Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Международная конференция
"Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов"

Стенограмма заседаний

День первый, 12 октября 2005 г., Москва, гостиница "Националь"

ВЕДУЩАЯ: Спасибо огромное. Как раз спасибо за предложения. Я еще раз напомню, что конференция у нас двухдневная, и если сегодня мы постараемся выслушать все мнения экспертов, то завтра как раз дискуссия по теме "Что делать?". Спасибо.

Следующий выступающий - Игорь Борисович Борисов, "Избирательные стандарты в России: проблемы легитимации".

ИГОРЬ БОРИСОВ, кандидат юридических наук, председатель Совета Российского общественного института избирательного права.

Прежде всего, я хочу поблагодарить организаторов данной встречи. Действительно собрать такое сообщество в одном зале - сообщество экспертов, специалистов своего дела, - ну я вижу впервые, во всяком случае такое на моей памяти. Поблагодарить действительно тех, кто оказал вам поддержку организационную, в том числе и финансовую, без сарказма говорю, но действительно мероприятие стоит того, чтобы его проводить, проводить регулярно и как можно чаще. Более того, я хочу как бы сказать слова по поводу тематики одного видного государственного политического деятеля прошлого века, что тема-то действительно сегодня архиважна на сегодняшний день, которая здесь звучит, что именно проблема тех стандартов, по которым мы пойдем в очередной цикл в 2007-м-2008-м году - федеральный цикл.

Но чтобы говорить о российских выборах, необходимо все-таки выяснить природу, источники избирательных стандартов, их юридический статус, а также все-таки уяснить для нас, кому дано право давать оценку соответствия, либо несоответствия стандартов российских международным обязательствам России. Вряд ли найдется на сегодняшний день еще один такой же острый предмет международных отношений, как избирательный процесс, по которому государства столь же рьяно взвешивали бы все нюансы, принципы уважения к суверенитету, недопустимости вмешательства во внутренние дела, нарушение их внутренней компетенции.

Избирательный процесс, на наш взгляд, лишь частично направлен на реализацию прав человека. В своем изначальном качестве данный процесс определяет форму, способы обеспечения управления государством, а в отдельных государствах является составной частью общего процесса демократизации, поддержания демократии.

Многие нормы международного института избирательного права направлены на защиту прав государства, а не человека. Сегодня реалии таковы. Реалии имеются не только внутри национальной для России, а и международные. Политические оппозиции действующей власти - будь то народы, борющиеся за самоопределение, либо оппозиционные партии и движения - традиционно являются наиболее горячими поборниками, если не приматы международных норм в сфере международных избирательных стандартов, то их временного признания в целях борьбы с существующим режимом при отрицании норм, посредством которых держится такой режим. Так называемые первичные выборы в этой связи - ну сегодня они приобретают оттенок оранжевого цвета - неизменно выявляют этот фактор. Более того, как мы с вами успеваем убеждаться, что придя к власти, победившая партия проводит в жизнь прямо противоположную линию той линии, в результате которой она пришла к власти. В качестве примера хочу привести страны Балтии. Установив демократический режим, они напрочь забыли о правах национальных меньшинств - прежде всего о русскоязычном населении.

Еще один пример развитой демократии - развитой, с точки зрения признания всеми международными организациями и государствами - это Польская Республика. Прошедшие выборы в парламент - явка 40 процентов. Тогда говорить об участии полностью, 100 процентов, говорить при 40 процентах явки вряд ли кто осмелится. Ведущие национальные средства массовой информации благожелательно отзываются только о правых. Партия, победившая на выборах, "Право и справедливость", на третий день предлагает кандидатом в премьеры, который, по мнению самих аналитиков правого толка, выступает против реализации тех мер социального характера, которые позволили партии победить. То есть речь идет об обещаниях, на каких строилась кампания того или иного кандидата, - приход к власти и как раз смена позиций. Кандидат в президенты от левых в лидирующих вопросах летом текущего года, спикер Сейма Тимошевич был благополучно опять снят с президентской гонки, кстати, за что постоянно критикуют Россию, в том числе и страны СНГ. Именно о процедурах реализации избирательных прав.

Избирательное право в России сложилось в особую юридическую систему, оказывающую определяющее влияние на формирование и функционирование всех институтов новой системы представительной демократии в нашем государстве. И как полагают ведущие специалисты в данной области - я цитирую Александра Владимировича Иванченко, - постепенно оформляется самостоятельная отрасль публичного политического права и законодательства Российской Федерации.

Аналогичный процесс происходит и в международных отношениях, где нормы избирательного права уже оформились в самостоятельный комплексный, политический - я подчеркиваю, политический - и международно-правовой институт.

Очевидна необходимость четкого научного обоснования уже обозначенных плюс, возможно, каких-либо дополнительных основных прав и обязанностей государств в данной сфере. Речь действительно идет о правах государства - в данном случае российского, - что оно может реализовать, и обязанности с точки зрения международных договоров. Именно в создании механизма имплементации состоит ценность международных правовых актов, которые, как я и подчеркиваю, носит одновременно как политический, так и международно-правовой характер.

Вопрос же в озвученной теме моего выступления как раз и стоит в том, кто и как осуществляет контроль за соблюдением прав. Именно признание демократичности, либо недемократичности внутринациональных процессов. Наблюдение за соблюдением государствами-участниками международных договоров своих обязательств по международным правовым актам - это прежде всего это Международный пакт о гражданских политических правах, который сегодня уже называли, Европейская конвенция 1950 года - осуществляется по сходным схемам - это с международной точки зрения. Во-первых, идут доклады государств об исполнении своих обязательств. Во-вторых, сообщения одного государства о предполагаемом нарушении другим своих обязательств по договору. В-третьих, сообщения частных лиц о предполагаемом нарушении. Комитет по правам человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских политических правах, рассматривает соответствующие доклады государств, представляемые регулярно - это как осуществляется сегодня.

