Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Международная конференция
"Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов"

Стенограмма заседаний

День первый, 12 октября 2005 г., Москва, гостиница "Националь"

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий докладчик - Александр Владимирович Кынев, кандидат политических наук, эксперт Института гуманитарно-политических исследований: "Система политических партий в России и избирательные права граждан".

АЛЕКСАНДР КЫНЕВ, кандидат политических наук, эксперт Института гуманитарно-политических исследований.

Добрый день. Мы сегодня не случайно говорим о политических партиях. С приближением 1 января 2006 года – дня, когда вступят в силу новые нормы закона о политических партиях в РФ, резко ужесточающие условия их деятельности, все большую обеспокоенность общественности вызывает дальнейшая судьба российской партийной системы в целом.

Очевидно, что переход на выборах депутатов Государственной думы РФ к полностью пропорциональной избирательной системе делает вопрос о том, в какой степени система политических партий в стране отражает избирательные права граждан, центральным. Это тем более важно, что уже обозначилась тенденция перенести эту практику и на выборы более низкого уровня. Так, уже принят закон о проведении только по партийным спискам выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в Волгоградской области 9 октября 2005 только по партийным спискам прошли выборы горсовета города Волжский. Скорей всего в ближайшее время эта эпидемия продолжится.

Предоставление партиям монопольного права на выдвижение кандидатов в органы власти фактически превращает их в посредников между властью и гражданами. Таким образом, вопрос о свободе создания политических партий и соблюдении равенства прав как между членами различных партий, так и между партиями, становится вопросом обеспечения гарантированного конституцией равенства прав и обязанностей граждан.

В результате комплекса законодательных новаций в настоящее время в России фактически создана система многоуровневых ограничений прав граждан на участие в выборах – сначала законодательство о политических партиях ограничивает право граждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу, предоставляемой для регистрации информации, запретом региональных партий (хотя Россия является Федерацией) и т.д., а затем оно ограничивает партии возможностью выдвижения кандидатов через чрезмерно жесткие требования к сбору подписей, внесению огромных залогов, проведению плановых и внеплановых проверок, ежегодной перерегистрации численности, оформлению соответствующей документации и т.д. В этих условиях чтобы исполнить требования закона о выборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях. В результате главным регламентирующим органом, определяющим, имеет ли право на участие в выборах объединившаяся в ту или иную партию группа граждан, становится регистрирующий их деятельность орган исполнительной власти, напрямую назначаемый президентом РФ и ему подотчетный, лишенный какого бы то ни было контроля как со стороны парламента, так и со стороны гражданского общества. Таким образом исполнительная власть имеет эксклюзивное право решать, кого допускать к выборам представительной власти.

Предусмотренный в федеральном законе “О политических партиях” механизм их создания предусматривает создание партий не путем постепенного аккумулирования местных инициатив (т.е. снизу вверх), а путем фактического найма региональных структур федеральными органами партии (т.е. сверху вниз). Причем после того, как партия “условно” зарегистрирована на федеральном уровне, она в течение 6 месяцев должна зарегистрировать региональные отделения в не менее чем половине субъектов Федерации, регистрирующие органы которых зачастую занимаются прямым саботажем и вымогательством.

При этом общая численность партии по истечении этих 6 месяцев должна быть не менее 50 тысяч, а численность членов в партии более чем половине регионов должна составлять с 1 января 2006 года не менее 500 человек, в остальных регионах – не менее 250 человек. Фактически и на региональном, и на федеральном уровне процедура создания партий носит разрешительный характер. Кроме того, теперь закон обязывает партии при регистрации региональных отделений предоставлять в территориальный орган Министерства юстиции список членов регионального отделения. Это затрудняет развитие оппозиционных партий, поскольку граждане в ряде регионов могут опасаться вступать в них, если об их членстве станет известно властям. Практика свидетельствует, что к проверке данных о численности членов партии активно привлекаются правоохранительные органы. Причем иногда эти проверки проходят в 10-11 вечера когда к гражданину приходит сотрудник милиции с вопросом, а состоите ли вы в такой-то партии (в качестве примера можно привести Ханты-Мансийский автономный округ). Учитывая российскую практику, не трудно предположить, что в условиях такого фактически психологического давления граждане зачастую отказываются официально подтверждать представителям власти свое партийное членство. Причем достаточно, чтобы один человек в регионе подтвердил, что его неверно причислили к списку членов данной партии, и в регистрации регионального отделения отказывается, независимо от того, сколько человек реально подтвердило членство в данной партии.

В своей деятельности партии приравнены к коммерческим структурам, даже не имея имущества и источников дохода, они обязаны в каждом регионе, где зарегистрировано региональное отделение, сдавать ежеквартальные отчеты в налоговые и иные органы. Таким образом, в каждом регионе, где партией зарегистрировано региональное отделение, она фактически обязана содержать как минимум бухгалтера, что означает наличие дополнительного имущественного ценза для создания партий и сохранения ими своего правового статуса.

Законодательно закреплено правовое неравенство партий, уже представленных в Государственной Думе, и всех иных политических партий. В частности, партии, представленные в Государственной Думе, освобождены от сбора подписей и внесения залога при выдвижении кандидатов, имеют привилегированное положение при выдвижении кандидатов в состав избирательных комиссий.

При этом в России отсутствует равное отношение контролирующих органов к различным политическим партиям и общественным организациям, применение к их деятельности единых стандартов и санкций за нарушение норм законодательства.

Большинство заложенных в федеральном законодательстве норм исполнимы лишь в условиях доброжелательного отношения регистрирующих и контролирующих органов к данной организации. Фактически существует политика двойного стандарта, когда для одних нормы закона действуют, а для других нет. Так в 1999 году созданное Ю.Лужковым объединение “Отечество” было зарегистрировано на следующий день после учредительного съезда, а партия “Спас” была лишена регистрации уже в ходе избирательной кампании после того, как выдвинула список из оппозиционных власти политиков и немедленно стала объектов проверки. В 2004 году партия “Созидание” была лишена регистрации вскоре после того, как избрала своим председателем оппозиционного политика С.Глазьева. Затем было отказано в регистрации созданному сторонниками С.Глазьева движению “За достойную жизнь”. В 2004 году после того, как партия “СЛОН” стала в лице ее федерального съезда учредителем оппозиционном властям Свердловской области блока “Союз бюджетников Урала”, по обращению избирательной комиссии Свердловской области правоохранительные органы стали разыскивать делегатов данного съезда партии и требовать от них подтверждения участия в работе данного съезда. Подобная практика применялась и по отношению к другим партиям.

Порочность нынешней системы также в том, что она представляет собой суррогат разных систем, из которых выхвачены отдельные фрагменты, удобные для манипулирования процессом выборов. Сочетание заложенных в законе “О политических партиях” норм о фактическом создании массовых партий с фиксированным членством находится в противоречии со стимулирующими создание кадровых партий избирательным законодательством, в частности предусматривающим проведение выборов в стране в т.н. “единый избирательный день”. То есть кадровые реально партии заставляют имитировать массовость, а так как имитационный характер массовости очевиден, что возникает рычаг давления власти на партии в лице проверяющих их реальную численность органов. Дополнительно способствует установлению фактического контроля государства над политическими партиями включение в законодательство норм о государственном финансировании политических партий. Кстати, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за вопросы бюджета, также напрямую назначаются и подотчетны Президенту РФ.

Авторы новой редакции закона о политических партиях не скрывают, что его цель – не допустить создания новых партий и добиться ликвидации большинства имеющихся. Иначе как законом о запрете создания партий этот закон назвать нельзя.

На момент выборов Госдумы 2003 года было зарегистрировано 44 политических партии, сейчас их уже 36. За минувший год результатом не увенчалась ни одна попытка создания политической партии, несмотря на создание 30 инициативных групп. Пять партий прекратили свое существование, а еще шести оргкомитетам по созданию политических партий отказано в регистрации, причем для этих отказов используются самые разные механизмы. И об этом представители Федеральной регистрационной службы говорят с гордостью и явно намерены “работать дальше”.

Однако никто не станет спорить, что количество участвующих в выборах кандидатов, если ему искусственно не мешает закон, отражает настроение в обществе и его потребности. Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается.

И бороться за мифическую “двухпартийность” и что-то еще подобное, когда государство игнорирует интересы множества групп граждан и растет социальное отчуждение, падает явка на выборы, - утопия, ведущая к разрушению фундамента власти – утрате доверия граждан. Политическая представительность при такой системе не может не снижаться, как и представленность прав меньшинств. Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, но наличие равных политических прав это – условие демократии и вряд ли нужно напоминать знаменитую фразу Вольтера о том, что он отдаст жизнь за право другого выражать свои интересы даже если он не согласен с его мнением.

За те почти два года, что осталось до очередных выборов Государственной Думы РФ, у законодателей еще есть шанс отыграть назад в этом законодательном безумии. Несомненно, самым разумным с точки зрения обеспечения избирательных прав граждан было бы восстановление смешанной избирательной системы, сочетающей территориальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современной России превращаются в референдум среди отобранных чиновниками кандидатов.

Нет абстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных государственных чиновников, которые используют любые ограничительные нормы закона как элемент борьбы с оппозицией. Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры.

Очевидно, что нужно либерализовать закон о политических партиях, в частности отменив завышенные требования к их численности. Нужно снять ограничения на формирование партий по региональному, этническому, половому признаку – статья 19 Конституции РФ прямо гласит, что “Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. Если ведущие партии не выражают интересы меньшинств, то почему меньшинства лишаются своего политического представительства? Почему в России теперь нельзя создавать к примеру Христианско-демократическую партию? Почему реально существующие региональные партии должны мимикрировать под региональные отделения неких мифических федеральных партий? Зачем закон стимулирует подобную имитацию, не лучше ли называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона?

Люди будут жить по закону, если он сам не будет им мешать по нему жить. Большое спасибо.

продолжение

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru