Право
выдвигать кандидатов не
относится к фундаментальным
избирательным правам
Аркадий
Любарев
Уважаемый
Сергей Нестерович!
1.
Начну с главного вопроса – с
альтернативы № 6. Я готов
ответить вполне определенно:
Право выдвигать кандидатов в
список для голосования не
является одним из избирательных
прав.
Конечно,
я бы предпочел выразиться в
более мягкой форме: не является
одним из фундаментальных
избирательных прав. Но сути это
не изменило бы.
Мне
кажется, что я уже обосновывал
этот тезис ранее. Но попробую еще
раз.
Фундаментальным
я считаю право гражданина
выдвинуть свою кандидатуру. При
этом я исхожу из посылки (с
которой, насколько я помню, Вы
были согласны), что человека
нельзя заставить
баллотироваться помимо его воли.
Это означает, что решение –
становиться кандидатом или нет
– гражданин принимает сам.
Выдвинул его кто-то или нет,
реального значения не имеет. Я
могу до хрипоты кричать, что хочу
выдвинуть Иванова (или
Рабиновича), но, если он не
захочет выдвигаться, я с этим
ничего не смогу поделать. Но ведь
по Вашей логике тем самым Иванов
(или Рабинович) нарушит мое
избирательное право!
Но
возможна ведь и противоположная
ситуация. Я могу даже не знать о
существовании какого-нибудь
Петрова и потому мне не придет в
голову его выдвигать. Но он
выдвинется, опубликует свою
программу, я прочитаю ее и пойму,
что это тот самый человек,
которого я хотел бы видеть своим
представителем. И здесь я не знаю,
как интерпретировать Вашу
формулировку, относительно того,
кого считать представителем? Я
ведь не хотел внести Петрова в
список кандидатов до того, как
этот список был сформирован, а
захотел это сделать уже после.
Если
Вы скажете, что это не важно,
когда я захотел внеси его в
список, то вся Ваша конструкция
на самом деле повисает. Скажем,
за Петрова, которого еще месяц
назад никто не знал,
проголосовали 10 тысяч
избирателей, и он стал депутатом.
Как Вы определите, голосовали
они за него потому, что поняли –
это именно тот, кто им нужен, или
потому, что остальные – еще хуже?
Мне
Ваша ошибка видна уже из Вашей
фразы: «Самый демократичный
способ избрания – это
заполнение открытых бюллетеней,
когда каждый избиратель вносит в
бюллетень имя любого человека,
которого он хотел бы видеть
своим представителем». Дело ведь
не только в трудностях
применения этого способа на
практике. Этот способ хорош и
демократичен для собрания
трудового коллектива или
садоводческого товарищества,
где все друг друга знают как
облупленных. Но там, где
избиратель не может знать всех
потенциальных кандидатов,
ничего особенно демократичного
в таком способе нет. В такой
ситуации избирательную кампанию
приходится делить на стадии:
сначала выдвижение и
регистрация, то есть
формирование списка для
голосования; потом агитационная
кампания, то есть предоставление
возможности избирателям
составить свое мнение о
кандидатах и на основе этого
мнения сделать осознанный выбор;
потом собственно голосование и
определение результатов.
Так
вот, я утверждаю, что поскольку
избиратели на начальной стадии
не имеют возможности сделать
осознанный выбор среди всех
потенциальных кандидатов и даже
не знают, кто из этих
потенциальных кандидатов
захочет или не захочет
выдвигаться, право на выдвижение
не имеет существенного значения.
2.
Не знаю, что Вы хотели доказать
рассуждениями: «Если гражданин
не может повлиять на выдвижение
кандидатов, а результаты
выдвижения без его участия ему
не нравятся, никто не может
поставить ему в вину то, что он не
пошел на выборы». Но, припоминая
выступления Вашего
единомышленника Е.Я. Смулянского,
я догадываюсь, что Вы
предполагаете, будто главная
причина абсентеизма – то, что
избирателям не нравится
предлагаемый им список для
голосования. Не могу подтвердить
или опровергнуть это
предположение – это вопрос
недостаточно исследован, но
оснований для сомнений в его
верности достаточно. Нет, я не
спорю, что одна из причин
абсентеизма именно в этом, но вот
чтобы она была главной…
Электоральная статистика
свидетельствует о другом, даже
если сделать поправку на
фальсификации.
3.
Прежде чем перейти к следующему
вопросу, не могу не
отреагировать на Ваше обвинение
в «скользкости и увертливости».
То, что Вы расцениваете как «скользкость
и увертливость» проистекает из
понимание сложности проблемы,
неоднозначности многих ее
аспектов. Одно из главных
различий между нами в том, что
Вам кажется, что здесь все так же
просто, как в евклидовой
геометрии. А я полагаю, что тут
все не менее сложно, чем в
квантовой механике.
4.
Теперь по определению
представительства. Я понимаю
Ваше желание так сформулировать
определение, чтобы можно было с
помощью формальной процедуры
точно и объективно оценить,
сколько избирателей имеют
своего представителя в том или
ином органе. Хотя я и не понимаю,
как это возможно сделать с
помощью Вашего определения.
Я
полагаю, что представителем
избирателя является депутат, за
которого этот избиратель
голосовал персонально, либо
депутат, входивший в список, за
который этот избиратель
проголосовал. Но это еще не
окончательное определение (окончательное,
возможно, я сегодня еще не
сформулирую). Здесь надо
обязательно сделать несколько
оговорок.
Первая
оговорка – голосование должно
быть свободным, избиратель
должен добровольно
проголосовать за данного
кандидата или список, он должен
добровольно прийти на
избирательный участок.
Вторая
оговорка связана со списком. У
меня нет сомнений в том, что если
на выборах в Законодательное
Собрание региона список некой
партии получил три мандата, то
все три депутата от этой партии
являются представителями тех
избирателей, которые
проголосовали за данный список.
Так же у меня нет сомнений в том,
что если на выборах в
Государственную Думу
региональная группа списка
некой партии получила три
мандата, то все три депутата из
этой группы являются
представителями тех избирателей,
которые проголосовали за данный
список на соответствующей
территории.
Но
я не могу считать, что избранные
в 1993 году 59 депутатов от ЛДПР
являлись представителями тех 12
млн. избирателей, которые за ЛДПР
проголосовали. Не могу считать
по причине обезличенности
такого представительства. И я не
могу считать, что С.П. Горячева
– единственный кандидат из
центральной части федерального
списка «Справедливой России»,
ставший депутатом, является
представителем тех избирателей (их
число я не считал, но это
нетрудно сделать), которые
голосовали в 2007 году за «Справедливую
Россию», но проживают в регионах,
соответствующие которым группы
не получили мандатов. Поскольку
не может один депутат быть
представителем такого
количества избирателей.
Вот
эти две мои оговорки требуют
некоторой формализации, над
которой я пока думаю. Впрочем, я
не уверен, что Вам это интересно.
5.
Как это часто бывает, я
заканчиваю тем вопросом, с
которого вы начинаете. У нас,
видимо, разные представления о
важности вопросов.
По
моему мнению, употребление
выражений «мне показалось» и «я
считаю» более уместны в
дискуссии, чем «совершенно
очевидно» и «является
жульничеством». Мы с Вами по-разному
интерпретируем одни и те же
тексты, никуда от этого факта не
деться. Я по-прежнему считаю, что
в постановлении
Конституционного суда от 17.11.98
рассматривался вопрос о
соответствии пропорциональной
системы действующей Конституции.
И я по-прежнему считаю, что в п.п.
«а» п. 1 ст. 3 Кишиневской
конвенции имеется в виду вес
голоса избирателя в том
понимании, которое я Вам изложил.
Но
вряд ли дальнейшее обсуждение
этих вопросов будет
плодотворным.
22.06.2009
|