНЕВ:
У меня маленькое дополнение.
Когда примут этот закон, я думаю,
что нужно будет внести
предложение в целях той же
самой замечательной экономии
бюджетных средств, то чем
мотивируется переход на единый
избирательный день - перевести
Центральную избирательную
комиссию на общественные
начала за ненадобностью в
дальнейшем ее существовании и
деятельности.
РЫЖКОВ:
А вот это уже провокация. (Смех в
зале)
ИВАНЧЕНКО:
Так, все, уважаемые коллеги, я
даю слово Владимиру
Александровичу для подведения
итогов.
РЫЖКОВ:
Да, я хочу поблагодарить всех
вас за участие. Я все-таки
надеюсь, что это будет иметь
практический смысл, потому что
все-таки публичное обсуждение в
Государственной Думе поправок,
ну, Виктор Хамраев здесь есть,
он подтвердит, что это всегда
находит отражение по крайней
мере в тех СМИ, которые в России
еще остались. И если мы просто
промолчим и пройдем мимо, то
даже образованная часть
общества не будет знать, что
сделала власть. Потому что вот
эти экспертные вещи мы с вами
понимаем, а вот, скажем,
среднестатистический человек с
высшим образованием, который
читает "Коммерсантъ" или
"Независимую газету", он
просто этого не знает.
Вот
для того, чтобы сделать это
фактом общественного достояния,
мы и вносим эти поправки. У нас
нет иллюзий, что эти поправки
пройдут, но я обещаю вам, что
каждая из этих позиций
прозвучит в Государственной
Думе. И я очень рассчитываю, что
журналисты, когда будут делать
репортаж об этом заседании,
отметят наиболее вопиющие
антиконституционные,
антидемократические нормы,
которые протаскивает власть
для того, чтобы окончательно
лишить граждан свободных и
честных выборов.
Поэтому
в этом есть смысл, потому что
капля камень точит. Если мы не
будем каждый раз говорить,
публично фиксировать
преступления и ошибки власти,
то она еще больше распояшется.
Поэтому я вам очень благодарен.
Также
я хотел вас поблагодарить от
нас, организаторов, за то, что
был ряд конкретных предложений.
Я думаю, что мы это зафиксируем,
Александр Владимирович: первое
- мы сделаем подробный запрос в
Совет Европы, приложим закон,
попросим сделать его
экспертизу с точки зрения
соответствия наших
обязательств европейским
стандартам. Я полагаю, что это
надо сделать с нашими
комментариями. Я полагаю, что
целый ряд норм этого закона -
например, недопуск наблюдателя
от общественных организаций,
недопуск международных
наблюдателей, резкое упрощение
процедуры снятия кандидатов -
откровенно противоречат
хартиям, которые мы
ратифицировали. Поэтому это
очень правильно, если придет
заключение Совета Европы о
неконституционности нашего
закона и о несоответствии
международным стандартам, это
будет очень полезно.
Это
первое - что решаем
дополнительно к поправкам.
Второе - к сентябрю-октябрю мы
постараемся разработать
демократический избирательный
кодекс силами института
Александра Владимировича, и мы
его представим общественности.
То есть у нас, по крайней мере,
будет в руках наш закон, который
при демократизации России, в
которую я свято верю, и уверен,
что она произойдет в ближайшие
годы, чтобы у нас был готовый
избирательный закон; чтобы мы
его заново не писали; чтобы в
тот же день, когда будет
возможность, мы его приняли и по
нему начали жить.
Мы
включим поправки Бориса
Борисовича Надеждина. Они очень
правильные, кстати, они
учитывают то, что вы говорили по
поводу московских гигантских
округов.
Дальше,
я благодарен ассоциации "ГОЛОС".
Очень хорошая идея - взять
грузинский закон,
посмотреть. Я думаю, что мы его
используем. И очень хорошая
идея - делать свою
информационную кампанию по
избирательным правам граждан.
Потому что Центризбирком
делает кампанию - "Идите на
выборы" - фактически на
фальсифицированные,
безальтернативные выборы, а мы
должны проводить кампанию –
о том какие у граждан есть права,
по контролю, по участию и так
далее. Вот контркампания по
разъяснению прав - простые,
дешевые листовки, очень просто
написанные - мне кажется, очень
хорошая идея, полезная для нас.
Еще
был ряд идей по поводу
интернационализации нашего
авторитаризма, так сказать,
проведение конференций и так
далее, мне кажется, это очень
правильное и хорошее
предложение.
РЕПЛИКА:
Дискуссии на телевидении.
РЫЖКОВ:
Да, дискуссии на телевидении, и
мы уже договорились с
Александром Владимировичем,
что мы напишем письмо
руководителям телеканалов, где
официально попросим, чтобы они
такую дискуссию устроили. Пусть
туда не попаду я, потому что на
Первом канале и на Втором
канале, на Четвертом канале я
давно запрещен, но если попадет
хотя бы кто-то из экспертов, кто
сможет изложить эту точку
зрения, это уже будет очень
полезно.
И
последнее, что я хочу сказать в
заключение. Мы проводили наши
недавние общественные слушания
по Закону о Федеральном
собрании - часть из вас была на
этом обсуждении. Федеральный
закон о Федеральном Собрании,
где мы, напоминаю, вводим
процедуру парламентского
расследования, парламентский
контроль над правительством,
расширяем права парламента по
запросам, так сказать, контролю,
вводим законодательные
гарантии парламентской
оппозиции и так далее. Мы его
вносим официально в
Государственную Думу 7 июня - то
есть от группы депутатов,
демократических депутатов и
независимым депутатов.
Таким
образом, мы как раз стремимся к
тому, чтобы наши с вами
общественные слушания не были
пустой говорильней, как сказал
Евгений Григорьевич, но чтобы
даже те немногие возможности,
которыми мы располагаем, были
максимально и эффективно
использованы.
Результатом
сегодняшних слушаний будет
большой блок поправок, которые
будут в пленарном зале названы,
аргументированы, и по которым
состоится голосование. А
результатом тех слушаний стал
закон, который мы с учетом
замечаний доработали и 7 июня
вносим в Государственную Думу -
"О Федеральном Собрании".
Это демократический закон,
который фактически ставит
бюрократию под контроль
парламента.
Я
знаю судьбу этого закона, он
будет либо отклонен, либо они
даже не примут его к
рассмотрению по какому-нибудь
надуманному поводу, но в нашем
портфолио, да, в нашем блоке
наработок на будущее, в которое
мы все верим, будет этот закон,
он нам пригодится так же, как
наш собственный избирательный
кодекс.
Нам
приходится сегодня
нарабатывать законы для
будущего. В сегодняшней России
нет шансов для демократии, но
когда будет демократия,
понадобятся тексты. Вот наша
задача - бороться сегодня за
наши права и готовить на завтра
ту Россию, о которой мы все
мечтаем и которую, как я надеюсь,
все-таки мы когда-нибудь
обретем.
Поэтому
всех вас мы благодарим за
участие.
ИВАНЧЕНКО:
Два слова в дополнение, хочу
поблагодарить хозяев этого
зала за то, что они нас
привечают здесь, и мы проводим
уже традиционные встречи.
РЫЖКОВ:
И вкусно кормят, кстати.
ИВАНЧЕНКО:
Хочу также поблагодарить
организаторов сегодняшнего
мероприятия: Валерия
Георгиевича Акаевича, Аркадия
Ефимовича Любарева, Владимира
Ильича Кривцова и всех
приглашенных экспертов,
которые внесли свой вклад в
проведение этого мероприятия,
большое спасибо.
оглавление
|