Предложение
4.
Изменение методики
распределения мандатов между
региональными группами –
использование в качестве
критерия не абсолютного числа
голосов, полученных
региональной группой, а доли
голосов, поданных за партию на
соответствующей территории
|
Юрий
Альбертович ДМИТРИЕВ, доктор
юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой
конституционного и
муниципального права Академии
труда и социальных отношений
Пока трудно судить об
эффективности подобной меры,
поскольку она не
сформулирована в виде
конкретной нормы права. Однако,
очевидно, что доли голосов
призваны более точно
определять политические
предпочтения избирателей,
нежели круглые цифры.
Уменьшается коэффициент
погрешности.
|
Аркадий
Ефимович ЛЮБАРЕВ, эксперт по
вопросам избирательного
законодательства
Это абсолютно недопустимо.
Действующая методика
предусматривает распределение
мандатов пропорционально
голосам, полученным
региональными группами. То, что
предлагается, приведет к
нарушению пропорционального
представительства регионов. По
сути выборы вместо выражения
воли избирателей предлагается
превратить в подобие
спортивного состязания.
Особенно вредна данная мера в
сочетании с увеличением
минимального числа
региональных групп до 4/5 от
числа субъектов РФ. Последнее
приведет, во-первых, к тому, что
численность избирателей в
разных региональных группах
будет сильно различаться: от 7-миллионной
Москвы (разделять Москву на
несколько региональных групп
глупо, хотя ЦИК такую
возможность и предлагает:
Москва – единое целое) до
субъекта с численностью
избирателей 300–400 тысяч (а то
и 12 тысяч, как Эвенкийский АО).
Во-вторых, партии, набравшие
менее 15% голосов, получат меньше
мандатов, чем число
региональных групп.
При использовании
предлагаемой методики это
будет означать, что у таких
партий ни одна региональная
группа не получит больше 1
мандата, какой бы высокий
процент ни набрала партия в
этих регионах. То есть, опять-таки,
результат получится прямо
противоположным
декларируемому: региональные
отделения партий лишаются
стимулов для борьбы за голоса
избирателей.
Кроме того, у власти
появляется возможность влиять
с помощью административного
ресурса на состав депутатов,
избранных от партий (в т.ч. и
оппозиционных). Достаточно “помочь”
такой партии получить в
небольшом регионе (той же
Эвенкии), где список
возглавляет слабый кандидат,
больший процент голосов, и
представитель этого региона
получит мандат вместо
представителя другого региона,
где список возглавляет более
сильный кандидат.
|