ПОДВОДЯ ИТОГИ
Новогоднее обращение к читателям Совета
директоров Независимого института
выборов и редакции
журнала
(полностью)
ГРАЖДАНСКИЕ
ИНИЦИАТИВЫ
УСЛЫШАТЬ НАРОД
В номерах 7–8 и 9–10 журнала были
опубликованы инициативные проекты
федеральных законов “Об общественном
обсуждении проектов федеральных
конституционных законов, федеральных
законов и вопросов, требующих
законодательного решения” и “О
гарантиях права граждан Российской
Федерации на индивидуальные и
коллективные обращения в государственные
органы, органы местного самоуправления,
государственные и муниципальные
организации”, подготовленные
Независимым институтом выборов и
Институтом федерализма и гражданского
общества. В числе первых откликов на эти
законопроекты публикуются заключения,
поступившие из мэрии Москвы, – “Обсуждение
не должно стать средством манипулирования
общественным мнением” и “Закон об
обращениях граждан необходим” (подготовлены
первым заместителем начальника
Управления по связям с органами
законодательной и исполнительной власти А.О.
Александровым).
(полностью)
РЕФОРМА ВЛАСТИ
И. Бабичев
Возможны варианты
Статья первого заместителя секретаря
Конгресса муниципальных образований РФ Игоря
Бабичева продолжает начатую в номере
9–10 журнала дискуссию по проблемам
местной власти. В ней рассматриваются
сложившиеся в нашей стране схемы
организации органов местного
самоуправления, способы формирования
местной власти и проблемы ее
взаимодействия с местным сообществом. Как
утверждает автор, местное самоуправление
в России состоится тогда, когда
организованные для реализации своих
экономических и социальных интересов
представители местных сообществ будут
иметь реальную возможность реализовывать
свои интересы через механизмы местной
власти.
(полностью)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ПЕРЕД ВТОРЫМ ЧТЕНИЕМ
18 декабря в Государственной Думе прошли
парламентские слушания на тему “О
путях совершенствования избирательного
законодательства Российской Федерации и
усилении уголовной ответственности за его
нарушения”, организованные
Комиссией по изучению практики применения
избирательного законодательства
Российской Федерации при подготовке и
проведении выборов и референдумов в
Российской Федерации. В слушаниях приняли
участие депутаты Госдумы, представители
федеральных и региональных органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации,
политических партий, общественных
организаций, а также ученые и
представители средств массовой
информации. Основным предметом обсуждения
стал проект федерального закона “О
внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации”, принятый депутатами в
первом чтении.
На страницах журнала публикуются
выступления председателя Государственной
Думы Геннадия СЕЛЕЗНЕВА, председателя
Комиссии по изучению практики применения
избирательного законодательства
Российской Федерации при подготовке и
проведении выборов и референдумов в
Российской Федерации Александра САЛИЯ,
депутата Областного совета Орловской
области Михаила ШВЕЦОВА, начальника
Государственно-правового управления Думы
Ханты-Мансийского автономного округа
Татьяны ЗАПЕВАЛИНОЙ, социолога,
руководителя группы оперативных
исследований социально-политических
проблем России Владимира КИРИЕНКО,
заместителя председателя Избирательной
комиссии Смоленской области Леонида
ДЕНИСОВА, представителя общественной
организации “Международный
дискуссионный клуб” Андрея ОЖАРОВСКОГО,
председателя Совета консалтинговой
группы “ЗЕТ” Владимира ЗЫРЯНОВА,
председателя Избирательной комиссии
Тамбовской области Николая ВОРОБЬЕВА,
председателя Избирательной комиссии
Приморского края Сергея КНЯЗЕВА,
председателя Московской городской
избирательной комиссии Валентина
ГОРБУНОВА, председателя Избирательной
комиссии Омской области Александра
КУШНАРЕВА, заместителя Председателя
Государственной Думы Владимира
ЖИРИНОВСКОГО и председателя
Избирательной комиссии Ростовской
области Сергея ЮСОВА (тексты выступлений
публикуются на основе сокращенного
варианта стенограммы парламентских
слушаний).
(полностью)
М. Ионова
Имущественный ценз?
Статья заместителя руководителя
Государственно-правового отдела
Московской областной Думы Марины
Ионовой продолжает дискуссию по
новому проекту закона о гарантиях.
(полностью)
А. Любарев
Какие права обеспечивают свободные,
честные и справедливые выборы
В статье представителя Межрегионального
объединения избирателей Аркадия
Любарева поднимается вопрос об
избирательных правах граждан и о
необходимости закрепления в федеральном
законе гарантий этих прав.
(полностью)
А. Жиляев
О статусе наблюдателей
В статье Артура Жиляева (Омская
академия МВД РФ) обосновывается
необходимость переосмысления в
законодательстве некоторых аспектов
правового статуса международных
наблюдателей на выборах в России.
(полностью)
С. Чудина
Отпуск не панацея
Статья Светланы Чудиной посвящена
проблеме использования административного
ресурса в избирательных кампаниях и
анализу мер противодействия этому ресурсу,
предусмотренных в проекте закона о
гарантиях, с точки зрения их действенности
и эффективности.
(полностью)
В РЕГИОНАХ
Я. Мальцева
Опять явка виновата…
В статье Яны Мальцевой (Владивостокский
институт международных отношений)
анализируются итоги прошедших 9 декабря
выборов депутатов Законодательного
собрания Приморского края, которые были
признаны не состоявшимися из-за низкой
явки избирателей (в среднем по краю –
24,8%). Опираясь на опыт предыдущих
предвыборных баталий, автор пытается
вскрыть основные причины, побудившие
приморцев в своем большинстве отказаться
от участия в голосовании.
(полностью)
А. Сергеев
Якутский спектакль
В статье Алексея Сергеева (Независимый
институт выборов) дается правовая оценка
ситуации, сложившейся на выборах
президента Республики Саха (Якутия).
До участия в прошедших зимой 2001–2002
годов выборах Президента Якутии не был
допущен ранее занимавший этот пост в
течение десяти лет Михаил Николаев. Но
дело совсем не в том, что, сославшись на
положения республиканского
законодательства, жителям Якутии не
разрешили самим принять решение об
избрании или не избрании на новый срок
своего прежнего лидера. Якутская история,
более похожая на спектакль, чем на
правовую процедуру, позволила усомниться,
обеспечено ли в Российской Федерации
единство прав ее граждан.
Конституция России гарантирует право
граждан избирать и быть избранными в
органы государственной власти и допускает
ограничение этого права лишь федеральным
законом, но не законом субъекта Федерации.
По мнению автора, “якутское дело”
создало опасный прецедент, когда при
разрешении правового спора был применен
региональный законодательный акт,
запрещающий Николаеву участвовать в
выборах, и были начисто проигнорированы
положения Конституции России и
федеральных законов, которые не допускают
возможности введения таких запретов на
отдельных территориях государства.
Подробный анализ материалов “якутского
дела” позволяет сделать вывод, что
процессуальное законодательство и
подходы ряда правоприменительных органов
позволяют запросто исключить Конституцию
Российской Федерации из числа актов, на
основании которых должны разрешаться дела
о важнейших политических правах граждан,
превратить ее из акта высшей юридической
силы и прямого действия в пустую
декларацию
(полностью)
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ,
ОПУБЛИКОВАННЫХ В №№ 1–12 ЖУРНАЛА
“ВЫБОРЫ”
ЗА 2001
ГОД
(полностью)