Юрий
Альбертович ДМИТРИЕВ, доктор
юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой
конституционного и
муниципального права Академии
труда и социальных отношений
Данное предложение имеет
целью направить активность
политических партий в регионы.
Однако очевидно, что основную
роль в "раскручивании"
кандидатов играет телевидение,
причём федеральные каналы
(яркий пример - создание
положительно образа Алу
Алханова на выборах Президента
Чеченской Республики). Регионы
в значительной своей массе
лишены подобной возможности.
Думаю, чтобы уравнять шансы
федеральных и региональных
кандидатов, необходимо
запретить использование
элементов предвыборной
агитации на телевидении вне
рамок избирательной кампании.
|
Аркадий
Ефимович ЛЮБАРЕВ, эксперт по
вопросам избирательного
законодательства
Сокращать общефедеральную (центральную)
часть списка надо: 18 кандидатов
– это слишком много. Но
сокращение до 3 – это перебор.
Для чего нужно сокращать
число кандидатов в центральной
части?
Во-первых, для того, чтобы
могли получить мандаты
кандидаты из региональных
частей. Но для этого достаточно
ограничить центральную часть 12
кандидатами (как это было в
законе 1995 г.). Если партия
преодолевает 5%-ный барьер, она
сразу получает не менее 12
мандатов (при 7%-ном барьере –
не менее 16 мандатов, а если все
450 депутатов будут избираться
по спискам при 7%-ном барьере
– не менее 32 мандатов).
Во-вторых, чтобы кандидаты,
имеющие приоритетные шансы на
попадание в Думу, не были “спрятаны”
от избирателей. В настоящее
время в избирательный
бюллетень включается только
первая тройка из центральной
части, а имена других
кандидатов из этой части
большинству избирателей
остаются неизвестными. Однако
этот дефект можно исправить
другим путем: включая в
бюллетень большее количество
кандидатов (бюллетень при этом
станет немного длиннее) или
перечислением всех кандидатов,
включенных в центральную часть,
в информационном плакате,
который размещается на каждом
избирательном участке.
Сокращение центральной части
до трех кандидатов плохо тем,
что это может привести к
снижению качества депутатского
корпуса. Не надо
забывать, что парламент – не
только представительный, но и
законодательный орган. И для
того, чтобы он мог эффективно
выполнять законодательные
функции, в нем должны быть
представлены специалисты
разного профиля. И серьезные
партии, понимая это, стараются
включить в центральную часть
списка соответствующих
специалистов – в области
экономики, права, внешней
политики и т.п. Сокращение
центральной части до трех
человек может привести к
дисбалансу специалистов и
снижению интеллектуального
потенциала парламента.
|