Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
В РОССИИ

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

2.3. Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2.3.1. Выборы 1993 года 

2.3.2. Выборы 1995 года 

2.3.3. Выборы 1999 года 

2.3.4. Выборы 2003 года 

2.3.5. Итоги четырех избирательных кампаний

2.3.1. Выборы 1993 года

Первые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошли 12 декабря 1993 г. Они проводились по Положению о выборах, утвержденному указами Президента Российской Федерации. Первый вариант Положения “О выборах депутатов Государственной Думы” был утвержден Указом Президента № 1400 от 21 сентября 1993 г.1 Затем 1 октября 1993 г. Указом № 1557 была утверждена уточненная редакция положения, которое стало называться “О выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году”2. Наконец, 6 ноября 1993 г. Указом № 18463 в положение были внесены изменения, в частности, изменялись правила признания выборов несостоявшимися.

Федеральные списки выдвинули 35 избирательных объединений4. Однако из-за того что кампания была внезапной, крайне сжатой и фактически проходила в чрезвычайных условиях, успели собрать 100 тыс. подписей и были зарегистрированы только 13 списков. 14 избирательных объединений не представили на регистрацию подписные листы, 2 отозвали свои списки по собственной инициативе, 6 было отказано в регистрации.

По результатам голосования преодолели 5%-ный барьер и были допущены к распределению мандатов 8 списков (табл. 2.1).

В выборах приняли участие 58 187 755 избирателей, или 54,81% от числа зарегистрированных избирателей. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 46 809 532 голоса, что составило 87,07% от числа действительных голосов, или 44,09% от числа зарегистрированных избирателей.

Положение о выборах разрешало, но не обязывало избирательные объединения разбивать свой список на региональные группы. Из 13 объединений разбили свой список только 6: “Выбор России”, Аграрная партия России, “Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин”, ПРЕС, “Гражданский союз” и “Будущее России – Новые Имена”. При этом Аграрная партия России и “Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин” сделали общефедеральные части своих списков столь большими (37 и 34, соответственно), что ни один кандидат из региональных групп мандатов не получил. У ПРЕС мандаты получили лишь три кандидата из региональной группы и только у “Выбора России” большая часть мандатов досталась кандидатам из региональных групп.

В целом по партийным спискам было избрано 133 москвича, что составило 59% от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе5.

Существенной особенностью выборов 1993 г. было то, что, в соответствии с переходными положениями Конституции, принятой одновременно с избранием депутатов, члены Правительства России имели право на получение депутатских мандатов при сохранении ими постов в правительстве.

Члены правительства были включены в списки трех избирательных объединений. Наибольшее число министров (8, в том числе возглавлявший список первый вице-премьер Е.Т. Гайдар и 3 вице-премьера) было в списке “Выбора России”, который в связи с этим воспринимался как “партия власти”6. Однако проправительственным был и список ПРЕС, возглавлявшийся вице-премьерами С.М. Шахраем и А.Н. Шохиным и включавший также министров юстиции и труда7. В списке Аграрной партии России также был вице-премьер А.Х. Заверюха, хотя эта партия являлась скорее оппозиционной.

Восемь прошедших в Думу объединений отражали в основном политический спектр России. Занявшая первое место ЛДПР аккумулировала голоса как “патриотического”, так и протестного электората. Левый фланг был поделен КПРФ и аграриями. Правительственные партии – “Выбор России” и ПРЕС – занимали соответственно правую и правоцентристскую ниши. Блок, возглавлявшийся Г.А. Явлинским (который уже тогда неофициально именовался “Яблоком”), представлял демократическую оппозицию с некоторым социал-демократическим уклоном. Демократическая партия России была в тот период скорее левоцентристской. Движение “Женщины России” занимало в основном центристские позиции, однако в ее электорате существенную роль играла протестная составляющая8.

Из объединений, оставшихся “за бортом”, наибольшее число голосов получили Российское движение демократических реформ и “Гражданский союз”9. Первое опиралось в основном на тот же электорат, что и “Яблоко”, второе – на тот же электорат, что и Демократическая партия России.

2.3.2. Выборы 1995 года

Выборы, прошедшие 17 декабря 1995 г., проводились уже по федеральному закону, который был принят перед самым началом избирательной кампании10.

Главным отличием системы, предусмотренной законом 1995 г., от системы, применявшейся на выборах 1993 г., был порядок разбиения списка на региональные группы. Такое разбиение стало обязательным, а общефедеральная часть списка была ограничена 12 кандидатами. Эти нормы появились в результате компромисса с противниками пропорциональной системы в Совете Федерации и Администрации Президента и были призваны устранить преобладание москвичей среди избранных депутатов. После выборов в печати высказывалось мнение, что норма “12 апостолов” оказалась препятствием на пути формирования крупных блоков и усилила фрагментацию политического спектра11.

Число подписей избирателей, необходимое для регистрации списка кандидатов, было увеличено до 200 тыс. С учетом того, что кампания, в отличие от предыдущей, была заранее запланированной и сроки сбора подписей были существенно больше, такое увеличение не было чрезмерным и дискриминационным.

Списки выдвинули 40 избирательных объединений и 29 избирательных блоков. Необходимое число подписей удалось собрать 43 (25 избирательным объединениям и 18 избирательным блокам)12. По результатам голосования оказалось, что 16 из них получили менее 200 тыс. голосов, т.е. заведомо меньше числа собранных ими подписей (табл. 2.2).

В аутсайдеры выборов 1995 г. попали не только объединения и блоки с маловразумительными названиями типа “Дума–96” или “Поколения Рубежа” или даже с красивыми титулами, но без известных лидеров (“Межнациональный союз”, “Народный союз”, “Стабильная Россия”). Не добились успеха также объединения и блоки, возглавлявшиеся известными политиками С.М. Шахраем (ПРЕС), Г.Х. Поповым (блок “Социал-демократы”), К.Н. Боровым (Партия экономической свободы), Э.Э. Росселем (блок “Преображение Отечества”).

В выборах участвовали 7 избирательных объединений, так или иначе связанных с объединениями и блоками, прошедшими в Думу первого созыва. Пять из них (Аграрная партия России, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС, “Женщины России”) выступили в том же виде. Объединение “Яблоко” фактически являлось политическим преемником “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, несмотря на то что формально образовавшие этот блок партии в объединение не вошли, а одна из них (Республиканская партия Российской Федерации) на выборах 1995 г. шла в составе другого избирательного блока.

Блок “Демократический выбор России – Объединенные демократы” также можно считать политическим преемником блока “Выбор России”, хотя значительная часть политиков, выдвигавшаяся в 1993 г. от “Выбора России”, в этот раз баллотировалась по спискам других объединений и блоков (“Наш дом – Россия”, “Вперед, Россия!”, блок “Памфилова–Гуров–Владимир Лысенко”, “Общее дело”, Федерально-демократическое движение, “Христианско-демократический союз – Христиане России”).

Впрочем, потери понесли и другие объединения. Кандидаты, входившие в 1993 г. в список ПРЕС, в 1995 г. оказались также в списках движения “Наш дом – Россия”, “Блока Ивана Рыбкина”, “Конгресса Русских Общин” и Партии любителей пива. Два депутата от ЛДПР вошли в 1995 г. в список движения “Держава”. Один из депутатов от КПРФ оказался в 1995 г. в списке “Межнационального союза”. Один из кандидатов, входивших в 1993 г. в список движения “Женщины России”, в 1995 г. баллотировался от Федерально-демократического движения.

Тем не менее список движения “Женщины России” оказался наиболее консервативным: все 12 кандидатов, входившие в общефедеральную часть их списка в 1995 г., были в списке этого движения и в 1993 г., причем 9 из них – среди первых 12. У объединения “Яблоко” 10 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993 г. в список “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”. У ЛДПР и аграриев 8 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993 г. в списки этих партий. У КПРФ таких кандидатов оказалось только 4, у ПРЕС – только 3. В общефедеральной части списка блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы” было 6 кандидатов, входивших в 1993 г. в список блока “Выбор России”.

Единственным объединением из прошедших в Думу первого созыва, которое не приняло участие в выборах 1995 г., оказалась Демократическая партия России. Ее лидер Н.И. Травкин, покинувший партию, баллотировался по списку движения “Наш дом – Россия”. Два других лидера, С.С. Говорухин и С.Ю. Глазьев, вошли в первые тройки списков “Блока Станислава Говорухина” и “Конгресса Русских Общин”, некоторые другие – в списки блока “Социал-демократы”, движений “Вперед, Россия!” и “Стабильная Россия”.

Из пяти объединений и блоков, не прошедших в Думу первого созыва, в выборах 1995 г. участвовала лишь партия “Кедр” (преемница движения “Кедр”). В общефедеральной части ее списка было всего 3 кандидата, входивших в список движения в 1993 г.

Кандидатов, входивших в 1993 г. в список Российского движения демократических реформ, можно было найти в 1995 г. во главе списка Партии самоуправления трудящихся, в списках блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы”, движения “Конгресс Русских Общин”, “Блока Ивана Рыбкина”, объединения “Мое Отечество” и блока “Социал-демократы”.

Кандидаты, входившие в 1993 г. в список “Гражданского союза”, вошли в 1995 г. в первые тройки движения “Вперед, Россия!”, объединения “Мое Отечество”, “Блока Станислава Говорухина”, “Блока Ивана Рыбкина”, блоков “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и “Социал-демократы”, а также в список ПРЕС.

Кандидатов, входивших в 1993 г. в список объединения “Достоинство и милосердие”, можно было найти в списках КПРФ, Аграрной партии России, блока “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и движения “Вперед, Россия!”.

Кандидаты, входившие в 1993 г. в список блока “Будущее России – Новые Имена”, оказались в 1995 г. в списках “Блока Ивана Рыбкина” и блока “Социал-демократы”.

В выборах приняли участие 69 614 839 избирателей или 64,76% от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняло участие 69 204 819 избирателей или 64,38%13. Пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь четырем спискам (все они были выдвинуты избирательными объединениями) – при том, что еще шесть избирательных объединений и блоков получили от 3,8 до 4,6%. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 34 947 069 голосов, что составило всего 50,50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 32,51% от числа зарегистрированных избирателей.

Из четырех избирательных объединений, прошедших в Думу в 1995 г., три были представлены и в Думе первого созыва. Из “новичков” успеха добилось лишь движение “Наш дом – Россия”, которое возглавлялось Председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным и список которого включал ряд депутатов Государственной Думы первого созыва.

Из четырех объединений и блоков, представленных в Думе первого созыва, но не попавших в нее в 1995 г., три получили более 3% и лишь ПРЕС оказался среди аутсайдеров.

Хотя четыре объединения, прошедшие в Думу второго созыва, представляли лишь около 50% избирателей, в целом они охватили большую часть политического спектра. КПРФ представляла “левое” крыло, ЛДПР – “патриотическое”, объединение “Яблоко” – “демократическое”, движение “Наш дом – Россия” занимало правоцентристские позиции. Лишь левоцентристская часть оказалась полностью лишенной представительства – при том, что относящиеся к ней объединения и блоки (Партия самоуправления трудящихся, блок “Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда”, “Блок Ивана Рыбкина”, объединение “Мое Отечество” и блок “Социал-демократы”) в сумме получили 7,5% голосов.

На выборах 1995 г. впервые проявилось такое негативное явление, как отказ от получения мандата кандидатов, являвшихся “лицом” списка. У движения “Наш дом – Россия” от мандатов отказались занимавшие первое и второе места в списке Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин и актер и режиссер Н.С. Михалков. У КПРФ от мандата отказался занимавший в списке третье место председатель Законодательного собрания Кемеровской области А.М. Тулеев.

2.3.3. Выборы 1999 года

Выборы, прошедшие 19 декабря 1999 г., проводились по новому федеральному закону, который, как и предыдущий, был принят перед самым началом избирательной кампании14. Однако этот закон не внес существенных изменений в электоральную формулу. Наиболее значимыми можно считать две новеллы: минимальное число кандидатов в общефедеральной части списка было увеличено до 18, и партиям (а также кандидатам) было разрешено вносить вместо подписей (число которых осталось неизменным) избирательный залог15.

Еще одно важное изменение появилось еще в 1997 г. в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Если по закону 1995 г. статус избирательного объединения могло получить любое общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривал участие в выборах, то законы 1997–1999 годов признавали избирательными объединениями только политические общественные объединения и требовали, чтобы политический статус был закреплен в их уставе. Возможно, эта новелла помогла снизить число избирательных объединений и блоков, принявших участие в выборах Думы третьего созыва.

Списки в этот раз выдвинули 25 избирательных объединений и 10 избирательных блоков. Первоначально зарегистрировано было 28 списков. Еще два списка (ЛДПР16 и Российской консервативной партии предпринимателей) были зарегистрированы после решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а затем регистрация этих списков была отменена на основании решения Президиума Верховного Суда. Регистрация еще двух списков (движения “Спас” и Экологической партии России “Кедр”) была отменена в ходе избирательной кампании. В итоге в выборах участвовали 26 федеральных списков (16 избирательных объединений и 10 избирательных блоков). Из них только 10 были зарегистрированы на основании подписей избирателей, а 16 – на основании избирательного залога.

Лишь 4 избирательных объединения (КПРФ, “Наш дом – Россия”, “Яблоко” и “Женщины России”) участвовали в этих выборах в том же виде, что и на предыдущих. Еще 8 избирательных объединений и блоков можно считать политическими преемниками объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 г. “Блок Жириновского” фактически был формой участия в выборах ЛДПР17. Блок “Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз” стал политическим преемником блока “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз”, блок “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” – преемником движения “Конгресс Русских Общин”. Российский общенародный союз стал преемником блока “Власть – народу!”, в состав которого он входил в 1995 г., блок “Русское дело” – преемником вошедшего в него Российского общенародного движения. “Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова” можно считать политическим преемником Партии самоуправления трудящихся, движение “Социал-демократы” – преемником блока “Социал-демократы”. Блок “Союз Правых Сил” в некоторой степени можно считать продуктом объединения блоков “Демократический выбор России – Объединенные демократы” и “Общее дело”, хотя в его первую тройку входили два лидера (С.В. Кириенко и Б.Е. Немцов), не участвовавшие ранее в думских выборах.

Сравнение списков на выборах 1995 и 1999 годов показывает, что наибольшую консервативность проявило “Яблоко”: у этого объединения совпали 7 из 12 кандидатов в общефедеральной части. У “Блока Жириновского” в общефедеральной части оказалось 5 кандидатов, входивших в 1995 г. в общефедеральную часть списка ЛДПР; столько же кандидатов, входивших в общефедеральную часть списка блока “Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз” оказались в общефедеральной части блока “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз”. У КПРФ 1995 и 1999 годов совпали 4 кандидата, у движения “Наш дом – Россия” – 3, у движения “Женщины России” – 2. В общефедеральной части блока “Союз Правых Сил” было два кандидата из общефедеральной части блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы” и один кандидат из общефедеральной части блока “Общее дело”. По два кандидата взяли в свою общефедеральную часть “Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова” из общефедеральной части списка Партии самоуправления трудящихся, Российский общенародный союз из общефедеральной части списка блока “Власть – народу!” и блок “Русское дело” из общефедеральной части списка Российского общенародного движения. У движения “Конгресс Русских Общин” 1995 г. и блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” в общефедеральной части списка совпал лишь один кандидат. Движение “Социал-демократы” обошлось вообще без общефедеральной части.

В списке КПРФ были кандидаты, входившие в 1995 г. в списки объединений “Наш дом – Россия”, “Конгресс Русских Общин”, Аграрной партии России, “Держава”. В списке движения “Наш дом – Россия” были кандидаты, входившие в 1995 г. в списки объединений Аграрная партия России и “Вперед, Россия!”. В списке объединения “Яблоко” был кандидат, входивший в 1995 г. в состав списка движения “Наш дом – Россия”. В списке блока “Союз Правых Сил” были кандидаты, входившие в 1995 г. в списки Ассоциации адвокатов России и Партии экономической свободы. В списке Российского общенародного союза были кандидаты, входившие в 1995 г. в списки движения “Держава” и Национально-республиканской партии России. В списке “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова” были кандидаты, входившие в 1995 г. в списки движений “Конгресс Русских Общин” и “Стабильная Россия”. В списке блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” были кандидаты, входившие в 1995 г. в списки “Блока Станислава Говорухина” и блока “Межнациональный союз”. В списке блока “Русское дело” был кандидат, входивший в 1995 г. в список Национально-республиканской партии России.

Еще два блока (“Отечество – Вся Россия” и “Медведь”) формально можно было считать преемниками объединений и блоков, участвовавших в предыдущих выборах. Так, в состав блока “Отечество – Вся Россия” входила Аграрная партия России, а также объединение “Регионы России”, участвовавшее в выборах 1995 г. в составе “Блока Ивана Рыбкина”. В списке блока были также кандидаты, входившие в 1995 г. в списки объединений “Наш дом – Россия”, “Яблоко”, “Женщины России”, “Конгресс Русских Общин”, Партия самоуправления трудящихся, “Вперед, Россия!”, “Мое Отечество”, Партия любителей пива, блоков “Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда”, “Блок Станислава Говорухина”.

В состав блока “Медведь” входили Российская Христианско-Демократическая партия, участвовавшая в выборах 1995 г. в составе блока “Межнациональный союз”, и Народно-патриотическая партия, участвовавшая в выборах 1995 г. в составе блока “За Родину!”. В списке блока были также кандидаты, входившие в 1995 г. в списки объединений “Кедр”, “Народный союз”, блоков “Общее дело” и “Памфилова – Гуров – Владимир Лысенко”.

Однако, по существу, блоки “Отечество – Вся Россия” и “Медведь” были совершенно новыми образованиями, представлявшими два варианта “партии власти”. “Медведь” был образован как блок поддержки В.В. Путина – нового Председателя Правительства России и объявленного преемника Б.Н. Ельцина на посту Президента. Блок “Отечество – Вся Россия” был образован главами крупнейших субъектов Федерации (Москва, Санкт–Петербург, Татарстан и др.) и также претендовал на завоевание большинства.

Еще два движения (“Духовное наследие” и “В поддержку армии”) представляли собой объединения, отколовшиеся от КПРФ. “Сталинский блок – за СССР” включал кандидатов, входивших в 1995 г. в состав списков “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз” и “Власть – народу!”.

Списки объединений “За гражданское достоинство” и Социалистическая партия России возглавляли Э.А. Памфилова и И.П. Рыбкин, которые в 1995 г. были лидерами блоков, названных их именами. Однако эти объединения трудно назвать преемниками данных блоков.

Остальные 7 избирательных объединений и блоков были “чистыми” новичками на выборах депутатов Государственной Думы.

По результатам голосования преодолели 5%-ный барьер и были допущены к распределению мандатов 6 списков, два из которых были выдвинуты избирательными объединениями (КПРФ и “Яблоко”) и четыре – избирательными блоками (табл. 2.3).

В выборах приняли участие 66 840 638 избирателей, или 61,85% от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняло участие 66 667 682 избирателя, или 61,69%. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 54 254 855 голосов, что составило 81,38% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 50,20% от числа зарегистрированных избирателей.

Из четырех объединений, представленных в Думе второго созыва, барьер преодолели три – КПРФ, “Яблоко” и “Блок Жириновского” (по сути – ЛДПР). Движение “Наш дом – Россия” (бывшая “партия власти”, возглавляемая отставленным премьером В.С. Черномырдиным) получила лишь чуть более 1% голосов. Прошли в Думу еще три блока, два из которых (“Медведь” и “Отечество – Вся Россия”) были “партиями власти”. Блок “Медведь” был “партией” федеральной власти с определенным правоцентристским уклоном. “Отечество – Вся Россия” представляла “партию” наиболее самостоятельных региональных лидеров, при этом она занимала откровенно левоцентристские позиции.

Интересно, что блок “Отечество – Вся Россия” больше половины голосов (4 685 389) получил всего в пяти субъектах Федерации – Москве, Санкт–Петербурге, Московской области, Республиках Татарстан и Башкортостан. Следует отметить также беспрецедентный разброс голосов за этот блок по регионам: от 88,0% в Республике Ингушетия до 2,2% в Магаданской области.

Еще один блок, преодолевший 5%-ный барьер, – “Союз Правых Сил” – стал политическим преемником блока “Выбор России”, представленного в Думе первого созыва, и блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы”, который на выборах 1995 г. получил 3,9%.

Как и на предыдущих выборах, большая часть объединений и блоков получила менее 1% голосов.

У “Блока Жириновского” общефедеральная часть списка содержала максимально возможное число кандидатов, поэтому ни один из кандидатов этого блока, включенных в региональные группы, мандата не получил. Общефедеральная часть списка Объединения “Яблоко” состояла из 12 кандидатов, кроме того, один кандидат из общефедеральной части был избран в одномандатном округе; таким образом, в Думу прошли 5 “яблочных” кандидатов из региональных групп. У четырех других объединений и блоков, прошедших в Думу, количество региональных кандидатов, получивших мандаты, было еще больше.

На этих выборах вновь отказались от получения мандата несколько кандидатов, являвшихся “лицом” списка. У блока “Медведь” от мандата отказался министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу, возглавлявший список блока. У блока “Отечество – Вся Россия” от мандата отказались мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев, занимавшие в списке второе и третье места. Закон 1999 г. предусматривал за отказ от мандата кандидата из первой тройки санкцию: объединение или блок должны были в этом случае лишаться мандата. Однако в законе присутствовала и оговорка о “вынуждающих обстоятельствах”, написанная столь нечетко, что позволила трактовать закон в пользу блоков, допустивших обман избирателей.

2.3.4. Выборы 2003 года

Выборы, прошедшие 7 декабря 2003 г., опять проводились по новому закону. Правда, в этот раз закон был принят раньше – за год до дня голосования18. В том, что касается основных параметров избирательной системы, он почти ничем не отличался от предыдущего. Наиболее существенной новеллой была обязанность разбивать список не менее чем на 7 региональных групп.

В то же время существенные изменения, касающиеся участников выборов, были внесены в 2001 г. Федеральным законом “О политических партиях”19. По этому закону единственным видом избирательных объединений на выборах в органы государственной власти стали политические партии, к которым предъявляется ряд требований, в том числе минимальная численность20. Затем новый Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, принятый в 2002 г.21, установил, что в избирательный блок могут входить не больше трех участников, из которых хотя бы один должен быть политической партией. А уже незадолго до начала кампании в избирательное законодательство были внесены изменения, еще более ограничившие круг общественных объединений, которые могут входить в избирательные блоки22.

Списки выдвинули 21 политическая партия и 5 избирательных блоков. Зарегистрированы были 23 списка (18 политических партий и 5 избирательных блоков). Из них 22 списка были зарегистрированы на основании подписей избирателей и один – на основании избирательного залога.

Десять партий и блоков были в той или иной степени преемниками избирательных объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 и 1999 годов. КПРФ и “Партия Мира и Единства” участвовали в этих выборах в той же форме, что и в предыдущих. ЛДПР вновь участвовала в выборах в явном виде. Объединение “Яблоко” и блок “Союз Правых Сил” были преобразованы в партии. Российская экологическая партия “Зеленые” была преемницей “Кедра”, участвовавшего в выборах 1993 и 1995 годов, но снятого с выборов 1999 г. на основании нормы, впоследствии признанной неконституционной. Российская партия пенсионеров в этот раз участвовала в выборах в блоке с Партией социальной справедливости. Аграрная партия России, входившая в 1999 г. в блок “Отечество – Вся Россия”, вновь, как и в 1993 и 1995 гг., выступала самостоятельно.

Списки партий, представленных в Думе третьего созыва, сохраняли высокую степень преемственности. У КПРФ в общефедеральных частях списков 1999 и 2003 годов совпали 10 кандидатов, у ЛДПР – 9, у “Яблока” – 7, у “Союза Правых Сил” – 523. У Партии Мира и Единства в общефедеральных частях списков 1999 и 2003 годов совпали 5 кандидатов, у списка блока “Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости” со списком Партии пенсионеров – 3, у списка “Зеленых” со списком “Кедра” 1995 г. – 2. В общефедеральных частях списков Аграрной партии России 1995 и 2003 годов совпали также 2 кандидата.

Партия “Единая Россия” образовалась фактически путем слияния прошедших в Думу третьего созыва блоков “Медведь” и “Отечество – Вся Россия”. Общефедеральная часть списка этой партии состояла всего из четырех кандидатов, из которых один входил в 1999 г. в первую тройку списка блока “Медведь”, один возглавлял региональную группу этого блока и один входил в первую тройку списка блока “Отечество – Вся Россия”.

Блок “Родина” формально был образован тремя партиями (Партия российских регионов, Социалистическая единая партия России и “Народная воля”), две из которых были политическими преемниками избирательных объединений, участвовавших в выборах 1999 г. (движения “Духовное наследие” и Российского общенародного союза). В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ, блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” и Российского общенародного союза (но не “Духовного наследия”).

Остальные 13 партий и блоков были, по существу, новичками, хотя некоторые из них имели определенное отношение к избирательным объединениям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, представленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в политическом плане говорить о преемственности не приходится.

В состав блока “Новый курс – Автомобильная Россия” входили партия “Либеральная Россия” (образованная политиками, входившими ранее в партию “Демократический выбор России” и блок “Союз Правых Сил”) и Республиканская партия Российской Федерации, которая в выборах 1993 г. участвовала в составе “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, а в выборах 1995 г. – в составе блока “Памфилова – Гуров – Владимир Лысенко”. В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блока “Союз Правых Сил”, движения “Наш дом – Россия” и объединения “Яблоко”.

Народная партия Российской Федерации была создана депутатами, избранными в Думу третьего созыва по одномандатным округам. В общефедеральной части списка этой партии были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова”, движения “Духовное наследие” и партии “Кедр”. В общефедеральной части списка блока “Партия Возрождения России – Российская партия ЖИЗНИ” были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ и движения “Женщины России”. В общефедеральной части списка партии “СЛОН” были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки объединения “Яблоко”, блока “Союз Правых Сил” и движения “Социал-демократы”. Во главе списка партии “Развитие предпринимательства” стояли два депутата Государственной Думы первого, второго и третьего созывов, входившие в 1995 г. в список объединения “Яблоко”, а в 1999 г. в список блока “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части блока “Великая Россия – Евразийский Союз” были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блоков “Медведь” и “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части списка Объединенной российской партии “Русь” был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части списка Российской конституционно-демократической партии был кандидат, входивший в 1999 г. в список “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова”. В общефедеральной части списка Народно-республиканской партии России был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева”.

Результаты выборов продемонстрировали кризисные явления в развитии российской демократии и избирательной системы. Во-первых, явка оказалась ниже, чем на выборах Думы второго и третьего созывов и практически такой же, как на первых выборах 1993 г. В выборах приняли участие 60 712 299 избирателей или 55,75% от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняли участие 60 633 179 избирателей или 55,67%.

Во-вторых, вновь 5%-ный барьер смогли преодолеть только четыре списка, в то время как еще четыре списка набрали от 3,1 до 4,3% (табл. 2.4). Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 42 840 540 голосов, что составило 70,66% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 39,34% от числа зарегистрированных избирателей.

При этом в отличие от второго созыва непредставленной в Думе оказалась праволиберальная часть политического спектра. Все партии, занимавшие эту политическую нишу, не сумели преодолеть 5%-ный барьер, в том числе и представленные в Думе третьего созыва “Яблоко” и “Союз Правых Сил”, вместе получившие более 8%.

“Единая Россия”, консолидированная “партия власти”, за которую проголосовали менее 38%, получила по пропорциональной системе больше половины мандатов (120).

Помимо “Единой России” и думских “старожилов” КПРФ и ЛДПР барьер удалось преодолеть блоку “Родина”. Этот блок смог успешно конкурировать с КПРФ за избирателей левой ориентации и с ЛДПР за патриотический и протестный электорат.

Как и на выборах 1995 и 1999 годов, большая часть объединений и блоков получила менее 1% голосов.

Практика отказа избранных кандидатов от мандатов достигла своего апогея. У “Единой России” от мандатов отказались 37 кандидатов, в том числе занимавшие второе, третье и четвертое места в общефедеральной части С.К. Шойгу, Ю.М. Лужков и М.Ш. Шаймиев. Остальные 34 кандидата входили в первые тройки региональных групп: 24 занимали первые места, 7 – вторые и 3 – третьи. Большинство “отказников” (29) занимали должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, среди остальных – федеральный министр, первый заместитель полпреда Президента в федеральном округе, два председателя законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мэр областного центра, ректор университета и два руководителя крупных предприятий.

2.3.5. Итоги четырех избирательных кампаний

Некоторые числовые данные по четырем прошедшим кампаниям выборов депутатов Государственной Думы приведены в таблице 2.5.

Следует отметить довольно низкий процент голосов, которые в сумме получают списки, допущенные к распределению мандатов – и, соответственно, высокую долю “пропадающих” голосов. Если на первых выборах такие голоса составляли менее 13%, то на последующих ситуация была значительно хуже. В 1995 г. “пропала” почти половина голосов, в 2003 г. – почти треть.

При этом нельзя сказать, что голоса “пропадают” из-за большого числа участвующих в выборах партий и блоков. Так, в 2003 г. число конкурировавших федеральных списков было меньше, чем в 1999 г., а процент “пропавших” голосов оказался в 1,5 раза выше.

Анализ показывает, что значительная доля “пропадающих” голосов связана с партиями и блоками, получающими от 3 до 5% голосов избирателей. В 1995 г. за такие партии в сумме проголосовали 25,1% избирателей, в 2003 г. – 15,0%. Этот факт может служить одним из аргументов в пользу снижения заградительного барьера до 3%.

Анализ состава участников выборов свидетельствует, что партийная система России еще не устоялась. Каждые выборы состав участников кардинально обновляется. Изменяется и состав объединений и блоков, проходящих в Думу. Каждые выборы какая-то из представленных в парламенте партий оказывается “за бортом”, а на ее место приходит одна или несколько новых. Лишь две партии (КПРФ и ЛДПР) сохраняют места в Думе всех четырех созывов.


1 См.: Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

2 См.: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 “Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральных органах власти на переходный период” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3907.

3 См.: Указ Президента РФ от 6 ноября 1993 г. № 1846 “Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4333.

4 Избирательными объединениями по Положению о выборах считались общефедеральные партии, общефедеральные политические движения и блоки этих объединений.

5 См.: Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы / Под ред. В.И. Васильева, А.Е. Постникова. М.: БЕК, 1995, с. 10; Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996. С. 110.

6 В списке “Выбора России” был также руководитель Администрации Президента С.А. Филатов, который от мандата отказался.

7 Следует отметить, что ни Президент, ни Председатель Правительства открыто не выражали своей поддержки ни “Выбору России”, ни ПРЕС.

8 Протестный характер электората “Женщин России” хорошо выявляется с помощью корреляционного анализа (см.: Любарев А.Е. Корреляционный анализ результатов парламентских выборов 1995 года // ПОЛИС. 1996. № 2. С. 116–129).

9 Поражение “Гражданского союза” было неожиданным, поскольку этот блок имел сильные позиции в Верховном Совете Российской Федерации, распущенном Президентом.

10 Федеральный закон № 90-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2398) был принят в окончательном виде Государственной Думой 9 июня 1995 г., одобрен Советом Федерации 15 июня и 21 июня подписан Президентом РФ. Выборы были назначены Указом Президента РФ от 14 июля 1995 г. Подробно история принятия закона описана в статье В.Я. Гельмана (ПОЛИС. 1997. № 4. С. 125–147).

11 См.: Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы // ПОЛИС. 1996. № 2. С. 84–100.

12 Четырем избирательным объединениям и блокам (в т. ч. фавориту кампании – объединению “Яблоко”) Центральная избирательная комиссия первоначально отказала в регистрации, и они были зарегистрированы на основании решения Верховного Суда.

13 В соответствии с нормами избирательного законодательства, неизменными с 1995 г., число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу бюллетеней, выданных избирателям, а число избирателей, принявших участие в голосовании, – по числу бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. Первое число используется для решения вопроса о том, состоялись ли выборы, второе – для определения процента голосов, полученных кандидатами или списками.

14 Федеральный закон № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3178) был принят Государственной Думой 2 июня 1999 г., одобрен Советом Федерации 9 июня и 24 июня подписан Президентом РФ. Выборы были назначены Указом Президента РФ от 9 августа 1999 г.

15 Закон также вводил “плавающий” барьер (см. 4.4.2), однако эту страховочную норму применять не пришлось.

16 ЛДПР было отказано в регистрации на основании нормы, которая впоследствии была признана неконституционной: в связи с тем что два кандидата, входившие в первую “тройку” списка, были вычеркнуты из списка за предоставление недостоверных сведений о себе (обязанность предоставления сведений о доходах и имуществе и санкции за недостоверность этих сведений были новеллами закона 1999 г.). Кандидаты от ЛДПР были вынуждены баллотироваться в составе созданного в экстренном порядке “Блока Жириновского” (формально блок был образован двумя никому не известными объединениями).

17 Показательно, что фракция, которую образовали депутаты, избранные от этого блока, была названа ЛДПР.

18 Федеральный закон № 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание законодательства РФ. 2002. № 51. Ст. 4982) был принят Государственной Думой 20 ноября 2002 г., одобрен Советом Федерации 11 декабря и 20 декабря подписан Президентом РФ.

19 См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ “О политических партиях” // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

20 Законом было предусмотрено, что число членов политической партии должно быть не менее 10 тыс., при этом более чем в половине субъектов РФ в ее региональных отделениях должно состоять не менее 100 членов. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 2004. № 52. Ст. 5272) эти показатели были увеличены соответственно до 50 тыс. и 500 человек.

21 См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

22 См.: Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 85-ФЗ “О внесении изменения в статью 36 Федерального закона “О политических партиях” и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание законодательства РФ. 2003. № 26. Ст. 2574) и Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 97-ФЗ “О внесении изменений в статьи 2 и 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства РФ. 2003. № 27. Ст. 2711). Эти законы также предусматривали, что после 1 января 2004 г. в избирательные блоки могут входить только политические партии.

23 Общефедеральная часть списка “Яблока” в 1999 г. включала 12 кандидатов, “Союза Правых Сил” – 9.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru