Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Международная конференция
"Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов"

Стенограмма заседаний

День первый, 12 октября 2005 г., Москва, гостиница "Националь"

ВЕДУЩАЯ: Сергей Михайлович Елисеев - "Реформа избирательной система и проблема политического представительства интересов граждан".

СЕРГЕЙ ЕЛИСЕЕВ, доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Коллеги, я постараюсь, по возможности, сэкономить время и тоже тезисно изложить свое видение и по тем вопросам, которые сегодня звучали и, что я намеревался сказать в докладе.

Первое, наверное, соображение, которое я хотел высказать, что в принципе мы, наверное, зря паникуем, потому что мы должны привыкнуть уже к тому, что у нас избирательное законодательство меняется в каждый электоральный цикл. И с этой точки зрения, я не думаю, что это последнее изменение. То есть мы об этом говорили еще в прошлый раз, потому у нас идет, так сказать, институциональная нестабильность, как фактор политического развития. И из этой институциональной нестабильности политические акторы просто извлекают прибыль. То есть к этому мы должны привыкнуть, мы об этом говорили, по-моему, в "ИНДЕМе", на конференции в мае прошлого года. По сути, это первое.

Второй тезис. Ясно, что ни одной справедливой системы быть не может. Я понимаю, есть интересы политических партий и отдельных депутатов, которые, страдают от введения новой избирательной системы. Но существует известная теорема К.Эрроу о том, что ни одна избирательная система не совершенна и не справедлива, Поэтому всегда будут обиженные и всегда будет победитель.

Поэтому можем говорить о некоей мере справедливости, которая содержится в вводимой пропорциональной системе. По сути дела, я бы хотел отметить, что не только внешняя… как бы внутренняя политика определяет переход от смешанной к пропорциональной, но если посмотреть развитие европейского законодательства, особенно посткоммунистических стран Восточной Европы, то там тоже начинали с мажоритарной, или смешанной, а постепенно приходили к пропорциональной избирательной системе. Существует в политической науке такое понятие, как эффект подражания. Мы тоже подвержены эффекту подражания.

Наверное, мы тоже хотим быть похожи на европейские государства и поэтому свое законодательство продвигаем в направлении европейского правового пространства.

По сути, я бы, наверное, выделил следующие моменты. Мне кажется, что одна из проблем избирательного права - это проблема реализации избирательного права, это, бюрократизация избирательного законодательства. Необходимо осуществить процесс дебюрократизации избирательного права. Наверное, нужно очистить определенные нормы избирательного права от тех наслоений, которые, возникли в последние годы. Это как вы знаете, в программировании, необходимо очистить ненужные старые файлы и оставить только те нормы, которые соответствуют нынешнему состоянию политической системы.

Мне кажется, что законодатели такую работу не делали, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. То есть, если мы дебюрократизируем избирательное законодательство, наверное, и самим законодателям, и главное избирателям будет жить легче и система будет восприниматься, с большим пониманием и доверием.

Второй момент, который я хотел отметить, это то, что действительно есть опасные тенденции, связанные с тем, что на региональном уровне, о чем уже, говорили, начинается процесс механического копирования федеральных законов. Вот в Санкт-Петербурге в июне этого года был принят Закон о выборах в Законодательное собрание, о чем уже упоминалось, и по сути дела законодатели ничего не сделали в плане адаптации этого закона к условиям Санкт-Петербурга. Они просто механически переписали все статьи, которые имели место быть в федеральном законе, да, вплоть до запятой и спокойно этот закон приняли, хотя в работе над законопроектом принимали участие несколько экспертных групп, в одной из групп я принимал участие. Было проведено социологическое исследование с опросом населения о том, какую избирательную систему они видят наиболее справедливой. Как ни странно или, наверное, закономерно, и эксперты, и граждане поставили пропорциональную систему на самое последнее место. Четыре системы рассматривалось, а пропорциональная система была рассмотрена как самая несправедливая. К этому пришли и граждане, и эксперты.

Несмотря на это законодатели приняли точку зрения, что необходимо переходить на пропорциональную систему. И почему это сделано, можно сказать, абсолютно понятно. У нас большинство в ЗакСе - "Единая Россия". Причем, заметьте, я бы хотел подчеркнуть одну деталь. Сейчас у них большинство, а когда мы их выбирали, это, по-моему, если я не ошибаюсь, 2002-й, у нас было всего четыре единоросса, то есть четыре человека, которые, собственно говоря, шли от партии.

Сейчас их стало больше. В этой связи вот та проблема, которая действительно меня тревожит и просто как гражданина и как, в общем-то, специалиста - мы потеряем при этом переходе талантливых законодателей. Потому что талантливые законодатели, они не все в "Единой России". У нас есть законодатели, которые связаны партийными обязательствами с другими политическими партиями, с тем же "Яблоком", или с "Волей Петербурга".

С большой долей вероятности можно прогнозировать, что эти политические партии при 7-процентном барьере не пройдут. Соответственно, у нас возникает вопрос: будут не талантливые и профессионально подготовленные законодатели, а послушные партийцы из рядов известно какой партии, и мы будем иметь на этом этапе очень серьезную ротацию депутатского корпуса.

То есть, мне кажется, что это приведет как раз к снижению принципа представительства интересов граждан. Это серьезная проблема, которая будет возникать не только в Санкт-Петербурге, но и во всех регионах, где будет вводиться эта избирательная система.

Третий момент, который я могу прогнозировать, это то, что введение пропорциональной избирательной системы приведет к снижению явки избирателей. Вот это тенденция наблюдается почти во всех субъектах Российской Федерации и в международной практике, переход с одной избирательной системы к другой, требует некоего времени и адаптации. Поэтому можно прогнозировать, что пропорциональная система приведет к снижению явки избирателей и опять же, усугубиться проблема представительства их интересов.

И в этой связи, наверное, еще один момент, который нужно отметить. Наверное, нужно предусмотреть, и я не знаю, может быть, в Государственной думе внести поправки в Закон о выборах представительных органов власти субъектов Российской Федерации. Ну, нельзя 7-процентный барьер вводить. Ну, максимум, я думаю, 2-3 процента, понимаете, на законодательном на уровне субъектов Российской Федерации должны быть больше представительства интересов различных групп населения.

Когда у нас сейчас законодатель поголовно будет копировать эту федеральную систему, он не будет учитывать специфику регионального развития, не будет учитывать специфику тех интересов, которые есть в регионе, то мы в регионах получим ситуацию, которая вступит в противоречие не только с международными избирательными стандартами, но и с федеральными законами.

Вы поймите, что Санкт-Петербург, не самый, как бы отсталый регион в этом плане. Но у нас эта система сработала, потому что депутаты от "Единой России", в лице В.Тюльпанова наверное, чуть ли не ежедневно советовались с федеральными структурами как этот закон должен был быть прописан. И получается, что хотя фактически федеральный закон, отдельные нормы федерального закона, полностью повторены и совпадают с нормами регионального закона Санкт-Петербурга, а все равно есть сомнение в его соответствии букве и духу Закона, о чем уже ЦИКом было поставлено в известность Законодательное Собрание города. Это и есть реальное проявление бюрократического начала, это то, что называется бюрократизация избирательного права. Оно обязательно должно быть адаптировано, к особенностям избирательного процесса в регионе. Наверное, законодатели, депутаты Государственной думы, не учли этот момент, как может просто сработать вот эффект подражания.

В целом же я хочу сказать, что в принципе переход на пропорциональную избирательную систему в любом случае, мне кажется, сыграет все-таки положительную роль, потому что он заставит политические партии работать или, по крайней мере, у них будет определенный стимул к развитию политических партий в регионах. Другое дело, что я боюсь, что эта пропорциональная избирательная система долго не проживет, и мы, через там, допустим, 4-5 лет опять будем менять избирательную систему. То есть будет действовать принцип институциональной нестабильности. Такова, по крайней мере, логика, которая присутствовала в нашем политическом электоральном процессе все последние 15 лет. Спасибо за внимание.

продолжение

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru