Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

МОНИТОРИНГ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

бюллетень № 2, февраль 2007

Выпуск подготовили: Иванченко А.В., Любарев А.Е., Кынев А.В., Скосаренко Е.Е., 
Сергеев А.А., Акаевич В.Г., Кривцов В.И.

Часть III. Мониторинг выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края

2. Законодательство о выборах

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа” (в редакции Федерального конституционного закона от 12 апреля 2006 г. № 1-ФКЗ) Законодательное Собрание Пермского края первого созыва избирается сроком на пять лет и состоит из 60 депутатов, при этом 28 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на территории бывшей Пермской области и 2 депутата от 2 округов на территории бывшего КПАО, еще 30 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе.

На основании данного закона Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва было утверждено Указом Президента РФ от 19 апреля 2006 года № 402. В разработке данного Положения принимали участие как региональные (областная избирательная комиссия, администрация губернатора, Законодательное Собрание), так и федеральные (Центризбирком, Администрация Президента РФ) структуры.

Положение предусматривает выборы пропорциональной части Законодательного Собрания по системе закрытых списков, разбитых на региональные группы. Каждый список должен был включать в себя общекраевую часть и 8 региональных групп кандидатов, при этом одна региональная группа обязательно должна была соответствовать территории Коми-Пермяцкого округа, остальные 7 групп должны были соответствовать территориям четырех граничащих между собой одномандатных избирательных округов (перечень групп в соответствии с Положением устанавливала Временная избирательная комиссия). В общекраевой части списка могло быть не более 3 кандидатов, а в региональных группах – не менее 3 кандидатов в каждой. Таким образом, списки должны были содержать минимум 25 человек. Максимальное число кандидатов в списке было ограничено 60.

Для регистрации кандидатов по округу и партийного списка кандидатов требовалось представить подписи 1% избирателей округа или края соответственно. Размер избирательного залога и для партий, и для кандидатов составлял 15% от предельной суммы всех расходов из средств соответствующего избирательного фонда. Для партий предельный размер расходов средств избирательного фонда составлял 60 млн. руб., для кандидатов по одномандатным округам – 2 млн. руб. Таким образом, залог для партий составлял 9 млн. руб., для кандидатов – 150 тыс. руб. Выдвижение кандидатов и списков начиналось со дня, следующего за днем публикации решения о назначении выборов, и заканчивалось через 30 дней после публикации решения о назначении выборов. Документы на регистрацию должны были подаваться не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Порог для возврата залога соответствует максимуму, предусмотренному федеральным законом: кандидат должен получить не менее 5% голосов, а список – не менее 3%. Возврата стоимости “бесплатного эфирного времени” и “бесплатной печатной площади” не предусмотрено.

Порог явки для признания выборов состоявшимися был установлен в 25%. Заградительный барьер составлял 7%1. При этом Положение содержало требование, чтобы списков, допущенных к распределению депутатских мандатов, было не менее трех (за исключением случаев, когда голосование проводилось за два списка). Если 7%-ный барьер преодолевают менее трех списков или за все преодолевшие этот барьер списки подано в совокупности не более 50% голосов избирателей, барьер становится “плавающим”.

Для распределения мандатов между списками применялась традиционная для нашей страны методика, основанная на квоте Хэйра (называемой первым избирательным частным) в сочетании с методом наибольшего остатка. Распределение депутатских мандатов между региональными группами внутри партийных списков осуществлялось на основе относительного (т.е. выраженного в процентах) рейтинга поддержки партии на территориях, входивших в соответствующую региональную группу.

Положение предусматривает санкции в виде лишения партии мандата лишь в случае досрочного прекращения полномочий депутата, находившегося в его общекраевой части списка, без вынуждающих к тому обстоятельств2 до истечения одного года со дня избрания Законодательного Собрания. При этом кандидатам предоставлено полное право в течение 7 дней со дня голосования отказаться от получения мандата. Не предусмотрены санкции и в том случае, если избранный кандидат не выполнит требования об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Законодательного Собрания3.

Возрастной ценз для пассивного избирательного права – 21 год. Положение дало право назначения наблюдателей общественными объединениями. Предусмотрена возможность голосования по открепительным удостоверениям: они выдавались за 45–20 дней до дня голосования в территориальных избирательных комиссиях, а затем в участковых избирательных комиссиях. В протоколе предусматривалась строка, отражающая выдачу открепительных удостоверений в территориальных комиссиях. Контрольных соотношений, как и в большинстве других законов о выборах, предусмотрено 4.

Первая редакция Положения предусматривала возможность голосования против всех кандидатов и против всех списков. Более того, во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П в Положении была предусмотрена возможность создания агитационного фонда для финансирования агитации против всех кандидатов и/или против всех списков кандидатов. Однако после вступления в силу Федерального закона от 15 июля 2006 г. № 107-ФЗ, отменившего голосование “против всех” (а также двух других федеральных законов, внесших изменения в избирательное законодательство), Президент РФ издал Указ от 21 августа 2006 г. № 912, которым внес изменения в Положение о выборах, и возможности голосования “против всех”, а также создания агитационных фондов были из Положения исключены.

продолжение


1 Отметим, что в своих региональных законах, принятых в 2003 г., Пермская область установила барьер на уровне 7,5%, а КПАО – 3%.

2 Под вынуждающими обстоятельствами понимаются ограничение в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья депутата или его близких родственников.

3 Поражает полное отсутствие логики в указанных нормах. Отказ от мандата кандидата без каких-либо видимых причин сразу же после голосования, означающий, что данный кандидат не собирался становиться депутатом, а допустил обман избирателей и нарушил обязательство, данное им при выдвижении, не влечет санкций. Зато санкции влечет прекращение полномочий депутата, который выполнил свои обязательства и почти год работал в Законодательном Собрании, даже в случае его избрания депутатом Государственной Думы, поскольку данное обстоятельство Положение о выборах не относит к вынуждающим (впрочем, если выборы в Государственную Думу пройдут в положенный срок, т.е. 2 декабря, сложение полномочий избранных депутатов состоится уже за пределами годичного срока).

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru