МОНИТОРИНГ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР
бюллетень № 2,
февраль 2007
Выпуск
подготовили: Иванченко А.В.,
Любарев А.Е., Кынев А.В.,
Скосаренко Е.Е.,
Сергеев А.А., Акаевич В.Г.,
Кривцов В.И.
|
3.
Избирательные округа
Как
отмечалось в разделе
1, выборы депутатов
Законодательного Собрания
Пермской области всех трех
созывов проходили по 40
одномандатным округам. При этом
два одномандатных округа
соответствовали территории КПАО
и 38 – собственно Пермской
области. Таким образом, на
выборах депутатов
Законодательного Собрания
Пермского края число
одномандатных округов на
территории Пермской области
сократилось с 38 до 28. Это
означало необходимость коренной
переделки схемы одномандатных
округов с увеличением их
размеров на территории области
примерно на 40%.
По данным на 1
июля 2006 г. (на основании которых
определялась схема округов)
общая численность избирателей
Пермского края составляла 2 117 638
человек. Общая численность
избирателей, проживавших на
территории Коми-Пермяцкого
округа составляла 89 863 человек.
Общая численность избирателей,
проживавших на остальной
территории края, составляла 2 027 775
человек. Исходя из этих данных,
средняя норма представительства
избирателей по Коми-Пермяцкому
округу – 44931,5, а по остальной
территории края – 72420,5. Таким
образом, голос избирателей в
Коми-Пермяцком округе оказался в
среднем в 1,6 раза весомее голоса
избирателей в остальной части
края. Такое отступление от
принципа равного избирательного
права не соответствует нормам
Федерального закона “Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации”, однако
оно определялось нормами
Федерального конституционного
закона, которые имеют приоритет
перед федеральными законами1.
В
соответствии с Положением о
выборах схема одномандатных
округов была определена
Временной избирательной
комиссией 3 августа 2006 г.
При нарезке
округов удалось добиться, чтобы
размеры всех округов
отклонялись от соответствующей
средней нормы представительства
не более чем на 10%. При этом “разрезать”
пришлось 1 муниципальный район
из 6 в Коми-Пермяцком округе и 7
муниципальных районов из 36 в
остальной части края, 6 из 7
районов г. Перми, а также города
Березники и Соликамск.
“Разрезание”
шести районов г. Перми и города
Березники было неизбежно с
учетом значительной численности
избирателей, проживающих на
данных территориях. По-видимому,
невозможно было обойтись и без
“разрезания” некоторых
муниципальных районов. Однако
совершенно неоправданным
выглядит “разрезание” г.
Соликамска, число избирателей
которого (71591) превосходно “укладывалось”
в один округ. Непонятна также
причина, по которой три сельских
поселения Пермского района были
включены в округ № 4 вместе с
частью Индустриального района г.
Перми.
В
соответствии с Положением о
выборах Временная избирательная
комиссия утвердила перечень
территорий, соответствующих
региональным группам.
Региональные группы “Пермь–Север”
и “Пермь–Юг” включали
части территории г. Перми (но
последняя также три сельских
поселения Пермского района),
группа “Пермь–Краснокамск”
помимо части г. Перми включала
также Краснокамский район и
часть Пермского района. В
соответствии с Положением о
выборах была предусмотрена
отдельная группа “Коми-Пермяцкий
округ”. Группы “Север”,
“Юг”, “Запад” и “Восток”
включали соответственно районы
и города северной (без Коми-Пермяцкого
округа), южной, западной и
восточной частей края. При этом
группа “Север” идеально
соответствовала северо-восточной
части края, а группа “Восток”
неплохо соответствовала
восточной. В то же время
Кунгурский район оказался
разделен между группами “Юг”
и “Запад”.
продолжение
1 Отметим,
что Постановление
Конституционного Суда РФ от 17
ноября 1998 г. № 26-П признало
допустимым отступление от
принципа равного избирательного
права с целью обеспечения
представительства от
территориальных единиц с
малочисленным населением. Тем не
менее, были и иные способы
решения данной проблемы,
например, более радикальное
увеличение числа депутатов
Законодательного Собрания.
|