ВЕДУЩАЯ:
Спасибо, коллеги. Следующая вступает Элла
Александровна Памфилова, председатель
Совета при Президенте Российской
Федерации по содействию развитию
институтов гражданского общества и правам
человека. "Роль структур гражданского
общества в обеспечении честных и
справедливых выборов".
ЭЛЛА ПАМФИЛОВА,
председатель Совета при Президенте
Российской Федерации по содействию
развитию институтов гражданского общества
и правам человека.
Дорогие друзья. Я, во-первых,
хотела бы поблагодарить действительно
искренне и сердечно и Лилию Шибанову, и
Александра Иванченко за эту конференцию. Я
считаю, что это невероятно важно, актуально,
и надеюсь, что она не последняя. Но у меня не
доклад - у меня несколько коротких
замечаний по трем вопросам.
Первое - по сути
избирательного законодательства. У меня
вызывает большую тревогу то, что ущербно
положение об организации гражданского
контроля за ходом выборов. И я бы не
согласилась с уважаемым мной г-ном
Плигиным в том, что изъяны нашего
законодательства - это в основном
технические и технологические. Давайте
честно скажем, что основной изъян - он все-таки
носит принципиально политический характер.
Можно об этом говорить, не говорить, но мы
это понимаем, что все-таки это не
технические изъяны законодательства.
Основная причина - это
опасения нашей властной бюрократии, что в
процессе выборов они могут потерять свои
ключевые позиции. И эта их перестраховка
негативно отразилась не только на
характере самого избирательного
законодательства, но и выхолостила его
демократическую суть. Вот это взгляд
многих общественных организаций, и эту
нашу позицию мы будем все-таки достаточно
жестко отстаивать перед высшей властью.
Поэтому, естественно,
необходимо, мне кажется, все-таки вносить
определенные изменения в законодательство.
Очень тревожит, например, стремительное
исчезновение сейчас нормы "против всех"
в региональном законодательстве. Поймите,
что закрывается еще один клапан свободного
волеизъявления людей. И так их число
ограничено, теперь... Мы можем бесконечно
ссылаться на международные стандарты, на
примеры других стран, что далеко не у всех
эта графа есть, но у нас это прижилось, это
во многом позволяет политически активным
людям, если им не нравится ни одна партия - а
мы прекрасно знаем, что сейчас процесс
партийного строительства у нас только в
зачатке, высказать свою позицию. По сути
своей настоящих партий у нас практически
еще нет. Человек хочет выразить свою
гражданскую позицию, он не хочет
игнорировать выборы, а поневоле его
загоняют в пассивное поле человека,
который просто должен не идти на выборы,
игнорировать их, если ему не нравится никто
из представленных партийных кандидатов. То
есть мы, автоматически еще снижаем интерес
людей к выборам, создаем, скажем,
негативное отношение к ним, и люди теряют
интерес. Ну и что тогда? О каком активном
взаимодействии, влиянии общества на
принимаемые решения может идти речь? Даже
только этот один аспект и то достаточно
серьезен.
Я не буду больше
говорить вообще о сути избирательного
законодательства. Меня, к сожалению,
довольно разочаровал доклад Нодари Ризуна.
Очень разочаровал. Если исходить из его
высоких требований, о которых он сказал, -
давайте честно скажем, мы общаемся со
многими международными правозащитными
организациями, даже в самых развитых
демократических странах - сейчас очень
малая доля даже самых демократических
стран отвечает этому принципу - один
человек - один голос.
Меня разочаровало то,
что не прозвучали конкретные, скажем,
сравнения юридических норм. А где
действительно, конкретно, юридически
корректные нарушения? Есть они или нет?
Если есть, то какие нормы в нашем
законодательстве не соответствуют
международным? Пока это не прозвучало. Я
надеюсь, что в дальнейших выступлениях это
будет. Для нас это важно, это нужно. Если это
есть, давайте будем их выявлять, давайте
будем исправлять.
В заключение сделаю
несколько акцентов на главном - то, что
действительно меня очень волнует. Здесь, я
вижу, сидит моя уважаемая коллега Людмила
Михайловна Алексеева, член нашего Совета. У
нас с ней такая очень тяжело
осуществляемая мечта, которая была еще на
прошлых выборах - мы пытались и пытаемся, и
не оставляем эти попытки действительно
создать систему такого широкомасштабного
гражданского контроля за ходом выборов.
Сейчас это стало труднее с изменением
законодательства. Но такие попытки мы не
будем оставлять. Во-первых, с одной стороны,
постараемся внести свою лепту в то, чтобы
эта норма была изменена, но, с другой
стороны, будем изыскивать возможности для
того, чтобы даже в этих условиях попытаться
все-таки организовать такой
широкомасштабный гражданский контроль за
соблюдением даже такого несовершенного
законодательства во время избирательной
кампании.
Это играет важную роль
не только в самом процессе выборов. Если
бюрократия наша, наши чиновники, наша
власть будут знать, что такой серьезный
процесс в стране пошел, это уже будет
играть и свою профилактическую роль. Зная,
что их могут в любой момент схватить за
руку, многие поостерегутся, извините, эту
руку запускать туда, куда не следует.
Я хотела бы на этом
закончить. Мы будем этим заниматься в меру
наших возможностей, полномочий и сил, и все,
кто в этом заинтересован, милости прошу, то
есть и с Лилией Васильевной Шибановой
будем обязательно сотрудничать, и с
Людмилой Михайловной Алексеевой, и с
депутатами, и со всеми, кто в этом
заинтересован. Я считаю, что это все очень
важно.
И последнее - это не замечание,
просто хочу высказать мнение по
предыдущему выступлению. Замечательно,
очень хорошо, что Вы сделали анализ
нарушений в других странах, но я бы хотела
сказать, что это не должно нас радовать, не
должно нас оправдывать. И не стоит делать
бесконечные ссылки, что в других странах
плохо или еще хуже, чем у нас. Я думаю, что
это совершенно для нас не оправдание.
Давайте будем делать, чтобы было лучше.
Спасибо за внимание.
|