Однако проблема состоит в том, что отсутствуют четкие юридические критерии определения степени демократичности политической системы и электоральных процедур. Всеобщая декларация прав человека является типичным примером сборника политических норм, действующих собственной силой, а в качестве юридически обязательных обычных норм государства рассматриваются не нормы Всеобщей декларации 1948 года, а нормы обычного права, пусть сложившиеся под влиянием этой же декларации, но имеющие самостоятельное бытие.

Ошибочно мнение некоторых исследователей, которые пытаются придать квазиюридический характер источникам, имеющим сугубо политическую природу. Можно констатировать, что сегодня отсутствуют конкретные четкие юридические критерии и обязательства государств в избирательном процессе, то есть их определенные трактовки. И мы сегодня присутствовали - я хочу, во-первых, поблагодарить г-на Ризуна за выступление - но именно в трактовке, в понимании представителя соседнего европейского государства, мы видели, как они предполагают, что мы должны исполнять. Опять же ссылки на нормы носят декларативный политический характер.

Примеры того, что отсутствуют сегодня методики. Присутствие Российского общественного института избирательного права в ряде миссий международных наблюдений в государствах СНГ, а также дальнего зарубежья, показывает, что такие методики отсутствуют напрочь. Речь идет не только об организациях ОБСЕ, Парламентской ассамблее, но речь также идет о миссиях исполкома СНГ.

Практические примеры. Киргизия. Июль этого года, когда проводились выборы президента. Представители нашей организации проводили пресс-конференцию до дня голосования, приглашая все миссии наблюдения - ОБСЕ, Парламентскую ассамблею, ДБИПЧ/ОБСЕ - на предмет того, чтобы на пресс-конференции показать, какими методиками по окончанию голосования будет дана оценка проходящих выборов, чтобы исключить политический результат, то есть не было политической заинтересованности исключить двойные стандарты. Проигнорировали. Проигнорировали пресс-конференцию, хотя представители восьми различных миссий, в том числе и международных, присутствовали на этой пресс-конференции.

Вторая пресс-конференция. Опять же сообщается уже в день голосования. В 9 часов сразу по окончании проводим пресс-конференцию. Результат не известен. Экзит-полл противоречивый. Опять же приглашали миссии дать свои заключения по дню голосования. Есть нарушения, массовые нарушения. Как они могут повлиять на результаты? Результаты не известны. Пришли представители только СНГ. ОБСЕ опять дождалась до 11 часов понедельника, политических результатов данных выборов и сделала свое заключение. То есть о чем это говорит? Это говорит о том, что действительно критериев сегодня нет. Есть рекомендации, но они могут не исполняться. В частности, Республика Молдова, где были просто выкинуты наблюдатели, не допущены для наблюдения из стран СНГ, из России, из Беларуси, из Украины. Факт. Но выборы были признаны соответствующими международным избирательным стандартам.

Отсутствием четких критериев и стандартов демократических процедур при поддержке определенных групп политического участия сегодня запущен процесс "бархатных революций" в постсоветских странах, по своей сути являющийся вмешательством во внутренние дела государств молодой демократии. Поэтому право толкования демократичности либо недемократичности электоральных процедур некоторые международные организации основывают только на возрасте демократии Западной Европы, забывая при этом отметить, что отдельные положения избирательного законодательства стран старого света не только уступают демократичности некоторым законодательным новеллам стран Восточной Европы, но и противоречат отдельным международным обязательствам, ущемляя в правах определенные категории жителей этих государств. Примеры - страны Прибалтики.

Буквально несколько слов о докладе. Я уже сказал, что действительно хорошее обобщение, но есть и ряд, скажем так, неточностей. Основная ошибка я бы сказал в том, что выводы и умозаключения в докладе строятся на одной и той же логической ошибке - путем неполной индукции получено вероятностное значение: некоторые нарушения отмечались на отдельных участках, как пример, выдается за достоверность; значит выборы не соответствуют международным стандартам, нужно их каким-то образом регулировать, тот же избирательный процесс.

Что хотел в заключение заметить. Говорить о завершении реформирования российской избирательной системы еще рано. Избирательное законодательство наиболее мягкая подотрасль современного права не только России, но и в мире - оно постоянно совершенствуется. Я не исключаю, что со временем мы вернемся к выборам глав субъектов Российской Федерации, предоставлению возможности наблюдать за электоральными процедурами общественными объединениями. Кстати, я хотел отметить, что действительно есть то, что сегодня можно критиковать в действующем законодательстве, в частности, это запрет на наблюдение общероссийским общественным объединениям, одно из которых я представляю, хотя у нас в уставе основной вид деятельности - это защита избирательных прав. Нас сегодня отстранили от наблюдения. Мы как бы критикуем даже с этой трибуны. Говорим, что у нас основной вид деятельности - это защита. Но мы сегодня не можем по закону представлять своих наблюдателей. Конечно, мы будем выходить из этого положения. Члены нашей организации будут назначаться от кандидатов, от политических партий, мы будем участвовать продолжать в этом процессе.

Более того, я хочу отметить, сегодня в мире не создано универсальная "дорожная карта", по которой можно прийти к благополучию и демократии и отчетливо определяя и видя себе путь дальнейшего развития. Увы, это проблема не только и не столько России, а всего международного сообщества. Почему и хотелось бы совместными усилиями разработать нормальную действующую "дорожную карту", по которой мы все будем двигаться к демократии. Спасибо.

продолжение

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru